Рабочая программа по социологии и политологии специальность 31.02.01 Лечебное дело


Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры«НИЖНЕВАРТОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАССМОТРЕНО
Методическим советом
Протокол № ____
« » 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
_____________Л.Г. Зырянова
« » 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.14 СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
специальность 060101 Лечебное дело
очная форма обучения
2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 060101 «Лечебное дело», квалификация фельдшер.
Организация-разработчик:
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского атомного округа - Югры «Нижневартовский медицинский колледж».
Разработчик:
Решетникова Светлана Николаевна, преподаватель Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты–Мансийского атомного округа - Югры «Нижневартовский медицинский колледж».
Эксперты:
БУ «Нижневартовский медицинский колледж» методист _ А.А. Кабардаева
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
БУ «Нижневартовский медицинский колледж» преподаватель Т.Н. Тарасова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫстр.
…4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…13
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …15
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена, составленной в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 060101 «Лечебное дело», квалификация фельдшер, углубленной подготовки среднего профессионального образования для очной формы обучения.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: учебная дисциплина «Социология и политология» относится к вариативной части социально-экономического цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в основных понятиях социологии и политологии;
связывать теоретический материал с проблемами современности;
разбираться в специфике социальных процессов в России;
использовать текст различных источников при ответе на вопросы, решении различных задач, сравнивать свидетельства различных источников;
рассказывать о важнейших социальных и политических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание общественных событий на основе текста и иллюстративного материала;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе эссе), рефератов;
соотносить общие социальные и политические процессы и отдельные факты;
выявлять существенные черты общественных процессов, явлений и событий;
группировать социальные и политические явления и события по заданному признаку;
объяснять смысл изученных социологических и политологических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых общественных событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших социальных и политических событий России;
оценивать проблему, высказать свою точку зрения, объяснять своё отношение к наиболее значимым социальным и политическим событиям.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия социологии и политологии, методы и функции социологии и политологии;
основные признаки и типологию социальных общностей и общества в целом;
критерии социальной стратификации и причины социального неравенства;
способы разрешения социальных конфликтов;
особенности процесса социализации личности и формы регуляции и саморегуляции социального поведения;
основные категории политологии;
основы мировой политики и международных отношений;
основные идеологические течения современности;
типы политического участия;
виды и формы социальных движений и факторы социального изменения и развития;
сущность власти, субъекты политики; политические отношения и процессах в России и в мире (в целом);
политические системы и политические режимы;
основные формы государственного устройства, признаки правового государства, основы конституционного строя Российской Федерации.
1.4. Освоение программы учебной дисциплины будет способствовать формированию общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
1.5. Количество часов на освоение учебной дисциплины:Максимальная учебная нагрузка обучающегося 54___часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка 36 часов,
- самостоятельная работа обучающегося 18 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36
в том числе: Практические занятия 20
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего) 18
в том числе: написание рефератов, эссе по заданным темам 4
создание мультимедийных презентаций по заданным темам 4
поиск информации в периодической печати, работа в сети Internet 4
подготовка сообщений, докладов 4
составление тезисов и таблиц 2
Промежуточная аттестация в форме зачета
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Социология и политология»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение Содержание учебного материала:
Социология и политология как науки, изучающие социально-политическую действительность современного социума. Характеристика современной эпохи. История социальной и политической мысли. Объект социологии и политологии. Предмет социологии и политологии. Основные социально-политические исследования. 2
1
2
Практические занятия
Составить схему «Методы социологии и политологии» 2
Самостоятельная работа обучающихсяНаписание реферата (создание презентации) по темам:
«Социология и ее место в системе современных наук».
«Возникновение социологической науки». 2 Раздел 1. Основы социологии 6 Тема 1.1.
Социальный прогресс Содержание учебного материала.
Основные этапы развития мировой социологии. Классические социологические теории. Научная теория и ее подтверждение. Методы социологии. Анкетирование: закрытые и открытые вопросы. Сплошной и выборочный опросы. Генеральная и выборочная совокупности. Основные виды интервью и наблюдений. Роль эксперимента. Анализ документов.
Законы и формы прогресса. Теории модернизации: органическая модернизация, неорганическая модернизация. Технический и культурный прогресс. Реформы и революции. Типология и эволюция обществ. Простое общество: локальные группы, первобытные общины. Сложное общество, его признаки. 2 Практические занятия
Составить схему «Основные функции социологии».
