Презентация на тему Реализация ФГОС обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы


1. Что такое инклюзия ?ИНКЛЮЗИЯ – это процесс реального включения граждан, имеющих трудности в физическом развитии, в активную общественную жизнь.При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата. ПРИКАЗ Минобрнауки РФот 19 декабря 2014 г. N 1598 ОБ УТВЕРЖДЕНИИФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТАНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСтандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года;Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 года для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.2. Документация Согласно приказу Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014г. №1598 ФГОС ОВЗ направлен на обеспечение:Равных возможностей получения качественного образования обучающимися с ОВЗ вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей;Преемственности основных образовательных программ общего образования обучающихся с ОВЗ;Вариативности содержания АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, возможности их формирования с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся;Максимального расширения доступа обучающимся с ОВЗ к общему образованию, отвечающему их возможностям и образовательным потребностям;Единства образовательного пространства РФ;Духовно-нравственного развития обучающихся с ОВЗ, формирование основ их гражданской идентичности как основного направления развития гражданского общества;Создания условий для эффективной реализации и освоения условий для эффективной реализации и освоения обучающимися АООП НОО, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся. Все перечисленные положения определяют требования к современному уроку.Данные требования заключают в себе основные выводы: толерантность к ребенку с ОВЗ в общеобразовательной школе; деятельностный подход (учет интересов учащихся, учение через обучению мысли и действию, свободная творческая работа и сотрудничество, познание и знание – следствие преодоления трудностей ); .освоение стандартов. 3. Особенности деятельностного и дифференцированного подходаВ чем сущность деятельностного подхода в обучении детей с ОВЗ?Это НЕ фронтальная работа (индивидуализированная);Освоение учебной программы происходит не в готовом виде, а в виде деятельности;Групповая работа.Как осуществлять дифференцированный подход в общеобразовательном классе?Включить ребенка с ОВЗ в групповую работу;Адаптация рабочей программы с учетом индивидуальных особенностей и способностей ребенка с ОВЗ;Можно дать ребенку с ОВЗ только половину задания. 4. Планируемые результаты освоения АООП обучающихся с ОВЗ согласно ФГОСЛичностные - мотивация к обучению и познаниюМетапредметные – самоконтроль, основа умения учитьсяПредметные - освоение программы.Для реализации и достижения планируемых результатов требуется использование педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке учащихся.Эти требования прописаны в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу программы. В группу «Выпускник научится» включается система знаний и учебных действий с ними, которая необходима для успешного обучения в начальной школе и может быть освоена большинством учеников. Успешное выполнение учащимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.В блоке «Выпускник получит возможность научиться» могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся. Оценка достижения таких целей ведется в ходе анонимных исследований. Невыполнение учащимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, НЕ является препятствием для перехода на следующую ступень об-я. Предметные результаты обеспечивают обучающимся с ОВЗ эффективное освоение АООП НОО, коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и соц.адаптацию, возможности их применения в практической деятельности и жизни. Стандарт устанавливает дифференцированные требования к результатам освоения АООП НОО в соответствии с особыми образовательными потребностями разных групп обучающихся.Наиболее значимыми из планируемых результатов обучающихся с ОВЗ являются: личностные, т.к. это мотивация к обучению; предметные (освоение программы); метапредметные.Чтобы достичь указанные в ФГОС планируемые результаты необходимо: соответствие учебных материалов с материалом, который даёт учитель; содержание и структура урока. 5. Образовательные технологииПедагогическая технология – это совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определенных действий, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей.Какие технологии являются приемлемыми для работы с обучающимися с ОВЗ?Здоровьесберегающие (физкультминутки, музыкальные паузы, минутки отдыха).Приводят к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. После физкультминуток дети становятся активнее, внимание активизируется, ребята работают быстрее и с хорошим настроением, а значит и знания усваиваются лучше. 2. Групповые . Взаимодействие осуществляется на партнерской основе, а значит между обучающимися возникает тесное взаимодействие. Данная технология развивает речь, коммуникативность, мышление, интеллект. Ведет к взаимному обогащению и формированию УУД.3. Интегрированное обучение. Суть данной технологии – обучать всех детей вместе, не выделяя детей с ОВЗ в отдельные классы, избегая формирования у таких детей комплекса неполноценности. Совместное обучение способствует социализации детей с ОВЗ, а для нормально развивающихся детей создает среду, в которой есть место каждому человеку, включая физические отклонения. 