Проект Модель школы с индивидуализированной системой образовательной деятельности в условиях социокультурного комплекса


Краевой конкурс моделей успешной социализации детей и подростков
МБОУ Досатуйская средняя общеобразовательная школа
Модель школы с индивидуализированной системой образовательной деятельности в условиях социокультурного комплекса
Возраст детей: 7-17 лет
год разработки: 2011-2016
Руководитель проекта: Стрельников Сергей Владимирович, учитель физкультуры МБОУ Досатуйской СОШ
Участники: Баранникова Наталья Георгиевна, директор школы, Балагурова Наталья Михайловна, зам.директора поУВР
Макушева Елена Владимировна, медработник школы,
Фефелова Ольга Сергеевна, учитель физкультуры, ,председатель Совета молодежи
Учащиеся школы
пос. Досатуй Приаргунский район Забайкальский край
Мы - это мальчишки и девчонки, которые хотят учиться и достигать успеха.
Мы – родители, которые хотят видеть своих детей здоровыми и успешными в жизни.
Мы - это педагоги, которые стремятся, чтобы их ученики были компетентными, высоконравственными, творческими личностями.
Мы – это коллектив, живущий по законам сотрудничества.
Девиз коллектива школы: «Быть Человеком,
Думать о Человеке,
Воспитывать Человека».
Традициями нашей школы является проведение Дней Здоровья и Самоуправления, спортивных соревнований на кубок по русской лапте и футболу, Лыжни России и Малых Олимпийских игр, конкурсов «Ученик года» и «Спортсмен года», «Самый активный класс» и «Самый спортивный класс», а также поисковая работа и партнерство с трудовыми коллективами села.
Информационная карта проекта.
Полное наименование проекта: 
Где лежит путь к здоровью и успешной социализации детей и подростков?
География проекта:  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Досатуйская средняя общеобразовательная школа
674313Забайкальский край, Приаргунский район, п.Досатуй, ул.Юбилейная,1.
Мы живем в Забайкальском крае. Более 7000 километров отделяет наш поселок от Москвы и всего 40 километров от российско-китайской границы. А до стольного города Читы мы добираемся на поезде почти 15 часов. Живем мы в зоне резко-континентального климата: температура летом до +45-50, зимой – до -50. Поселок Досатуй появился на карте в 1955 году, когда комсомольцы приехали в Приаргунье осваивать целину, и в нашем районе считался достаточно крупным населенным пунктом, до 2007 года здесь базировался танковый полк.
Актуальность проекта: В настоящее время численность населения составляет полторы тысячи. Трудоустроено на предприятиях села (ОАО «Нефтемаркет», ОАО «Вторчермет», «Агроснаб», ДЭУ, Пожарная часть, школа, ФАП, детский сад, администрация села, ЖКХ, железная дорога) 44 % трудоспособного населения, 1 % - частные предприниматели, 27 % - пенсионеры, 28 % - безработные. Почти все предприятия – филиалы, управление которыми осуществляется из краевого центра.
Основными проблемами поселка, которые в значительной степени влияют на работу школы, являются:
уменьшение численности населения;
увеличение числа неблагополучных семей;
ухудшение экологии окружающей среды, и как следствие – увеличение заболеваемости жителей поселка, в том числе учащихся;
поиск рабочих мест.
Прогноз развития ситуации в селе:
1. Кризисные явления в социально-экономическом развитии села будут сказываться на работе школы:
- может возрасти угроза обострения криминальной обстановки. Потребуется усиление воспитательной работы, направленной на нравственное развитие и формирование здорового образа жизни;
- потребуется более высокое качество организации досуга и более широкая сеть дополнительного образования.
2. Сокращение контингента детей не предвидится. Наблюдается рост рождаемости детей, количество первоклассников будет стабильным (до 20 человек в год).
3. Увеличение частного предпринимательства, открытие новых предприятий: восстановление ХПП, «Железный Кряж» - отгрузка руды.
Сейчас в школе обучается 180 учащихся. Это 138 семей, из них неполных – 41, многодетных – 21, малообеспеченных -76. Образовательный уровень родителей: с высшим образованием – 11 %, со средним профессиональным –35%, средним –35%, основным – 19%.
