Рациональная аппликатура и некоторые специфические приёмы звукоизвлечения в исполнительской практике саксофониста




Рациональная аппликатура и некоторые специфические
приёмы звукоизвлечения в исполнительской практике саксофониста










Автор: Каляцкий К.Г.
педагог высшей категории




2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ




Введение..3
Постановка пальцев и кистей рук саксофониста.4
Значение и роль правильно выбранной аппликатуры.5
Аппликатура саксофона и особенности её применения..6
Аппликатура сверхвысокого регистра.... 20
Аппликатура трелей и тремоло....... 39
Интонационные недостатки и их устранение с помощью вспомогательной аппликатуры...42
Четвертитоновая и третьчетвертитоновая альтерация..44
Специфические приёмы звукоизвлечения на саксофоне..46
Заключение.57
Список используемой литературы.......
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Введение



Современный саксофон – это инструмент, который ярко выделяется среди других духовых инструментов своим красивым, гибким и певучим звучанием, а также броской элегантной формой. Именно красочная звуковая палитра, разнообразие приемов звукоизвлечения будят фантазию композиторов, притягивают к себе исполнителей и слушателей. В настощее время саксофон находит широкое применение во многих жанрах современного музыкального искусства. В частности, группа саксофонов уже давно заняла достойное место в духовом оркестре, классической и эстрадно-джазовой музыке обогатив её новыми художественно- выразительными средствами.
Усложнение музыкального языка, различный характер партий предъявляют современным музыкантам, в том числе саксофонистам высокие исполнительские требования. При этом наряду с необходимостью выразительной передачи музыки исполнитель должен уделять большое внимание технике, важнейшей областью которой является аппликатура.
Как убеждает опыт, отсутствие у исполнителей знаний об использовании различных аппликатурных приёмов сразу же обнаруживается при решении тех или иных исполнительских задач. Некоторая часть музыкантов пытается, в какой-то мере, компенсировать пробел в знаниях аппликатуры большим исполнительским опытом или же интуицией, ну а так как в музыкальной литературе для саксофона довольно редко указывается тот или иной вид аппликатуры, необходимый для правильного решения технических задач или задач связанных с выразительной передачей музыкального материала, то результатом этого часто является низкая эффективность в работе над произведением, его выразительностью, а также закрепляются неправильные аппликатурные навыки, что нередко приводит к зажатости мышц.
Одна из основных задач этой работы заключается в рассмотрении круга вопросов, связанных с аппликатурой духовых инструментов, и в частности саксофона. Особое внимание в ней уделено общему анализу аппликатуры, включающему в себя понятие о её функции, значении, выборе, а также возможностям эффективного овладения ею. Кроме того будет рассмотрен ряд вопросов связанных с выразительными средствами и специфическими приёмами звукоизвлечения на саксофоне обогащающими его звуковую палитру, а значит и художественно выразительные возможности инструмента.



3
Постановка пальцев и кистей рук саксофониста



Пальцы рук саксофонисту следует размещать на основных клавишах инструмента, приблизительно на расстоянии одного сантиметра от их поверхности. Держать их надо в округлом, расслабленном состоянии,( кроме больших пальцев) причем первая и вторая фаланги пальцев должны находиться почти в вертикальном положении. Касаться клавиш и рычагов надо подушечками пальцев без усиленного давления. При нажатии указательными пальцами на боковые клапаны следует подключать мелкие движения кистей.
Для правильного расположения пальцев, запястья рук надо держать в естественном состоянии. Запястья вместе с кистями рук должны составлять прямую линию. Основная весовая нагрузка инструмента приходится на большой палец правой руки. В момент игры он находится под подставкой в месте нижней границы ногтя. Большой палец левой руки располагается на опоре, в непосредственной близости с клавишей октавного клапана, при этом сустав второй фаланги немного согнут.


При отработки постановочной работы необходимо уделять особое внимание неучаствующим в игре пальцам: не допускать их непроизвольного сгибания, скрючивания или попадание мизинцев под педали клапанов. Любой недостаток в постановке пальцев необходимо как можно быстрее устранить, так как последующее закрепление правильной постановки пальцев потребует для исправления много времени и усилий.


4

Значение и роль правильно выбранной аппликатуры



В исполнительском багаже музыканта – духовика аппликатура является одним из необходимых и действенных средств. С одной стороны - это важнейший компонент исполнительской техники, а с другой - способ в раскрытии художественного содержания музыкального произведения. Так или иначе аппликатура предстает перед исполнителем, как единство технического и эстетического начала, возникающее в процессе игры. Ещё профессор С.В.Розанов говорил, что «усвоение того или иного технического пассажа в сольных произведениях и оркестровых партиях облегчается, если исполнитель понимает его выразительный смысл».
Подбирая ту или иную аппликатуру, исполнитель увязывает её с конкретными задачами музыки и целесообразным движением пальцев. При этом выбор аппликатуры позволяет ему:
- правильно развить технику пальцев, быстро приобрести навыки автоматизма и свободного ориентирования на клапанах;
- усилить выразительные средства музыки (ритм, динамику, фразировку, агогику);
- полнее раскрыть темброво – колористические возможности своего инструмента, т.к. одни и те же звуки, но в разных аппликатурных вариантах могут приобретать различные тембровые окраски;
- добиться чистого интонирования. Различные аппликатурные варианты позволяют выстроить нестройные звуки, которые есть на любой, даже самой совершенной модели саксофона, а так же намеренно завышать или занижать звуки, если необходимо при решении тех или иных художественных задач;
- ускорить запоминание текста наизусть;
- облегчить чтение нот с листа;
овладеть нетрадиционными исполнительскими приёмами.











