Маетриалы ПДС ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ


Материалы ПДС
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Подготовила
воспитатель-методист МДОУ №119
Иванова Е.В.

Общее понятие о труде
Человек изменяет мир при помощи труда – физического, интеллектуального, направленного на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. Труд выполняет практическую (создание материальных, духовных, социально-бытовых условий жизни и деятельности человека), развивающую (развитие личности в процессе активного включения в трудовой процесс), воспитательную (развитие общественных и личностно ценных качеств человека, его морально-эстетического отношения к жизни и деятельности) функции (см.схему 1).
Схема 1
Функции труда
Воспитательная – формирование общественного и личностно ценных качеств человека, его морально-эстетического отношения к жизни и деятельности.
Развивающая – развитие личности в процессе активного включения человека в трудовой процесс.
Практическая – создание материальных, духовных, социально-бытовых условий жизни и деятельности человека.

Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Формируется мировоззрение.
Воспитательная функция труда реализовывается в процессе трудового воспитания детей дошкольного возраста. Происходит социализация ребенка. В процессе труда и общения с другими людьми происходит развитие чувств. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка
Что же такое трудовое воспитание? Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей трудовых навыков и умений, уважения к труду взрослых, привычки к трудовой деятельности (по Т. Пониманской). Его задание заключается в формировании у детей стойких убеждений, что труд является жизненной необходимостью. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста предусматривает приучение их к самообслуживанию, элементарным трудовым действиям, ручному и хозяйственному труду. Даже самый простой результат трудовых усилий ребенка (вымытая посуда, прибранная комната и т.д.) способствует самоосознанности ребенка, дает ему уверенность в себе, стремление попробовать себя в новых видах деятельности.
Развитие теории трудового воспитания
При всей многогранности национальных культур одним из важнейших общих для них факторов является ценность труда как средства существования человека в мире и средства воспитания подрастающих поколений. Испокон веков первые заповеди и поручения детям касались именно подготовке к будущей трудовой деятельности. Уже на этапе патриархальной родовой общины появляется потребность в воспитании как специальной деятельности, направленной на подготовку к бытию средств для выживания.
К проблеме воспитания детей в процессе труда обращались авторы первых утопических систем обновления общества путем воспитания. В частности, Т.Мор рекомендовал маленьких детей знакомить с трудом людей и побуждать их к посильному участию в трудовых процессах.
По мнению Ж.Ж. Руссо, ребенка, который физически окреп и научился самостоятельно ориентироваться в окружающей среде, следует привлекать к физическому труду. Овладение трудовыми навыками – необходимое условие обеспечения молодому человеку собственного куска хлеба, а затем – независимости и свободы.
Последователь Ж.Ж. Руссо Й.Пестолоцци не только теоретически, а и практически приложил не мало усилий для того, чтобы, объединив обучение с физическим трудом, воспитывать детей для честной жизни. Он впервые в истории педагогики связал мотивацию труда с природой ребенка, обосновав роль труда как части педагогической системы. Й.Пестолоцци подчеркивал, что благодаря объединению обучения и физического труда дети выходят в жизнь морально закаленными, способными к самостоятельному определению.
Значительного развития теория трудового воспитания испытывает с развитием буржуазии. Основатель филантропизма немецкий педагог Й.Базедов считал необходимым вводить в школах занятия труда, дифференцируя их соответственно к социальному положению семей учеников.
Особенное внимание вопросу трудового воспитания уделял Г.Кершенштейнер, автор проекта немецкой трудовой школы, который связывал воспитание гражданина с овладением профессии. Он предложил создавать кроме народных, дополнительные школы, которые должны были обеспечивать профессионально-техническое обучение и формировать навыки выполнения общественных обязанностей.
Идею труда как способа всестороннего развития человека разработано в педагогической теории К.Ушинского. Ей присвоено специальную работу «Труд в ее психологическом и воспитательном значении», в которой обоснована необходимость свободного труда для развития чувства человеческого достоинства. Человек, оторванный от труда, по мнению К.Ушинского, теряет лучшие качества личности, а родители, оберегая своих детей от труда, балуют и делают их несчастными.
Детский труд, по мнению С. Русовой, является основой воспитания. В частности, ручная работа должна обеспечивать творческую активность детей, удовлетворение от результата. А старшие дошкольники способны до осознания социальной значимости труда. Это способствует воспитанию ответственности, чувству обязанности.
Важность трудового воспитания как способ всестороннего развития ребенка отмечалось на съездах по дошкольному образованию в СССР. В 1919 году на Первом съезде были определены виды детского труда и требования к ее организации. Второй съезд (1921г.) обратил внимание на связь труда и игры. На основе его решений в центральном детском саду первой исследовательской станции по дошкольному образованию, которая была экспериментальной площадкой для опытов проблем дошкольного образования, было введен самообслуживающий, ручной и общественный труд, необходимый для всех (в саду, на огороде и т.д.).
В 20-30-е годы теоретики практики дискутировали вопрос о том, что есть главным в воспитании детей: труд или игра. В процессе дискуссий пришли к выводу, что все виды деятельности детей не должны перечить противопоставляться друг другу: играясь, ребенок трудится, а работая, играется.
Со временем в 50-60-е годы вопрос трудового воспитания отображен и в программных документах дошкольных заведений, и в научных опытах (О. Усова, П. Порембски, Л. Неверович и др.).Современные украинские исследователи проблемы трудового воспитания
(3.Борисова, В. Павленчик, Г. Беленькая, М. Махновец) изучают вопросы воспитательного значения труда детей в детских садах и семьи.
К актуальным проблемам трудового воспитания в новых социально-экономических условиях принадлежат: воспитание у детей основ экономической грамотности, способности воспринимать и использовать экономическую информацию; отбор видов труда, которые больше всего интересуют детей в связи с модернизацией экономики; повышение педагогической компетенции родителей в вопросах организации детского труда в условиях семейного воспитания.

