Презентация по литературе для 9 класса Роль литературы в становлении человека


«Чудесная способность искусства, особенно литературы» План:Наука и искусство – два вида духовной деятельности человека. Содержание понятий «наука» и «искусство».Что сближает научное и художественное познание? В чём их отличие?Почему в развитии человека и общества наука не может заменить искусства?В чём может обогатить нас искусство, в частности литература? Что такое «чудо искусства»?Что значит «прочитать» художественное произведение? Лев Николаевич Толстой «Если бы не было наук и искусства, люди жили бы …» Наука – система знаний о природе, человеке, обществе и о способах воздействия на окружающий мир. Искусство – творческое воспроизведение действительности в художественных образах. Что сближает научное и художественное познание и какова их общая цель? Это духовная деятельность человека. Своей целью она имеет познание мира, человека, общества и воздействие на развитие человека и общества. Многие люди и даже некоторые учёные признают значение только науки. Рассуждают так: наука развивает человека и общество, облегчает его жизнь, освещает его путь в будущее. А искусство – это-де вымысел, развлечение, отдых. Разве, мол, это труд – почитать интересную книжку, послушать музыку, сходить в картинную галерею… Можно ли согласиться с такими выводами? Своё мнение старайтесь обосновать. Наука и искусство взаимосвязаны. Научные открытия обогащают писателя, художника, композитора пониманием бесконечной сложности окружающего мира. Искусство обогащает учёного духовностью, вдохновением.Кстати, подводные лодки, самолёты и многое другое были созданы писателями – фантастами задолго до того, как их спроектировали учёные. В.Г.Белинский:«Нравственное образование делает нас просто «человеком», т.е. существом, отражающим на себе отблеск божественности и потому высоко стоящим над миром животным. Хорошо быть учёным, поэтом, воином, законодателем и прочее, но худо не быть при этом «человеком». Быть человеком Вывод:Художественное, эстетическое познание окружающего нас мира не может быть заменено научным. Искусство даёт человеку такое приращение духовных сил, каких не может дать ум. В обогащении духовного мира человека искусство ничем не заменимо. Что значит «прочитать» художественное произведение? Художественное произведение нельзя читать так, как мы читаем учебник или статью учёного. В научной книге содержание раскрывается в логической последовательности. В ней одно вытекает из другого. В художественном произведении эпизоды, описания, образы – всё взаимосвязано, говоря словами Л.Толстого, «бесконечный лабиринт сцеплений». Л.Н.Толстой«Если бы не было наук и искусства, люди жили бы как животные, ничем не отличаясь от них» Домашнее задание: Один вопрос на выбор:Какое художественное произведение действительно оставило след в моей памяти и моём сердце?Доволен ли я своим литературным образованием? Вывод обосновать. Презентация к уроку литературы выполнена учителем русского языка и литературы ГБОУ № 320 г. Санкт-ПетербургДолотовой Ириной Николаевной