Технологическая карта урока по литературному чтению по теме В.Осеева Хорошее. 1 класс


Надежда Васильевна Черепнина, учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ№3», г. Черемхово, Иркутская область.
Актуальность проблемы нравственности становится стратегией развития российской школы, в условиях внедрения ФГОС: в центре ее – формирование высоконравственной, образованной, духовно - богатой и творческой личности. Важной задачей, которая стоит перед учителем формирование таких личных качеств ученика как совесть, долг, честь и достоинство. Для реализации этой задачи я использую урок литературного чтения. Литература как искусство слова формирует нравственные ценности ребёнка и влияет на его отношение к окружающим. Изучая произведения В. Осеевой, я развиваю такие важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей.
Технологическая карта урока
Предмет Литературное чтение
УМК Школа России Л.Ф.Канакина, В.Г.Горецкий «Литературное чтение», М. «Просвещение» 2012г. 2 ч.
Класс 2 «В»
Ф.И.О учителя Черепнина Надежда Васильевна
Тема раздела Я и мои друзья
Тема урока,
№ урока в разделе В.Осеева «Хорошее», 7 урок в разделе.
Количество часов, отведенных на изучение темы 1ч.
Цели урока (учитель) дидактические Обеспечить условия для развития читательского интереса; речевых умений, творческих способностей, памяти и мышления; научить анализировать произведение.Цели урока (ученик)
Образовательные
Воспитательные
Развивающие Познакомить с содержанием рассказа В.Осеевой «Хорошее», находить главную мысль текста, анализировать текст.
Воспитывать доброе отношение к окружающим.
Развивать память, речь, мышление. Планировать сотрудничество с учителем и сверстниками, слушать собеседника и вести диалог, отстаивать свою точку зрения, адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.
Способствовать развитию у школьников логического мышления, монологической речи и обогащению словарного запаса.
Планируемые результаты Предметные Личностные МетапредметныеПредметные: умение выразительно читать текст рассказа, анализировать рассказ.
Личностные: положительное отношение к урокам литературного чтения и умение оценивать своё отношение к учебному процессу; представления об общих нравственных категориях. Регулятивные: регулировать собственную деятельность, в том числе учебную, соотносить выполненное задание с образом.
Познавательные: общеучебные – делать самостоятельные выводы, самостоятельное формулирование цели.
Коммуникативные: работать в группе и в парах, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, выражать свои мысли в устной речи.
Основные понятия доброта
Межпредметные связи русский язык, изобразительное искусство
Особенности организации пространства
Ресурсы (основные и дополнительные)
Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах. Информационный материал
учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Канакина, В.Г.Горецкий ч.2, тетрадь, методическое пособие для учителя.
демонстрационный материал
карточки
презентация
Технология проведения Деятельность ученика Деятельность учителя Формируемые УУД
I этап Самоопределение к деятельности
Организационный момент Подготовка к работе. Включение в деловой ритм урока Личностные: самоопределение
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.II этап Мотивационно-установочный
Цели деятельности
Мотивировать на изучение темы Работать с информацией предоставленной в форме стихотворения.
Участвовать в работе по решению проблемных вопросов
Организовать работу в парах.
Включать учащихся в обсуждение проблемных вопросов
Коммуникативные УУД:
Слушать собеседника и вести диалог, отстаивать свою точку зрения, адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.
III этап
Организационно-деятельностныйРешают типовые задания с применением правила. Организует деятельность по применению знаний. Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения; осуществлять самостоятельную оценку правильности выполненных действий.
Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию.
IV этап
Контрольно-регулировочный
Организуют деятельность по применению знаний, решению поставленной проблемы. Стимулировать желание выполнять учебное задание, используя приобретенные знания и умения. Научить ориентироваться в разных способах выполнения. Коммуникативные УУД: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать мнение партнёра.V этап
Рефлексивно-оценочный Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Организует рефлексию Личностные УУД: умение оценивать усвоение знаний и своё поведение на уроке.
Регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценивать правильность выполненных действий.
Информация о домашнем задании Стимулировать желание выполнять учебное задание. Личностные умения: Проявлять желание выполнять творческий интерес к выполнению задания.
Цель урока Планируемый результат
ЛичностныеУУД:
Проявлять интерес к изучению темы;
Познавательные УУД:
Читать выразительно содержание текста;
Научить объяснять нравственный смысл рассказа; соотносить смысл пословиц с основной мыслью рассказа Предметные умения УУД
Работать над содержанием текста.