Особенности трудовой деятельности дошкольников
Труд - один из ведущих факторов всестороннего развития ребенка. Это утверждение аргументируют тем, что ребенок с младшего возраста стремится к самостоятельности, заявляя «Хочу сам».
Факторы, которые побуждают ребенка к трудовой деятельности:
стремление к самостоятельности;
интерес ко всему, что касается жизни и труда взрослых.
Эти стремления могут реализоваться в процессе труда. С. Русова утверждала: «Труд должен возбудить в детской душе больше самостоятельного, естественного творчества, дать свободно развиться цельной гармоничной индивидуальности».
Работа должна всегда иметь конкретную задачу и реальные последствия (этим она отличается от игры).
По сравнению с трудовой деятельностью взрослых труд детей дошкольного возраста имеет следующие особенности.
Условность. Работа детей еще не связана с общественно значимым, результатом, не создает ни материальных, ни культурных ценностей. В то же время она является результативной. Это не только выращенная растение, накрытый стол, но и ощущение затраченных усилий.
Постепенная выработка способности мотивировать трудовую деятельность. Младшие дети еще не способны формулировать мотивы, их привлекает процесс участия в совместном с взрослыми деле. Старшим дошкольникам нравится помогать взрослым и получать от них положительную оценку. Появляются в них и общественные мотивы - принести пользу другим людям.
Динамичное развитие компонентов трудовой деятельности. Включаясь в трудовой деятельности, ребенок начинает осознавать, что любой труд должен преследовать конкретную цель, завершаться определенным результатом. Чем меньше ребенок, тем чаще она отвлекается от работы, превращая ее в игру. Поэтому взрослый должен помогать детям осознать цель своих действий, связь между целью и результатом, научить проектировать трудовой процесс. Старшие дошкольники планируют работу в процессе ее выполнения, не способствует выработке настойчивости, усердия, направленности. Учитывая это, взрослые сначала сами планируют работу детей, затем постепенно привлекают их к планированию, предоставляя им все большей самостоятельности.
Воспитательная значимость, как высшая ценность детского труда. Участвуя в работе постоянно, ребенок производит в себе самостоятельность, ответственность, привычку к трудовым усилиям, стремление помочь товарищу. Участие ребенка в трудовом процессе без создания взрослым соответствующих условий не только не обеспечивает воспитательного воздействия, но и порождает противоположный эффект. Негативное отношение детей к труду является следствием неправильного привлечения к нему (труд как наказание).
Тесная связь труда с игрой. Утверждением П. Блонского, между игрой и трудом нет большого различия, поскольку высшая форма труда (творческая игра) часто возникает из игры. Однако человеку некуда деться от повседневной работы, к которой у ребенка нет естественного наклона. Осознание ее потребности приходит вследствие определенной подготовки, содержанием которой является сначала игра ребенка, а потом - творчество, развивается в игре и направляет его к творческому труду. На основе игр, творческого труда формируется привычка к будничной работе. Ребенок готовится к труду в процессе игры, игра позволяет выявить в игровой форме различные трудовые навыки, потому что одной из основных тем детских игр является труд.
Включение игры к труду детей помогает повысить эффективность ее воспитательного воздействия, обеспечить основу для выработки интереса к труду, желание трудиться. Не стоит как можно раньше отделять работу от игры. Как отметил