Исходя из вышесказанного следует, что ресурсные возможности внешней среды требуют изменения в работе по повышению качества воспитания, нацеленного на успешную социализацию личности: укрепление и сохранение нравственного и физического здоровья, формирование правового сознания, личностный рост через систему дополнительного образования и организацию внеурочной деятельности детей и подростков.
3. . Постановка проблемы:
На начало учебного года 2010 - 2011гг. встала проблема: проведя анализ состояния здоровья детей и их физического развития, выявили недостаточный уровень здоровья и эмоционального благополучия детей: рост преступности среди подростков (9 человек на учете в КДН и 6 на внутришкольном контроле), склонность к курению и алкоголю как родителей, так и детей.
Здание школы было построено в 1960г., и никогда у нас не было спортивного зала. Уроки физкультуры проводились в школьном коридоре. В начале 21 века под спортзал был переоборудован зрительный зал Дома культуры, но из-за его ветхости после дождей в зале упал потолок, и здание вышло из строя. В 2010 году на все население поселка и 220 учащихся из спортивных сооружений в рабочем состоянии была только игровая площадка при школе, да на территории нефтебазы в зимний период заливали горку и каток, на окраине поселка было оборудовано футбольное поле.
Где и как проводить уроки физической культуры? Чем занять детей во внеурочное время? Как организовать досуг, чтобы избежать негативных явлений в жизни ребенка?
4. Цель проекта: 
Педагогическим коллективом была разработана Программа развития школы с индивидуализированной системой образовательной деятельности в условиях социокультурного комплекса на 2011-2016г.г., которая основывается на реализации 6 проектов.
Творческой группой совместно с администрацией школы и администрацией поселка был разработан проект, цель которого -
создание условий для успешной социализации детей и подростков
на основе формирования спортивной базы школы и села.
5. Задачи проекта
Ремонт спортзала;
Реконструкция спортивной площадки школы;
Развитие спортивных площадок в поселке;
Приобретение инвентаря для зимних видов спорта и пополнение спортивного оборудования школы.
Пропаганда здорового образа жизни среди населения.
Вовлечение детей в занятия спортом.
Совершенствование спортивного мастерства учащихся.
Чтобы решить эти задачи, нужно было объединить усилия коллектива школы, администрации поселения, Совета молодежи и Совета руководителей трудовых коллективов поселка, руководство РОО, администрации Приаргунского района.
В основе идеи нашего проекта стало развитие спортивной базы школы через создание социокультурного комплекса на ассоциативной основе для успешной социализации учащихся.
Учреждения образования, культуры, спорта, дополнительного образования входят в комплекс на договорной основе, строят работу по единому плану. Координационным органом управления является Совет руководителей учреждений, возглавляемый представителем от органов местного самоуправления, обладающий рекомендательными правомочиями.
6. Нормативная база: комплекс создается на основании постановления главы администрации поселения «Досатуйское». Порядок и требования к заключению договора о сотрудничестве устанавливаются Гражданским кодексом РФ (ст. 1041-1054, гл. 9, гл. 21-26, гл. 55), законодательством о местном самоуправлении, законом РФ «Об образовании». При сотрудничестве необходимы следующие документы: Положение о социокультурном комплексе ассоциативного типа, Положение о совете руководителей, Договор о совместной деятельности. (Участники договора согласовывают свои действия с Советом руководителей).
7. Руководитель проекта: Стрельников Сергей Владимирович, учитель физкультуры МБОУ Досатуйской СОШ;
Участники: Баранникова Наталья Георгиевна, директор школы, Балагурова Наталья Михайловна, зам.директора поУВР, Фефелова Ольга Сергеевна, учитель физкультуры МБОУ Досатуйской СОШ, председатель Совета молодежи; Макушева Елена Владимировна, медработник школы, Балагурова Ирина Юрьевна, глава Администрации поселения «Досатуйское», Совет руководителей, учителя, учащиеся школы и родители.
