Текст к презентации Формирование жизненных компетентностей через восприятие сказки

«Воспитание сказкой» в дошкольном возрасте важное направление всестороннего развития личности.
(опыт работы дошкольного учреждения в рамках реализации ГОС ДО ДНР,
воспитатель-методист ДОУ №8 « Малыш» г.Шахтерск)

СказкаУ кого из нас, взрослых, при этом волшебном слове не возникают приятные воспоминания о том, как читала нам в детстве мама сказку. Сейчас, когда у многих из нас есть свои дети, мы понимаем, что именно с помощью сказки можно воспитать ребенка, помочь ему освоиться в этом сложном мире. Единство сказки и театра неоспоримо. Театр – это сказочный, неповторимый мир, одна из наиболее ярких, эмоционально-насыщенных форм эстетического освоения действительности, которая решает важные задачи развития ребенка. Театр в детском саду позволяет учить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, культуре общения, зарождает стремление в нем самом нести в жизнь светлое и доброе. Сама природа ребенка дает возможность развернуть театр как уникальную развивающую модель.
Дошкольное учреждение «Малыш» на протяжении нескольких лет является базовым садом по проблеме формирования всесторонне развитой личности посредством приобщения детей к сказке и театру. Коллектив детского сада имеет высокий творческий потенциал в достижении целей.
Опираясь на нормативно-правовую базу Донецкой Народной Республики, педагогами разработан алгоритм творческого развития дошкольника, в основе которого стоит личность ребенка.
Работа строится в нескольких направлениях, которые тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Каждая из линий прослеживает те формы работы, которые позволяют интересно и результативно строить работу с детьми: использование кружковой работы, тренинговая работа с детьми и педагогами, привлечение родителей к подготовке и проведению спектаклей, презентация системы в образовательном округе. Используя на практике лучшие наработки педагогов и психологов: Артемовой, Фесюковой , Гавриш, Шорыгиной продумали и создали развивающую базу, дающую возможность ярко и разнообразно реализовывать задачи программы «От рождения до школы».Что помогает ребятам войти в волшебный мир театра? Конечно же, наша театральная гостиная, где собраны красочные декорации и атрибуты для различных постановок, изготовлены ширмы, наборы игрушек для разных видов кукольных театров.
Продуманы модели и пошиты превосходные костюмы для детей и взрослых. В каждой возрастной группе создан уголок книги, сказки и театра. Ведь именно театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу детей, обогащая ее.
Особого внимания заслуживает кружковая работа, которую ведет воспитатель-методист, второй квалификационной категории Кулай С.Н.
Этим педагогом разработана и успешно реализовывается вариативная программа «Театральная гостиная», в которой каждые пять лет варьируются задачи и содержание:
– знакомство с театральным искусством, развитие творческих способностей детей;
– развитие эмоциональной сферы и актерских способностей;
– формирование речевой компетентности детей в театрализованной
деятельности.
Светлана Николаевна уверена, что не талантливых детей не бывает, и поэтому из года в год она приобщает детей к театральному искусству, раскрывая искорки таланта в каждом воспитаннике.
Приятно видеть результаты своего труда, когда наши малыши раскрывают свои способности к звонкой песне, веселому танцу, художественному слову.
Нельзя не вспомнить наших юных актеров, которые раскрывали свои таланты у нас в детском саду, а сейчас уже – школьники, учащиеся гимназии: Настя Чижова, Таня Лебеденко, Саша Сидоров, Оля Баранова и многие другие.
Ярко горят и наши сегодняшние примы, звездочки сцены: Ковалевы Катя и Саша, Приходько Максим, Бастанжиева София, Полобок Влад, Полуян Никита.
Уже доброй традицией стали в нашем детском саду праздники сказки и театра. Так всем запомнился водевиль «Кошкин дом» (2000г.)
Драматизация украинской сказки «Пан Коцький», которая познакомила зрителей с народным фольклором и традициями (2003)
2005 год – «Приключения старой куклы» (морально-нравственная тема);
2006, 2007 сказки-постановки на тему гражданского, социально-морального воспитания «Добрые соседи», «Про Дуню-ленивицу и волшебника Оха»,
Экологическая сказка «Красная шапочка и добрый волк».
Углубленно работая по проблеме экономического воспитания, формируя у детей такие важные понятия, как: «бюджет», «доход», «прибыль», «банк», мы не обошли стороной и сказку. С успехом прошли у нас сказки с экономической тематикой «Теремок на новый лад» (2011), авторская сказка по мотивам народной сказки «Колосок» (2012) и «Как девочка Калинка овощи с фруктами помирила»(2013), «Новая сказка о глупом мышонке»(2016). В методическом кабинете собрана большая видеотека по данной теме.
Имея достаточный опыт работы в использовании театрализованной деятельности для всестороннего развития личности ребенка, мы неоднократно представляли его в рамках городских мероприятий: методические объединения, гостевой обмен, семинары для руководителей, студентов педучилища, педагогов, проходящих курсы повышения квалификации. Материалы публиковались в методических изданиях. Проходит презентация спектаклей по местному кабельному телевидению.

Учитывая современные тенденции в сфере образования, коллектив работает по проблеме экономического воспитания детей в рамках экспериментальной площадки. Творческой группой сформирована рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста по произведениям Ивана Костыри.
Особое место занимает работа в образовательном округе, где доброй традицией стал показ представлений «Театральная осень».
Конечно, мы не останавливаемся на достигнутом, ведь сказка – это неисчерпаемый источник образовательных форм и методов работы. И перед нашим творческим коллективом стоит задача в разработке новых сценариев, ряда методических вестников, пособий, рекомендаций, которые помогут другим педагогам результативно построить свою деятельность, знакомя ребят с основами экономики через сказку.
Дорогу осилит идущий, а дорога нашего педагогического коллектива проходит через яркие самобытные сказки, спектакли, театрализованные представления, которые знакомят малышей с удивительным миром, где есть свои правила, законы, свои отношения. Именно этот путь, выбранный нами, позволяет воспитать всесторонне развитую и творческую личность.



15