Методическая разработка урока чтения во 2 классе по литературному чтению на тему В. Осеева Хорошее


Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: "В. Осеева "Хорошее",
Цель: развивать умение прогнозировать текст, развивать навыки правильного и осознанного чтения; совершенствовать умение пересказывать текст по плану; воспитывать честность и чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям.
Ход урока
Организация урока
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Жужжащее чтение книг детьми (2 мин)
Дети читают книги.
- Называют автора и произведения.
Техника чтения, отработка дикции.
Чтение с доски:
Три сестрицы тараторкиТараторили на горке
Съел молодецТридцать три пирога с пирогом,Да все с творогом.
Учитывается правильность чтения, четкость. (Учащиеся получают жетоны (4 – 5 человек)
III. Вступительная беседа
С произведениями какого автора мы знакомились последние дни?
- Какие произведения читали?
Дети называют произведения
Учитель: Сегодня мы будем работать над еще одним рассказом В.А. Осеевой, обсудим проблемы, которые она поднимает в этом рассказе, и подумаем, как надо себя вести в подобных ситуациях.
IV. Проверка домашнего задания.
1. Защита рисунков.
3. Работа с пословицами.
На столах конверты с пословицами. Выбрать и прочитать пословицы, которые подходят по смыслу к рассказу.
(по 5 пословиц, работать в парах)
Дети читают пословицы и доказывают правильность выбора.
4. Обобщающая беседа.
- О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?
- Чему учит нас рассказ?
V. Изучение нового материала.
1) Рассказ о творчестве В.А. Осеевой.
. Показ портрета. (Слайд1)
Рассказ учителя о писателе
Я напомню вам некоторые факты из жизни писательницы.
 Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.
В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. С 1937г. она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборник “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело”.
Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны. В это же время Осеева пишет свои рассказы.
Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васек Трубачев и его товарищи”. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачева сражается” В.А. Осеева прожила 67 лет.
Хватит ли нам информации, чтобы предположить о чем рассказ “Хорошее”?
В каких случаях мы употребляем слово “хорошо”?
VI. ФизминуткаПобежим скорее в лесТам послушаем рассказ.Помахали мы крыламиПокружились над полями.
Работа над рассказом «Хорошее»
1) Первичное чтение рассказа “Хорошее”.
Давайте послушаем рассказ (читают 2 учащихся).
Как вы думаете о чем рассказ?
Читая, подмечайте все хорошее.
2) Проверка понимания.
Как вы думаете, правы мы оказались или нет?
Что же хорошего в рассказе? / Хорошие мысли, хорошее желание.
А что было не очень хорошим в рассказе? (Поступки мальчика)
О каких делах мечтал Юра?
А как поступал на самом деле?
Как это характеризует мальчика?
Надо ли дожидаться беды, или можно найти хорошие дела в обычной жизни?
Мог ли Юрик стать хорошим другом? Почему?
Что бы вы посоветовали Юре?
Какие пословицы подходят к этому рассказу?
3) Чтение по ролям с предварительной проверкой.
Сколько действующих лиц в этом рассказе?
Кто должен читать слова, после авторских: “Юра думает… ?”.
Есть ли слова у Трезора? (Да, то что он думает, как будто хочет сказать.)
Как можно читать мысли Юры? (Мечтательно)
А слова, обращенные к сестре, няне и к собаке? (Грубо, резко)
Чтение 2–3 раза.
VIII. Итог урока
О каких человеческих качествах заставляют задуматься рассказы В.А. Осеевой?
Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?
Будете ли вы ждать награды?
А вас хочет поблагодарить солнышко.
(На доске)
Какое слово спрятало солнышко? (Доброта)
 
Чтение стихотворения
Добрым быть, совсем, совсем не просто,Не зависит доброта от роста,Если доброта, как солнце, светит,Радуются и взрослые и дети.
Мы можем сравнить доброту с солнцем, а его лучами являются добрые слова.
Музыкальная заставка.
Радиопередача подошла к концу.
IX. Домашнее задание
Оценки за урок.
Приложение № 1
Варианты пословиц в конвертах на листочках (1 конверт на 1 пару учеников)
Вариант 1
Где труд, там и радость.
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
Добрый человек добру и учит.
Нет друга лучше, что родная матушка.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Вариант 2
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Делу время, а потехе – час.
Друзья познаются в беде.
Добрый человек добру и учит.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Вариант 3
Вежливость открывает все двери.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Вариант 4
Лето прохлопали, осень протопали, а тут снег на голову.
Сердце матери лучше солнца греет.
Красив тот, кто красиво поступает.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Добрый человек добру и учит.