5
Аппликатура саксофона и особенности её применения.


Саксофон относится к группе деревянных духовых инструментов, аппликатурные возможности которого определяются его конструктивными особенностями, отличающимися от других деревянных инструментов. К таким особенностям следует отнести: количество и расположение звуковых отверстий на корпусе инструмента; систему клапанно-рычажного механизма и принцип его действия; форму и размер корпуса; отсутствие на корпусе открытых (для пальцев) основных звуковых отверстий, что позволяет намного расширить границы технических возможностей саксофона. Характерной особенностью клапанного механизма саксофона является также наличие боковых и дополнительных клапанов, создающих при игре одну из основных аппликатурных трудностей.

Понятие рациональной аппликатуры

Под рациональной аппликатурой следует понимать наиболее целесообразное, экономное и своевременное чередование пальцев во время игры.
Существуют два вида аппликатуры:
1. основная;
2. вспомогательная;
Под термином «основная аппликатура» следует понимать такую аппликатуру, которая в наибольшей степени отвечает требованиям качественного звукоизвлечения, естественного образования хроматического звукоряда, а также экономного и логического движения пальцев.
К вспомогательной аппликатуре относятся те аппликатурные комбинации, которые образуются или с помощью замены одной аппликатуры другой, отличающейся от основной, либо при частичном добавлении к основной аппликатуре дополнительных клапанов и рычагов.
Вспомогательная аппликатура обычно применяется для:
- облегчение игры технически сложных переходов,
- корректировки высоты звуковой интонации,
- достижение особых исполнительских приёмов (вибрато, глиссандо, четвертитоновых альтераций, многозвучий и мелодических украшений).
- извлечения звуков, выходящих за рамки темперированного строя;
- изменения тембра.
Следует отметить, что при игре на саксофоне исполнители равным образом пользуются как основной, так и вспомогательной аппликатурой.

6

Условные обозначения клапанно – рычажного механизма и аппликатур одинаковых звуков.



Прежде чем перейти к разбору данных аппликатур (основной и вспомогательной) необходимо разобраться в условном обозначении клапанно – рычажного механизма, а также ознакомиться с таблицей условных обозначений аппликатур одинаковых звуков.
.





ОК - октавный клапан
1 - клавиша основного клапана «си»
2 - клавиша основного клапана «ля»
3 - клавиша основного клапана «соль»
4 - клавиша основного клапана «фа»
5 - клавиша основного клапана «ми»
6 - клавиша основного клапана «ре»
X - клавиша вспомогательного клапана «фа3»
Р - клавиша вспомогательного клапана «сиb» 1,2 октавы.
С1- рычаг клапана «ре».
С2 - рычаг клапана «ре#».
С3 - рычаг клапана «ми3»
С4 - рычаг клапана «фа3»
С5 - рычаг клапана «фа#»
Тс - рычаг клапана «до» 2, 3 октавы.
Та - рычаг клапана «сиb» 1, 2 октавы.
Тf - рычаг вспомогательного клапана «фа#» 1, 2 октавы.
G#- рычаг клапана «соль#»
D# - рычаг клапана «ре диез» 1, 2 октавы
С - рычаг клапана «до1»
С# - рычаг клапана «до диез1»;
Н - рычаг клапана «си» малой октавы;
В - рычаг клапана «сиb» малой октавы;




7



8
Условные обозначения вариантов аппликатур одинаковых звуков






·
·
·
·
·
·Практический разбор вариантов аппликатур одинаковых звуков.


Теперь рассмотрим наиболее распространённые и употребимые в практике варианты аппликатур одинаковых звуков саксофона, правильный выбор которох даёт саксофонисту ряд серьёзных исполнительских преимуществ.
Следует заметить, что в процессе первоначальных занятий на инструменте нужно тщательно изучить, а потом уже осмысленно применять в игре различную аппликатуру умея самостоятельно выбирать наиболее рациональную, позволяющую усилить выразительные средства музыки.

1.В хроматическом переходе и при исполнении трели в приведённых
ниже отрывках хорошо будет использовать вспомогательный клапан «фа диез» (Тf).Эта аппликатура значительно упрощает исполнение пассажей, особенно в быстром темпе.


Тf Тf Тf Тf Тf Тf



Хроматическая гамма.
Тf



Римский – Корсаков Песня индийского гостя.
Тf Тf



Боярский Концерт № 1.
Тf



10
Гаммы, в которых следует употребить клапан Тf


Ре - бемоль мажор Си - бемоль минор
Tf Tf


Фа - диез мажор Ре - диез минор
Tf Tf



Соль – бемоль мажор Ми – бемоль минор

·
·
·
·
·
Аппликатура Тf так же применяется в гаммах;
Фа # минор (гармоническая)
До # мажор
Ля # минор


2.Для исполнения звуков «си бемоль» 1-ой и 2 октавы саксофонист располагает пятью
способами, правильное применение которых в значительной степени облегчает исполнение и выравнивает звучание того или иного пассажа.
а) аппликатура (Та) применяется для трели «ля» - «си бемоль», а так же при игре хроматической гаммы и переходов с «си бемоль» на «до» и обратно.


