Презентация Первые проблемы подросткового возраста


Подготовила: классный руководитель 6 Б класса Вилкова Е.В. Задачи выступления: 1. Проанализировать учебную и внеурочную деятельность обучающихся за прошедший учебный год; 2. Помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений, обратить их внимание на собственное поведение в этот период; 3. Обсудить определенные правила поведения родителей в период полового взросления детей.Форма: лекция , анкетирование. Подготовительная работа к собранию: 1. Диагностика детей. 2. Памятка для родителей по теме собрания, визитная карточка для семей, режим дня ребенка для родителей, анкеты для диагностирования родителей и детей. План:Анализ работы с обучающимися в прошлом учебном годуЛекция на тему «Первые проблемы подросткового возраста»Анализ анкетирования обучающихся, родителей по проблеме.Памятка. четверть ОбщееКол-во С одной «3» % Итог5 класс 12 0 6 6 1 50 I-четверть 6 б класса 13 0 5 8 2 38,5 Конкурсы и мероприятия Обучающиеся 5 Б принявшие участие Результат Районный этап конкурса творческих работ «С малой Родины начинается Россия» в номинации поделка Романычева Дарья Почетная грамота – 2 место. Школьный этап районного конкурса «Новогодний серпантин» в номинации «Новогодняя игрушка» Горбунова АнастасияГоряева Анастасия 1 место1 место Конкурсы и мероприятия Обучающиеся 5 Б принявшие участие Результат Районный этап конкурса изобразительного искусства и художественно-прикладного творчества «Полет фантазии» в номинации «Кладовая ремесел» Горяева Анастасия 2 место Школьный конкурс проектов, посвященных 2013 году – году охраны окружающей среды Весь класс 1 место среди 4-7 классов Конкурсы и мероприятия Обучающиеся 5 Б принявшие участие Результат Школьные спортивные соревнования, посвященные XXII зимним олимпийским играм «Сочи – 2014» Весь класс 1 место среди 5 – 7 классов Школьный конкурс инсценированной военно-патриотической песни «Песни великого подвига» Весь класс 3 место среди 5 – 7 классов Конкурсы и мероприятия Обучающиеся 5 Б принявшие участие Результат Районный этап конкурса декоративно-прикладного творчества «Творчество: традиции и современность» в номинации: «Традиционная вышивка» Горбунова Анастасия Федорова Анастасия Горяева Анастасия Романычева Дарья 2 место3 место2 место3 место Форма досуга Результат Досуг в осенние каникулы: «Пикник на лесной полянке». Активно отдохнули, поиграли в спортивные игры на природе. Досуг в зимние каникулы: соревнование по настольному теннису. Ребята хорошо поиграли, Романычева Даша заняла 1 место среди девочек, Висягин Даниил 1 место среди мальчиков. Досуг в весенние каникулы: поездка в Нижний Новгород на выставку: «Мир динозавров» Очень всем понравилась выставка, динозавры были движущиеся и издавали характерные звуки (как живые), очень хорошо отдохнули. Форма досуга Результат Досуг в летние каникулы: поездка в Нижний Новгород в Парк Победы Активно отдохнули, посмотрели технику, участвующую в ВОВ, лазили по окопам, очень всем понравилось. Ж.-П. Сартр Перестройка организма ребенка – половое созреваниеГраницы этого периода достаточно неопределенныПротекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослыхПодростковый возраст называют затянувшимся кризисом Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Резко повышается интерес к своей внешности:Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимыеНепропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозуТяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: «чувство взрослости и Я-концепция» Подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально, но он стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Подражание взрослым Внешний обликМанеры Развлечения (поездки за город, дискотеки)‏Романтические отношения (свидания, записки) отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взросломуВ стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведенияПоявляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками: взаимная поддержка, помощь в случае нужды, уверенность в друге и доверие к нему, защита друга в его отсутствие, принятие успехов друга, эмоциональный комфорт в общении. Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю «Один за всех и все за одного» Внутренний мир Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастноПодросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы бытьЛичностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителямиВедущая деятельность в этот период – интимно-личностное общениеПодростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление«Счастье – это когда тебя понимают»Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же средеНеформальные группыВзаимная симпатияОбщие интересы, занятияСпособы развлечений, место проведения свободного времени Общение со взрослыми Влияние родителей уже ограниченоЦенностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителейДля подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых: нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка. Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете даже тогда, когда вас нет дома. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.