Консультация для воспитателей Трудовое воспитание дошкольников


Консультация для воспитателей
«Трудовое воспитание дошкольников»
Труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств.
Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Как можно сформировать у ребенка умение трудиться вне трудовой деятельности? Однако в практике можно встретиться с такими фактами, когда воспитатель решает задачи трудового воспитания не в труде, а в игре. Например, планируя игру в парикмахерскую, воспитатель пишет: «Формировать у детей умение пользоваться расческой, аккуратно причесываться». В данной записи сразу две педагогические ошибки. Во-первых, воспитатель не знает природы и особенностей детской игры: в игре ребенок действует «как будто» - он как будто причесывается, как будто делает красивую прическу. Игра исходно появилась из потребности ребенка выполнять трудовые действия взрослых, которые в реальной жизни ему недоступны. Если же он начнет делать все всерьез - игра пропадет. Во-вторых, всякое «формирование умений» всегда требует показа, объяснения, упражнений, повторений. Можно ли это делать в процессе игры? Конечно, нет.
Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.
Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В.И. Логинова, М.В. Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней - врач нужен, чтобы лечить людей, учитель - чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.
Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство трудового воспитания дошкольников, возможен как первый, так и второй подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход. В том случае, когда решается вторая группа задач трудового воспитания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход.
Рассматриваемое средство воспитатель может использовать как пример для подражания, образец, на который ребенок будет ориентироваться.
Например, цель занятия «Наблюдение за уборкой участка детского сада» — познакомить детей с тем, как дворник убирает сад, двор или улицу. Он пользуется метлой, лопатой, шлангом для поливки участка, двора, растений. Дворник хорошо убирает участок. На чистом дворе хорошо играть. Дети не должны сорить на участке.
Чем можно дополнить данное занятие? Можно раскрыть подробнее понятие «Дворник убирает хорошо», а именно: «Дворник старается хорошо, чисто убрать участок, улицу, потому что он заботится о детях, о людях. Людям легко и приятно идти по чистым улицам, а детям весело играть на убранном дворе. Дворник трудится честно, добросовестно. Работы у него много, участок большой, улицы длинные, но трудится он один и, конечно, устает. Дворнику нужно помогать». У детей можно спросить: «Что значит помогать дворнику?» Это значит не сорить на участке, помогать его убирать, быть внимательными, приветливыми, сказать дворнику: «Спасибо за вашу заботу».
Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.
В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.
Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием.
В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества. С помощью художественного произведения можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используют иллюстрации, диафильмы, картины, художественную литературу, песенки, потешки, сказки. Например, русская народная сказка «Репка», рассказ Н. Павловой «На машине» в занимательной для малышей форме повествуют о дружбе, взаимопомощи, о том, что одному трудно что-либо сделать, а всем вместе — легко. По рассказу Н. Павловой «На машине» детям можно задать вопросы: «Что случилось с Мышкой, Зайчиком и Собачкой?", «Смогла бы Мышка одна поднять машину?» Малыши правильно отвечают: «Нет». Тогда воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, почему Мышка не смогла поднять машину? И Зайчик не смог, и Собачка не смогла?» В конце беседы нужно сделать обобщение: «Когда Мышка, Зайчик и Собачка дружно взялись за дело, они подняли машину, столкнули камень и поехали. Хорошо быть дружными, помогать друг другу». Полезно предложить детям вспомнить сказки «Репка», «Лиса, заяц и петух», спросить воспитанников, что же общее объединяет эти произведения.
Интересна для беседы с детьми русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», основной смысл которой заключается в том, что только благодаря труду и взаимовыручке удалось спасти Петушка. Беседу по этой сказке воспитатель заканчивает обобщением: «Дети, нелегко было спасти Петушка. Много труда было вложено, чтобы добыть маслице и смазать Петушку горлышко. Все помогали друг другу. Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала маслица курочке. Смазала курочка Петушку горлышко».
Первоначальные представления младших дошкольников об отношении к труду по самообслуживанию помогут сформировать стихи Е. Благининой «Не мешайте мне трудиться», А. и П. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», Ю. Тувима «Письмо», 3. Александровой «Мой Мишка».
Нарекания и угрозы «кривоногого и хромого» Умывальника (К. Чуковский. «Мойдодыр») нередко действуют на детей сильнее, чем нотации и требования воспитателя: Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросенок! Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя...
Не нужно проводить с детьми специальных бесед по этим стихотворениям. Наблюдая жизнь детей, педагог может широко использовать отдельные четверостишия, если дети, например, не хотят умываться, убирать на место игрушки. Юмор и шутка, игровые приемы должны занять значительное место в работе воспитателя по формированию у малышей первоначальных моральных представлений
ВИДЫ ТРУДА ДОШКОЛЬНИКА
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям: значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах — оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным.
Хозяйственно-бытовой труд в элементарных формах появляется уже в младшем дошкольном возрасте, но особое значение) приобретает в средней' и старшей группах как общественно-значимый, направленный на формирование осознания труда для общей пользы.
В старшей и подготовительной группах основную роль начинает играть труд в природе и ручной труд с элементами творчества, технической выдумки. В этих видах труда воспитываются многие важные качества: привычка к усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательного ее выполнения.
Так же как и хозяйственно-бытовой труд, эти виды труда содействуют формированию начал коллективных взаимоотношений, умения работать вместе, дружно, помогать друг другу, выручать: в трудные моменты, объективно оценивать свою работу, видеть; достижения товарищей.
Труд должен приносить детям радость; важно, чтобы они все дела выполняли с увлечением. Поэтому, руководя трудом, необходимо учитывать возможности детей, их возрастные особенности. Не следует упрекать малышей за медлительность и за то, что не все у них получается так, как надо. Эти упреки вызовут отрицательное эмоциональное состояние и повлекут за собой нежелание в следующий раз принимать участие в труде. Навыки, сноровка, опыт придут постепенно, а на первых порах важно вызвать интерес к деятельности.