Конспект урока по математике по теме Длина. Сантиметр. 1 класс


Конспект урока по математике в 1 классе по теме «Длина. Сантиметр».
Цели урока: 1. Формировать знания единиц измерения длины, умения измерять длину предметов, чертить отрезки заданной длины.
2. Развивать коммуникативные умения учащихся, содействовать развитию у учащихся умений наблюдать, анализировать, сравнивать различные предметы.
3. Вызвать интерес к предмету при помощи дидактической игры, логических заданий.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: конверты для индивидуальной практической работы с полосками различной длины для измерения длины предмета; компьютер, монитор, видеофильм «38 попугаев».
Ход урока:
1 этап. Организационный этап.
Ну-ка проверь, дружок,Ты готов начать урок?Все ль на месте?Все ль в порядке?Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?Все расселись по местам, никому не тесно,По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
2 этап. Актуализация знаний. Введение в тему урока.
- Как называются записи на доске?
- Найдите значение выражений, с помощью которых нужно расшифровать слово.
2+3= а 1+7= н
6-4= с 4-3= и
5+2= т 7-4= е
9-3= м 5+4= р
2 5 8 7 1 6 3 7 9
Слайд.
2+3=5 а 1+7=8 н
6-4=2 с 4-3=1 и
5+2=7 т 7-4=3 е
9-3=6 м 5+4=9 р
2 5 8 7 1 6 3 7 9
с а н т и м е т р
- Прочитайте тему нашего урока.
3 этап. Постановка темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из величин - длиной и ее единицей измерения - сантиметр. Научимся измерять и сравнивать длины отрезков. Узнаем, почему используют данную мерку для определения длины линий и какими мерками пользовались люди в старину.
4 этап. Первичное усвоение новых знаний.
1). Постановка проблемной ситуации.
Просмотр отрывка мультфильма «38 попугаев». Фрагмент, где измеряют длину удава в попугаях.
Беседа:
- Какая проблема была у героев мультфильма?
- В чём измеряли длину удава?
- Решили ли герои свою проблему? Почему?
2). Открытие нового.
1. Практическая работа.
Измерение длины отрезка различными мерками. У каждого учащегося есть отрезок и разные мерки (1 вариант – красного цвета, 2 вариант – зелёного цвета).
- Возьмите отрезок, измерьте его с помощью своей мерки. Поменяйтесь с соседом по парте, измерьте отрезок с помощью новой полоски.
- Сколько раз в отрезке поместилась красная полоска? Зелёная полоска?
- Почему результаты разные? В чём проблема? Может быть разные длины отрезков? ( Вывод: разные мерки).
- В старину люди тоже искали различные меры измерения.
2. Работа по учебнику. Стр. 24-25.
Историческая справка.
- Прочитайте названия старинных мерок длины, подумайте, что они обозначают.
Пядь – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцевЛокоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальцаДюйм – мера, равная длине верхней фаланги большого пальца.Маховая сажень - расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук Шаг.
- В старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека.
3. Продолжение исследования
- Это всё мерки.- А что такое мерка? (то, чем измеряют)
- Как решить героям мультфильма измерить длину удава и как сделать так, чтобы при измерении нашего отрезка результаты измерений совпадали? ( взять одну и туже мерку).
4. Знакомство с понятием «сантиметр».
1) работа с линейкой:
- Есть мерка, которая является общей для всех измерений, во всём мире она принята - сантиметр.
- Возьмите в руки линейку. Рассмотрите, что на ней за цифры и деления?
- 0 – начало отсчёта. 1,2,3 – расстояние между цифрами одинаково, равно 1 сантиметру.
2) работа по учебнику стр. 26.
- Длину любого отрезка можно записать и делают это так: АК=1см.
- Определите длину отрезка АМ. ( АМ= 5 см)
5. Продолжение исследования.
Измерения отрезка с помощью линейки в сантиметрах.
Физминутка. (динамическая пауза в сопровождении музыки).
5 этап. Первичная проверка понимания и закрепление.
1. Работа в печатных тетрадях. Стр. 29 №59.
Записать длину каждого отрезка в сантиметрах. ( учитель пишет образец на доске).
АЕ=8 см
МО=6 см
- Можно определить какой отрезок короче? Как? Выберите и подчеркните название отрезка. (МО)
- Можно определить, на сколько короче отрезок МО отрезка АЕ? Как? Объясните. Запишите.
2. Определение длины отрезка ( на столе) с помощью линейки в сантиметрах.
3. Решение проблемы героев мультфильма.
- О чём не знают герои мультфильма? Как помочь измерить длину удава. На стр. 25 выберите инструмент, с помощью которого герои могли бы измерить длину удава. Как сделать так, чтобы у всех героев получился один результат? В чём нужно измерять длину попугая?
- По стр. 24-25 объясните, почему старые мерки заменили новыми? ( мнения)
4. Построение отрезков заданной длины в тетради.
- Попробуйте построить отрезок АМ=4 см. (самостоятельная работа).
Индивидуальная поверка. По результатам проверки учитель выясняет, кто справился с построением отрезков, кто нет. Объявляет, что это тема следующего урока.
6 этап. Итог урока.
- Что узнали нового?
- Чему научились
- Что было интересно?
7 этап. Рефлексия.
- На столе лежат кружочки. Нарисуйте в них личико, которое показывало бы ваше настроение сейчас.
- Мне очень приятно видеть, что у большинства из вас личико получились весёлые, улыбающиеся.
- Вы хорошо работали, и я дарю вам своё личико. (Картинка на доске).
Вести с урока





Слайды к уроку.