Составление денотатного графа по ходу лекции «Типология обществ» 2 Самостоятельная работа обучающихся:
Написание реферата (создание презентации) по темам:
«Основные методы социологического исследования».
Этапы развития мировой социологии.
«Основные этапы развития социологической науки в России».
Законы и формы прогресса. 2 Тема 1.2.
Структура общества. Социальная стратификация Содержание учебного материала:
Социальная структура общества как отражение различных видов социальных общностей и отношений между ними. Типы социальной структуры общества. Социально-классовый тип социальной структуры. Социально-демографический тип социальной структуры. Национально-этнический тип социальной структуры. Социально-территориальный тип структуры общества. Понятие социального статуса. Социальные статусы и роли. Статусный набор. Виды статусов: социальный и личный, приписываемый, прирожденный, достигаемый. Значение и классификация социальных групп.
Современные тенденции изменения социальной структуры современного российского общества. Социальное неравенство и стратификация общества. Виды стратификации общества. Исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия. Классовая система. Стратификация российского общества.
Социальная мобильность: формы социальной мобильности, процессы достижения статуса. Проблемы социальной мобильности. Параметры социальной мобильности. Классификация социальной мобильности. Каналы вертикальной мобильности. Вертикальная и горизонтальная мобильность. Индивидуальная и групповая мобильность. Восходящая и нисходящая социальная мобильность. Миграционные процессы как разновидность социальной мобильности. 2 Практические занятия
Заполнение таблиц по ходу лекции «Исторические типы стратификации»,
«Виды социальной мобильности».
Сравнить сущность и значение социальных лифтов в индустриальном и постиндустриальном обществах. 4 Самостоятельная работа обучающихсяНаписание реферата (создание презентации) по темам:
«Статусный портрет человека, статусный набор».
«Классификация социальных групп». 2 Тема 1.3.
Социальное взаимодействие. Социальный контроль Содержание учебного материала:
Социальное взаимодействие, его механизм. Технология и формы социального взаимодействия. Социальное управление: сущность, структура, формы и цели деятельности. Социологические аспекты управления. Формы организованного протеста. Социальный обмен. Сущность конфликта. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов. Динамика социальных конфликтов. Роль конфликтов в жизни общества. Типология социальных конфликтов. Политические конфликты. Основные особенности политических конфликтов. Конфликты в современном российском обществе. Пути и методы урегулирования политических конфликтов.
Социальный контроль. Социальные нормы. Механизм социального контроля. Права и обязанности. Санкции. Самоконтроль. Внешний контроль. Девиантное и делинквентное поведение. Социальные нормы и социальный контроль. 2 К.Т.№ 1. Практические занятия
«Социальные нормы и социальный контроль». 2 Самостоятельная работа обучающихсяНаписание реферата (создание презентации) по темам:
Общественные конфликты. Структура и динамика конфликта. 2
Раздел 2. Основы политологии 8 Тема 2.1.
Политология как наука и учебная дисциплина Содержание учебного материала:
Многообразие определений политики. Объект и предмет политологии. Структура политологии. Функции политологии: познавательная, прогностическая, экспертная, нормативно-ценностная, мотивационно-регулятивная функции; функция рационализации политической жизни.
Категории политологии. Методы политологии. Общие методы исследования политических объектов: социологический, культурологический, нормативный (нормативно-ценностный), функциональный, бихевиористский, структурно-функциональный, системный, институциональный, антропологический, психологический, деятельностный, критическо-диалектический, сравнительный, субстанциональный онтологический), исторический методы. Общелогические методы. Методы эмпирических исследований. Политико-правовые концепции античности (Демокрит, софисты, Платон, Аристотель, Цицерон). Теократические доктрины христианских богословов Средневековья (Аврелий Августин, Фома Аквинский). Научные методы в политических теориях Возрождения и Нового времени (Никколо Макиавелли, Жан Боден, Томас Гоббс, Джон Локк, Шарль Луи Монтескье, Жан-Жак Руссо, Джеймс Мэдисон, Иммануил Кант, Г.В.Ф. Гегель, Э. Берк, Ж. де Местр, Л. Де Бональд, Томас Мор, Томазо Кампанелла, Жан Мелье, Анри Сен-Симон, Фарль Фурье, Роберт Оуэн). Современные западные и российские политические учения. 2 Практическая работа
Заполнение таблиц по ходу лекции:
Предмет и методы политологии.