А. Макаренко, несвоевременное отделение игры от работы было бы настоящим насилием над ребенком и вызвало бы у него отвращение к трудовому усилию и еще сильнее стремление к игре. Ребенка следует постепенно готовить к осознанию того, что его трудовые поручения, какими бы они ни были, есть обязательные. Во время работы с младшими дошкольниками следует помнить, что трудовой процесс не должен превращаться в игровой.
Вполне уместно использовать в игре старших дошкольников результаты их труда (сшитое платье, сделанный челнок и т.п.). Одним из компонентов готовности ребенка к трудовой деятельности является привлекательность труда. Этот психологический механизм формируется при осознании ребенком того, что в процессе труда он открывает новое в себе, вокруг себя, испытывает свои возможности, приносит радость.
Поэтому игра должна быть насыщена элементами труда. Надо обеспечить тесную связь детского труда с игрой и использовать во время ее организации игровые приемы, создавать игровые ситуации, а также воспитывать отношение к труду, как к обязанности.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
С трудом взрослых дети знакомятся в процессе демонстрации различных видов труда, объяснение их значения (специально организованные наблюдения, беседы, экскурсии), а также во время совместной деятельности взрослых и детей.
Задание в группах
С каким трудом взрослых мы ознакамливаем детей
Младший возраст Старший возраст
Работа в группах 5 мин.
Представление выполненного задания.
Во время ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых их внимание сосредотачивают на простых трудовых действиях, направленность которых для них понятна (труд воспитателя, помощника воспитателя, врача, повара и др.). Дети наблюдают за работой, но этого не достаточно, надо привлекать их к трудовому процессу, используя посильные поручения, создавать возможность для самостоятельной деятельности, в которой ребенок начинает подражать труд взрослых. Дети должны видеть пример организованного труда (умение ставить цель сначала с помощью взрослых, а потом - сами), планировать и организовывать работу, использовать оборудование и тому подобное. Дети заинтересованы внешними проявлениями процесса труда (предметами, орудиями). Нам, воспитателям, нужно привлекать их внимание к тому, как человек приступает к работе, как осуществляется взаимопомощь в коллективном труде.
Дети должны осознавать, каков человек-труженик, для чего он работает, как относится к трудовым обязанностям. То есть, одновременно с получением знаний дети, получают представления о моральных качествах тех, кто работает.
В старшем возрасте дети интересуются работой за пределами детского сада, расширяется возможность для приобретения ими трудовых навыков и умений. Пример трудовой деятельности взрослых влияет на них сильнее, чем на младших детей.
По определению психологов и педагогов, желанной является такая последовательность ознакомления детей с трудом взрослых:
накопление фактов процесса труда, преобразования предмета труда, результаты труда, создание представления о ее значимости;
формирование представления о человеке труда, его отношение к труду;
формирование представления о коллективном характере трудовой деятельности.
Ознакомление с трудом взрослых способствуют наблюдения и экскурсии.
Для младших - по дошкольному заведению, для старших - за его пределами.
Выбирая вид труда для наблюдения, воспитатель учитывает: воспитательную ценность, доступность содержания и возраста детей, желание подражать трудовое поведение. Эффективными являются повторные наблюдения.
Со временем эти знания закрепляются, уточняются и систематизируются в беседах, дидактических играх, художественных произведениях разного жанра (литература, живопись). Художественные произведения, живопись, активизируют эмоциональную сферу ребенка.

