Буквы Б,П. работа с детской книгой В. Осеева «Печенье».


ЧТЕНИЕ
Тема: Буквы Б,П. работа с детской книгой В. Осеева «Печенье».
Цель: Познакомитья со звуками [б-б‘] [п-п‘], обозначением их буквами Б,П; учить распознавать их в речи; совершенствовать умения выполнять звуко-буквенный анализ слов, обучать правилам этикета; развивать аналитико-синтетические умения, умения сравнивать, обобщать; развивать речь учащегося, внимание, память, воспитывать уважение к старшим, внимательное отношение к своим одноклассникам, друзьям.
Ход урока.
І. Оргмомент.
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все в порядке – книжка, ручка и тетерадка? Проверили, садитесь! С усердием трудитесь!
ІІ. Актуализация опорних знаний. Разминка1. Слуховаяа) Грамматическая арифметика
балалайка- лайка-а … (бал)
го+сто-о+и=… (гости)
МУЗА (в греческой мифологии – богиня искусства)
Муза-а+ы+ка=… (музыка)
2. Речеваяа)Игра «Наоборот»
Плач - … (смех), грусть-… (радость).
б) СкороговоркаБоря Ире дал ирискуИра Боре барбариску!
- Что далБоря Ире?
- А Ира Боре?
- Какое общееназвание можно дать словам ириска, барабариска?
в) тение слов.
- Дети, давайте прочитаем слова, которые вы разгадали (слова записаны). Пир, бал, гости, музика, смех, радость, конфета.
- Какие слова саме короткие?
- В каких словах наибольшее количество букв?
-Найдите слова, которые состоят из двух слогов. Почему в этих словах два слога?
Объясните значение слов – бал,пир.
Как по другому можно сказать? (торжество, празник, веселье).
Прочитайте еще раз слова, которые вы разгадали. Скажите, корда это бывает? (на дне рождения).
ІІІ. Сообщение темы урока.
В нашем городе букв намечается торжество, а точнее – день рождения. Именинницы – две буквы. Они ждут нас к себе на день рождение и прислали – вот такое приглашение. Давайте прочитаем!
«Дорогие ребята 1-В класса! ПРиглашаем Вас на день рождения! Ждем с нетерпением!»
Ребята, пойдем на день рождение? А куда? К кому? Что забыли сообщить нам буквы? (Адрес) .
А еще что? (время, дату).
Кто приглашает нас на празник?
Так как нужно правильно писать приглашение? (указывать точный адрес, дату, время, от кого).
IV. Создание проблемной ситуации.
- Как же нам быть? Как узнать, кто пригласил нас на праздник? Может в конверте есть еще письмо? Давайте посмотрим. Точно, есть письмо. Вот, что в нем написано: «Дорогие ребята! Мы знакм, что в ы умные и сообразительные дети, поэтому выполните наши адания и узнаете, кто прислал Вам приглашение!»
- Ну, что, справимся с заданиями?
1 ЗАДАНИЕ.
Чтобы на празднике было весело, мы пригласили вот таках гостей…
Загадка
Он умет всех смешить,
Горько-горько слезы лить,
Зверей и птиц дрессировать,
На арене танцевать.
Скучно, грустно без него
В нашем цирке Шапито. (Клоун)
Раньше говорили не клоун, а паяц. Сейчас говорят клоун или комик. Так кого пригласили буквы на торжество? Но не оного клоуна, а двух. Зовут их БИМ и БОМ.
Моделирование слов.
- Назовите первый звук в этих словах, дайте характеристику.
ВЫВОД: звуки [б-б‘] - согласные звуки, парные по твердости и мягкости, обозначаются буквой Б.
ФИЗМИНУТКА
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно, не неашел.
Чтобы ключик нам достать, Нужно на насочки встать,
А теперь разок присели
И за парты тихо сели.
_ Кто искал ключик?
- Какой знакомый звук вы услышали в этом слове?
- Назовите мягкую пару.
- Какой буквой обозначаются звуки [б-б‘] ?- Буква Б проснется рано,
Буква Б – бочонок с краном.
Умывайся, будь здоров,
Богатырь Борис Боборов!
2 ЗАДАНИЕ.
Читаем письмо дальше. «Первую букву вы разгадали, а теперь познакомьтесь со стихотворением и назовите главных героев произведения».
