Проект ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОО В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО


ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
Кафедра менеджмента и экономики в образовании
Проектная работа на тему:
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОО В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО
Выполнена слушателем курса
повышения квалификации руководителей
«Управление развитием образовательной организации в условиях реализации ФЗ «Об образовании» в РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ и ФГОС ОО»
директором МБОУ «Школа №66»
Шарафуллиной Лейсан ФаимовнойКазань 2015 год
Введение
Сегодня в системе образования страны происходят существенные изменения, связанные с поэтапным переходом её на федеральные государственные образовательные стандарты. С 01 сентября 2011г. уже в штатном режиме осуществлен переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС НОО. С 01 сентября 2015г. запланирован обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО.
Нормативная база введения ФГОС ООО на федеральном уровне обеспечивается целым пакетом нормативно-правовых документов. Исходя из содержания этих документов в каждом общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО. А именно:
- кадровых;
- финансово-экономических;
- материально-технических;
- психолого-педагогических;
- информационно-методических.
Одним из основных условий для успешного перехода общеобразовательного учреждения на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, на наш взгляд, является кадровое обеспечение.
В образовательном учреждении должна быть сформулирована концепция повышения компетентности педагогов, реализация которой позволит им овладеть инструментами оценки и фиксации динамики индивидуальных метапредметных достижений учащихся (умения планировать свою деятельность, контролировать и оценивать себя, моделировать, работать в группе и пр.).
Необходимо организовать постоянное взаимодействие педагогов начальной школы (уже имеющих первоначальный опыт реализации ФГОС НОО) и педагогов основной школы (начинающих реализацию ФГОС ООО) по планированию работы по формированию новой результативности образования в соответствии со ФГОС НОО и ФГОС ООО (прежде всего метапредметных, а также предметных и личностных результатов).
В каждом общеобразовательном учреждении должна быть сформирована система научно-методической работы по сопровождению введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования всех участников образовательного процесса и, в первую очередь, педагогов школы.
Таким образом, в условиях внедрения в образовательный процесс образовательного учреждения стандарта нового поколения обозначилось противоречие между необходимостью организации методической службы общеобразовательной организации и отсутствием опыта такой деятельности. Стремление найти пути решения указанного противоречия и обусловило выбор темы проектной работы: «Организация методической службы ОО в условиях внедрения ФГОС ООО».
Актуальность исследования обусловлена необходимостью переструктуризации и перенацеливания системы методической работы школы, продиктованной обеспечением необходимых условий введения нового образовательного стандарта.
Целью настоящей работы является организация методической службы общеобразовательного учреждения в условиях введения ФГОС ООО в образовательный процесс.
Практическая значимость работы видится в организации методической службы в условиях введения ФГОС ООО в общеобразовательном учреждении.
Основная часть
В условиях введения ФГОС ОО возникает проблема соответствия профессионального уровня работников образовательного учреждения современным требованиям по той или ной занимаемой педагогической должности, которые на сегодня предъявляются со стороны государства к работникам образования. Одно из решений этой проблемы возможно через обновление и совершенствование структуры и содержания методической работы на уровне образовательного учреждения.
В соответствии с нормативными требованиями введения ФГОС ОО, каждое образовательное учреждение должно обеспечить переход на ФГОС, а степень готовности к введению и реализации ФГОС определяется посредством оценивания деятельности образовательного учреждения по ряду критериев готовности образовательного учреждения к введению ФГОС, одним из которых является наличие плана методической работы, обеспечивающего сопровождение введения ФГОС [1]. Кроме того, наличие данного плана организационно-методически обеспечивает введение ФГОС.
В качестве формальных показателей критерия готовности образовательного учреждения к введению ФГОС «Наличие плана методической работы, обеспечивающего сопровождение введения ФГОС» относят следующие:
- наличие проекта плана методической работы в образовательном учреждении;
- наличие школьного методического объединения учителей начальных классов;
- активность работы школьного методического объединения (обобщение опыта работы на педсоветах, конференциях, семинарах и т.д., наличие опубликованных материалов в сборниках различного уровня);
- эффективность внутришкольной методической системы;
- наличие собственной методической продукции по материалам апробации ФГОС;
- распространение педагогического опыта педагогическому сообществу (от муниципального уровня и выше);
- готовность стать центром методического сопровождения введения ФГОС в муниципальной образовательной системе.