А. Амелле . Концертино


Та Та Та Та Та Та


11
б) очень часто используется в игре способ (Р), который образуется при одновременном нажатии указательного пальца левой руки на клавиши (1) и (Р). Этот способ обеспечивает большую устойчивость интонации, плавность и независимость переходов от «си бемоль», к следующим например интервалам.

Д.Браславский. Концерт.

Р Р Р Р



Сен – Санс. Лебедь.

Р Р
.



Ю. Гурьев. Праздничная увертюра

Р Р Р Р



dur ( терциями)

. Р Р Р Р

Закрепить этот способ можно на игре гамм в разных вариантах, например «си бемоль мажор» как показано выше.

12
в) так же при необходимости могут быть применены способы (4) и (5).
Обычно такая аппликатура применяется при переходах со звуков «фа», «фа диез», 1-й и 2-ой октав на звук «си бемоль». Следует иметь в виду, что способы (4) и (6), как правило имеют заниженную интонацию, поэтому использовать их в медленном и умеренном темпах не рекомендуется


Р.Аттель Этюд.

5 5 Та 4 4



К. Паскаль. Сонатина

5 5



3. В качестве образцов применения аппликатуры к звукам «до» 2 и «до» 3 октавы можно привести следующие отрывки.
а) Способ (Тс)

Тс Тс Тс Тс Тс Тс


Тс Тс Тс Тс Тс


Способ (Тс), как мы видим применяется, как правило, когда звук «до» 1, 2 октавы является следующим за звуком «си» 1, 2 октавы. Следует отметить, что звук взятый аппликатурой (Тс) звучит ярче основного. Поэтому рекомендуется использовать его для выражения таких динамических нюансов как f, ff. Однако пользоваться этой аппликатурой нужно осторожно и умело, так как на большинстве инструментов она несколько завышена.

13
б) Способ (2) является основным и наиболее употребимым.


А.Глазунов. Концерт.
2 2 2 2 2 2 2


4.Для извлеченияния звуков «ре» 2,3 октавы можно использовать вспомогательный способ (С2 ). Этот вид аппликатуры может быть применён только в соответствии с техническими задачами, так как не имеет устойчивого звучания, уступая по тембру, качеству звука основной аппликатуре, поэтому применяется в быстрых пассажах, где звук является проходящим и не задерживает на себе внимание слушателя, а так – же при трелях «до» 2,3 октавы – «ре» 2, 3 октавы



У. Найсоо. Импровизация.
С2 С2 С2



М. Готлиб. Серенада

С2 С2 С2 С2 С2 С2 С2



В других же случаях лучше пользоваться основной аппликатурой (О).


5.Применение вспомогательной аппликатуры для звуков «ре – диез» и «ми – бемоль» третьей октавы допускается тогда, когда необходимо завершить игру пассажа или в целях изменения тембра.
При выборе здесь аппликатуры (С5) учитывается характер исполняемой мелодии и авторские указания динамики. Чаще всего эту аппликатуру применяют в мелодических отрывках, требующих особого матового «завуалированного» звучания.
14
А. Согэ. Буколическая соната.

С3 С5


Э. Бельман. Живопись.

С5 С5 С5



Указанный вариант аппликатуры, как правило, не обеспечивает ни интонационную устойчивость, ни яркое звучание, но значительно облегчает игру.


6.Звуки «ми» 3 –й октавы извлекаются при помощи трёх вариантов аппликатуры. Чаще всего прибегают к основной аппликатуре (С3). Извлекаемый подобным образом звук «ми» звучит ярко, интонационно чисто и достаточно громко, если это необходимо. Остальные два варианта (С4) и
(Х) ничем не уступают за исключением силы звучания, а при игре быстрых пассажей даже выигрывают за счёт экономных движений пальцев и обеспечивают большую ровность и независимость переходов.
Например, в гамме «ми» мажор, «ми» минор используется основной способ (С3)


Ми – мажор
С3


С3



15
Но, при игре арпеджио в быстром темпе и других пассажах, где «ми» 3 является проходящим, не задерживающим не себе внимание целесообразней использовать способ (С4).

С4


Флярковский. Концерт.

С4


Примеры использования аппликатуры (Х)


П.Крестон. Соната.

Х



A – duч

Х 1




7.Что касается аппликатуры звука «фа» третьей октавы, то при скачках в мелодии и при переходах от звука «до» к звуку «фа» 3 для удобства игры заменяют основную аппликатуру звуку «фа» (С4) на вспомогательную (Х).



16


Ривчун. 150 упр – й для сакс.

Х Х


П. Дюбуа. Концерт.

Х Х



Фа – мажор
Х



8.Практика показывает, что некоторые саксофонисты с трудом исполняют пассажи, подобно тем, что даны ниже.





В подобных случаях малоопытные музыканты стремятся преодолеть неудобные скачки путём быстрой перестановки мизинца левой руки с клапана G# на рычаги клапанов С# , Н и В. Трудность эту возможно устранит, если одновременно нажимать на клапан G# и один из упомянутых клапанов.
На моделях саксофонистов, имеющих передаточное соединение между этими клапанами исполнение пассажей облегчится, если нажимать на соответствующий звуку клапан С# , Н, В.
В целях достижения ровности и беглости пальцев, рекомендуется в быстрых пассажах не снимать мизинец левой руки с клапана G#
17
С.Рахманинов «Итальянская полька»





9.Выбор правильной аппликатуры важен не только для достижения совершенства техническом исполнении, но часто помогает расширить возможности музыкальной выразительности, добиться различной тембровой окраски того или иного звука.
Например, как уже говорилось выше звук «до» 1-й и 2-й октавы извлекаемые способом Тс имеют большую тембровую выразительность, звучит ярко, открыто.


