Реализация образовательных потребностей обучающихся в объединении хореографии «Ассорти»


Реализация образовательных потребностей обучающихся в объединении хореографии «Ассорти»
В.А.ШабаеваМБУДО «Центр детского творчества «Олимп»
Приволжского района г. Казани
Sh.venera1992@yandex.ruДополнительное образование детей способствует развитию склонностей, способностей, интересов, социальному и профессиональному самоопределению детей. Оно создает условия для гармоничного развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей.
Объединения хореографии – одно из наиболее востребованных направлений деятельности в дополнительном образовании. Процесс обучения хореографии на всех уровнях и этапах пронизан и ориентирован только на высшие духовные ценности. Именно потому, что системное, комплексное, с ярко выраженным индивидуальным подходом образование и воспитание детей и подростков осуществляется на протяжении длительного времени (3 года) в важнейший период становления их личности (школьный период).
При комплектовании групп в хореографическое объединение «Ассорти» я в обязательном порядке провожу собеседование и анкетирование детей, так как очень важно, выстраивая работу с обучающимся, принимать во внимание их способности и возможности, и при этом учитывать желание родителей видеть своего ребенка художественно и эстетически грамотным, разбирающимся в хореографическом искусстве
Сохранность контингента обучающихся в моем объединении – 100%. Добиться такого показателя стало возможным только при тесном сотрудничестве с обучающимися и их родителями. На момент поступления ребенка в объединение очень важной составляющей становится мотивация. Этому уделяю особое внимание. Учитывая возрастную физиологию и психологию обучающихся, примерно ко второму году обучения возникает проблема продолжения обучения из-за ослабевания мотивации. Этот вопрос я решаю путем вовлечения ребенка в коллективную деятельность через активное участие в конкурсах, концертной деятельности, что позволяет создать ситуацию успеха и постоянно через творческую активность ее поддерживать. В конце первого года обучения обучающиеся начинают выступать на уровне ЦДТ «Олимп» для родителей и обучающихся других объединений. На втором году обучения хореографическое объединение «Ассорти» принимает активное участие во всех мероприятиях ЦДТ «Олимп», начинает участвовать во многих районных и городских мероприятиях. Наиболее одаренные обучающиеся объединения принимают участие в районных, городских и республиканских конкурсах. Хочется отметить, что творческая активность не только мотивирует обучающихся на дальнейшее обучение, но и помогает овладеть такими качествами, как коллективизм, сплоченность, товарищеская помощь. Все это вырабатывается в ходе понимания детьми, что они единое целое, одна команда.
Совместно с обучающимся, мы выстраиваем гибкое расписание занятий, которое позволяет беспрепятственно получать образование в общеобразовательной школе и вести активную деятельность после школы.
Возрастные особенности детей (младший школьный возраст), с которыми я работаю, подразумевают необходимость использования технологии индивидуализации обучения. Я стараюсь найти особо тщательный подход к каждому ребенку. На каждом занятии я учитываю настроение и физическое состояние обучающихся. Данный метод подразумевает сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности обучающегося, его потенциальных возможностей (способностей), развитие его познавательных интересов, предупреждение неуспеваемости, формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества. Оптимальное количество детей в группах (15 обучающихся) позволяет это реализовать.
В моем объединении актуален вопрос использования здоровьесберегающих технологий, которые создают условия по сохранению и повышению уровня физического, психического и нравственного здоровья каждого ребенка. Я считаю, что именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем обучающихся. Для того чтобы сохранить физическое здоровье обучающихся, в практике мною применяются следующие формы здоровьесберегающей технологии:
Подвижные музыкальные игры, благодаря которым дети на занятиях освобождаются от страха, агрессии, нарушения поведения.
Партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, выработать правильную осанку.
Дыхательная гимнастика помогает осваивать правильное дыхание и восстанавливать дыхание после быстрого темпа занятия.
Самомассаж. Выполняя упражнения самомассажа, обучающиеся получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у обучающихся сознательного стремления к здоровью, развитию навыков собственного оздоровления.
Другое направление моей работы - формирование благоприятного для личностного развития ребенка эмоционального климата. Источником психологической комфортности является положительное эмоциональное состояние как мое, так и обучающихся. Поэтому на занятиях использую педагогику сотрудничества. Это предполагает отсутствие у обучающихся страха совершить ошибку, поиск причины возникших трудностей и путей их совместного оптимального преодоления. Очень важной является моя позитивная реакция даже на самые небольшие успехи детей, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельному самосовершенствованию (отработка танцевальных комбинаций дома, дополнительная растяжка). Доброжелательная обстановка на занятиях, спокойный тон, уместный юмор или небольшое историческое отступление – все это я применяю на занятиях. Часто в объединении устраиваются беседы (обучающиеся делятся друг с другом происходящим вокруг них, своими знаниями), тематические праздники («День Именинника», «Новый год», «День влюбленных» и др.), совместный просмотр фото и видеоматериалов выступлений, походы в театры и развлекательные центры. Это способствуют созданию высокого уровня благоприятной психологической атмосферы взаимного доверия, уважения, дружбы, умению слышать и слушать друг друга.
Через занятия я мотивирую обучающихся на творческую активность, учитывая его способности, интересы, и считаю, что через эту деятельность ребенок приближается к главной цели дополнительного образования – становлению духовного мира человека, созданию условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании. Для себя считаю, что воспитание и развитие «творчески-одаренной личности», нередко является нелёгким процессом, но всегда увлекательным.
Реализация образовательных потребностей так же проявляется у обучающихся через участие в конкурсах: «Сююмбике», «Зеленая планета», «Солнечный мост», «Tatarstan.ru», где их уровень подготовленности и мастерство определяется профессиональным жюри. Моя позиция, как педагога и руководителя, заключается в следующем: только личность способна стать частью общего дела, а идея общего дела способна формировать и развивать личность. Каждый обучающийся моего объединения во время обучения становится участником художественно-эстетического процесса, где развивает не только свое художественное мастерство, но и коммуникабельность, ответственность, дух соперничества и дух сотрудничества.