Что же понимается под методической работой и каковы ее основные цели? В педагогической литературе сегодня значительное место уделяется проблемам методической работы и определению ее содержания. Так, М.М. Поташник под методической работой понимает целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей систему взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства педагогов, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогических коллективов, а, в конечном счете, на достижение оптимальных результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся [4]. Анализируя данное определение, мы можем сделать выводы, что, во-первых, методическая работа – это система мер, мероприятий действий, а если система, то должны быть составляющие ее компоненты и не только их произвольный набор, а взаимодействующие между собой и взаимовлияющие друг на друга. Это взаимодействие и взаимовлияние способствует качественным изменениям как отдельных ее компонентов, так и всей системы в целом.
Во-вторых, в основе этой системы находятся достижения современной педагогической и психологической науки, опыт конкретных учителей и педагогических коллективов, а также затруднения педагогов, т.е. организация методической работы на любом уровне должна быть направлена на разрешение имеющихся профессиональных затруднений, не позволяющих качественно и эффективно решать задачи, которые ставятся перед современным образованием в целом и перед каждым конкретным учителем. В-третьих, эта система разнообразных мер, действий и т.д. направлена на повышение квалификации и развитие профессиональной компетентности педагогов любого образовательного учреждения, от уровня которой напрямую зависит качество образования, которое в данном определении выражается как конечная цель методической работы – «достижение оптимальных результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся».
Н.В. Немова считает, что методическая работа – это деятельность по обучению и развитию педагогических кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного педагогического опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса. Это особый вид педагогической и исследовательской деятельности как самих учителей, так и руководителей школы, который не нужно путать или отождествлять ни с деятельностью по управлению школой, ни с инновационной деятельностью по разработке и внедрению новшеств, ни с педагогической – по обучению и воспитанию школьников [2].
Таким образом, анализ приведенных выше определений позволяет сделать вывод, что основной целью методической работы является развитие профессиональной компетентности работников образования. Причем понятие профессиональная компетентность выражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Успешное введение, а затем и реализация ФГОС будут определяться уровнем развития профессиональной компетентности работников образования, основы которого должны формироваться через систему методической работы в образовательном учреждении.
Методическая работа школы в условиях введения новых образовательных стандартов выстраивается в соответствии со следующими принципами.
Принцип «зоны ближайшего развития» (обоснован Л.С. Выготским для обучения детей). В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, методистов, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога сугубо индивидуальна.
Реализация данного принципа предполагает:
изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога при внедрении ФГОС;
актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений (оказание помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем);
определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;
составление программы профессионального роста педагога;
систематическую оценку решения поставленных задач и реализации программы, их корректировку.
Принцип стимулирования творческого роста педагогов на основе разработанной системы моральных и материальных стимулов требует создания условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Реализация данного принципа предполагает:
систематическое отслеживание результатов деятельности, объективную оценку профессионального роста педагогов и педагогических коллективов;
оказание помощи педагогу, педагогическому коллективу в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег;
определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей;
разработку положений о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов;
поддержку, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных проблем, целенаправленно занимающихся самообразованием.
Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы предполагает, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп.
Реализация данного принципа предусматривает:
изучение профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов, их классификацию и определение наиболее распространенных, типичных запросов педагогов;
определение востребованной тематики и соответственно различных групповых форм методической работы;
предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы;
возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации.
Принцип непрерывности и преемственности предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учет уровня их реальной профессиональной готовности к внедрению ФГОС.
Этот принцип означает:
обеспечение целостности, систематичности методической деятельности в общеобразовательном учреждении;
координацию, согласованность деятельности всех субъектов внедрения ФГОС ООО;
сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых;
учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста;
выбор форм и методов методической работы, обеспечивающий развитие творческих способностей и предусматривающий большую самостоятельность и ответственность педагога.
Таким образом, в условиях введения ФГОС ОО в образовательное учреждение роль методической службы школы возрастает. Изменения, которые должны произойти в образовательном процессе школы в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения, будут реализованы только при грамотно выстроенном научно-методическом сопровождении всех участников образовательного процесса.