8. Сроки реализации проекта: 2011-2016 годы
9. Этапы реализации проекта
2011г. Подготовительный этап: создание нормативной базы для реализации проекта
2012г.– 2015г. Укрепление материально-технической базы школы. Вовлечение населения и учащихся в занятия физкультурой и спортом
2015-2016г Рефлексивный этап: подведение итогов работы по проекту. Диссеминация опыта.
10. План действий реализации проекта
Содержание деятельности Исполнители Ожидаемый результат
I этап - подготовительный 2011 год
Создание нормативной базы для реализации проекта Директор школы, администрация поселения II этап 2012 - 2015год - Укрепление материально-технической базы
Восстановление спортивного зала Директор, завхоз, администрация поселения, учителя физкультуры Постоянное функционирование спортивного зала с привлечением учащихся, учителей, родителей и жителей сельского поселения «Досатуйское»
Открытие медицинского кабинета Директор, завхоз, администрация поселения, медсестра Диагностика и профилактика здоровья учащихся, учителей
Создание детской спортивной площадки для начальной школы Директор, завхоз, администрация села, учителя физкультуры. Привитие интереса учащихся к занятиям спортом
Создание спортивной площадки для учащихся основной, старшей школы Директор, завхоз, администрация поселения, учителя физкультуры Увлечение учащихся спортом
Приобретение школьной мебели, соответствующей нормам САНПинаДиректор, завхоз, администрация поселения, администрация района Сохранение и укрепление здоровья учащихся
Приобретение современного спортивного оборудования (тренажеры, спортивный комплекс) Директор, завхоз, администрация поселения, учителя физкультуры Прививать интерес к занятиям спортом учащимся, учителям, молодежи поселения
Открытие столовой на 60 посадочных мест Директор школы, завхоз, администрация поселения, зав. столовой 100 % охват учащихся полноценным питанием
Приобретение туристского снаряжения Директор, завхоз, администрация поселения, учителя физкультуры Развитие интереса к туризму
Укрепление здоровья
100 % охват детей горячим питанием Директор, классные руководители, зав. столовой, медсестра Сохранение здоровья ребенка
Организация оздоровительного лагеря труда и отдыха при школе, летних оздоровительных площадок разных направлений Кл. руководители, социальный педагог Сохранение здоровья ребенка
Создание медицинской картотеки учащихся и учителей школы Медицинская сестра Снижение заболеваний всего контингента школьного комплекса
Диагностика и профилактика заболеваний всего контингента школьного комплекса Медицинская сестра, учитель валеологии Умение заботиться о своем здоровье и о здоровье окружающих
Медицинский мониторинг на протяжении всех лет обучения в школе, вручение паспорта здоровья Медицинская сестра,
кл. руководители,
учителя физкультуры Стремление учащихся к сохранению и укреплению здоровья
Неделя здоровья Медицинская сестра, кл. руководители, учителя физкультуры, ЗДВР Профилактика здорового образа жизни
Общешкольный туристический поход Медицинская сестра, кл. руководители, учителя физкультуры Прививать интерес к туризму
Выделение ставки тренера и логопеда Директор школы Ходатайство перед администрацией ДЮСШ и РОО
Работа спортивных секций Учителя физкультуры, ЗДВР Привлечение детей к спорту
Проведение конкурса на самый здоровый класс Учителя физкультуры, совет физоргов Вовлечение всех учащихся
Работа туристического клуба Галютин Н.В. Увлечение туризмом
Малые олимпийские игры, «Папа, мама, я – спортивная семья» и др. Учителя физкультуры, совет физоргов Прививать интерес к занятиям спортом учащимся, учителям, родителям, молодежи поселения
Дни здоровья (сентябрь, ноябрь, февраль, май) Медицинская сестра, учителя физкультуры, совет физоргов Профилактика ЗОЖ
Конкурс «Спортсмен года» Учителя физкультуры, совет физоргов Активизация учащихся
Создание системы валеологического образования на основе методов Ф. УгловаДиректор, учитель валеологии, социальный педагог, психолог, ЗДВР Профилактика ЗОЖ
III этап – рефлексивный 2015-2016 год
Проведение педсовета по итогам работы по здоровьесбережению Администрация школы, творческая группа Оценка деятельности коллектива по программе «Здоровьесбережения»
Публикация наработанного материала Творческая группа, учитель информатики, зав. детским садом Поместить на Интернет - сайте лучшие методические разработки
Проведение конференции участников СК комплекса Совет руководителей Подведение итогов
14. Риски проекта: финансовая нестабильность
15. Ожидаемые результаты: интерес к занятиям спортом учащихся, учителей, родителей, молодежи поселения; занятость учащихся разными видами спорта, посещаемость спортивных секций составит 90%.;
снизится количество детей с негативными отклонениями (алкоголизм, преступность, наркомания, суицид и т.д.) ; успешность учащихся в спортивных соревнованиях.