Задания трудового воспитания
Трудовое воспитание призвано обеспечить выполнение таких заданий:
Формирование мотивации (потребностей), интереса, чувства обязанности и ответственности; позитивно-эмоционального ценного отношения к труду как к форме бытия и способа самореализации человека.
Формирование систем знаний, необходимых для трудовой деятельности, выбора профессии, социального, профессионального и жизненного самоопределения.
Формирование опыта общественно полезной производственной деятельности, умение использовать теоретические знания на практике.
Для этого используется разная по содержанию и форме трудовая деятельность.
Чтобы труд был способом воспитания, он должен быть содержательным, иметь личностную и общественно полезную значимость, четкую организацию.
Процесс труда построен на моральных началах (цель, процесс, результат).
Моральная сущность ее проявляется не только в желании трудится, действовать творчески, добиваться значимого для себя и других результатов, но и в коллективном характере трудовой деятельности.Учитывая особенности развития детей дошкольного возраста выделяются задания трудового воспитания, связанные с формированием и развитием мотивационной сферы, навыков трудовой деятельности, становления личности.
В реальной педагогической практике трудовое воспитание вызвано обеспечить:
Воспитание интереса к труду взрослых, бережливого отношения к его результатам, уважение к человеку-работнику.
Труд является особым видом деятельности, направленным на создание общественно значимых результатов. Дети осознают, что труд требует физических и волевых усилий, умения, терпения.
Формирование навыков трудовой деятельности.
Дети пытаются наследовать труд взрослых. Стоит помогать им осознавать, что труд как процесс имеет определенную последовательность операций, требует соответствующих стараний и умений. Со временем дети начинают понимать, что перед тем как приступать к труду, нужно знать его цель, представить его процесс, результат, подобрать необходимо способы, предметы труда. Постоянное участие в разных видах труда формирует у детей умения и привычку работать регулярно, перебарывать трудности, воспитывает организованность, самостоятельность, волевые качества.
Воспитание личности ребенка в процессе его трудовой деятельности.
Эта группа заданий предусматривает воспитание ответственности, самостоятельности, целенаправленности, инициативности и выдержки. Без них невозможно формирование основ трудолюбия (привычки к трудовым усилиям, умение доводить начатое дело до конца). Будучи направленным на личностное развитие ребенка, трудовое воспитание детей связанное с физическим, моральным и умственным развитием.
Для того, чтобы определить задание трудового воспитания, педагогам предлагают разделится на три команды. Для каждой команды определено задание.
Задание в группах:
Поразмышлять, как через трудовую деятельность происходит физическое развитие детей.
Поразмышлять, как через трудовую деятельность происходит интеллектуальное (умственное и психическое) развитие.
Поразмышлять, как происходит именно морально-этическое воспитание через разные виды трудовой деятельности.
Продолжительность выполнения задания – до 10мин.
Представление выполненного задания.