Б. Кожевников. Скерцо «Праздничная столица»

Тс 2 Тс


Характер мелодии требует здесь, как открытого, яркого звучания, так как и выделения сильной доли такта, чему и будет способствовать рекомендуемая аппликатура.
Если необходимо придать звуку «до» 2 теплоту, мягкость, то можно пользоваться аппликатурой (С).
18
Подводя небольшой итог использованию вспомогательной аппликатуры одних и тех же звуков необходимо добавить следующее:
- при подвижных темпах исполнителю нужно избегать неудобных комбинаций пальцев и добиваться ровности в пассажах;
- в кантиленной музыке, где характер переходов выражается более ясно, необходимо стремиться к сглаживанию интонационных недостатков, достижению выразительной фразировки. Не допуская при этом ненужных толчков связанных со сменой аппликатурного приёма.










































19
Аппликатура сверхвысокого регистра



В музыкальной литературе для саксофона всё чаще стали встречаться современные виды изложения фактуры мелодии, связанные с аппликатурой звуков высшего регистра, многозвучиями, четвертитоновыми альтерациями. Особенно часто современные композиторы в своём творчестве используют звуки высшего регистра, тембр которых имеет своеобразнный характер и придаёт звучанию саксофона большую выразительность, остроту, красочность. Вот один из характерных примеров:

Ф.Мартен. Баллада





Техника получения звуков верхнего и особенно высшего регистров является одним из трудных разделов изучения саксофона, поэтому в рамках программы для музыкальной школы допускается только для продвинутых учеников старших классов и не является обязательным. Изучение этих звуков может быть рекомендовано лишь после прочного овладения основной и вспомогательной аппликатуры (от «си бемоль» малой октавы, до «фа диез» 3-й октавы). В противном случае учащийся может испытывать с самого начала работы большие затруднения в точности, устойчивости и лёгкости их воспроизведения.
Получение интересующих нас звуков основано на принципе использования гармоник натурального звукоряда инструмента, которые являются своеобразным фундаментом в организации аппликатурных комбинаций. С точки зрения музыкальной акустики гармониками (или обертонами) являются ряд призвуков, расположенных выше частоты основного тона, по которому наш слух определяет высоту звука. Как известно, на духовых инструментах гармоники образуются в результате колебаний различных частей воздушного столба в канале инструмента, который и является, собственно, источником звука.
20


Ряды натуральных обертонов





Как видно саксофон располагает довольно протяжённым натуральным звукорядом. Однако число обертонов, которые практически можно извлечь на инструменте (в зависимости от качества инструмента и от уровня подготовленности исполнителя), доходит до 8 – 12 порядкового номера, а вот последующие их ряды гораздо проще получить применяя соответствующие аппликатурные комбинации.( аппликатура звуков высшего регистра)

Хрошим фундаментом для освоения аппликатуры сверхвысокого регистра является игра обертоновых упражнений. Ниже приведены упражнения разработанные французским саксофонистом – виртуозом Сигурдом Раше., которые позволили не одному поколению музыкантов овладеть звуками сверхвысокого регистра. Комплекс расчитан на несколько лет.






21









Горизонтальная линия указывает на неизмянемую позицию пальцев







22




·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Как уже говорилось ранее, другой способ получения хроматического звукоряда высшего регистра саксофона связан с применением различных аппликатурных комбинаций. Исходя из данной предпосылки, приводим таблицу такой аппликатуры.

28
Таблица аппликатур сверхвысокого регистра


F#3

1 2 3 4 5 6 7 8
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 32
Эта аппликатура была выявлена в процессе исполнительской практики саксофонистов. Нельзя сказать, что та или иная аппликатура звуков высшего регистра является предпочтительной. На сегодняшний день существует множество моделей инструментов, это обуславливает и наличие множества вариантов аппликатуры высшего регистра.
Однако музыканту нет необходимости бесконечно искать выход из лабиринта аппликатур, а луч
·ше строго ограничиться конкретными вариантами помогающими получить наиболее яркое и качественное звучание, а затем хорошо усвоить их в процессе занятий. Правильно решая задачу выбора той или иной аппликатурной комбинации, исполнитель должен сообразовать его с индивидуальными особенностями своего инструмента.
Материалом для освоения и закрепления рассматриваемых нами аппликатур может служить, например игра отдельных продолжительных звуков, гамм, арпеджио, упражнений с различной динамикой.
Самым важным для духовика в процессе тренировки должен быть строгий слуховой контроль над характером звучания, чистотой интонации, а так же контроль за чёткой координацией между слухом, дыханием и губным аппаратом.
Следующие упражнения следует исполнять медленно и не обязательно восьмыми. Важна не скорость, а чистое интонирование и ровное звучание. Необходимо стараться извлекать звуки настолько мягко насколько это возможно, атакируя либо языком, либо воздушным потоком. Можно использовать оба этих метода .

Упражнения на освоение звуков сверхвысокого регистра


33









34































35


Гаммы в натуральных обертонах.