4. Технологии уровневой дифференциации. Одним из видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение. По индивидуально-психологическим особенностям детей различают дифференциацию: по возрастному составу(школьные классы, возрастные параллели, разно возрастные группы); по полу (мужские, женские, команды, школы); по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и т.п.); по уровню умственного развития (уровню достижений); по личностно-психологическим типам (по типу мышления, темпераменту и т.д.) по уровню здоровья (группы ослабленного зрения, слуха и т.п.). 5. Модульные технологии. Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с программой, состоящей из модулей (блоков), основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Она позволяет осуществлять самообучение, регулировать темп работы и содержание учебного материала. Модульный урок отличается от обычного тем, что ребята учатся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Кроме того, модульный урок дает возможность получать много оценок – баллов за все виды устных и письменных работ.6. Игровые технологии. Признаны помогать детям не потерять интерес к обучению и познанию нового. Педагогическая игра обладает особым признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Дети с нарушением слуха{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Специальные условия для обучения детей с нарушением слухаСветовая индикация начала и окончания урока в классах, помещениях общего пользования (залы, рекреация, столовая, библиотека и т.д.) интерактивная доска и др. мультимедийное оборудование. FM-системы для индивидуальной и групповой работы (в классе, зале). Индикатор звучания ИНЗ. Компьютерные программы Hearthe World, Speech W и др. Сурдологопедический тренажер «Дэльфа 142». Компьютер с колонками и выходом в Интернет. Муз.центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, муз.записями, аудиокниги. Наглядный материал (иллюстрации, презентации, фильмы). Слабовидящие дети{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Общешкольное пространствоУчебное пространство класса указатели, показывающие направление, в котором следует идти. таблички с номером кабинетов со стороны дверной ручки на высоте 1,6 – 1,7 м; текст чёрный на белом фоне. слуховые ориентиры. освещенность помещений по нормам для слабовидящих детей. учебники и др.учебные материалы, отвечающие спец.требованиям: оптические, тифлотехнические, технические средства. индивидуальный источник света на рабочем месте ребенка; место для хранения индивидуальных тифлотехничес. и оптических средств, учебников. парта должна быть зафиксирована и снабжена ограничительными бортиками. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) Тьютор – воспитатель с педагогическим образованием, не выполняет технических функций (довезти, подать, вытереть и т.д.). Эти функции выполняет ассистент (педагогич. образование НЕ требуется ). Тьютор работает совместно и одновременно с учеником и учителем, повторяя учебный материал за учителем . определить учебное место в классе с учетом рекомендаций врача; подбор комфортной позы для выполнения заданий устных, письменных (сидя, стоя, за конторкой и т.д.) необходимы двигательные разминки в течение учебного дня несколько раз; учитывать при оценке ответа ученика с ДЦП его психологические, умственные и двигательные возможности. сделать поручни вдоль коридоров по всему периметру; подъемники на лестницах или даже лифт (для детей в инвалидной коляске); наличие пандуса с бортиками (ширина не менее 90 см); зонирование класса на зоны для отдыха, занятий и прочего; санитарно-бытовые условия ( оборудованные гардероб, санузлы и т.д.); педагоги массовой школы должны получить медицинские, психологические и педагогические знания, а также сведения из специальной педагогики об особенностях обучения, воспитания и развития ребенка с ДЦП. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. В программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития.Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки. (Например, рисование, помимо моторики, положительно влияет на внимание, мышление, пространственные представления).Для того чтобы занятия дали максимальный результат, рекомендуется использовать различные игры, как индивидуальные, так и групповые.Дети с нарушениями речи ИТОГИОбучающийся с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.Необходимы адаптированные рабочие программы по учебным предметам, методическое обеспечение, индивидуальные программы, комплектование .Наличие в образовательном учреждении узких специалистов (логопед, сурдопедагог, тифлопедагог).Самое главное, когда в общеобразовательную школу приходит ребенок с инвалидностью — создать общий настрой — и одноклассников, и учителей, и администрации школы. К ребенку с инвалидностью мы относимся как к самому обычному школьнику (с некоторыми особыми потребностями), такое отношение передается и одноклассникам ребенка. Дети оказывают посильную помощь, и ребенок ощущает себя более свободно, да и отношение одноклассников к специальным архитектурным устройствам более уважительное, и эти приспособления дольше будут оставаться в порядке.