Дуальное обучение: плюсы и минусы на примере группы 14 ТМ — 15 — 1


ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»
отделение Нижняя Тавда
Дуальное обучение: плюсы и минусы на примере группы 14 ТМ - 15 - 1 
Автор: Яковлева Дарья
ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»
отделение Нижняя Тавда
группа 01 ТСХ – 15 - 1
Научный руководитель:
Преподаватель Глянько Р.С.
с. Нижняя Тавда, 2016 г.
Краткая аннотация
Данная работа посвящена изучению проблемы внедрения в обучение дуальной модели образования в ГАПОУ ТО «Агротехнологическом колледже» отделение Нижняя Тавда на примере группы 14 ТМ – 15 - 1. Дуальная модель образования представляет собой такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте.
Роль работодателя при дуальной модели обучения значительно расширяется: работодатели принимают участие в составлении  учебных программ, программ учебных и производственных практик; делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов. Обучающиеся имеют возможность отработать профессиональные компетенции на базе предприятия под руководством опытного наставника, а, следовательно, стать настоящими профессионалами.
Актуальность исследования
В документах Второго международного Конгресса ЮНЕСКО подчеркнуто, что XXI век принесет с собой радикально иную экономику и общество, а это неизбежно окажет влияние на техническое и профессиональное образование, которое призвано обеспечить «мост в будущее посредством качественной подготовки квалифицированных специалистов».
В связи с этим возрастет необходимость повышения престижа рабочих профессий и специальностей. В.В. Путин подчеркнул: «Важнейшая задача — это обновление и повышение качества среднего профессионального образования, укрепление его связи с реальным производством. Во многих регионах уже активно и успешно занимаются развитием так называемого дуального образования, когда практика на конкретных предприятиях сочетается с теоретической подготовкой».
В нашем колледже с 2015 года началось внедрение дуального образования по профессии Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства.
Аннотация.
Цель работы: изучить концепцию дуальной формы профессионального образования ФРГ, исследовать эффективность использования дуальной системы образования в колледже на примере группы 14ТМ – 15 – 1.
Временные рамки исследования: 2015 – 2018 гг.
Методы исследования.
Социологический опрос среди студентов группы 14ТМ – 15 – 1
Анализ качества обучения группы 14 – ТМ – 15 – 1
Изучение научных статей, зарубежного опыта по использованию объекта исследования
Анализ получения результатов с помощью таблиц и диаграмм.
Полученные данные: в результате исследования нами было выявлено, что дуальная система образования ФРГ имеет положительный опыт. В результате ее внедрения в стране наблюдается наличие квалифицированных рабочих кадров и стабильно высокий престиж рабочих профессий.
Анализ качества обучения, социологический опрос группы 14 ТМ – 15 – 1 показало, что внедрение дуальной модели образования в колледже имеет положительный результат.
Выводы: внедрение дуального образования, будет способствовать развитию системы прогнозирования потребности в рабочих кадрах, появлению независимой оценки качества подготовки выпускников, а значит, позволит повысить квалификацию рабочих кадров и восстановит престиж рабочих профессий.
План исследований.
Объект исследования: плюсы и минусы дуального обучения
Предмет исследования: группа 14 ТМ – 15 - 1
Методы исследования:
1) сравнительно-ретроспективный метод - при сопоставительном анализе развития национальных систем профессионального образования;
2)  статистический анализ - при определении характера развития дуальной формы профессионального образования в России;
3) включенное наблюдение, анкетирование - при оценке эффективности дуальной формы профессионального образования;
4) педагогическое моделирование - при разработке образовательного стандарта и учебных материалов по профессии Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства.
Этапы исследования:
1) Выбор темы исследования.
2) Выявление проблемы исследования, постановка целей исследования.
3) Сбор информации о проблеме исследования.
4) Выбор методов исследования.
5) Отбор и структурирование собранного материала в соответствии с темой и целями исследования.
Научная статья.
Объединение ДОЙЛА включает в себя учебные учреждения агротехнического образования и представляет собой крупнейший региональный и международный центр Аграрнотехнического образования Германии. Ежегодно около 80000 участников и участниц обучается в учебных центрах ДОЙЛА. ДОЙЛА предоставляет 2000 мест для проектно-ориентированного обучения. Обучение проводят высококвалифицированные преподаватели. Штат преподавателей составляет 260 человек. Около 80000 квадратных метров лекционных залов для ведения учебного процесса, сюда относятся так же помещения для учебно-технических занятий, учебно - производственные классы которые максимально приближены к условиям производства. Современно оборудованный и модернизированный автомобильно-транспортный парк общей стоимостью 44 миллиона евро.
