Статья Применение инновационных технологий при изучении темы Безударные гласные в корне слова

Белькова Анжелика Олеговна, руководитель ШМО,
учитель начальных классов МАОУ СОШ №123

Применение инновационных технологий при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова»

«навыки грамотного письма формируются в процессе упражнений, причем прочность этих навыков находится в прямой зависимости от числа «встреч» учащихся с трудными орфограммами»
 Д.Н.Богоявлинский

Тема «Проверяемые и непроверяемые гласные в корне» проходит красной нитью через всю программу начальной школы, и является основой для повышения грамотности учащихся. Но теоретический материал курса русского языка представляет для школьников огромные трудности, так как представлен в большом объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике.
Учащиеся должны научиться выделять орфограммы и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить правило и освоить правописание не одно и тоже. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применить его на практике.
Как мы видим, сама жизнь ставит перед нами проблему: применение инновационных технологий, эффективных методов обучения, разнообразных видов деятельности при изучении темы: «Правописание безударных гласных в корне слова».
В основе работы лежат коррекционно-развивающие технологии и здоровьеразвивающая технология д.м.н. Базарного В.Ф. «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде».
Наряду с традиционными методами обучения используем методы направленные на создание ситуации успеха на уроке, проблемно-поисковые методы.
Существуют разнообразные виды деятельности:
·        учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть урока ученик сидит за партой, а другую – стоя на массажном коврике за конторкой (стол с наклонной поверхностью). Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, осанка, усиливается кровообращение и соответственно стимулируется работа мозга, что приводит к повышению концентрации внимания учащихся;     
·        уроки проводятся, в режиме движения наглядного учебного материла, постоянного визуального поиска. Для этого учителем используются подвижные «сенсорные кресты», на них крепится дидактический наглядный материал, карточки с заданиями или ответами, расположенные в любой точке класса, которые дети должны найти и использовать в работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей и развитию у них координированных движений речевого аппарата;
·        для разминок и упражнений для глаз используются специальные геометрические зрительные траектории, расположенные на потолке: глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям, для развития внимания и быстроты реакции используются специальные тренажеры "Бегущие огоньки”. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются под ритмичную музыку в позе свободного стояния;
·        на уроках используется широкоформатная картина-панно, расположенная на одной из стен класса и изображающая сказочный сюжет или пейзаж. На ней с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Картина-панно облегчает восприятие, учит детей видеть невидимое.
При выполнении заданий ребенку оказывается необходимая помощь. Для каждого ученика выбирается оптимальный темп деятельности. Ребёнок должен быть уверен, что все  трудности и проблемы преодолимы  и  успех  возможен. Такая система организации урока позволяет повысить качество урока.
Работа над данной темой строится по следующим направлениям:
1. Работа над безударными гласными:
Практическое знакомство с ударением; отрабатывается понятие, что ударная гласная пишется так, как слышится; формируется умение графического обозначения ударного гласного звука. Научившись распознавать место ударения в слове, учащиеся овладевают умением находить безударную гласную в слове.
2. Установление факта в подвижности ударения:
Идет отработка ЗУН, что в ударном и безударном слогах пишется одна и та же гласная, сравнение написаний гласных в ударном и безударном слоге.
3. Выделение безударных гласных, развитие орфографической зоркости:
Формируются ЗУН по нахождению и выделению в слове безударной гласной, проверке ее написания и запоминанию написания.
Чем богаче палитра применяемых технологий, методов обучения, разнообразнее виды деятельности, тем удачнее должна быть картина урока и его результативность.
Здоровьеразвивающая технология д.м.н. Базарного В.Ф. «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде» располагает огромным арсеналом приемов и стратегий.
Готовы ли Вы попробовать ее в индивидуальной практике?