Чёрные ноты под станом это звуки основного тона определяющие аппликатуру извлекаемых обертонов. Ноты напечатанные выше, как целые указывают высоту данного обертона. Цифры под чёрными нотами обозначают порядковые номера обертонов в данном натуральном звукоряде.





36







37





















38
Аппликатура трелей и тремоло



В оркестровых партиях и музыкальной литературе для саксофона нередко встречаются различные мелодические украшения в виде трелей, форшлагов, мордентов и др., а также тремоло, которые не только обогащают музыку, но и, порой, являются основой художественного образа.


Б. Кожевников. Концертино.



Э. Денисов. Соната.





Специфика исполнений тремоло и трелей заключается в движении, как одного, так и одновременно двух, трёх, а иногда и четырёх пальцев. От занятости в игре количества пальцев соответственно усложняются выполнение приёма. Синхронная работа, особенно несоседних пальцев требуют от музыканта необходимой тренировки, во время которой необходимо обеспечить полную независимость и свободу пальцев и кистей обеих рук. Кроме того, для идеального звучания трелей и тремоло огромное значение будет иметь точность интонирования, скорость и лёгкость исполнения, как в начале, так и в завершении игры.

С аппликатурой трелей и тремоло можно ознакомиться в таблицах данных ниже.





39



Таблицы аппликатуры трелей



1 2






3 4










40



Таблицы аппликатуры тремоло

1 2



3 4


5 6

41
Интонационные недостатки и их устранение с помощью вспомогательной аппликатуры.




Современный саксофон – это инструмент с относительно фиксирующей настройкой звукоряда, которая находится в прямой зависимости от его конструктивных особенностей. Даже на самом современном по конструкции и качеству изготовления саксофоне найдутся отдельные конструктивные недостатки, являющиеся причиной звуковых отклонений. Эти недостатки могут быть вызваны рядом причин: отклонение от нормы в строении корпуса инструмента и его диаметра; нарушениями в калибровке и расположении на нём звуковых отверстий; несоответствием диаметра и высоты подушечек прикрываемых звуковые отверстия; неточностью строения канала мундштука и большой разницей его диаметра с мензурой подмундштучной трубки (эса).
Всё это говорит о том, что саксофонист обязан хорошо знать интонационные недостатки своего инструмента и во время игры сводить их до минимума.
Как показывает практика звуки «си»,«си бемоль» малой октавы, «до», «до диез», «ре», и «ре диез» первой октавы звучат ниже нормы, а так же звук «ля» первой октавы. Звуки же «до», «до диез», «ре», «ля», второй октавы имеют завышенную настройку, а так же звуки
«до», «до диез», третьей октавы



Следует иметь ввиду, что отклонения этих звуков от нормы настройки могут быть ликвидированы с помощью аппарата; усилием нажима нижней губы на трость, что приводит к уменьшению частоты колеблющейся площади и повышению звука, соответственно при отжатии трости звук несколько понижается.
В силу же объективных и субъективных причин неустойчивость интонации может возникнуть и при извлечении звуков высшего регистра. Однако во всех случаях саксофонист может изменить высоту звука, как с помощью мышц губного аппарата, дыхания, так и с помощью применения различной вспомогательной аппликатуры.
42
Таблицы вспомогательной аппликатуры применяемой для понижения интонации отдельных звуков саксофона.

1 2


3



Таблицы вспомогательной аппликатуры применяемой для повышения интонации отдельных звуков саксофона.

1 2

43

Четвертитоновая и третьчетвертитоновая альтерация.



В современном репертуаре саксофона нередко можно встретить четвертитоновую и третьчетвертитоновую альтерацию. Опираясь на тональную основу произведения, она во многом обостряет ладовые тяготения мелодии и обогащает её новыми звуковыми красками.
В качестве примера может служить сольный эпизод из «Экзотической сюиты» С. Слонимского:







Э.Денисов. Соната





В данном отрывке эффект вышеназванных альтераций достигается саксофонистом путём применения специальной аппликатуры. Причём, она лишь помогает исполнителю осуществить необходимое смещение от звуковысотной нормы. В большей же мере звуковысотную растяжимость четвертитоновых интервалов обеспечивают губы и дыхание.
Вот некоторые варианты аппликатур четвертитоновой альтерации. Конечно не все они могут соответствовать той или иной модели саксофона, поэтому исполнитель может взять на вооружение и другую вспомогательную аппликатуру, отобранную им в процессе занятий на инструменте.
44
Таблицы аппликатур повышения и понижения
отдельных звуков на 1/4 и 3/4 тона


1 2


3




Примечание к таблице. - понизить на 1/4 тона; - повысить на 1/4 тона;
- понизить на 3/4 тона; - повысить на 3/4 тона;
- слегка ослабить давление нижней губы на трость;

45
Специфические приёмы звукоизвлечения



Современная инструментальная музыка с её тончайшими интонационным строем, усложнённым гармоническим языком и изощрённым метроритмом ставит перед музыкантами различных специальностей, в том числе и саксофонистами, ряд новых и сложных проблем связанных с необходимостью разрешения и обобщения технических и художественных выразительных возможностей инструмента. Достигается это путём более широкого внедрения в исполнительно – педагогическую практику новых специфических приёмов звукоизвлечения, таких как двойно стаккато, «глиссандо», «фруллято», «вибрато» и тд. Эти приёмы наиболее известны и широко применяются в практике, но есть и малоизвестные специфические приёмы такие как игра в унисон или в интервал, эффект хрипения, четвертитоновая альтерация и даже воспроизведения многозвучия.
В этой главе мы рассмотрим, некоторые из этих специфических приёмов звукоизвлечения применительно к саксофону.