Программа академии ориентирована на профессиональное обучение и повышение квалификации специалистов в области сельского хозяйства. При этом основными составляющими этой программы являются ориентированные на целевые группы семинары и приближенные к производственным условиям тренинг-модули. Говоря о Учебном центре нельзя не сказать о системе образования которую они применяют.
В немецкой дуальной системе образования предприятие и ученик совместно выбирают будущую профессию студента, ещё до начала процесса обучения. Программа обучения оговаривается индивидуально между студентом, преподавателями и представителями производства и вносит в договор, подписываемый студентом и предприятием Договор предполагает получение навыков как профилирующих для данной профессии (теория и практика производственного процесса, вопросы организации и экономики, обслуживание и управление сельскохозяйственной техникой, а также уход за ней, ремонт и содержание в рабочем состоянии, выращивание растительной продукции и обработка почвы, оформление заказов и уход за сельскохозяйственными культурами, сбор урожая, хранение и консервирование растительной сельхозпродукции коммуникация и обмен информацией, успешное ведение производства и ориентация на потребителя, мероприятия, обеспечивающие высокое качество продукции), так и дополнительных знаний, в общем-то, важных, но, скорее не напрямую связанных с профессиональной деятельностью (профобразование, трудовое и тарифное законодательство, создание и организация предприятия, безопасность труда и охрана здоровья на предприятии, защита окружающей среды и природы.
Закон обязывает предприятия подтвердить свою пригодность для проведения обучения, чтобы получить тем самым статус учебно-производственного предприятия и иметь право приглашать студентов на обучение.
В.В. Путин отметил, что системе среднего профессионального образования необходимо обновление. Он отметил, что и инженерные, и рабочие профессии требуют высочайшей компетенции, в соответствии с этим РФ выстраивает систему современных профессиональных стандартов.
«Считаю необходимым обобщить опыт, объединить наши усилия и выстроить целостную систему подготовки квалифицированных кадров с учетом лучших международных практик», — отметил президент.
В связи с этим в Тюменской области стартовал пилотный проект в области подготовки специалистов в сфере Агропромышленного комплекса. Для реализации данного проекта на базе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Тюменской области «Агротехнологический колледж», расположенного в городе Ялуторовске Тюменской области, создан центр профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов агропромышленного комплекса.
Результатом планомерной работы по изучению использования опыта партнёров из ФРГ в сфере обучения и переподготовки кадров для агропромышленного комплекса явилось подписание губернатором Тюменской области В.В. Якушевым 26 февраля 2015 года «Соглашения между Немецкой сельскохозяйственной Академией ДОЙЛА НинбургГмбх, Нижняя Саксония ФРГ, и правительством Тюменской области о сотрудничестве в сфере образования».
Основными целями, которые должны быть достигнуты в процессе работы, в рамках реализации данного соглашения являются:
- Обеспечение повышения эффективности и качества подготовки квалифицированных специалистов, в том числе путём предоставления возможности прохождения учебных и производственных практик обучающимся ГАПОУ «Агротехнологического колледжа» в Германии, в Академии «ДОЙЛА Нинбург».
- Обеспечение проведения мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке специалистов сельскохозяйственных предприятий по приоритетным направлениям развития. И повышение эффективности сельскохозяйственного производства.
- Разработка и осуществление программ, взаимодействия и планов сотрудничества, направленных на развитие и совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовке специалистов в Тюменской области с привлечением предприятий АПК Тюменской области как активных участников организации производственных практик и наставничества.
- Внедрение и использование инновационных методов обучения специалистов.
Была разработана последовательность действий по внедрению дуального обучения.
1 этап – установление договорных отношений между ПОО и предприятиями
Создание Координационного совета (рабочей группы).
Соотнесение ФГОС и требований работодателя, зафиксированных в профессиональных стандартах и должностных инструкциях – выделение дополнительных компетенций. Внесение (на уровне тематического планирования) изменений в содержание программ.
2 этап – распределение зоны ответственности за реализацию дуального обучения между ПОО и предприятиями
Составление графика чередования теории и практики.
Согласование перечня видов работ, которые будут отрабатываться на предприятии.
Создание нормативной базы по реализации индивидуальных учебных планов для студентов, обучающихся по дуальной модели.
3 этап – конструирование элементов процесса дуального обучения
Корректировка содержания рабочих программ в сторону практико-ориентированности.
Разработка контрольно-оценочных средств (содержание заданий и критерии оценки).
Разработка программ для обучения наставников предприятия и проведение обучения.
Разработка комплектов учебно-методического обеспечения рабочих программ с учётом технологии дуального обучения.
4 этап – апробация и корректировка
Организация процесса дуального обучения на основании разработанного комплекта документации.
Выявление проблем, оперативное реагирование.
Апробация педагогических технологий, ориентированных на эффективное обучение.