Парадигмы и школы политологии. 2
2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить рефераты (мультимедийные презентации) по темам:
«Основные этапы развития политической науки»,
«Политическая наука в современной России: основные задачи, пути развития и перспективы».
«Концепции «общественного договора» и «естественного права» в истории политической мысли (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо)».«Идеи Ш. Монтескье о разделении властей».
«Сравнительный анализ учений о государстве Т. Гоббса и Дж. Локка». 4 Тема 2.2.
Общество и государство Содержание учебного материала:
Основные концепции происхождения государства (теократическая, договорная, патриархальная, «теория завоевания», органическая, ирригационная, социально-экономическая). Сущность государства. Функции государства в политической системе общества. Формы территориально-государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация. Становление теории гражданского общества. Характеристика гражданского общества. Гражданское общество и правовое государство. Признаки общества. Сферы и институты общества. Социальная иерархия. Гражданство. Правовое государство, его признаки. Тоталитарное государство как противоположность правовому государству и гражданскому обществу. Формы правления (монархи и республика и их разновидности). Понятие политического режима. Тоталитаризм как политический режим: признаки и сущность. Авторитарные политические режимы. Демократические политические режимы: сущность, основные признаки. Основные концепции демократического устройства общества. Экономические и социальные предпосылки демократии. Современные формы демократии. 2 2
Практическая работа:
Составление схем:
«Территориальное устройство государства»,
«Ветви политической власти».
Заполнение таблиц «Правовое государство, его признаки», «Классификация геополитического пространства». Подготовка кратких сообщений по таблице. 2 2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить рефераты (мультимедийные презентации) по заданным темам. 2 Тема 2.3.
Субъекты политической жизни Политическое участие Содержание учебного материала:
Политические группы и общности. Группы давления, группы интересов, лобби, элита. Понятие и классические теории элиты. Основные характеристики политической элиты. Функции политической элиты. Функции политического лидера. Сущность, признаки и функции политических партий. Типология политических партий (по степени организованности: организационно оформленные и неоформленные; по принципам организации: кадровые и массовые; по идейно-политической ориентации: консервативные, либеральные, левые, правые и центристские; по социальной базе: классовые партии, партии, базирующиеся на межклассовой основе, партии, созданные на основе социальных групп; по интересам). Типология партийных систем современности. Однопартийная система, двухпартийная система (бипартизм), многопартийная система.
Политическая власть, механизмы ее реализации. Ресурсы и виды политической власти. Легитимность политической власти и ее структура. Типы легитимности: традиционный, харизматический, рационально-правовой. Идеологическая легитимность. Структурная легитимность. Персонализированная легитимность. Ветви политической власти: законодательная, исполнительная судебная. Закон и право. Конституция. Политическая жизнь общества. Механизмы участия граждан и их объединений в политической жизни. Формы и виды политического участия. Выборы в демократической политической системе. Функции выборов в условиях демократии. Избирательный процесс. Избирательные системы. Референдум. 2
Практическая работа: составление схем и таблиц по теме.
Сравнительный анализ избирательных систем.
Написание эссе на тему:
«Свободные выборы - утопия или реальность»,
«Согласны ли Вы с утверждением, что власть и насилие – это одно и то же?». 4
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить сообщения (презентации) по темам: «Политические партии, группы давления и группы интересов», «Основные идеологические течения современности», «Мировые идеологии», «Формы и виды политического участия». 4 Тема 2.4. Международные отношения и геополитика Содержание учебного материала:
Глобальный уровень общества. Цивилизационный подход. Классификация геополитического пространства. Международные отношения: понятие, особенности, основные принципы. Институты международной власти, международное право. Отношения соперничества и отношения сотрудничества. Межгосударственные и неправительственные организации. Международные монополии и транснациональные корпорации. Основные теории международных отношений. Международное право. Принцип суверенитета. Внешняя политика. Дипломатия. Генезис геополитики. Подходы к понятию «геополитика». Географический детерминизм. Современные тенденции развития международных отношений. Социально-экономические процессы в России. Классификация геополитического пространства 2 2
Практическая работа
К.Т.№ 2. Тестирование. 2 ВСЕГО 20 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия кабинета социально-экономических дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся.