Учатся прилежно в школе Петя-брат, сестричка –Поля.
Как только прозвенит звонок,
Спешат ребята наурок.
На них ты только посмотри,
Уже открыли буквари.
- Так кто главные герои этого стихотворения?
Моделирование слов (звуковой анализ). Выделение первых звуков в словах, вывод о парности по твердости и мягкости, обозначение буквой.
Физминутка «Пожалуйста». Дети выполняют упражнение только тогда, когда учитель произносит слово «пожалуйста».
- Какое волшебное слово я произносила?
- выделите первый звук, какой он?
- Назовите его мягкую пару.
- Какой буквой обозначается.

Буквой П в спортивном классе перекладиной назвали
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди и потянись. (Сравнить произношение звуков [б-б‘] [п-п‘])
- Какие органы речи произносят эти звуки?
- Как называются звуки, которые похожи по звучанию и произносятся одними и теми же органами речи?
ВЫВОД. Звуки [б-б‘] [п-п‘] - парные по звонкости и глухости.
Итак, мы узнали, кто нам прислал приглашение.
V. Работа над темой урока.1-я группа. На день рождения буквы пригласили Буратино, Бабу-Ягу, Бармалея, доктора Айболита, Белоснежку, Колобка, Бременских музыкантов, кота Базилио.
- Кто из героев относится к добрым, а кто- к злым?
2-я группа.
- Разгадайте слово «ступа».
- Что такое ступа ? В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование этого слова: «Ступа-тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-нибудь пестом».
- А с каким сказочным персонажем связана ступа?
- Так на чем прилетела Баба Яга на праздник?
- На чем добирались гости на пир, сейчас мы узнаем от второй группы.
- Назовите транспорт, в названии которого встречаются звуки [б] и [п]. (Автобус, корабль, троллейбус, поезд, плот, парусник, джип; ) [б‘] [п‘] – автомобиль, кибитка, мопед.
3-я группа.
Тра-та-та, тра-та-та
Сверху - кожа, снизу - тоже.
В середине пустота. (Барабан)
- Что такое барабан?
- На каких инструментах будут играть музыканты на празднике? (Скрипка, пианино, труба, баян, балалайка, сопелка, тромбон, бубен).
- Представляю, как будет весело на этом пиру! Но какой же день рождения без угощения?
4-я группа.
- Какое угощение придумали дети из четвертой группы? Назовите сладости, в названии которых звуки [б-б‘] [п-п‘] встречаются в начале слова? (Пирожное, пироги, пирожки, бананы, печенье, бублики, блины, пастила, плюшки).
- Чем еще будут потчевать буквы своих гостей? (напитки, компот, апельсины, яблоки, арбуз).
VI. Работа с детской книгой В. Осеевой «Печенье».
- Когда мы произносили слова пирожное, конфеты, печенье – это вызывает у нс хорошее настроение, иногда даже «слюнки текут». Бывает так? А вот сегодня мы рочитаем один очень лово печенье в этом рассказе вызывает совсем другое настроение. Написала это произведение В.А. Осеева.
1. Беседа о Валентине Александровне Осеевой.
В.А. Осеева написала много произведений для детей. Среди них и рассказы, и стихи, и сказки, и большая повесть «Васек Трубачев и его товарищи». Рассказы В.А. Осеевой печатали во многих детских журналах. У нас на выставке собраны лишь некоторые из них, а все произведения напечатаны в 4-х томах.
2. Выразительное чтение рассказа учителем.
3. Обсуждение прочитанного.
- Все ли в рассказе Вам понравилось?
- Что не понравилось?
-Что бы вы посоветовали Вове и Мише?
-Как вела себя мама?
- А бабушка?
- Что они чувствовали в этот момент?
- Чему учит нас этот рассказ?
- А как поступаете Вы в своей семье, если Вас угостили чем-нибудь вкусным, или Вам что-то сладкое купили родители?
- А как угощают гостей на дне рождения?
4. Чтение рассказа детьми.
5. Чтение по ролям.
VII. Итог.
- Какие буквы были именинницами на наших уроках?
- Какие звуки они обозначают?
- Где живут эти буквы?
- За домашнее задание каждая группа получила фишку, на которой написана буква.
- Командиры, соберите слово и покажите всем (ТОРТ).
Этот чудесный торт дарят вам буквы Б и П.