В нашем колледже началось внедрение дуальной модели обучения с 2015 – 2016 учебного года. Обучающиеся по профессии Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства имеют возможность почувствовать изменения на себе.
В ходе исследования нами был проведён соцопрос среди обучающихся по профессии Тракторист машинист сельского хозяйства (группа 14ТМ – 15 - 1) Всего было опрошено 13 респондентов. Цель данного соцопроса заключалась в том, чтобы выявить эффективность внедрения дуальной системы образования.
АНКЕТА
Знаете ли Вы, что обучаетесь по дуальной системе образования?
⃝ Да, знаю
⃝ Нет, не знаю
Как часто проходят Ваши занятия на базовых предприятиях?
⃝ Часто проходят
⃝ Недостаточно часто
Проводятся ли учебные занятия с привлечением работодателей?
⃝ Да, проводятся
⃝ Нет, не проводятся
Что вас привлекает в обучении?
⃝ Знания я получаю на производстве
⃝ Занятия интересно проводятся
⃝ Ничего не привлекает
Анализ анкет показал, что 88 % респондентов знают, что обучаются по дуальной системе образования. Лабораторно – практические занятия проходят на предприятиях часто, часть учебных занятий проводят наставники с производства. Больше всего привлекает в обучении проведение занятий на производстве.
Анализ анкет в диаграммах.




Анализ качества обучения группы 14 ТМ – 15 – 1 показал, что качество обучения в группе высокое. Если входное тестирование показало, что качество обучения составляет 35%, то по итогам первого полугодия качество обучения повысилось до 63 % по общеобразовательным предметам, по предметам же профессионального цикла качество успеваемости составило 69%.
Анализ качества обучения группы 14ТМ-15-1

424815-17335500
В разрезе всего выше сказанного хотелось бы отметить, что на наш взгляд Дуальная система образования представляет собой модель рационального, выгодного и успешного взаимодействия государства, предприятий АПК и молодёжи, и несёт в себе больше преимуществ, чем недостатков.
В результате исследования нами был проведен анализ достоинств и недостатков Дуальной системы образования. Мы разделили достоинства на 3 основные группы: достоинства для предприятия, достоинства для обучающегося, и достоинства для государства.
достоинства для предприятия достоинства для обучающихсяВозможность для предприятия подготовить кадры соответствующие всем требованиям. Шанс адаптироваться к взрослой жизни, даёт возможность овладеть ключевыми компетенциями для реальной деятельности на предприятии,
Экономия на расходах на поиски и подбор работников, их переучивании и адаптации. Возможность прохождения стажировки за рубежом
Возможность лично принимать участие в подготовке будущего сотрудника. Оптимальные условия обучения, маленькие группы, хорошее оснащение
Данная деятельность повышает репутацию предприятия и его имидж как работодателя на рынке труда. После окончания обучения возможность сразу работать и получить финансовую независимость
Преимущества для Государства.
Восполнение дефицита высококвалифицированных кадров.
Сокращение уровня безработицы.
Снижение уязвимости к колебаниям конъюнктуры мировых сырьевых и финансовых рынков.
Развитие, укрепление и увеличение конкурентоспособности отечественных предприятий АПК.
Общий рост экономики.
Создание инвестиционно - привлекательных регионов.Заключение.
В результате проведенного исследования изучена концепция дуальной формы профессионального образования ФРГ. Выявлено, что в результате ее внедрения в стране наблюдается наличие квалифицированных рабочих кадров и стабильно высокий престиж рабочих профессий.
Нами были выявлены положительные аспекты внедрения дуального обучения для государства, предприятий, обучающихся в нашей стране.
Получены промежуточные данные эффективности использования дуальной системы образования в колледже на примере группы 14ТМ – 15 – 1.
Анализ качества обучения, социологический опрос группы 14 ТМ – 15 – 1 показали, что внедрение дуальной модели образования в колледже имеет положительный результат, обучающиеся позитивно восприняли изменения и проявляют высокий интерес к обучению.
Литература.
McKinsey Global Institute, «Эффективная Россия: производительность как фундамент роста»
Л.И Овсиенко «Федеральный институт развития образования» «Дуальное образование: перспективы проекта обсудили в Волгограде,» Ведомости (02.06.2014).
Петров В.А. Предприятия помогут Калужской области развивать дуальное образование, Российская Газета (15.01.2014) Журнал «Эксперт»Evrokatalog.eu, SIA Alliance Media «Дуальное образование в Германии - что это такое?»
http://www.hochschulkompass.de/studium/rund-ums-studieren/studienformen/duales-studium.htmlhttp://www.de-online.ru/
Есенина Е.Ю. Центр Профессионального образования «Что такое дуальная система образования?»