ВИДЫ ТРУДА
Труд является творческим видом человеческой деятельности, который требует от человека не только специальных знаний и умений, соблюдение технологической дисциплины, но и способности оперативно принимать решения в нестандартных ситуациях, постоянно совершенствовать процесс труда и создавать в ее результате продукт. Даже в дошкольном возрасте она разнообразна по содержанию, предусматривает использование различных потенций ребенка. Основными видами детского труда является самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, художественный труд (см. схему 2).
Схема 2
Виды труда детей дошкольного возраста
Самообслуживание
Хозяйственно-бытовой труд


ТРУД

Художественный труд
Труд в природе

Все они имеют определенные возможности для решения воспитательных заданий.
Педагогов распределяют на 4 подгруппы.
Задания в подгруппах
Определить воспитательную задачу
самообслуживания хозяйственно-бытового труда труда в природе художественного труда
Выполнение задания – до 5мин.
Представление выполненного задания.
Воспитательное значение самообслуживания заключается в направлении на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка (умывание, одевание, раздевание, уборка постели и т.п.). В процессе самообслуживания ребенок приучается к порядку и организованному поведению, овладевает всеми компонентами трудовой деятельности. В нем постепенно формируется умение видеть результат труда,
устанавливать связь между целью, трудовыми действиями и конечным результатом. Ребенок становится самостоятельным, начинает осознавать, что труд является первым условием воспитания свободной и независимой личности. Если в младшем возрасте с помощью самообслуживания воспитывают у детей самостоятельность и способность к преодолению трудностей, формируют трудовые навыки, то в старшем возрасте это становится привычным для детей. Работу по самообслуживанию ребенок должен выполнять как ежедневную и обязательную. Внимания педагога требует четкость организации жизни детей, наличие соответствующих бытовых условий, что является предпосылкой своевременности, постоянства, систематичности, надлежащего качества самообслуживания.
Так, целью хозяйственно-бытового труда является поддержание чистоты и порядка в помещении и на других территориях жизнедеятельности ребенка, помощь взрослым в организации режимных процессов и тому подобное. Детей младшей группы воспитатель приучает выполнять простые трудовые действия с близким во времени результатом (помогать помощнику воспитателя накрывать на стол, воспитателю в подготовке к занятиям; поддерживать порядок на столе во время занятия; составлять на место игрушки и т.д.).
В средней группе воспитатель продолжает формировать у детей интерес и желание выполнять задачи взрослых качественно, тщательно, охотно. Содержание этой работы усложняется вследствие увеличения количества, детализации процессов. Прежде всего, воспитатель должен помочь ребенку выяснить цель работы, последовательность трудовых действий (рационально подготовить рабочее место, правильно выполнять посильные трудовые действия с достижением конечного результата, навести порядок на рабочем месте, умение работать вдвоем-втроем).
Дети старшей группы начинают понимать труд как нужное и серьезное дело, а интерес к трудовому процессу сочетать с интересом к его результатам. Значительно сложнее становятся для них трудовые задания. Работа в этом возрасте все больше отделяется от игры, а эпизодические трудовые поручения приобретают для них значимости постоянных обязанностей. Перед педагогами открываются возможности для реализации программных задач воспитания позитивных взаимоотношений (работать дружно, согласованно, помогать друг другу), формирование трудолюбия, самостоятельности, активности и т.п.
Организовывая хозяйственно-бытовую работу, воспитатель использует различные методические приемы:
показ выполнения каждого элементарного действия и последовательности действий, который сопровождаются подробными пояснениями;
непосредственную помощь в выполнении трудовых действий;
личный пример;
постоянное напоминание о последовательности действий;
использование дидактических игр и приемов;
создание игровых ситуаций;
поощрения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей;
оценка результатов проделанной работы, анализ конкретных общественно значимых поступков.
Особенность труда в природе заключается в том, что дети имеют дело не с предметами, а с объектами живой природы, - работают в уголке природы, на огороде и цветнике, ухаживают за животными. Основными ее воспитательным заданиями является выработка у детей интереса, бережного отношения к живой природе, формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными, умение правильно пользоваться орудием труда. Работа в природе доступна для детей дошкольного возраста видом продуктивной трудовой деятельности. Конечная цель (вырастить цветы, овощи и т.д.), ее результаты конкретные и понятные, однако их нельзя быстро достичь. Удаленность результата требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы, терпения. Как правило, большинство детей охотно работает с живыми объектами, радостно ухаживает за ними, познавая мир живой природы, раскрывая свои новые возможности, воспитывая в себе бережное отношение ко всему живому. Однако у них еще мало опыта и умений, поэтому взрослые должны вместе с детьми выработать правила их поведения и деятельности в природе.
Функциональной целью художественного труда является изготовление изделий из бумаги, картона, ткани, ниток: игрушек-самоделок, поздравительных открыток, елочных украшений, персонажей и декораций кукольного театра, букетов из засушенных растений, ковриков для кукол, салфеток и т.д. Изготовление подарков родным и друзьям оказывает большое влияние на нравственное сознание ребенка (приучает проявлять внимание к окружающим, работать ради того, чтобы сделать им приятное). Такая работа развивает воображение, наблюдательность, художественное мышление, эстетическое чутье, конструкторские способности, моторные навыки детей, формирует полезные практические навыки, обогащает знаниями о свойствах различных материалов. Его результаты в основном вызывают положительные эмоции, восторг взрослых, усиливают эффект самопознания, самосознания, самоутверждения ребенка.
В разных возрастных группах разные виды труда имеют неодинаковый удельный вес. В младших и средних группах преобладает самообслуживание и простые виды хозяйственно-бытового труда, а в старших - труд в природе и художественный труд.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Первое привлечения детей к трудовой деятельности происходит в совместном с взрослыми труде, в процессе которой они овладевают простейшие трудовые навыки, что является предпосылкой перехода в недалеком будущем к самостоятельным формам организации трудовой деятельности. Основными формами организации труда детей в детском саду являются трудовые поручения, дежурства, коллективный труд (см. схему).
Схема
Формы организации трудовой деятельности детей
ТРУДОВЫЕ ПОРУЧЕНИЯ