16. Перспективы дальнейшего развития проекта.
В дальнейшем выходить на сетевую связь с другими школами, проводить с ними спортивные мероприятия, пополнять материально спортивную базу школы. Разработать Положения о проведении школьных соревнований на кубок по баскетболу, волейболу, шахматам.
По этому проекту любая сельская школа может проводить работу по успешной социализации детей и подростков.

11. Описание деятельности по проекту 
Этапы достижения результатов.
В администрации поселка с пониманием отнеслись к данной ситуации. Посильную помощь оказали руководители предприятий. За летний и осенний период была подготовлена спортивная площадка: мини-футбольное поле, волейбольная и баскетбольная площадки, беговая дорожка 200м., прыжковая яма. Были закуплены коньки 30 пар и залит на зиму каток, своими силами изготовлены два теннисных стола. Начальник ДРСУ выделил автогрейдер для планировки мини-футбольного поля и беговой дорожки, директор ОАО «Нефтемаркет» - дизельное топливо для автогрейдера, начальник Вторчермета - трубы для изготовления ворот на мини-футбольное поле. Администрация поселка помогла в очистке территории от мусора, камней, сухих деревьев. Учителя и учащиеся Досатуйской СОШ были основной рабочей силой в оборудовании площадки. Но этого было недостаточно.
1. Реконструкция спортивной площадки школы;
Лето 2011г. было отмечено значительными изменениями спортивной базы школы. Учтя все недостатки, выявленные в предыдущий учебный год, была реконструирована спортивная площадка. Баскетбольные и волейбольные площадки были перенесены в более удобное место. Для чего была проведена планировка и разметка площадок. Был построен гимнастический городок, включающий пирамиду из 6 перекладин и навесных брусьев, изготовлена шведская стенка. Все это дополнило спортивные снаряды к уже имеющимся на игровой площадке школы, оборудованной рукоходом, параллельными брусьями, перекладинами разных уровней и шведской стенкой с вертикальными шестами. Если в прошедшую зиму каток был залит плохо из-за значительного уклона, то на зиму 2011-12г. была заново распланирована площадка для катка с высоким бруствером. Районный отдел образования выделил денежные средства для закупки спортивного инвентаря: 30-и лыжных комплектов, 2 теннисных столов, 8 ракеток.
Летом 2012 года при содействии администрации поселения, ДРСУ, ОАО «Нефтемаркет», на катке провели перепланировку и установили ворота для мини-футбола, которые в зимнее время стали использоваться для игры в Русский хоккей. В школе стали функционировать 2 мини-футбольных поля. Стало возможным проводить игры по возрастным группам одновременно. На спортивной площадке школы в течение лета баскетбольные щиты были модернизированы, то есть их заменили на более прочные. Была сделана разметка для игры в Русскую лапту. Зимой была оборудована вторая лыжня, которая прошла по территории спортивной площадки и позволила ребятам освоить коньковый ход. Первая лыжня находится за поселком Досатуй, и там нет возможности идти коньковым ходом, а только классическим.
В 2013-2014, 2014-2015 учебных годах администрация поселения на средства самообложения огородили место занятий спортом. Сейчас здесь не просто спортивная площадка, а стадион: большое футбольное поле, 2 мини-поля, 2 волейбольных площадки и 2 баскетбольных, легкоатлетическая дорожка и прыжковая яма, место для метания и гимнастический городок; зимой заливается каток и прокладывается лыжня.
2. Развитие спортивных площадок в поселке.
