Доклад на тему Инновационные технологии в работе классного руководителя с обучающимися


В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
В реализации меняющихся требований роль классного руководителя особенно значима. В современных условиях классному руководителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий.
В соответствии с этим возникает острая необходимость пересмотра методов и технологий работы классного руководителя, потребность в освоении интерактивных технологий, направленных на развитие коммуникативной культуры ребёнка, обеспечивающих условия его эффективной социализации, развитие индивидуальности каждого и воспитание его личности в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.
Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Центральным компонентом технологии является четко заданная конечная цель, выстроенная на диагностической основе; точное определение конечной и промежуточных целей позволяет разработать оптимальный алгоритм их достижения, а также инструментарий для отслеживания уровня достижения планируемых результатов и, при необходимости, внести пошаговые коррективы.
Педагогическая технология - это целостный научно обоснованный проект конкретной, реальной педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающей процессуальную сторону обучения и воспитания и охватывающей их цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации педагогического процесса.
Инновационный подход в работе классного руководителя предполагает:
введение нового в цели воспитательной деятельности;
разработку нового содержания, новых методов и форм воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем;
разработку новых технологий управления развитием воспитательной системы класса;
рассмотрение класса как экспериментальной площадки;
ситуацию, когда деятельность классного руководителя приобретает принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление воспитания, которое имеет системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты воспитательной системы.
Среди направлений инновационной деятельности классного руководителя выделяются:
мониторинговая деятельность;
проектная деятельность;социальное проектирование;
электронный портфолио.
использование интерактивных технологий.
В своей работе как классный руководитель я использую следующие технологии:
коллективное творческое дело
информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека)
нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)
социальное проектирование
организационно-деятельностные игры (ОДИ)
технология исследовательской деятельности
технология проектов
технология дидактической игры
здоровьесберегающая технология
личностно - ориентированная технология
экологообразовательные
кейс – технологии
арт-технологии
шоу - технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)
групповая проблемная работа (разработка проектов)
диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
диалог «педагог - воспитанник»
тренинг общения
«информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)
Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих( «сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.
Достоинства:
-обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
-аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;
-ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;
-в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.
-особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.
Арт-педагогика - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы  взаимосвязаны.
Положительные результаты:
• создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;
• обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование у детей с агрессивными проявлениями;
• оказывается влияние на сознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции», уверенности за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.
Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.
Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социального проектирования - формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.
Кейс-технология– технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.
Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.
Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:
1.   Интеллектуальное развитие обучаемых.
2.   Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.
3.   Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.
4.   Формирование готовности к оценке и принятию решений.
5.   Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.
6.   Развитие коммуникативных навыков.
Технология «КТД»
Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.
Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Структурная схема КТД:
Совместное решение о проведении дела;
Коллективное планирование;
Коллективная подготовка;
Проведение дела;
Коллективный анализ;
Результат.
Конечно же, в наше время работа классного руководителя невозможна без использования информационно-коммуникативных технологий.
Области применения:
Электронная документация классного руководителя. Мониторинг, диагностирование, анкетирование. На компьютере создается банк данных необходимой информации, которую можно каждый год лишь обновлять, а не создавать заново. Например:- План воспитательной работы;- Социальный паспорт класса;- Анкеты;- Психолого-педагогические характеристики учащихся класса; - База данных учащихся и их родителей. 
Из года в год легко отследить произошедшие улучшения или ухудшения. Например, хорошо прослеживается динамика успеваемости или качества знаний учащихся класса, изменение уровня здоровья учащихся, уровня занятости учащихся во внеурочное время. По результатам сравнительных диаграмм можно делать выводы и согласно им планировать дальнейшую работу классного руководителя.
По диаграммам хорошо видно, по какому направлению деятельности были достигнуты положительные результаты, а чему нужно уделить особое внимание из-за отрицательной динамики. Согласно сделанных выводов легко можно построить свой план воспитательной работы, который тоже очень удобно сделать на компьютере в программе MS Word. В таком виде план более удобен в использовании, эстетичен, в него всегда, в любой момент можно внести изменения и поправки
При составлении плана воспитательной работы на будущий учебный год приходится учитывать особенности каждого школьника. Представим, что у большинства учащихся класса такой показатель как доброта, отзывчивость, милосердие низкий. Классный руководитель в этом случае должен акцентировать свое внимание на беседы о нравственности, обсуждению прочитанных книг, просмотренных фильмов, конкретных жизненных ситуаций и т.д. Очень удобная в использовании программа Microsoft Excel, которая позволяет по введенным формулам прямо на глазах подсчитывать средний показатель ученика по разным критериям, средний показатель класса по данному критерию, найти эти значения в процентах и построить диаграммы. Таким образом, мы получаем возможность оперативно получить информацию о воспитанниках, прослеживать динамику их развития.
Внеклассные мероприятия. Творческая работа с учениками 
Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках, экскурсиях. Создание фотоальбома из школьной жизни класса, ежегодное его пополнение. В настоящее время существует множество программ, позволяющих не просто сохранять фото и видеокадры на компьютере, но и красиво оформить в виде фотоальбома.
Создается методическая копилка:
– презентаций
– видеоматериалов
– конспектов мероприятий с использованием ИКТ
– методических рекомендаций к проведению таких мероприятий.Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприятий (соревнования, классные часы, диспуты и т.п.) способствуют повышению заинтересованности учащихся к предложенной теме. К тому же чтобы это было ярко, красиво нужна помощь родителей, художников, звукооператоров. Для изготовления наглядного материала нужны ватман, краски, т.е. определенные материальные затраты. Компьютерные варианты наглядных пособий легче сохранить в хорошем состоянии до следующего использования. Ежегодно пополняю электронный банк методических разработок с целью дальнейшего их использования на уроках и во внеурочное время. 
Для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его (физкультминутки, цветотерапия, гимнастика для глаз, правила здорового питания, инсценировки по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности: пешие и велосипедные походы, посещение катка, семейные спортивные праздники и т.д.) необходимо применение здоровьесберегающей и оздоровительной технологий.
Показателями нового качества воспитательного процесса могут выступать следующие характеристики:
повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий
развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции, участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, регионального, всероссийского, международного масштаба);
развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);
развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами района, области, бывшими выпускниками);
Применение инновационных технологий помогает классному руководителю улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у учащихся, и у их родителей.
Литература.
1. Алоева В.А., Бейсова В.Е. Настольная книга классного руководителя. – Ростов: Феникс, 2004
2.  Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. – СПб. КАРО, 2007
3.  Дереклеева Н.И. Классный руководитель: основные направления деятельности. – М.: Верум, 2006
4.  Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя. – М.: ВАКО,2007
5.  Дик Н.Ф. Современный справочник классного руководителя в вопросах и ответах. – Ростов: Феникс, 2007
6. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М.: ЦГЛ,2003
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.