Контроль может быть принципиально различнымКрайние, самые неблагоприятные для развития подростка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорнымРодители регулярно указывают детям, что им делатьПодросток может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваютсяПодросток может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителейРодители и подросток имеют почти равные права, принимая решениеПодросток сам решает, подчиняться ему родительским решениям или нет Демократичный – родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность, предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностейАвторитарный – родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов; они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать не вполне корректно«Воспитание по типу Золушки» - высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к подросткуГипоопека – сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроляГиперопека – излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте,- приводит пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстникамиПротиворечивое воспитание – отношение родителей к подростку как к маленькому ребенку и непоследовательность требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность Отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков Ранняя алкоголизация, токсикомания и наркоманияПротивоправное поведениеСамоубийства К социальным проблемам приводят обычно особые обстоятельства:ИзолированностьОтсутствие понимания в семье и школеВстреча с асоциальной группой или сверстником, имеющим соответствующий жизненный опыт Причины подростковых проблем разнообразныНеудовлетворенность отношениями со взрослыми и сверстникамиНедостаточная загруженность реальными делами и скукаЖелание утвердиться и выделитьсяПротест против существующих в обществе норм и правилПротест против «серой безликой толпы», для которой «ты ничего не значишь» 1. В последнее время тебе больше нравится проводить время: А. В кругу своей семьи;          Б. С друзьями;           В. В одиночестве.2. Изменения твоей внешности, роста, веса: А. Радуют;        Б. Огорчают; В. Раздражают и злят.3. Тебе больше всего хотелось бы быть: А. Умным;       Б. Красивым; В. Общительным.4. Если бы ты был в центре внимания благодаря своей внешности, тебя бы это: А. Радовало;    Б. Огорчало;  В. Безразлично.5. Если бы ты привлекал внимание противоположного пола, то тебя бы это:А. Радовало;    Б. Огорчало;  В. Безразлично. На экране вопросы анкеты. Результаты данного анкетирования: Время проводят с друзьями большинство из класса; Изменения во внешности большинство детей не радуют; Многим хотелось бы быть умными, спортивными и общительными; Детей радует, когда они в центре внимания, половине безразлично; Почти всех радует внимание противоположного пола. 1. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть с помощью ответов «да» или «нет», что ваш ребенок стал больше интересоваться: А. Своей внешностью; Б. Своим весом и ростом; В. Гигиеной собственного тела; Г. Противоположным полом. 2. Что он стал больше: А. Общаться с друзьями по телефону; Б. Проводить время с друзьями вне дома; В. Проводить время у зеркала; Г. Обращать внимание на свою одежду. 3. В личностном плане он стал: А. Более скрытным; Б. Менее реагирующим на родительскую ласку и внимание; В. Чутко реагирующим на замечания в свой адрес; Г. Менее ответственным в учебной деятельности. 1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.4. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы. 6. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.7. В период полового созревания мальчикам важно получить поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.  СОВЕТ 1. ПОЙМИТЕ ПРИЧИНУПодросток стремится доказать, что он уже не маленький. В ход идет все: непослушание, своеволие, грубость, «взрослые» привычки: сигареты, алкоголь, ночевки у друзей... Чего делать нельзя: отвечать грубостью на грубость, опускаться до скандалов, контролировать каждый шаг.Как себя вести: доверьте подростку то, чего раньше не доверяли: оплатить счета в банке, заказать покупки по Интернету, выбрать подарок отцу на день рождения... Хочет быть взрослым - пусть разделит с вами взрослые заботы. СОВЕТ 2. ПРОЯВЛЯЙТЕ ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕСВ 13-17 лет у юношей и девушек формируется свой взгляд на мир, своя система ценностей - и этим хочется с кем-то поделиться.Чего делать нельзя: быть равнодушными, демонстрировать детям, что их мысли и чувства - полная чушь. Как себя вести: разговаривать с детьми, задавать вопросы о его друзьях, увлечениях. Подросток должен понять, что вам не безразлично, чем он живет. СОВЕТ 3. НЕ ДАВИТЕ НА РЕБЕНКАСлушаться родителей для подростка означает расписаться в своей невзрослости. Вот почему любые советы, а тем более приказы он воспринимает в штыки. Чего делать нельзя: заставлять сына или дочь подчиняться, подвергать наказаниям за ослушание.Как себя вести: измените тон. Не приказывайте сыну или дочери что-то сделать, а просите и объясняйте, почему это важно. Например, хотите, чтобы он сделал музыку потише, пожалуйтесь на головную боль. СОВЕТ 4. ЖИВИТЕ ИНТЕРЕСНО САМИПретензии вроде «Ты ничего не читаешь! Ничем не интересуешься!» вызывают возмущение подростков: «А ты-то сама?»Чего делать нельзя: подчинять всю свою жизнь обслуживанию ребенка, забывать о собственных интересах. Как себя вести: подавать пример. Если попрекаете чадо ленью, не сидите сами в четырех стенах: отправляйтесь в поход, в музей. СОВЕТ 5. ДЕЛИТЕСЬ ОПЫТОМЮношеский максимализм отдаляет подростков от родителей: «Взрослым нас не понять...» Тинейджерам трудно представить, что их строгие мамы и папы тоже были юными: и влюблялись, и чудили, и пробовали первую сигарету...Чего делать нельзя:быть ханжами, строить из себя людей без недостатков.Как себя вести: открывайтесь перед детьми. С юмором рассказывайте о тех ситуациях, в которые попадали сами, когда были в их возрасте. О первой любви, о конфликтах с родителями, о своих чувствах... Сын или дочь должны понять, что вы им не враги, просто очень за них волнуетесь. Спасибо за внимание