Методический доклад по теме: Профессиональная компетентность руководителя ОУ как эффективное условие создания профессионального коллектива


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОУ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Цуцман Юрий Дмитриевич
Директор
ГПОУ «Амвросиевский индустриально-экономический колледж»
Аннотация
В докладе раскрываются понятия «профессиональная компетентность руководителя», представлены основные характеристики компетентности педагога. Изменившиеся условия функционирования и развития среднего профессионального образования требуют новых подходов к управлению колледжем. В этой связи раскрываются некоторые особенности управления колледжем в новых условиях, учет которых способствует повышению эффективности и качества подготовки специалистов среднего звена.
Современный колледж должен стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Основными целями профессионального образования являются: подготовка специалиста среднего звена, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. В настоящее время профессиональное образование все более ориентировано на специализированную подготовку кадров, обладающих высоким уровнем компетентности.
Профессиональная компетентность руководителя, проявляющаяся в поведении, включает в себя такие характеристики, как навыки межличностного общения, лидерство, аналитические способности и ориентация на достижения. Существуют различные точки зрения на то, из чего складывается компетентность руководителя. Некоторые утверждают, что понятие компетентности включает в себя поведение отдельных работников при выполнении своих обязанностей, знания и навыки, которые влияют на это поведение или являются основанием для него.
Профессиональная компетентность - это осознание руководителем «себя» в профессиональной деятельности. А это означает:
- осознание своих потребностей, интересов, стремлений, ценностных ориентации, социальных ролей и мотивов;
- оценка своих профессиональных возможностей (знаний, умений, навыков);
- соотношение профессионально важных качеств с их нормативом - общественно значимыми требованиями профессии;
- выработка собственной линии поведения, своего индивидуального стиля занятости на основе самооценки себя как профессионала.
В целом профессиональная компетентность определяется как процесс осознания руководителем «себя» в каждой из трех составляющих пространства профессионального труда: в системе своей профессиональной деятельности, в системе профессионального общения, в системе собственной личности.
В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждений происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству. От профессиональной компетенции руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус. Управление ОУ является одним из ключевых факторов обеспечения качества образования.
Подготовка конкурентоспособных специалистов требует от учреждений профессионального образования новых моделей систем управления, способных решать задачи в условиях модернизации образования. Управление профессиональным образовательным учреждением носит сложный, интегративный характер, так как оно обусловлено влиянием различных управленческих процессов, деятельностью управляемых и неуправляемых систем.
Итак, первая особенность управления колледжем связана с целеполаганием и заключается в том, что цели колледжа должны носить опережающий характер и вместе с тем быть реальными и многомерными, отвечающими запросам различных групп потребителей профессионального образования. На первый план выдвигаются задачи интеграции с рынком труда, прогнозирования потребностей отраслей экономики и социальной сферы в кадрах, построения непрерывного образования.
Вторая особенность управления колледжем связана с субъектами и объектами управления. Прежде всего происходят изменения в роли, месте и содержании деятельности субъектов управления. Если традиционно субъектом управления считался руководитель (директор) образовательного учреждения, то сегодня наряду с ним заметно возрастает роль субъектов управления на среднем уровне, а также и самих обучающихся. Поясним сказанное. В новых условиях колледж для обеспечения своего развития вынужден искать дополнительные источники финансирования образовательной деятельности и в этих целях создавать соответствующие структуры, направленные на изучение рынков труда и образовательных услуг, образовательных потребностей населения, на создание новых образовательных проектов в сфере дополнительного профессионального образования и т.п. Это практическая новая самостоятельная сфера ответственности, которая, как показывает инновационный опыт, поручается руководителям среднего звена.
Третья особенность управления колледжем связана с открытостью управления. Дело в том, что в системе непрерывного профессионального образования ключевым фактором результативности является самостоятельная работа обучающихся. Отсюда следует, что современное управление колледжем предполагает создание условий для самостоятельного доступа обучающихся к учебным ресурсам и технологиям самообразования. Это условие, которое является требованием ГОС, означает изменение акцентов в управленческой деятельности по образовательному ресурсу. Основное внимание здесь сосредоточивается на организации и стимулировании деятельности педагогов по созданию электронных образовательных ресурсов, на их обучении решению этой задачи.
