Презентация по Развитию речи Программированное обучение


Психолого-педагогическая характеристика программированного обученияВыполнила: Воронцова Л.А. Учитель-дефектолог школы-интерната для детей с ОВЗ Программированное обучение - организация учебного процесса по определённой обучающей программе. Программированное обучение появилось в результате заимствования педагогикой рациональных принципов и средств управления сложными системами у кибернетики, математической логики и вычислительной техники. Программированное обучение не отвергает принципов классической дидактики. Наоборот, оно возникло в ходе поисков усовершенствования процесса обучения путем лучшей реализации этих принципов. . Программированное обучение предусматривает:1) правильный отбор и разбиение учебного материала на небольшие порции;2) частый контроль знаний: как правило, каждая порция учебного материала заканчивается контрольным вопросом или заданием;3) переход к следующей порции лишь после ознакомления учащегося с правильным ответом или характером допущенной им ошибки;4) обеспечение возможности каждому ученику работать со свойственной ему, индивидуальной, скоростью усвоения (т. е. реализацию на деле индивидуального подхода в обучении), что является необходимым условием активной самостоятельной деятельности ученика по усвоению учебного материала. Виды обучающих программ• Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию• Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная ин формация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации. •Адаптивная программа предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д.• Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования. Алгоритм в дидактике - это предписание, определяющее последовательность умственных и или практических операций по решению задач определенного класса. (Алгоритм- точное предписание последовательности действий (шагов),преобразующих исходные данные в искомый результат. Процесс программированного обучения предполагает наличие трех специфических моделей:1) целей обучения (для чего учить);2) содержания обучения (чему учить);3) процесса усвоения (как учить).Собственно обучающая программа связана с третьей моделью: она должна обеспечить обучение, т.е. достижение цели. Следовательно, она предполагает наличие однозначно понимаемой, конструктивной цели применительно как к обучению в целом, так и применительно к каждому разделу изучаемых знаний. Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг. ХХ в. американским психологом Б. Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники.. Б.Ф.Скиннер выявил законы, по которым формируется поведение, и на их основе сформулировали законы научения: 1. Закон эффекта (подкрепления): если связь между стимулом и реакцией сопровождается состоянием удовлетворения, то прочность связей нарастает, и наоборот. Отсюда вывод: в процессе обу­чения нужно больше положительных эмоций 2. Закон упражнений: чем чаше проявляется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее (все данные получены экспериментальным путем). Причем, необходимо отметить, что упражнения не есть зазубривание, является отработкой алгоритма деятельности. Соответственно они должны варьироваться от самых простых, несущий репродуктивный результат к самым сложным, креативно сформированных.3. Закон готовности: на каждой связи между стимулом и реакцией лежит отпечаток нервной системы в её индивидуальном, специфическом состоянии. Теория поэтапного формирования умственных действий явилась фундаментом разработанного Н. Ф. Талызиной нового направления — программирования учебного процесса. Его цель — определение исходного уровня познавательной деятельности обучающихся, новых формируемых познавательных действий; содержания обучения как системы умственных действий, средств, т.е. действий, направленных на усвоение широкого круга знаний по третьему типу ориентировки (в плане развернутой речи); пяти основных этапов формирования умственных действий, на каждом из которых к действиям предъявляются свои требования; разработка алгоритма (системы предписаний) действий; обратная связь и обеспечение на ее основе регуляции процесса научения. Н.Ф.Талызина отмечает, что по сравнению с бихевиористской теорией программирования теория поэтапного формирования умственных действий «строит наиболее рациональную структуру (систему познавательных действий)»; это подлинное управление развитием человека. В целом программированное обучение характеризуется совокупностью пяти признаков/принципов:1) наличия поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма этой цели;2) расчлененности учебной части на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, обеспечивающие выполнение каждого шага; 3) завершения каждого шага самопроверкой, результаты которой дают возможность судить о том, насколько он успешен, и предложения учащемуся достаточно эффективного средства для этой самопроверки, а если требуется, то и соответствующего корректирующего воздействия;4) использования автоматического, полуавтоматического (матрицы, например) устройства;5) индивидуализации обучения (в достаточных и доступных пределах).Особая роль принадлежит созданию соответствующих программированных пособий Программированные пособия отличаются от традиционных тем, что в последних программируется лишь учебный материал, а в программированных — не только учебный материал, но и его усвоение, и контроль за ним. При обучении очень важно вовремя отметить образование смысловых барьеров. Они возникают, когда учитель, оперируя определенными понятиями, подразумевает одно, а ученики понимают другое.Минимизация и преодоление смысловых барьеров — одна из трудно разрешаемых проблем обучения. В этой связи дидактическое обеспечение программированного обучения обязательно включает обратную связь: внутреннюю (к обучаемому) и внешнюю (к преподавателю). Существенными для реализации направления программирования обучения являются общие характеристики действий: по форме (материальное, внешнеречевое, речь «про себя», умственное); по степени обобщенности; по мере развернутости; по мере освоения и тому, дается ли действие в готовом виде или осваивается самостоятельно.В действии выделяются ориентировочные, исполнительные ж контрольные функции. Согласно Н.Ф.Талызиной, «любое действие человека представляет собой своеобразную микросистему управления, включающую "управляющий орган" (ориентировочная часть действия), исполнительный, "рабочий орган" (исполнительная часть действия), следящий и сравнивающий механизм (контрольная часть действия)». Программированное обучение-обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога(или заменяющей его обучающей машины0.1.Учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности .2.Сразу же после сообщения определённой дозы знаний следует контроль за их усвоением.4.Вырабатывает особый стиль мыслительной деятельности , мышление становится управляемым.3.Предполагает применение алгоритмизированных предписаний , помогающих обучаемым кратчайшим путём находить верные решения определённого круга познавательных задач. Достоинства программированного обучения:1.Вырабатывает способы рациональных умственных действий.2.Воспитывает умение логически мыслить.Недостатки программированного обучения:1.Не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении.2.Требует больших затрат времени.3.Применимо для алгоритмически разрешимых познавательных задач.4.Обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме, и не позволяет получить новые знания. 5. Чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.