На Совете руководителей было решено, что дополнительно к школьной спортивной площадке нужно оборудовать еще две в разных районах поселка. Летом 2010 года по инициативе директора ОАО «Нефтемаркет» игровая площадка вблизи организации была дополнительно оборудована мини-футбольным полем, волейбольной и баскетбольной площадками, соорудили и уголок с песочницей, качелями, скамейками для малышей. Зимой здесь заливается каток и горка. Ребята из отдаленной части поселка под руководством социального педагога школы и родителей расчистили еще одну площадку и сделали разметку для игры в волейбол и футбол, установили стойки и футбольные ворота. В вечернее время на площадке собирались не только школьники, но и взрослые, и студенты, приехавшие на каникулы. Таким образом, в летний период (в основном в вечернее время) стало работать три спортивных площадки в селе. Ребята занимаются мини-футболом, волейболом, играют в стритбол, русскую лапту, настольный теннис. В составе команды поселения принимают участие в районной Спартакиаде, играют товарищеские матчи с командами близлежащих сел.
Летом 2015г. под руководством Главы поселения оборудована еще одна спортивно-игровая площадка для детей. Организуют спортивную жизнь в поселке учителя физкультуры и Совет молодежи, председателем которого является один из педагогов. В этом году от районной ДЮСШ выделена ставка тренера..
3. Пополнение спортивного оборудования школы.
Годы Наименование оборудования Сумма
2008 30 лыжных комплектов 53170 рублей
2 теннисных стола Коньки 14460 руб.
2009 32 пары коньков и 30 пар лыж 86603руб.
Беговая дорожка, гимнастическая .скамейка, стойка для прыжков, маты, козел, бревно, брусья, канат, диск, шахматы, шашки, теннисные столы. 47874руб
2010 Ботинки лыжные, коньки, клюшки хоккейные, ракетки теннисные 23640р.
2011 Туристическое снаряжение 25532 руб.
2011 Спортинвентарь для начальной школы (ФГОС) 26820 рублей
Волейбольные сетки, мячи футбольные, волейбольные, баскетбольные ОАО «Нефтемаркет»
2012 Коньки, клюшки, ботинки лыжные 28875
2013 Спортинвентарь для спортзала и занятий легкой атлетикой 556772 руб.
2014 2015 Спортивная форма 15000 руб.(сертификат за 1 место в краевых соревнованиях по мини-футболу)
4. Ремонт спортзала. Самая трудная для решения задача – ремонт спортзала. В 2008г. при активном участии РОО была составлена смета. Но средств на ремонт в поселении не было. Не нашлось их и в районной администрации, и в комитете образования. Представители «Единой России» обещали помочь решить финансовые вопросы, но выборы проходили – обещания забывались. Неоднократно вопрос поднимался СМИ, родители обращались к Губернатору края, в приемную Президента. Главным событием 2012 года для всего села стало то, что в сентябре был начат ремонт кровли и потолка здания спортзала, который и был завершен в 2013г.
5.Открытие тренажерного зала
С открытием спортзала были приобретены различные тренажеры: беговая дорожка, тренажер силовой станц, эллиптический тренажер и др. Поэтому созрела идея открыть тренажерный зал. При содействии Администрации поселения выделено помещение, в настоящее время оно оборудуется. Оборудован специальный уголок для занятий шахматами: изготовлена на уроках технологии демонстрационная шахматная доска и фигуры.
Пропаганда здорового образа жизни среди населения.
Школа всегда являлась центром пропаганды ЗОЖ: проведение исследований в селе, выступления агитбригады на предприятиях села, перед родителями с антиалкогольной программой, вечеров «Суд над сигаретой», «Трезвая жизнь – светлые мысли, а пьяная жизнь - …». Но лучший результат дает вовлечение в совместные занятия спортом детей и взрослых.
Поэтому спортивные соревнования, игры стали обязательной частью во время проведения Дня села (12 июня), праздника улицы, Дня Победы и т.д.
Организуются лыжные соревнования, в которых принимают участие подростки, родители, учителя, молодежь села. Дети и взрослые совместно готовятся к районной спартакиаде, Лыжне России, спортивному празднику «Папа, мама, я – спортивная семья».
Оформлен стенд достижений учащихся.
