Технологическая карта урока литературного чтения В.Осеева Волшебное слово


Технологическая карта урока
ФИО учителя:Амарцева Оксана Юрьевна
Класс: 3
УМК: Гармония
Предмет:литературное чтение
Тема: В. Осеева«Волшебное слово»
Типурока: изучение нового материала
Место и роль урока в изучаемой теме: 2 урок по теме «Ежели вы вежливы…»
Цель: Формирование читательской компетенции, развитие умения реализации новых способов деятельности при работе над произведением В.Осеевой «Волшебное слово».
Задачи:
образовательные:
обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного;
совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение;
совершенствовать навык выборочного чтения.
развивающие:
развивать навыки правильного чтения;
развивать творческую деятельность обучающихся;
развивать умение вести диалог, участвовать в беседе.
воспитательные:
способствовать нравственному воспитанию обучающихся(вежливость, доброта, забота о других).
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия
УУД
регулятивные познавательные коммуникативные личностные
- прогнозировать читаемое;
- выявлять причинно- следственные связи;
- определять идею произведения;
- выделять эпизод;
- пересказывать прочитанное;
- читать по ролям;
-обогащать словарный запас обучающихся.
- формулируют учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимают и принимают её;
- планируют вместе с учителем деятельность по изучению темы урока
- ориентируются в тексте произведения.
- анализируют произведение с целью выявления причинно-следственных связей;
- анализируют произведение с целью определения идеи. - отвечают на вопросы учителя по содержанию рассказа;
- обсуждают ответы на вопросы;
- не конфликтуя,
участвуют в диалогах, доказывают свою точку зрения;
- формулируют, аргументируют свои
высказывания и одноклассников. - умеют сотрудничать;
- работают самостоятельно и несут личную ответственность за свои поступки;
-испытывают этические чувства и демонстрируют эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Название
этапа урока
Задача, которая должна быть
решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) Формы организации деятельности учащихся Действия учителя по организации деятельности учащихся Действия учащихся (предметные, познавательные,регулятивные) Результат взаимодействия учителя и обучающихсяпо достижению планируемых результатов урока
Диагностика
достижения планируемых результатов урока
1 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Мотивировать обучающихся на изучение темы «В. Осеева «Волшебное слово» Фронтальная
Приветствие. Проверка
готовности к уроку.
- Здравствуйте, ребята!
- Спасибо, что никто не опоздал на урок.
- Проверьте, пожалуйста, свои рабочие места!
- Присаживайтесь, пожалуйста!
Концентрация внимания детей.
- Что интересного заметили в моей речи?
- Как думаете, почему мы о них заговорили?
- Как по-другому называют вежливые слова? Приветствуют учителя.
Проверяют учебные принадлежности, порядок на партах.
Настраиваются на работу.
Отвечают на вопрос.
- Вежливые слова (перечисляют)
Предполагают, что о них пойдет речь на уроке.
- Волшебные. Порядок на партах.
Позитивный настрой на урок.
Внимание детей сконцентрировано. Выполнение всех требований учителя.
2 I этап
Работа с текстом до чтения
Организовать подготовкуобучающихся к восприятию текста, прогнозирование его содержания
Определить цели урока.
Индивидуальная работа -Зачеркните буквы английского алфавита и вы узнаете тему сегодняшнего урока.
ВFОЛJШDЕБSILНRОЕ
СWZЛОGВО.
- Расшифруйте фамилию автора.
15 18 6 6 3 1
-Знаком ли автор?
- Сегодня вам предстоит познакомиться с новым произведением В. Осеевой. Откройте учебники на стр. 180, прочитайте название произведения.
-О чем может быть произведение с таким названием?
- Какие цели поставите для себя?
Выполняют задание, определяют тему урока, оценивают себя.
«Волшебное слово»
Выполняют задание.
- Осеева
Отвечают на вопрос.
- Автор знакома.
Читают название произведения «Волшебное слово».
Высказывают свои предположения.
Предлагают собственные цели:
- узнать, о чем это произведение, почему оно так называется;
- определить основную мысль произведения.
Определена тема урока.
Обучающиеся готовы к восприятию произведения.
Прогнозируют содержание текста.
Формулируют учебную задачу урока, планируют вместе с учителем деятельность по изучению темы урока. Самопроверка
с последующей самооценкой по критериям:
1.Правильно определена тема и фамилия автора -2б.
2.Верно определена только тема или только фамилия автора – 1б
3.Задание не выполнено – 0б
Оценивают свою деятельность по критериям:
1. Сформулирована учебная задача-1б.
2. Определены основные цели:1б.
3.Не сформулированы учебная задача, цели деятельности-0б.
3 II этап
во время чтения
1. Первичное чтение текста
2.Перечитыва
ние текста. Выявить первичное восприятие.
Организовать медленное «вдумчивое» чтение отдельных фрагментов текста.
Коллективно-индивидуальная
Работа в парах
Текст начинает читать учитель. По ходу чтения задаются вопросы.
- Какое лицо было у мальчика? Почему?
- Как понимаете выражение «чуть не поддал хорошенько»?
