Статья (7класс)Творческая мастерская современного урока. «Использование проблемно-программированных заданий на уроках физики в 7 классе»


Щиголева Е.И., учитель физики
ГУ «ЛУВК «Интеллект»
Творческая мастерская современного урока.
«Использование проблемно-программированных заданий
на уроках физики в 7 классе»
«Человек может кое-чего достигнуть, целесообразно применяя
отдельные способности, может многого достигнуть,
соединяя несколько способностей, может создать исключительное и неожиданное, соединяя все свойства»
И.Гете
На современном уроке физики, среди усилий учителя на первый план выступает проблема активизации учащихся при помощи соответствующих методов учебно-воспитательной работы.
Объединение проблемного и программированного обучения приводит к созданию качественно новой дидактической системы – проблемно- программированного обучения. Проблемно-программированные задания- это решение проблемного задания с помощью порций информации( поэтапно).
Известно, что решение задач для учащихся является едва ли не самым сложным процессом при изучении физики. Мало того, что сам по себе он весьма трудоемкий, но и методика обучения порой такова, что эта учебная деятельность не вызывает интереса у учащихся. Наибольшие трудности вызывает процесс решения задач у семиклассников (75%).
Успешное решение физических задач - залог успехов в понимании физики. ,Энрико Ферми писал, что человек знает физику, если он умеет решать задачи.
Поэтому я делаю процесс решения задач более понятным, доступным с помощью проблемно-программированных заданий - выполняющими роль опоры для учеников 7 класса в овладении знаниями и умениями.
В работу по составлению заданий включаю самих ребят, в этой группе загораются все новые «звезды», зажигают других. Есть редактор, который отбирает задачи, корректирует оформление сборника. В него войдут расчетные, качественные, графические, экспериментальные задачи. Для удобства пользования задачи будут группироваться по темам .Такой сборник задач будет использован на уроках физики.
Цель их использования:
регулирование мыслительного процесса,
понимание физических закономерностей,
преодоление чувства страха перед задачей,
развитие мотивационной сферы учащихся,
осуществление постепенного перехода от простого к сложному,
усвоение материала на более глубоком уровне.
Требования к составлению проблемно-программированного задания:
расчет на сильного ученика,
определение порций информации (подсказок),
связь подсказок с формулировкой проблемного задания.
Электронный вариант задания включает:
условие задачи полностью,
порции подсказок,
краткое условие, перевод в систему «СИ»,
вывод окончательной формулы,
проверка единиц измерения,
определение числового значения,
выяснение реальности полученного результата
Не так уж и сложно для тех, кто хочет научиться решать задачи без ошибок! 
Решая физические задачи, ребята понимают, что их работа состоит из трёх последовательных этапов: 1) анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как связаны между собой данные и искомые величины и т. д.), 2) собственно решения (составления плана и его осуществление), 3) анализа результата решения.
Проблемно-программированные задания различной трудности включают в активную деятельность всех учащихся:
для сильных учащихся -формулировка задания,
для средних - задание с небольшой дополнительной информацией,
для слабых - задание с большим объемом дополнительной информации
для очень слабых - задание с максимальным объемом дополнительной информации. Поэтому данные задания являются более гибкими и мобильными в управлении формированием творческой активности по сравнению с обычными.
Проблемно-программированные задания применяю при
изучении нового материала,
проверке изученного,
закреплении,
обобщении.
Форма организации учебной деятельности учащихся на уроке:
1) индивидуальная работа,
2) фронтальная,
3) групповая.
Использование такой методики проведения урока физики, сочетающего в себе проблемное обучение, решаемое средствами программирования, активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся, повышает эффективность обучения физике.