По сложностиПо характеру организации детей

сложныепростыеиндивидуальныегрупповые
По продолжительности

временныеэпизодическиедлительные
дежурства
по характеру

в столовойпо подготовке занятий
в уголке живой природы
коллективный труд
труд рядомсовместный трудобщий труд
по уровню трудовых умений

одинаковыеразные
По содержанию и организационной структуре трудовые поручения являются самой доступной и распространенной формой организации детского труда. Сущность их заключается в возложении на ребенка или группу детей определенных обязанностей, выполнение определенных задач. Они имеют четкую направленность на результат.
Младшим дошкольникам воспитатель дает простые поручения, которые являются эпизодическими, кратковременными (например, положить на место игрушку, принести стул и т.д.).
Начиная со среднего возраста, детям поручают более сложные, длительные дела, которые могут быть связаны с просьбой или обращением к другим лицам, уборкой и поддержанием порядка в игровом уголке, уходом за животными уголке живой природы и тому подобное.
По содержанию деятельности относительно выполнения поручений их разделяют на:
поручения, связанные с участием в играх, использованием игрушек, организацией занятий;
бытовые поручения;
поручение помогать малышам;
поручение-просьбу взрослых;
поручения, связанные с работой в уголке живой природы, на земельном участке детского сада.
Выполнение поручений воспитывает у дошкольников обязательность, ответственность, приучает их к проявлению волевых усилий по самоорганизации деятельности для достижения результата.
Дежурство. Эта форма поручения заключается в систематическом выполнении ребенком трудовых обязанностей по отношению к своим одногруппников. Они действенным средством воспитания чувства ответственности у детей, формирование самостоятельности, трудолюбия, взаимодействия в коллективной работе.
В конце младшего возраста воспитатель начинает привлекать воспитанников к выполнению некоторых обязанностей дежурных в столовой, а начиная со среднего возраста, дети дежурят систематически в столовой, на занятиях, в уголке живой природы и тому подобное.
С взрослением дошкольников постепенно усложняются их поручения по содержанию работы, форме объединения детей, требованиям к самостоятельности и самоорганизованности. В зависимости от цели, которую преследует педагог, для дежурств объединяют детей с одинаковым уровнем трудовых умений, трудолюбия, чувства ответственности (для совершенствования навыков взаимодействия в коллективной работе) или с разным, но не очень контрастным уровнем трудовых умений и самостоятельности (с целью выравнивания развития).
Коллективный труд. Использование этой формы организации трудовой деятельности детей возможно в старшем возрасте. Он может объединять всех детей группы и быть коллективным (уборка комнаты или площадки, работа на клумбе и т.д.).
Коллективному труду свойственны общая цель, ответственность за результат, разделение труда между участниками, зависимость их друг от друга. Исследователи выделяют такие виды коллективного труда:
Труд рядом - форма организации трудовой деятельности, при которой дети независимо друг от друга одновременно выполняют индивидуальные задания. В процессе работы рядом возникает непосредственное общение, которое часто побуждает детей к оказанию помощи друг другу, создает благоприятные условия для воспитания доброжелательных отношений. Этот способ организации трудовой деятельности является промежуточным этапом к коллективному труду.
Общая работа - форма организации коллективной деятельности детей, которую характеризуют общие цель и результат. В общем, трудовой процесс разворачивается как индивидуальный. Например, детям надо убрать шкаф с игрушками. Для этого они должны выполнять конкретные задачи: один ребенок вытирает игрушки, второй - полочки, третий - кукольную мебель, а общим результатом будет порядок в шкафу. Значимость каждого отдельного результата и его связь с другими проявляется только после окончания всего процесса деятельности.
