Урок+ презентация по истории для 11 класса Первая российская революция


ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Проверка домашнего задания1.Нужна ли эта война была России, несмотря на то, что войну начала Япония? Какие цели преследовало царское правительство в этой войне? При ответе используйте эпиграф.(«Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война…»).2.Каковы последствия Русско-японской войны?3.После серии крупных военных поражений в 1904 г. российское общество не могло не задаться вопросом: как могло случиться, что маленькая Япония взяла верх над могучей Россией? Как бы вы ответили на этой вопрос? ДокументВ начале ХХ века Россия встала на путь экономической модернизации, т. е. приходилось догонять вырвавшиеся вперед индустриальные державы; огромное влияние на экономический рост оказывало государство. Государственные субсидии, заказы, высокие таможенные пошлины, содержание за счет казны заводов, фабрик, железных дорог были призваны поддержать и ускорить развитие современной на тот период промышленности;Историки называют сельское хозяйство ахиллесовой пятой тогдашней России. Крупное помещичье землевладение сочеталось с крестьянским малоземельем. Община, сохраненная реформой 1861 г., поощряла уравнительные настроения. Большинство помещичьих хозяйств жили по старинке: сдавали землю крестьянам в полукабальную аренду, а те обрабатывали ее собственным примитивным инвентарем.Россия оставалась самодержавной монархией. Вступивший на престол в 1894 г. Николай II был убежден в том, что ограничение прав самодержца, внедрение представительных институтов и конституции приведет Россию к краху. «Я буду охранять начала самодержавия». Проблема:Царь не был заинтересован в проведении социальной и политической модернизации т.к. она ограничит его власть «Я буду охранять начала самодержавия».Николай II ПРИЧИНЫ1.политические и социально-экономические противоречия Методы для достижения целейМятежи, бунты не помогли, значит, революция.Революция - коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности. Тема урока: ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПЛАН 1.Причины и задачи и первой русской революции.2. Политические силы3.Этапы революции4. Кровавое воскресенье5.Позиция власти6. Высший подъем революции.7. Манифест 17октября 19058.Итоги революции 1905 – 1907 гг. Буржуазно - демократическаяСохранились феодальные порядки:1.Помещичье землевладение2. Использование наёмного трудаДемократизировать общество:Ограничить самодержавиеВвести Конституцию и Гос. думу.
ПРИЧИНЫ1.политические и социально-экономические противоречияЗАДАЧИ1.Ликвидация самодержавия;2.Помещичьего землевладения, феодальных пережитков;Демократизация политического строя страны.
2.Политические силыСамодержавныйлагерь ( консервативный)Либеральный лагерьРеволюционныйлагерьВывод: Общество расколото, оно не имеет общих целей и руководителей.