- рабочее место преподавателя.
- доска классная.
Учебно-наглядные пособия: плакаты и таблицы по разделам учебной дисциплины «Социология и политология».
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- проекционный экран.
3.2. Педагогические технологии и методы, используемые в образовательном процессе:
- информационно-коммуникационные технологии
- здоровьесберегающие технологии
Для реализации учебной программы используются объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские методы, метод проблемного изложения, метод проектов, «мозговой штурм».
В обучении используется сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации обучения: практические занятия, самостоятельная работа (аудиторная и внеаудиторная), домашняя учебная работа, проверочная работа.
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Кравченко А. И. Социология и политология: Учеб. Пособие для студ. сред.проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство; Высшая школа, 2012. – 312 с.
Дополнительные источники
Демидов А.И., Долгов В.М., Малько А.В. Политология: Учебник. - М.: Гардарики, 2009. – 397 с.
История политических учений: Учебник для вузов /Под общ.ред. проф. О.В.Мартышкина - М.: Издательство НОРМА ( Издательская группа НОРМА-ИНФРА) М., 2010 -912 с.
Курс политологии: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА – М., 2009.- 460 с.
Мухаев Р.Г. Политология: учебник для вузов. Издание второе. - М.: «Приор-издат», 2010. – 432 с.
Основы социологии и политологии: Учебное пособие /Под ред. А.О. Бороноева, М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2011. – 408 с.
Политология: Учебник / Под ред. В.И. Буренко, В.В. Журавлева. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 320 с.
Пушкарева Г.В. Политология: Пособие для сдачи экзамена. - М., Юрайт - Издат, 2011. -250 с.
10. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 2011. – 559 с.
Джин Л. Коэн, Эндрю Арато. Гражданское общество и политическая теория. Пер. с англ. / общ.ред. И.И. Мюрберг. - М.: Издательство «Весь мир», 2009. – 784 с.
Мельник В.А. Современный словарь по политологии. – М.: Книжный Дон, 2011. – 640 с.
Нартов Н.А. Геополитика: Учебник для вузов ( под ред. проф. В.И.Староверова.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2010. – 544 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
Основы политологии. Учебник - методическое пособие. Краткий учебник для вузов /под ред. НОРМА / Издательская группа Норма - Инфра. М., 2010. – 384 с.
Прокопов М.В. Политология: Курс лекций. Учебное пособие. - 2-е издание испр. и доп., - М.: Издательство РДА. 2009. – 288 с.
Политические институты на рубеже тысячелетий (Издание 2-ое стереотипное) - Дубна: ООО «Феникс», 2010. – 480 с.
Российская историческая политология. Курс лекций. Учебное пособие /отв. ред. С.А. Кислицин. – Ростов – на - Дону: «Феникс», 1911. - 608 с.
Интернет-ресурсы
http://www.alleng.ru/d/polit/pol017.htm учебные пособия по политологии. http://www.alleng.ru/edu/soc2.htm учебные пособия по социологии.
http://morero.ru/sociology_albom_matveyev.pdfальбом учебно-наглядных пособий в логических схемах и таблицах.
http://bookre.org/reader?file=1338782&pg=0 политология в схемах и таблицах. Учебное пособие.
http://www.studfiles.ru/dir/cat26/subj525/file11445/view122059.html лекции по политологии.
http://www.studfiles.ru/dir/cat26/subj87/file4616/view37250.html лекции по социологии.
http://www.sl-lad.narod.ru/test_sl_polit.htmтесты по социологии и политологии.