Объяснять нравственный смысл рассказа;
Соотносить смысл пословиц и основную мысль рассказа;
Познавательные умения:
Личностные умения:
Проявлять:
- интерес к изучению темы; интерес к народным высказываниям, которые содержат пословицы;
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, обосновывая свое мнение.
Коммуникативные умения:
-комментировать собственные действия при выполнении заданий;
- строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;
-адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.
I.Самоопределение к деятельности. Организационный момент
Цель: активация учащихся.
Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Настраивать детей на работу Прозвенел для нас звонок
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание-
Помоги нам потрудиться
Мы пришли сюда учиться.
Сели тихо, не спеша.
Настраиваемся на урок.
II.Мотивационно- установочный
Цель: мотивация на изучение темы
Коммуникативные УУД:
Слушать собеседника и вести диалог, отстаивать свою точку зрения, адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога. Организовать работу в группах.
Включать учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
Обеспечить контроль за выполнением заданий.
Проблемная ситуация:
Что научились понимать на прошлом уроке?
Вы уверены, что научились понимать и объяснять поступки героев?
Откройте конверт, который лежит у вас на столе. Как вы думаете, какое задание вы будете выполнять?
Вы не просто будете работать в парах, читая скороговорку, а ответите на вопрос:
- О чем эта скороговорка?
Вспомним правила работы в парах.
Щука добрая была,
Дружбу с рыбами вела.
Из морской капусты щей
Щука наварила,
Окуньков, бычков, лещей
Щами угостила.
Значение всех слов вам понятно? Тогда приступайте к выполнению задания.
Оцените работу друг друга в оценочных листах.
Скажите о чем эта скороговорка?
Кто может сказать, о чем будем говорить на уроке.
Скажите, что такое взаимоотношения людей.
III.Организационно - деятельный
Цель: Последовательность изучения
Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения; осуществлять самостоятельную оценку правильности выполненных действий.
Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию. Дети высказывают свои мнения.
Отвечают на вопросы учителя, обосновывая свою точку зрения.
Работая в группе, следят за выполнением правил работы в группах:
Распредели роли всем участникам.
Умей договариваться со всеми учащимися, работающими в группе.
Оценивай работу каждого участника.
На странице 93 учебника прочитайте название произведения. Как вы думаете о чем пойдет речь?
1.Первичное чтение рассказа.
- Каковы ваши впечатления?
- Назовите жанр произведения.
2. Чтение и обсуждение рассказа.
- Какое желание однажды утром появилось у Юры?
-О чем он мечтал? Найдите строки из текста и подтвердите свой ответ.
- Почему он не осуществил своей мечты?
- Как вы думаете, мог ли Юра сделать что -нибудь хорошее?
3.Работа в группах.
- Сейчас, вы будете работать в группах, читать
по ролям.
- Определите сколько действующих лиц в рассказе. Распределите роли и определите характер героев.
На подготовку вам дается 10 минут. Приступайте к выполнению задания.
Оцените работу каждого участника вашей группы.
Чтение по ролям
Каждая группа читает по ролям и оценивает работу каждого участника.
IV.Контрольно - регулировочный
Цель: стимулировать желание выполнять учебное задание, используя приобретённые знания и умения. Научить ориентироваться в разных способах выполнения
Коммуникативные УУД: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать мнение партнёра.Стимулировать желание выполнять учебное задание, используя приобретенные знания и умения. Научить ориентироваться в разных способах выполнения.
Работа в парах.
Откройте конверт №2
Прочитайте пословицы, обсудите их смысл. Составьте диалог по одной из пословиц.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Добрый человек добру и учит.
V.Рефлексивно - оценочный
Цель: научить соотносить результат с поставленной целью оценивать результат учебной деятельности.
Личностные УУД: умение оценивать усвоение знаний и своё поведение на уроке.
Регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценивать правильность выполненных действий. Организует рефлексию. Откройте конверт №3. Прочитайте задание.
Подчеркните слова, близкие по смыслу к слову добрый:
Ответственный, смелый, умный, злой, готовый прийти на помощь, отзывчивый, щедрый, ласковый.Какую цель ставили на уроке?
Достигли цели?
Где можно применять полученные знания?
Какие задания вызвали затруднения?
Какие задания понравились?
Информация о домашнем задании
Личностные умение:
Проявлять желание выполнять творческий интерес к выполнению задания. Стимулировать желание выполнять учебное задание. Нарисовать рисунок к рассказу В.Осеевой «Хорошее»
Список литературы:
Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. – М.: Просвещение, 2012.- 223с.
Поурочные разработки по литературному чтению. С.В.Кутявина.-М.:ВАКО,2013.-380с.