Четвертая особенность управления связана с его кадровым и экономическим ресурсом. Она обусловлена тем, что подготовка специалистов, максимально отвечающих требованиям производства, невозможна без активного участия этого производства. Однако реальные потребности экономики и рынка труда практически никто из работодателей четко не формулирует и соответственно система образования в лице ОУ ориентируется на собственное видение этих потребностей, на то, что сформулировано в современных ГОС СПО. Со стороны работодателей внимание к этому аспекту проблемы крайне недостаточное, если не сказать больше. Их неохотное участие в подготовке кадров на всех уровнях, в конечном счете отражается на качестве подготовки тех кадров, которые пойдут на рабочие места в их предприятиях.
Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Перед работниками профессионального образования встали новые задачи - обучение и воспитание грамотного специалиста, способного адаптироваться в этом непростом мире и выдержать конкуренцию на современном рынке труда. Колледж сегодня призван создавать условия для развития и саморазвития личности обучающегося. Это по силам лишь тем педагогам, которые способны не только передавать знания обучающимся, но и побуждать потребность в общественно-полезной деятельности, содействовать развитию и саморазвитию интеллектуальной, духовной, нравственной сфере личности. Педагогическая профессия, является одновременно преобразующей и управляющей. Для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Компетентность – способ использования знаний, умений, образованности, способствующих личностной самореализации, нахождению своего места в мире, вследствие чего образование предстает высокомотивированным и в подлинном смысле личностно ориентированным, обеспечивающим максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею собственной значимости. Современный педагог должен быть не только компетентным в преподавании своего предмета, но и обладать знаниями новейших педагогических методик и технологий, умением их применять на своих занятиях. Основные характеристики компетентности педагога: личностно- гуманистическая ориентация; способность к системному действию в профессионально - педагогической ситуации; ориентация в предметной области; владение современными педагогическими технологиями; креативность в профессиональной сфере; наличие рефлексивной культуры; эмпатия; толерантность.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается также деятельностью методических служб разных уровней (республиканского, территориального уровня и уровня образовательного учреждения) и комплексным взаимодействием образовательных учреждений, обеспечивающим возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов. На современном этапе педагоги СПО вовлечены в инновационный процесс, касающиеся обновления содержания профессионального образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания обучающимся. Исходя из целесообразности, приоритетными направлениями в деятельности колледжа являются:
разработка и внедрение системы непрерывного профессионального образования;
создание комплексного учебно-методического обеспечения специальностей;
разработка и внедрение системы управления качеством образования; 
создание системы социального партнерства;
использование информационных технологий.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
Литература:
Ибрагимов Г.И, Гарифуллин Р.Г. Особенности управления колледжем в современных условиях // Среднее профессиональное образование. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал. 2014. №8
Залкина Н.П., Сергеева М.Г. Построение профессиональной карьеры в контексте компетентностного подхода: монография. Курск: Региональный финансово-экон. ин-т, 2013.
Ломакина Т.Ю., Коржуев А.В., Сергеева М.Г. Поисково-творческое самообразование преподавателя профессиональной школы: монография. М.: Академия, 2011.
Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Инновационная деятельность в профессиональном образовании: монография. Курск, 2011.
Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях. М.: Академия, 2008.
Ломакина Т.Ю., Таппасханова М.А., Сергеева М.Г. Система поддержки карьеры различных категорий населения в контексте непрерывного развития личности: монография. М., 2013.
Мухаметзянова Г.В., Ибрагимов Г.И. Проблемы и основные направления развития профессиоального образования в условиях изменяющегося рынка труда // Казанский педагогический журнал. 2012. №2.
Раковская О.Л., Сергеева М.Г. Развитие творческой активности будущих специалистов в условиях непрерывного экономического образования: монография. Курск, 2014.
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/novye-podhody-k-upravleniyu-obrazovatelnym-uchrezhdeniem-spo-v-usloviyah-realizatsii-fgos#ixzz4G7Pg8K4c