3.4. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины:
- тестовые задания;
- раздаточный материал;
- комплект дидактических пособий;
- технологические карты занятий.Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка качества освоения учебной программы дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины. Текущий контроль проводится в форме тестирования, устного опроса, экспертной оценки выполненных мультимедийных презентаций, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
В основе текущего контроля лежит балльная система оценки и используется пятибалльная шкала оценки. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся в начале обучения. Для текущего контроля по программе создан фонд оценочных средств (ФОС), который включает в себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Оценка знаний, умений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
91 ÷ 100 5 отлично
66 ÷ 90 4 хорошо
51 ÷ 65 3 удовлетворительно
менее 50 2 не удовлетворительно

Промежуточная аттестация осуществляется в форме зачета во 2 семестре.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения:
- ориентироваться в основных понятиях социологии и политологии Индивидуальные задания;
Написание рефератов по темам:
«Предмет, структура и функции политической науки»,
«Место политологии в системе общественных наук»,
«Основные этапы развития политологической науки»,
«Особенности политической культуры современной России»,
«Социология и ее место в системе современных наук. Основные функции социологии»,
«Основные методы социологического исследования»,
«Возникновение социологической науки», «Позитивизм и антипозитивизм в социологии»,
«Основные этапы развития социологической науки в России»,
«Основные этапы развития политической науки»,
«Политическая наука в современной России: основные задачи, пути развития и перспективы»,
«Концепции «общественного договора» и «естественного права» в истории политической мысли ( Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо)»,
«Идеи Ш. Монтескье о разделении властей»,
Составление схем:
«Разновидности наблюдений»,
«Процесс анкетирования»,
«Основные этапы мировой социологии».
-связывать теоретический материал с проблемами современности;
разбираться в специфике социальных процессов в России Индивидуальные задания и исследовательская работа по темам:
«Антивоенное движение в современном мире»,
«Антиглобализм - политическое движение современности».
Написание рефератов по темам:
«Россия в современной мировой политике»,
«Россия и Евросоюз – тенденции и перспективы сотрудничества»,
«Международное сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности».
-оценивать проблему, высказать свою точку зрения. Деловая игра: «Этические проблемы социального влияния в условиях средств массовой информации».
-использовать текст различных источников при ответе на вопросы, решении различных задач; сравнивать свидетельства различных источников Исследовательская работа:
«Избирательные системы (сравнительный анализ)»,
«Молодежная политическая субкультура»,
«Политические конфликты в современном мире: причины и характеристика. (по выбору)»;
Написание рефератов по теме:
«Сравнительный анализ учений о государстве Т. Гоббса и Дж. Локка.»«Современные концепции правового государства»,
-рассказывать о важнейших социальных и политических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание общественных событий на основе текста и иллюстративного материала; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений-эссе), рефератов Написание рефератов по теме:
«Процесс глобализации и тенденции перераспределения политической власти и экономических ресурсов в современном мире»,
«Россия на геополитической арене»,
«Политические лидеры России: история и современность»;
творческая работа по теме (эссе):
«Согласны ли Вы с утверждением, что власть и насилие – это одно и то же?»,
«Что такое «социальный лифт»? Сравнить сущность и значение социальных лифтов виндустриальном и постиндустриальном обществах»,
«Политика слишком серьезное дело, чтобы ей занимались одни политики» (Ш. де Голль)»;
исследовательская работа (социологический опрос) по теме: «Что такое «культура»?»,
«Политические ориентации и электоральное поведение россиян»,
«Авторитаризм и тоталитаризм: общее и особенное»
-соотносить общие социальные и политические процессы и отдельные факты Индивидуальные задания и исследовательские работы по теме:
«Особенности политических культур Запада и Востока»,
«Современные информационные технологии как инструмент манипулирования политическим сознанием»,
«Сравнительная характеристика «океанического» и «континентального» направлений в геополитике (на примере текстов:Макиндер Х. Дж. «Географическая ось истории», Хаусхофер К. «Границы в их географическом и политическом значении»)»
-выявлять существенные черты общественных процессов, явлений и событий Деловая игра: «Анкетный социологический опрос», «Политическое участие. Политические выборы. Современные избирательные системы»;
Составление развернутого плана по теме:
«Выборы в демократической политической системе»,
«Избирательные системы».
-группировать социальные и политические явления и события по заданному признаку Выполнение практических работ;
Индивидуальные задания.
-объяснять смысл изученных социологических и политологических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых общественных событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших социальных и политических событий России Индивидуальные задания и исследовательская работа по темам:
«Цветные революции: сущность и роль в политических процессах»,
«Экономическая политика в современной России»,
«Современная внешняя политика России».
-объяснять своё отношение к наиболее значимым социальным и политическим событиям Написание творческих работ (сочинение-эссе) по темам:
«Геноцид в современном мире»,
«Ксенофобия в современном мире».
Знания:
- основные понятия социологии и политологии, методы и функции социологии и политологии
Письменный контроль (тестирование по темам):
«Предмет и методы социологии»,
«Этапы развития мировой социологии»;
Индивидуальные задания;
Составление схемы:
«Методы социологии»,
«Функции социологии»,
«Основные этапы развития социологии и их краткая характеристика»;
Домашняя работа;
Устный контроль: индивидуальный опрос, взаимоопрос, фронтальный опрос.