- Как думаете, какое слово шепнул старик Павлику на ухо?
- Объясните слово «стряпает».
- Какое волшебное слово сказал Павлик бабушке?
-Как он его произносил?
- На сколько, подтвердились наши предположения до чтения?
Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится об отношении Павлика к сестре.
-Как Павлик вел себя при общении с сестрой?
Найдите и прочитайте, как Павлик ведет себя с бабушкой.
Зачитайте, что рассказал Павлик про брата?
Прочитайте разговор Павлика со стариком по ролям. Постарайтесь передать характер героев интонацией. Затем читают дети, уловившие интонацию чтения.
Отвечают на вопросы.
Дети находят основные эпизоды, анализируют их, устанавливают причинно-следственные связи,
оценивают себя.
- Раздраженно.
-Он обижался на нее.
Читают отрывок.
Читают диалог.
Одна пара читает диалог для всего класса.
Оценивают свою работу.
Проявляют активность в решении познавательной задачи,
аргументируют свою позицию
Осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию из заданного текста.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу,
дополняют
высказанные
мнения посуществу полученного задания
Оценивают свою деятельность по критериям:
1.Читает без ошибоок-1б.
2.Следит за чтением других обучающихся-1б.
3.Отвечает на вопросы по содержанию-1б.
4. Высказывает предложения-1б.
Оценивают умение ориентироваться в тексте.
1.Отрывок найден самостоятельно– 2б.
2.Отрывок найден с помощью – 1б
3.Отрывок не найден – 0б.
Самооценка работы в парах.
1.Слова прочитаны с нужной интонацией. – 2б
2. Интонация выбрана неверно– 1б
3. Задание не выполнено – 0б
4 Физминутка5 III этап после чтения
10-15 мин.
1. Концептуальная беседа по тексту.
Организовать коллективную дискуссию. Фронтальная
Работа в группах.
- Соответствует ли название рассказа его содержанию?
- Как изменило Павлика одно маленькое, но важное слово?
-Как вы думаете, зачем Павлик побежал на улицу?
- Павлик стал вежлив с бабушкой, с Леной, с братом, но при этом он хочет получить что – то для себя: взять краску, съесть пирожок, покататься на лодке. В сад же он бежит не за тем, чтобы получить, а за тем, чтобы «отдать»: поблагодарить старика, сделать приятное другому человеку.
- Удалось ли Павлику поблагодарить старика?
- Почему В. Осеева заканчивает рассказ именно так?
Организует работу в группах над пословицами.
Составление пословицы из отдельных частей.
Добрый человек ...         ... потом - говори.
Сначала думай...            ...добром и платят.
Вырасти вырос...           ...добру и учит.
Век живи…                    …а ума не вынес
За добро...                     ...век учись.
-Какая из них точнее выражает главную мысль рассказа? Участвуют в коллективной дискуссии,
Мальчик научился пользоваться «волшебным» словом, он стал добрее, отзывчивее, ласковее
-Сказать спасибо, поблагодарить
- Нет, старика уже не было
Слова благодарности нужно говорить вовремя, потому что потом может не представиться такая возможность
- Добрый человек добру и учит.
Проявляют активность в коллективной деятельности,
внимание к суждениям товарищей.
Выражают свои чувства, мысли,
проявляют эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.
Анализируют содержание произведения, обобщают, делают выводы
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу,
устанавливают соответствие, планируют свою деятельность
Оценивают свою деятельность по критериям:
1.Участие в дискуссии-1б
2.Анализирует содержание-1б.
3. Делает вывод-1б.
Проверка, с последующей самооценкой по критериям:
1.Пословицы восстановлены верно – 2б.
2.Допущена одна ошибка – 1б
3.Допущено 2 и более ошибки – 0б
5 Контроль и оценка результатов деятельности (рефлексия)
Организовать оценку результатовсобственной деятельности. Фронтальная,
индивидуальная 1.Какие слова мы сегодня вспомнили?
2. Как они действуют на людей?
3. С какой целью надо употреблять «волшебные слова»?
Существует «золотое правило» нравственности: «Поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы люди поступали по отношению к тебе»
- Покажите мне свое отношение к происходящему на уроке с помощью «светофорчиков»
* желтые «огоньки» – я уважителен и доброжелателен к людям
* зеленые «огоньки» – я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться. * красные «огоньки» – мне трудно быть уважительным и вежливым
Оцените свою работу на уроке.
Отвечают на вопросы
Показывают «светофорчики»
Самооценка.
Оценивают собственную и коллективную деятельность.
Самооценка результатов деятельности.
Выставление оценок за урок
(Листы самооценки)
Критерии оценки:
17б - 16 б – «5»
15б – 13б - «4»
12б – 9б – «3»
<9б – «2»
6 Домашнее задание
Организовать уровневую дифференциацию.
1.Пересказ произведения от лица Павлика
2. Нарисовать понравившийся эпизод.
3. Составить и записать правила вежливости. индивидуальная Комментирует задание.
Даёт задания на выбор. Выбирают уровень и вид задания. Понимают, что могут выполнить дома.