Совместная работа - сложная разновидность коллективной деятельности, предусматривает достижение общего результата путем выполнения последовательных трудовых действий над определенным объектом, который переходит от одного участника трудового процесса к другому. Все трудовые действия при этом имеют определенную завершенность. Например, уборка снега на площадке предусматривает такие последовательные трудовые действия, как сгребание, наполнения ящиков, перевозки. Этот вид коллективного труда используется в старшем возрасте, ведь он требует четкой организации. Под руководством воспитателя дети предварительно обсуждают суть и последовательности действий, с учетом сложности трудовых операций определяют количество участников для каждой из них, распределяют действия между участниками, учитывая их желания и возможности.
Использование различных форм организации трудовой деятельности детей возбуждает в них «стремление серьезной работы», без которой жизнь человека «не может быть ни достойной, ни счастливой» (К. Ушинский).
Иногда бывают такие ситуации, в которых не знаешь, как правильно поступить. Попробуем найти выход из некоторых из них.
РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
Карточка-задание 1
Воспитатель предложил Ване дежурить. Мальчик был очень доволен, что, наконец, его назначили дежурным. Он хвастался перед детьми, бродя без дела, вовремя не накрыл стол. Воспитатель с целью наказания снял с него фартук и сказал, что теперь он долго не будет дежурить, аргументируя это тем, что он плохо дежурил.
Какая возрастная группа показана в этом фрагменте?
Чем обусловлено такое отношение Вани к дежурству?
Как надо было реагировать на поведение мальчика?
Какие ошибки можно назвать грубыми в работе воспитателя?
Карточка-задание 2
Воспитатель проводит занятия с детьми по подготовке грядки к посеву семян. Она рассказала, зачем нужно копать почву, прорыхливать ее. Затем разделил детей на каждую грядку по 5 человек. Сам же ходил от одной подгруппы в другую. Дети не справляются: кто неправильно держит лопатку, кто ковыряет землю сверху, одна девочка случайно ударила другую по ноге граблями, как следствие - недоразумение, конфликт между детьми. Воспитатель только и делает, что успокаивает детей. В итоге: грядка плохо перекопана, не взрыхленная.
Дайте оценку организации работы детей.
Какова роль воспитателя в организации работы?
Какие ошибки допустила воспитатель?
Как создать у детей положительное отношение к однообразной, но необходимой работе?
Карточка-задание 3
Воспитатели организовали под навесом мастерскую. Здесь всегда много детей. Они мастерят игрушки-самоделки. Сколько выдумки, инициативы проявляют дети, пытаясь воплотить в жизнь свои творческие планы. Воспитатели руководят работой детей. Они дружно работают, помогая друг другу, вместе обдумывают, что будут делать и как, спорят, доказывают правильность своих предложений. Особенно часто спорят, как и зачем использовать тот или иной природный материал.
Дети какой группы работали в мастерской?
В чем воспитательная суть работы детей?
Определите роль педагога в руководстве творческой деятельностью детей, а именно - в изготовлении игрушек.
Карточка-задание 4
Воспитатель поручил детям узнать, где и кем работают их родители.
Беседа была интересной. Некоторые дети рассказали много и с удовольствием, другие - мало.
Моя мама ничего не делает, она целый день шьет, - сказал Вася.
А моя мама тоже не работает, она только стирает белье, - сказала Надя.
Толя на вопросы воспитателя, где работает его мама, покраснел, нахмурился и ответил:
Не скажу, кем работает моя мама.
Воспитатель знала, что Толина мама работает в детском саду поваром, но умолчала, а наедине спросила:
Толя, почему ты не сказал кем работает мама?
Ее работа плохая: только готовит обед и больше ничего. Все дома готовят, это не работа!
С какой целью педагог дал задание узнать, где и кем работают родители?
Какой вывод должен сделать для себя воспитатель после беседы с детьми?
Что нужно было сделать для расширения знаний о труде членов семьи и воспитания уважения к труду?