- основные признаки и типологию социальных общностей и общества в целом Составление схемы:
«Типология обществ»,
«Статусный портрет человека, статусный набор»,
«Элементы статуса»,
«Классификация социальных групп»,
«Виды социальной мобильности»;
Индивидуальные задания;
Тестовый контроль по темам:
«Социальные статусы и роли»,
«Личность, группа, общность»,
«Значение и классификация социальных групп».
Устный контроль: индивидуальный опрос, взаимоопрос, фронтальный опрос.
- критерии социальной стратификации и причины социального неравенства Сообщения по теме:
«Социальная стратификация: сущность, три основные системы и главные критерии стратификации современных обществ»,
«Основные классы современных развитых обществ; социальные элиты закрытые и открытые; особая роль среднего класса в обществе»,
«Особенности социальной стратификации бывшего советского общества и сегодняшней России»;
Домашняя работа;
Письменный и устный контроль;
Заполнение таблицы:
«Исторические типы стратификации»,
«Законы и формы прогресса».
- способы разрешения социальных конфликтов Составление схемы:
«Общественные конфликты»,
«Способы разрешения конфликтов»;
Домашняя работа;
Устный контроль: индивидуальный опрос,взаимоопрос, фронтальный опрос;
Индивидуальные задания;
- особенности процесса социализации личности и формы регуляции и саморегуляции социального поведения Составление схемы:
«Социальные санкции»,
«Девиантное и делинквентное поведение»,
«Социальные нормы»;
Тестирование по теме:
«Социальные нормы и социальный контроль»;
Письменный и устный опрос;
Доклад по теме:
«Девиантное поведение: сущность, виды, факторы и возможная реакция общества. Основные проявления аномии, в сегодняшней России»
- основные категории политологии Тестирование по темам:
«Предмет и методы политологии»,
«Парадигмы и школы политологии»;
Устный контроль: индивидуальный опрос,взаимоопрос, фронтальный опрос;
Домашняя работа;
Составление схем:
«Методы политологии»,
«Основные категории политологии».
- основы мировой политики и международных отношений Презентации по теме:
«Классификация геополитического пространства»,
«Межгосударственные и неправительственные организации. Международные монополии и транснациональные корпорации»;
Тестирование по темам:
«Классификация геополитического пространства»,
«Геополитика и национальная безопасность»;
Письменный и устный опрос;
Контроль выполнения домашних заданий.
- основные идеологические течения современности Сообщение по теме:
«Основные идеологические течения современности»,
«Мировые идеологии»;
Тестирование по теме:
«Политические группы и общности»,
«Политические партии, классификация, функции»
Письменный и устный опрос;
Контроль выполнения домашних заданий.
- типы политического участия Индивидуальное проектное задание:
«Эффективное вовлечение молодежи в политическую жизнь и участие»,
«Способы вовлечения молодежи в деятельность региональных политических организаций»;
Сообщение по теме:
«Свободные выборы - утопия или реальность»,
«Формы и виды политического участия»;
Тестирование по темам:
«Формы и виды политического участия»,
«Выборы как форма политического участия»;
Контроль выполнения домашних заданий.
- сущности власти, субъектах политики; политических отношениях и процессах в России и в мире (в целом) Тестирование по темам:
«Власть. Легитимность власти»,
«Разделение властей»;
Индивидуальные задания.
Составление схем:
«Основания, ресурсы и виды политической власти»,
«Ветви политической власти», «Ресурсы власти»;
Контроль выполнения домашних заданий.
- о политических системах и политических режимах Индивидуальные задания;
Тестирование по теме:
«Формы правления и политические режимы»
Составление схем:
«Формы правления»,
«Виды республик»,
«Политические режимы»;
Заполнение сравнительных таблиц:
«Тоталитарный и авторитарный режим. Черты сходства и различия»,
«Формы демократии»;
Контроль выполнения домашних заданий.
- основные формы государственного устройства, признаки правового государства, основы конституционного строя Российской Федерации Письменный и устный опрос;
Индивидуальные задания;
Составление схем:
«Формы государственного устройства»,
«Государство как институт политической власти»,
«Гражданское общество и правовое государство»,
«Правовое государство и его признаки».