Переход образовательного учреждения на новые ФГОС и соответственно организация методической работы – это целенаправленный процесс, который должен быть достаточно детально спланирован и описан. Процесс организации методической работы, как и любой иной процесс, должен быть управляемым. Соответственно, для управления методической работой в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС будут характерны все функции управленческого цикла: анализ, целеполагание, планирование, организация, мотивация, контроль.
Планирование – эта функция представляет собой, по существу, процесс подготовки решений о том, какие должны быть достигнуты цели методической работы в условиях введения ФГОС и что должны делать педагогические работники для достижения этих целей.
Организация – эта функция направлена на упорядочение деятельности организаторов и участников методической работы с целью выполнения планов и достижения целей. Организация включает: 1) создание структуры управления методической работой в образовательном учреждении (подбор исполнителей, наделение их полномочиями в использовании ресурсов, делегирование заданий); 2) совместное выполнение определенных установленных работ.
Мотивация – создание в среде исполнителей внешних и внутренних побуждений к действиям, направленным на эффективное достижение целей методической работы в ОУ в условиях введения ФГОС.
Контроль – эта функция представляет собой процесс обеспечения того, как и в какой степени действительно достигаются поставленные цели. Существуют три аспекта управленческого контроля.
1. Установление стандартов – точное определение целей, которые должны быть достигнуты в установленный отрезок времени.
2. Измерение того, что было действительно достигнуто в определенный промежуток времени и сравнение с ожидаемыми результатами.
3. Принятие решений для корректировки действий.
Процесс введения и реализации ФГОС – процесс не сиюминутный, его проведение предполагается в определенный длительный промежуток времени, который обусловливается характером и типом нововведений. Поэтому необходимо перед началом деятельности по организации методической работы, обеспечивающей качественное введение ФГОС, четко осознавать предстоящие этапы деятельности, их последовательность и продолжительность.
Можно выделить следующие этапы:
- выработка решения о введении ФГОС;
- подготовка к введению ФГОС;
- непосредственная и полноценная реализация ФГОС в процессе деятельности образовательного учреждения;
- подведение итогов введения ФГОС.
Характеристика вышеназванных этапов организации методической службы в образовательном учреждении с педагогами, реализующими ФГОС, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Этапы организации методической службы в ОУ с педагогами,
реализующими ФГОС ОО
Наименование этапа Характеристика этапа Сроки реализации
Выработка решения о введении ФГОС общего образования Определение субъектов методической работы в условиях введения ФГОС (организаторов методической работы, педагогов, работающих или готовящихся работать по новым ФГОС). Информирование педагогов, которые будут работать в условиях введения ФГОС об особенностях новых ФГОС. Изучение ФГОС путем ознакомления с его основными идеями, сущностными характеристиками, условиями реализации, возможными результатами внедрения и рисками, возникающими при их реализации. Этап завершается принятием решения о его освоении и внедрении. Март-сентябрь 2015г.
Подготовка к введению
ФГОС общего образования
Выявление профессиональных затруднений педагогов, работающих по новым ФГОС, в осуществлении новой для них деятельности. Разработка плана организации методической работы в ОУ в условиях перехода на ФГОС. Формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс перехода на новые ФГОС. Разработка технических заданий для педагогов, работающих по новым ФГОС, программ их индивидуального методического сопровождения. Определение критериев оценки результативности работы педагогов, работающих по новым ФГОС. Июнь-сентябрь 2015г.
Непосредственная и
полноценная реализация ФГОС в процессе деятельности образовательного учреждения Реализация плана организации методической работы в ОУ в условиях введения ФГОС, программ индивидуального методического сопровождения педагогов. Выполнение технических заданий педагогами, работающими по новым ФГОС. Систематическое оценивание и измерение промежуточных результатов педагогов, работающих по новым ФГОС, с целью принятия решений для корректировки последующих действий. Сентябрь 2015г.-май 2021г.
Подведение итогов введения ФГОС общего образования Анализ результатов организации методической работы в ОУ в условиях введения ФГОС. Констатация факта об успешной организации методической работы в ОУ в условиях введения ФГОС. Ежегодно
По мнению А.Ю. Уварова и Г.М. Водопьяна [3], процесс распространения и внедрения какого-либо нововведения включает в себя как минимум пять основных компонентов: источник, линия доставки, получатель, обратная связь, влияние. Эту схему мы можем использовать и применительно к проблеме освоения и распространения успешного опыта введения и реализации ФГОС общего образования.