Самоанализ планирования работы по трудовому воспитанию
Средняя группа
Планируем такие виды труда: хозяйственно-бытовой, труд в природе, художественный труд, воспитание навыков самообслуживания.
Планируя свою работу по трудовому воспитанию, ставим следующие задачи:
приучать детей к самостоятельности, выполнение поручений, участия в совместной работе;
производить умение определять цель труда. С помощью воспитателя планировать последовательность конструктивных действий, выбирать оборудование и размещать его на столах;
помогать выполнять действия в определенной последовательности, достигать цели труда;
воспитывать умение общаться в процессе коллективного труда, убирать места после окончания занятий и игр, бережно относиться к предметам и средствам труда.
Для выполнения этих задач в группе созданы такие условия:
оборудованы соответствующим материалом уголок дежурства и уголок природы;
для работы в природе есть детские лопаты, грабельки, ведерки, лопаты для отбрасывания снега;
весь необходимый материал для художественного труда находится в специально отведенном месте.
Работая с детьми этого возраста, используем такие формы организации трудовой деятельности детей: поручения, дежурства, коллективная работа детей.
В процессе работы дети выполняют:
поручения, связанные с играми (уборка и соблюдение порядка в игровых уголках в течение дня, помощь воспитателю приготовить игрушки к играм на площадке; творческих игр, для игр с песком подвижных игр)
поручения, связанные с организацией занятий (разложение материала, помощь после проведения занятия);
бытовые трудовые поручения (поддержание порядка в раздевалке, мытья игрушек и т.д.).
Старшая группа
В нашей группе в соответствии с возрастом детей организуются такие виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, художественный труд.
Трудовая деятельность в группе по программе «Ребенок» имеет следующие задачи и содержание:
совершенствовать навыки одевания и раздевания, обувания и разувания, пользования ложечкой для обуви, платком, личной расческой, самостоятельно убирать постель после сна; приучать детей пользоваться рабочей одеждой (фартучками) закреплять другие санитарно-гигиенические навыки;
хозяйственно-бытовой труд: учить детей помогать воспитателю готовиться к занятиям, устранять непорядок в помещении группы после игр, занятий, обеда, протирать оборудования от пыли, дежурить по столовой: сервировать столы, убирать посуду, ухаживать за комнатными растениями, расчищать дорожки от снега.
В группе созданы все условия для трудовой деятельности дошкольников: наличие инструментов, оборудования, материалов. Учим детей безопасных приемов работы.
Проводятся такие виды труда детей: дежурство ежедневно в уголке природы, в столовой, по подготовке к занятиям. Если у детей постепенно угасает интерес к этому виду труда, обогащаем его элементами новизны «Кто лучше накрывает стол к обеду», коллективное обсуждение выполнения обязанностей дежурных в группе.
Самой доступной и самой распространенной формой работы являются трудовые поручения, которые планируются в течение всего дня. Например: поддержание порядка в игровом уголке, помощь в подготовке материала к занятию, разложении атрибутов для игр и тому подобное.
Объединяет всех детей на площадке совместная трудовая деятельность. Например: сгребание листьев, уборка и расширение дорожек от снега; подсыпки снега под деревья. Эта форма работы планируется ежедневно как часть прогулки.
Художественный труд. При работе с бумагой развиваем умение сгибать, складывать, разглаживать, клеить бумагу, изготавливать из нее как плоские, так и объемные изделия (новогодние игрушки), знакомим с шаблоном, учим детей вырезать детали по контуру; развиваем интерес к работе с природным материалом, учим собирать, засушивать, сохранять природные материалы, знакомим детей с понятием гербарий; изготавливаем поделки из шишек, каштанов, желудей. В процессе работы с природным материалом знакомим с оборудованием для работы с таким материалом.
Дети еще из средней группы умеют работать с мозаикой из бумаги. В старшей группе приобретенные ранее умения закрепляются и совершенствуются. Знакомим детей с инструментами, материалами для вышивания, учим вышивать стеблевым швом.