1. Двойное стаккато

Техника исполнения этого приёма заключается в использовании атаки звука, при котором движение выдыхаемой струи воздуха – из полостирта в инструмент регулируется поочерёдно то кончиком языка, то его спинкой. Основой этого приёма звукоизвлечения является произношение в момент атаки поочерёдно согласных «т» и «к» с добавлением к ним различных гласных (обычно – «у» или «а»), что образует слоги: «ту – ку» или «та – ка».
Этот приём получил известность ещё в прошлом столетии, однако в то время его использовали преимущественно в практике игры на флейте и трубе, что позволяло чрезвычайно эффективно исполнять на этих инструментах быстрые стаккатные пассажи, практически не исполнимые при обычном стаккато.
В настоящее время, помимо флейтистов этим приёмом овладели фаготисты и гобоисты. Значительно скромнее успехи в овладении этим исполнительским приёмом у кларнетистов и саксофонистов. Основная причина здесь в том, что на языковых инструментах с одинарной тростью значительно труднее воспроизводить вспомогательную атаку звука (на слог «ку», или «ка»), чем на инструментах с двойной тростью, т.к. этому мешает относительно более глубокое залегание мундштука и трости в полости рта и большие параметры колеблющейся части языка.
Другая причина, по видимому, носит чисто психологический характер и заключается в том, что трудность овладения «двойным стаккато» и
46
отдалённость конечного результата лишает музыкантов уверенности в успехе. Ведь не каждый саксофонист способен настойчиво в течении длительного времени заниматься этим исполнительским приёмом, не получая быстрого практического результата. Вот что пишет по этому поводу известный чешский педагог Ю.Кратохфил: «Что бы овладеть двойным стаккато в совершенстве, необходимы большое терпение и планомерная работа. Успех приходит часто лишь спустя многие месяцы, а иногда даже годы работы».

Первые упражнения можно рекомендовать на повторяющихся звуках наиболее доступного среднего регистра применяя слоги «ту – ку» или «та – ка». Сначала четвертями, а потом восьмыми.
Решив эту задачу играющий может перейти к освоению других регистров инструмента, используя для этой цели игру гамм в умеренном темпе.
Первые упражнения ввиду их утомительности не следует делать продолжительными. Они не должны длиться более 10 –15 мин. Позже, по мере приобретения опыта таких занятий, их продолжительность может доходить до 1 часа в день. Достигнув требуемого уровня в овладении этим приёмом, музыкант может снова снизить нагрузку, ибо для поддержания освоенного навыка потребуется не более 15 мин.. ежедневной тренировки.

Примерные упражнения
1

2


47

3



2.Вибрато

Для игры на саксофоне весьма характерно использование приема вибрато. Оно придает звучанию инструмента живой, эмоционально насыщенный колорит, повышает выразительную, особенно кантиленную, сторону звуковедения, приближая тем самым тон саксофона к вокалу.
В арсенале выразительных средств саксофониста вибрато не является неким природным феноменом, оно приобретается в результате продуманной технической тренировки так же, как и другие штриховые приемы игры.
Развитие навыка вибрато начинается со слушания художественного исполнения музыки для саксофона мастерами (в концерте, в записи и т. п.), в результате чего складывается слуховое представление об эстетическом "идеале" вибрато: его соответствии определенному звукообразу, стилю исполняемой музыки и т. д. К работе над вибрато следует приступать лишь после приобретения устойчивого навыка извлечения хорошего полноценного тона, особенно выдержанных звуков и плавного legato.


48
С точки зрения музыкальной акустики прием вибрато разделяется на
вибрато высоты, громкости и тембра. Саксофонное вибрато обусловлено одновременным изменением высоты и громкости звука. Графически вибрато можно представить в виде кривой, очерченной равномерным колебанием маятника и наглядно показывающей разброс по частоте до четвертитона, а по размаху громкости – до 8 децибел. В этой связи следует заметить, что при восприятии вибрато яснее слышится верхний звук размаха и меньше – нижний.
Лучше всего использовать в игре на саксофоне умеренное вибрато с частотой порядка 5-6 кол/сек. Более частое вибрато, как убеждает практика, придает звучанию инструмента менее выразительный, скорее "назойливый" характер. Медленно воспроизводимое вибрато, создающее особый эффект "качания" звука в нижнем и среднем регистрах саксофона, характерно для исполнения определенного настроения джазовой музыки. Частота вибрато зависит во многом от характера исполняемой музыки, ее стиля, темпа, агогики, а также от индивидуального музыкального вкуса и исполнительской манеры саксофониста.
Вибрато связано в первую очередь с движением нижней челюсти. Большую роль играет формирование навыка произвольного управления сокращением так называемой жевательной мышцы, которая обусловливает поднятие и опускание нижней челюсти, а также выдвижение ее вперед. С учетом этого надо с самого начала постановки вибрато сконцентрировать внимание на ощущении двигательной свободы челюсти, на скорости движения и силе ее давления на нижнюю губу. Для этого можно использовать упражнения на продолжительных звуках среднего регистра с указаниями в нотах ритма пульсации вибрато:








Большая стрелка показывает, что для качественного воспроизведения вибрато, интонационный сдвиг звука вверх должен быть более явным, чем
интонационный сдвиг вниз.