Источником является новая практика, связанная с реализацией новых ФГОС, ее ключевые компоненты, которые подлежат освоению и внедрению в практику работы педагогов, работающих по ФГОС. К ключевым компонентам относятся характерные черты новой практики, формы, приемы, методы, технологии, с помощью которых эти черты воспроизводятся, а также условия, в которых их можно воспроизвести.
Линия доставки. Ее образует группа людей, включающая организаторов методической работы в образовательном учреждении. Они осуществляют деятельность по полному, точному и успешному внедрению новой практики работы в профессиональную деятельность педагогов на организационном и содержательном уровнях. Данная категория работников на линии доставки обеспечивает педагогов, работающих или готовящихся работать по новым ФГОС, всем необходимым для успешного освоения новой практики:
- осуществляют обучение педагогов новыми теоретическими знаниями и практическими способами деятельности, необходимыми для работы по новым ФГОС;
- обеспечивают индивидуальное методическое сопровождение педагогов, работающих по новым ФГОС;
- обеспечивают административную поддержку по освоению новой практики работы педагогов.
Получатель. Педагоги, которые работают или готовятся к работе по новым ФГОС.
Обратная связь. Организационный механизм, который позволяет получать объективную и достоверную информацию о ходе процесса освоения новой практики работы педагогов, оценить точность воспроизведения ключевых компонентов новой практики. Результаты оценивания дают возможность принятия решения по корректировке действий педагогов для успешного достижения поставленных целей.
Влияние. Процесс освоения новой практики, обеспечивающей успешную реализацию ФГОС, осуществляется в условиях реальной жизни, поэтому на участников этих процессов постоянно оказывают влияние культурные, социально-экономические, политические, психологические и иные факторы. Организаторам методической работы необходимо их учитывать при разработке программ и планировании мероприятий по освоению новой практики.
Одним из основополагающих условий успешного освоения новой практики, обеспечивающей успешную реализацию ФГОС, является целенаправленное взаимодействие всех участников этих процессов. Деятельность в условиях введения ФГОС требует изменения сложившегося стиля работы и отказа от имеющихся стереотипов. Чтобы добиться положительных результатов, необходимо учитывать компоненты взаимодействия всех участников, от которых зависит успешная реализация ФГОС, к которым относятся:
1. Отбор персонала.
2. Дополнительная подготовка персонала (повышение квалификации).
3. Методическая поддержка персонала в период освоения новой практики, обеспечивающей реализацию ФГОС.
4. Оценка работы персонала.
5. Оценка хода и результатов освоения новой практики.
6. Административная поддержка персонала в период освоения новой практики.
7. Внешняя поддержка.
Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, поэтому для организаторов методической работы их учет является важным моментом.
1. Отбор персонала. Прежде всего, организаторам методической работы необходимо серьезно подойти к определению ее субъектов: педагогов, которые будут работать по новым ФГОС и, соответственно, осваивать новую практику. Это должны быть люди мотивированные на участие в этой работе.
Освоение новых компетенций по множеству причин не может осваиваться одновременно большим количеством педагогов и в одном темпе. Влияние оказывают:
- мотивация к освоению новой практики;
- готовность педагогов к системному и постоянному повышению профессиональной компетентности;
- индивидуальные особенности педагогов;
- недостаточный объем теоретических знаний о новых видах педагогической практики и т.д. Данные особенности необходимо учитывать при формировании системы методической и организационно-методической работы по переходу на новые ФГОС. Выстраивая систему деятельности по формированию и развитию мотивации, следует опираться, прежде всего, на общие положения по созданию мотивационных условий, а именно:
- постановка привлекательных целей;
- включение в новые виды деятельности;
- работа в новых условиях;
- использование новых средств;
- «конкурентная» социально профессиональная среда;
- профессиональное развитие педагогов;
- уверенность в возможностях обучения педагога;
- качественность новой информации;
- оказание необходимой востребованной помощи учителю в решении проблем освоения новой практики, обеспечивающей успешную реализацию ФГОС;
- регулярная адекватная информация об уровне своей компетенции в освоении новой практики;
- положительная самооценка и оценка коллег результатов инновационной деятельности.