3.Этапы революции1. 9 января 1905 г. -3 июня 1907 г. “Кровавое воскресенье” стало точкой отсчета революции.2. Октябрь — декабрь 1905 г. — высший подъем революции.3. Январь 1906 г. — 3 июня 1907 г. —спад. Легальные рабочие организации«Полицейский социализм»Цель:1. Отвлечь массы от влияния социал - демократов Г. А. Гапон (1870 – 1906)Священник и общественный деятель. С 1902 года был связан с шефом Особого отдела департамента полиции С. В. Зубатовым. Инициатор подготовки петиции и шествия рабочих к Зимнему дворцу 9 января 1905 года. По подозрению в сотрудничестве с Охранным отделением был повешен рабочими. ПРИЧИНЫ1.политические и социально-экономические противоречияЗАДАЧИ1.Ликвидация самодержавия;2.Помещичьего землевладения, феодальных пережитков;Демократизация политического строя страны.ДВИЖУЩАЯ СИЛАрабочие, крестьяне, мелкая буржуазия, интеллигенция, отдельные части армии9 января 1905
Основные событиядатасобытия19042 января1905г7 января9 января10 январяфевраль 1905 годаиюнь 190517 октября 1905г Путиловский заводУволены 4 рабочих, состоящих в организации Гапона Всеобщая стачка150 тыс. рабочих
Петиция«Мы обнищали, нас угнетают, .. в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам… Нет больше сил, Государь… Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук. Взгляни без гнева …на наши просьбы, они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для Тебя, Государь!"Что могли просить рабочие у царя? Петиция рабочих:Меры против нищеты народной:Передача земли народу и отмена выкупных платежей;Отмена косвенных налогов, замена подоходным;Прекращение войны по воле народа.Меры против бесправия русского народа:Возвращение пострадавших за политические и религиозные убеждения;Предоставление прав и свобод личности;Всеобщее обязательное народное образование;Равенство перед законом.Меры против гнёта капитала над трудом:Отмена института фабричных инспекторов;Учреждение постоянных комиссий выборных рабочих;Восьмичасовой рабочий день и нормальная рабочая плата.«дерзкие»
4.«Кровавое воскресенье». Утро 9 января 1905 г. «Видно от царя нам помощи не будет,- заявлял тогда же один из очевидцев.- Мы просили хлеба, а нам дали пули». ТАКИМ ОБРАЗОМ:Трагические события "кровавого воскресенья" имели историческое значение. Веками воспитывавшаяся в народе вера в царя была расстреляна солдатами, затоптана казацкими конями. 5.Позиция властиГосударь с семьей уехал в Царское Село. Иваново – ВознесенскВ Иваново-Вознесенске стачка длилась 72 дня. Рабочие взяли власть в свои руки и организовали для управления городом Совет рабочих уполномоченных6. Высший подъем революции. Поводом стал приказ о расстреле матросов отказавшихся есть борщ из протухшего мяса. Восстание на броненосце «Потемкин». ТАКИМ ОБРАЗОМ:Восстание на “Потемкине” имело историческое значение. Впервые большой военный корабль открыто перешел на сторону революционного народа. Восстание на броненосце показало, что армия, считавшаяся оплотом царизма, начала колебаться. ПОЗИЦИЯ ВЛАСТИ:« … необходимо положить предел самоуправству и деспотизму администрации, даровать народу основные свободы и установить настоящий конституционный режим.» 7.Манифест 17октября 19051.«…Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.2… привлечь… к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…3.Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думой...» НО…Большинство населения, согласно проекту, не имело избирательных прав (рабочие, женщины, военнослужащие, учащиеся ). Для крестьян предполагалось установить четырёхступенчатые выборы и имущественный ценз.ОГРАНИЧЕНИЯ
ПРИЧИНЫ1.политические и социально-экономические противоречияЗАДАЧИ1.Ликвидация самодержавия;2.Помещичьего землевладения, феодальных пережитков;Демократизация политического строя страны.ДВИЖУЩАЯ СИЛАрабочие, крестьяне, мелкая буржуазия, интеллигенция, отдельные части армии9 января 1905ИТОГИВ стране несколько изменилась: политическая система: появились элементы демократии — Государственная дума, многопартийность, признание основных прав личности, но без гарантий их соблюдения.2.В деревне были отменены выкупные платежи, снижена арендная плата за землю. Но аграрный вопрос не был решен: сохранялось помещичье землевладение.3. Рабочие получали право создавать профсоюзы, им разрешались забастовки, рабочий день сокращен до 9 часов, повышена зарплата.

Домашнее заданиеУчить § 5 учебникаПодготовить устный развернутый ответ на вопрос: — Как проходила первая российская революция? Вопрос для обсуждения.Согласны ли вы с утверждением, что революция 1905 – 1907 гг. потерпела поражение? Аргументируйте свой ответ.  Список литературы:История России, 1900-1945гг. 11 класс: учеб. для учащихся (А.И. Уткин. А.В. Филиппов)Учебное пособие для поступающих под редакцией КацваУчебное пособие для студентов ЯГПУ им. К.Д. Ушинского « История России» http://gkaf.narod.ru/kokoulin/histrus/10/10-1.htmlhttp://www.hrono.ru/biograf/kornilov.html