49
В качестве вспомогательного средства можно рекомендовать использовать метроном, поставив его на отметку ММ – 60 соответственно метроритмическому рисунку, указанному в нотном тексте: с двумя, тремя колебаниями на каждый щелчок (звонок) и т. д. По мере освоения навыка можно увеличивать темп движения (ММ – 90) и переходить к игре восходящего и нисходящего диатонического звукоряда. Лучше осуществлять это на гаммах соль, фа, до мажор.
Дальнейшее выравнивание размаха вибрато, а значит и автоматизации навыка, происходит за счет подключения к вертикальному движению (прижиму трости) нижней губы. В систему формирования первоначальных навыков техники вибрато рекомендуется включать упражнения на плавное соединение звуков в нижнем, а затем и в верхнем регистре, чередуя с игрой в среднем регистре. Здесь особенно важен слуховой контроль за качеством и характером размаха вибрато. Со временем навыки, полученные в результате детализированных упражнений, объединятся в целостный двигательный прием, обеспечивающий равномерное, хорошо управляемое вибрато.
В конечном счете вибрато нужно по возможности приближать к вокальному звуковедению, а его применение должно быть художественно оправданным и эмоционально прочувствованным.
Таким образом, освоение вибрато во многом будет способствовать обогащению индивидуальной техники саксофониста и в итоге создаст условия для достижения более высоких художественных результатов.


3.Фруллято

Фруллято специфический приём, который становится всё более популярным в современной музыке для создания колористических эффектов.

Турчинский. Монолог.



Технической основой его исполнения являются специфические действия гортани, языка и выдыхаемой струи воздуха. При этом существует два способа образования фруллято – «языковое» и «горловое» тремолирование.
Первый способ: дрожит кончик языка под влиянием выдыхаемой струи воздуха, так же , как он дрожит при произношении русского дрожащего согласного «р».
Второй способ: дрожит расположенный у гортани малый язычок, как при

50
произношении французского грассирующего «р». Действие малого языка ещё можно сравнить и с его колебательными движениями при полоскании горла («хр – р – р – р»).Для исполнителей на саксофоне более приемлем второй способ фруллято, «горловое» тремоло, поскольку тремоло звучит значительно мягче и естественнее.
Начинать освоение приёма лучше всего со звуков среднего регистра, затем можно перейти к упражнениям в нижнем регистре и в последнюю очередь – в высоком. При выполнении этих упражнений играющие должны строго и внимательно следить за непрерывностью и ровностью тремолированных звуков. Поскольку при игре «фруллято» резко меняется характер обычного звучания, изучение этого сложного исполнительского приёма целесообразно лишь тогда, когда музыкант будет уверенно владеть исполнительским дыханием и звуком, т.е. после нескольких лет занятий на духовом инструменте

4 .Глиссандо

В музыкальной литературе для саксофона этот приём игры применяется в качестве одного из средств художественной выразительности, позволяющего создать эффект «скользящего» перехода между звуками заполняя интервал. Именно на таких инструментах, как кларнет и саксофон этот приём наиболее эффектен.

П.Бонно
КОНЦЕРТНАЯ ПЬЕСА
в джазовом стиле



Х. Арлен. Над радугой.


А. Джобим. Desafinado.

51
Исполнение «глиссандо» на саксофоне осуществляется при помощи особого движения пальцев на звуковых отверстиях и специфической работе губ. Так, например, при исполнении восходящего «глиссандо» пальцы играющего постепенно сдвигаются со звуковых отверстий вверх, в следствии чего они последовательно приоткрываются, а при выполнении «глиссандо» вниз пальцы движутся друг за другом в обратном направлении, т.е.сверху вниз. При этом в работе губного аппарата тоже происходит определённые изменения: при восходящем «глиссандо» давление губ на трость последовательно увеличивается, а при исходящем постепенно уменьшается.
Начать овладение этим приёмом целесообразно лишь тогда, когда у музыканта будет сформирован устойчивый амбюшур и выработано качественное звукоизвлечение, т.е не ранее трёх лет обучения .В противном случае это может негативно отразиться на качестве звука, его устойчивости интонационной точности, тембре. Лучше всего начать с двух соседних звуков, пытаться создать эффект скольжения от нижнего звука к верхнему. По мере освоения интервалы можно увеличивать. Приступая к освоению «глиссандо», музыкант должен ясно представлять себе, что качественное исполнение этого сложного приёма потребует от него длительной тренировки.


5. Приём хрипа


Специфический приём получивший широкие распространение в современной музыке эстрадно – джазового и рок направления. Применяется так же, как средство художественной выразительности, при создании эффектных колористических образов. Придаёт резкую, очень жёсткую, звуковую окраску инструменту. Тем самым чрезвычайно усиливает эмоциональное воздействие на слушателей.
В основе приёма лежит одновременная работа, дыхательного аппарата, амбюшура и голосовых связок, а именно, момент извлечения звука на инструменте должен совпадать с образованием специфического горлового хрипящего звука, возникающего при напряжении связок и произнесении горлового продолжительного «Гм».
Наложение горлового звука на звук инструмента и придаёт характерную тембровую окраску. Легче всего поддаются этим приёмам звуки среднего регистра, т.к. в данном случае напряжение на голосовые связки значительно меньше, напротив для того чтобы высокие звуки приобрели характерную окраску свойственную данному приёму необходимо значительное напряжение на связки, т.к. гортанный звук тоже должен менять свою высоту. Поэтому владеют этим приёмом, как правильно очень подготовленные музыканты.