2. Дополнительная подготовка персонала (повышение квалификации). Для всех субъектов необходимо организовать дополнительную подготовку. Должны быть проведены обучающие мероприятия, которые позволяют познакомить учителей с особенностями работы в условиях введения ФГОС, теоретическими и методическими подходами, лежащими в его основе, ключевыми компонентами, новыми методами и приемами обучения и воспитания учащихся. В ходе таких занятий учителя имеют возможность получить советы и комментарии со стороны организаторов методической работы и привлеченных квалифицированных преподавателей, тьюторов, попрактиковаться в использовании новых техник, отрабатывать которые они уже будут в ходе своей профессиональной деятельности по обучению и воспитанию учащихся.
3. Методическая поддержка. Освоение новой практики, обеспечивающей реализацию ФГОС, предполагает расширение профессиональных компетенций, не усвоенных педагогом, и, следовательно, изменение своей системы работы по обучению и воспитанию учащихся. Это требует времени и специальных мер, которые помогают им сознательно осваивать и совершенствовать новые приемы, необходимые для достижения требуемых образовательных результатов. Чтобы не допустить отторжения учителя, осваивающего новую практику работы, по причине возникающих затруднений и отсутствия своевременной методической помощи, необходима организация постоянного индивидуального методического сопровождения педагогов, работающих по новым ФГОС.
4. Оценка работы персонала. Поскольку процесс освоения новой практики должен быть управляемым, необходима система процедур, которые позволили бы оценить, насколько точно и полно осуществляется этот процесс в новых условиях и в какой мере результаты освоения и внедрения соответствуют запланированным. Оценка работы персонала также дает возможность организаторам методической работы оценить результативность дополнительной подготовки персонала и индивидуального методического сопровождения.
5. Оценка хода и результатов освоения и внедрения. Поэтапное выполнение программы введения ФГОС и плана работы по ее реализации должно периодически подвергаться оцениванию уровня качества выполнения запланированных организационно-методических мероприятий с целью получения промежуточных и итоговых результатов. Полученные итоги оценивания должны использоваться всеми участниками процесса освоения новой практики для совершенствования и корректировки последующих действий.
6. Административная поддержка. Она необходима для формирования у всех участников процесса освоения новой практики общего видения существующих проблем и путей их решения. Она обеспечивает процесс освоения новой практики административным ресурсом, заставляет своевременно принимать решения. Без нее невозможно решение организационных вопросов и мобилизации персонала на достижение желаемых результатов.
7. Внешняя поддержка. Предполагает организацию взаимодействия с внешними организациями. Это могут быть учреждения дополнительного профессионально-педагогического образования, высшего и среднего специального профессионального образования (например, педагогические университеты, педагогические колледжи), учреждения дополнительного образования детей, учреждения культуры (например, библиотеки), общественные организации и др. Данное взаимодействие предоставляет возможность надежного обеспечения процесса освоения новой практики определенными ресурсами (организационно-методическими, информационными и др.). С опорой на эти ресурсы педагоги могут качественно и своевременно выполнить запланированные работы. Внешняя поддержка может и отсутствовать, но при ее наличии создаются и используются дополнительные условия, обеспечивающие результативную работу по освоению новой практики, дальнейшее ее развитие и совершенствование.
Заключение
Таким образом, организация методической работы в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС общего образования – это процесс, который должен быть четко спланированным и управляемым со стороны организаторов методической работы и нацелен на приобретение педагогами новых профессиональных компетенций, без которых невозможна успешная реализация ФГОС ОО. Кроме того, организация методической работы в образовательном учреждении – основа непрерывного развития профессиональной компетентности работников образования непосредственно на рабочем месте.
Список литературы
1. Ильина, А.В. Кадровое и методическое обеспечение введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. [Текст] / А.В. Ильина, Ю.Ю. Баранова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – Челябинск: ООО «Пронто», 2011. – № 1(6). – С. 120-124.
2. Немова, Н.В. Управление методической работой в школе. [Текст] / Н.В. Немова // Приложение к журналу «Директор школы». – М.: Сентябрь, 1999. – 176 с.
3. Уваров, А.Ю. Распространение инновационных учебно-методических материалов. [Текст] / А.Ю. Уваров, Г.М. Водопьян. – М.: Университетская книга, 2008. – 176 с.
4. Управление современной школой. Пособие для директора школы [Текст] / Под ред. М.М.Поташника. – М.: АПП ЦИТП, 1992. – 168 с.