7. Вовлечение детей в занятия спортом.
На 2011-2012 учебный год подготовлены условия: у ребят была возможность осенью и весной заниматься легкой атлетикой, мини-футболом, волейболом, баскетболом, также и в учебное время и во внеурочное дети увлеченно играли в Русскую лапту. В зимний период учащиеся ходили на лыжах и катались на коньках, играли в настольный теннис в приспособленном помещении. В эти годы в школе сложилась традиция проводить дни здоровья осенью, зимой, весной, где традиционно проводятся кросс, лыжные гонки, ребята соревнуются в играх «Веселые старты», играют в мини-футбол, волейбол, участвуют в спортивных конкурсах. Команды школ регулярно участвуют в районных соревнованиях, как кустовых, так и финальных. Чемпионками района по настольному теннису становились девушки 10-11 классов, они участвовали в краевых соревнованиях по настольному теннису, защищая честь Приаргунского района. Призовые места регулярно занимаются по легкой атлетике, мини-футболу, шашкам и шахматам.
В 2011 - 2012 учебном году ученики школы, которые уже хорошо освоили лыжи, неплохо выступили на районных соревнованиях: два девятиклассника заняли 2 места, восьмиклассники – 2 и 3 место в лыжных гонках по своим возрастным группам. Наиболее подготовленные ребята выполнили нормативы спортивных разрядов, 13 учеников выполнили нормативы юношеских разрядов, 2 ученика - норматив третьего взрослого разряда по лыжам. Коллектив учеников и учителей участвует в соревнованиях «Лыжня России»: в течение недели соревнуются учащиеся в классах, а в День лыжни – лучшие лыжники представляют свои классы на школьных соревнованиях.
Совершенствование спортивного мастерства учащихся.
В школе активную работу по подготовке к проведению соревнований всех уровней ведет совет физоргов, по итогам учебного года определяем лучшего спортсмена года и самый спортивный класс. Разработаны положения о проведении соревнований на кубок школы по мини-футболу, русской лапте. Ежегодно все ученики школы сдают нормативы, идет подготовка к сдаче норм ГТО.
Учащиеся школы стали победителями районных, зональных соревнований по разным видам спорта. В течение 2014-2015 уч.года команды школы участвовали в краевых соревнованиях: «Веселые старты», футбол (мальчики), 2 человека - шахматы, футбол (девочки), русская лапта. (См.Приложение)
Выводы и результаты:
При объединении усилий школы и Администрации поселения с трудовыми коллективами села и района решена проблема занятий физкультурой и спортом в селе.
Мониторинг здоровья учащихся показывает, что сократилось число инфекционных заболеваний учащихся, уменьшилось количество пропусков уроков по болезни.
Занятость учащихся разными видами спорта, посещаемость секций составляет от 80 до 90%.
Количество детей с негативными отклонениями (алкоголизм, преступность, наркомания, суицид и т.д.) в социализации снизилось. Уменьшилось количество учащихся, стоящих на учете в КДН.
Активизировалась работа с родителями: совместные праздники – «Папа, мама, я – спортивная семья», творческие отчеты, Дни здоровья, праздники села, улицы, спартакиады.Мониторинг результатов реализации модели успешной социализации детей и подростков
Количество учеников, стоящих на учете в КДН, ПДН и внутришкольном
Участие в спортивных состязаниях муниципального и краевого уровня
Финансовая поддержка участия в краевых соревнованиях
№ Годы Название спортивных состязаний краевого уровня Сумма для поездки Организация, оказавшая финансовую поддержку
1. 2013 Футбол (мальчики) 18000 ОАО «Нефтемаркет»
2. 2014 «Веселые старты» 32000 Администрация муниципального района «Приаргунский район»
3 2014 Шахматы 4000 Комитет образования муниципального района «Приаргунский район»
4 2014 Футбол (мальчики) 11000
8000 «Спорт для всех»; спонсорская помощь учителя физкультуры
5 2015 Футбол (девочки) 15000 Средства родителей
6 2015 «Русская лапта» 35230 Администрация муниципального района «Приаргунский район»
7 2015 Шахматы Комитет образования муниципального района «Приаргунский район»