52
6.Прием slap-tongue


Прием slap-tongue (слептон) или «звуковой щелчок» достигается зажиманием трости инструмента средней частью языка, отнимаемой от нее в то самое мгновенье, когда исполнитель «посылает» струю воздуха. Столкновение струи воздуха с тростью и дает то странное ощущение резкого щелчка или точнее сказать - звукового щелчка. обозначаемого в нотах условным знаком «ударения шапочкой».

Р.Видофт. Весёлый саксофонист



7. Прием «смеха»

Приём «смеха» значительно проще предыдущего. Он достигается обычным придыханием на слоге «ha» или «fa», обозначаемым в нотах на требуемых автором местах. В нотах это записывается обычно буквенными обозначениями без каких-либо дополнительных условных значков.


Р.Видофт. Весёлый саксофонист




53
8. Субтон (sub tone)

Прием игры на саксофоне, применяющийся преимущественно в нижнем регистре инструмента, дающий эффект сдавленного, приглушенного звучания и в то же время наполняющий его мягкой бархатистостью и теплотой. Во многом напоминает звучание человеческого голоса с придыханием. Достигается путем подачи в инструмент небольшой части воздуха и с некоторым давлением. Используется, в основном в музыке эстрадно джазового направления.



Д. Гершвин. Тот, кто хранит меня




Д. Керн. Всё, что ты есть.




9. Воспроизведение многозвучия

Обогащение звуковой палитры саксофона нашло своё отражение в технике игры созвучиями. Своеобразная тембровая окраска созвучий даёт возможность композитором использовать их как средство раскрытия эмоционального содержания.
Эта техника получила соответствующее теоретическое обоснование. Одной из первых работ в этой области является трактат Б. Бартолоцци


54
«Новые звучания на деревянных духовых инструментах», впервые изданный в Западной Европе в 1967г.
Что же касается многозвуковых возможностей саксофона. То суть их такова. При воспроизведении единичного звука на инструменте мы всегда имеем дело с целым комплексом тонов, складыващимися из основного тона и обертонов, о чём подрбно говорилось выше. Чтобы этот комплекс сложился в одновременное звучащий аккорд, играющий на саксофоне должен найти способ усилить одни обертоны и заглушить другие. Практически это достигается с помощью основных аппликатурных приёмов, в основе лежит произвольное сочетание открытых и закрытых отверстий, дополнительное небольшими изменениями в работе губ и дыхании исполнителя.
Показательном в этом плане являются следующие отрывки из произведения для альтового саксофона, в которых одновременно указана аппликатура.


Э. Денисов. Соната.




Р. Караван. Эскиз.



55
Следует подчеркнуть, что исполнение созвучий является делом очень сложным и доступно лишь хорошо подготовленному саксофонисту.




































56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В данной работе предложено не только ознакомиться с рациональной аппликатурой саксофона, но также показаны способы овладения ею. Дан материал на основе которого можно закрепить навык правильного выбора той или иной аппликатуры. В работе предоставлена таблица всевозможных аппликатурных вариантов звуков высшего регистра, некоторые из которых выявлены автором, а также образцы аппликатурных комбинаций при игре гамм, арпеджио с использованием звуков высшего регистра, освоение которых должно помочь расширить технические и выразительные возможности музыкантов. Даны таблицы трелей и тремоло а, также аппликатура для устранения интонационных недостатков инструмента. В работе рассказано о некоторых специфических приёмах звукоизвлечения и показаны методы овладения ими.
В заключение хочется сказать, что подбор аппликатуры, а также стремление овладеть тем или иным специфическим приёмом должно носит осмысленный, творческий характер, а их умелое применение в игре помогут музыканту реализовать стоящие перед ним творческие задачи.



























57


Используемая литература


1. Богданов Л. П. Проблемы интонирования на духовых инструментах. // В помощь военному дирижеру. Вып. 23. М., Военно-дирижерский факультет при Московской консерватории, 1984.

2. Иванов В. Об использовании рациональной аппликатуры при игре на саксофоне. // В помощь военному дирижеру. Вып. 22. М., Военно-дирижерский факультет при Московской консерватории, 1983.

3. Мясоедов В. Современные приемы игры на саксофоне // В помощь военному дирижеру. Вып. 29. М., Военно-дирижерский факультет при Московской консерватории, 1992.

4. Ривчун А. Школа игры на саксофоне. М., 1965. Ч. I; М., 1968. Ч. II.

5. Ривчун А. 150 упражнений для саксофона. М., 1960.

6. Иванов В. Основы индивидуальной техники саксофониста. – М.: «Музыка», 1993.

7. Платонов Н. Школа игры на флейте. – М.: «Музыка», 2007.

8. Sigurd M. Rascher. Top Tones for the Saxophone.США. 1941.

9. Диков Б. Специфические приёмы звукоизвлечения на деревянных духовых
инструментах. // В помощь военному дирижеру. Вып. 23. М., Военно-дирижерский факультет при Московской консерватории, 1984.












58