Поурочное планирование по окружающему миру УМК Гармония 1 класс

Ростовская область
р.п. Усть-Донецкий
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Усть-Донецкая средняя общеобразовательная школа №2



«Утверждено»
Директор МБОУ УДСОШ №2


Приказ от___________№__________

__________С.А. Лисицына






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру
начальное общее образование
1 класс




количество часов: 66
учитель: Иванова С.В.

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе примерных программ начального общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с использованием авторской программы О. Т. Поглазовой (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013), (учебно-методический комплект «Гармония»)








2015 -2016 уч. год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе примерных программ начального общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с использованием авторской программы О. Т. Поглазовой (Смоленск: Ассоциация XXI век , 2013), (учебно-методический комплект «Гармония»)
Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются:
формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;
воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих;
личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
При этом решаются следующие задачи.
развивающие: развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, социализация ребёнка, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
образовательные: ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества, усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности, формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
воспитательные: воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе


II. Общая характеристика учебного предмета

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество» «Правила безопасной жизни».
Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Таким образом, курс предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы.
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и в обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для успешного продолжения образования в основной школе.
Учащиеся осваивают различные виды учебной деятельности: получают знания об окружающем мире из всевозможных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в нём; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив. Приобретают желание осваивать новые способы деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др.
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или посёлка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.


III. Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе 2 часа в неделю, всего 66 часов. Учебный план МБОУ УДСОШ № 2 отводит на изучение 2 часа в неделю, всего 66 часов за год.
Программа реализуется в МБОУ УДСОШ № 2 один год. Согласно календарному учебному графику и расписанию уроков на 2015 – 2016 учебный год программа составлена на 66 часов. Материал изучается в полном объёме.

































IV. Содержание учебного предмета


Тема
Содержание программного материала
Универсальные учебные действия
Наблюдения, практические и творческие работы. Экскурсии


Твои первые уроки
(13 ч)
Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке.
Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, организация рабочего места в школе и дома (порядок, освещение, свежий воздух и др.). Внешний вид и соблюдение личной гигиены.
Разнообразие уроков, их расписание. Особенности урока «Окружающий мир». Условные знаки как источник информации (способ обозначения предметов и явлений окружающего мира, указание способа действия, способ предупреждения и др.).
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки).
Уроки культурного общения (в семье, в школе, в общественных местах). Учителя, одноклассники, друзья, ценность добрых уважительных отношений с окружающими людьми. Уроки здоровья. Тело человека и его развитие (осанка, гибкость, необходимость физических упражнений). Здоровое питание. Правильный выбор одежды. Важность здорового сна (правила поведения перед сном).
Учиться организовывать своё рабочее место, аккуратно складывать школьные принадлежности. Следить за своим внешним видом и ухаживать за одеждой.
Учиться анализировать рисунки, рассказывать, что на них изображено, Учиться работать с рабочей тетрадью.
Учиться понимать и использовать условные знаки.
Моделировать, изображать безопасный путь от дома до школы с помощью дорожных знаков. Учиться вести себя во время экскурсий в природу, по населенному пункту.
Моделировать различные ситуации поведения и общения.

Экскурсии по школе, на при-школьный участок















Ролевые игры:
«Я - примерный пешеход и пассажир»; «Я - культурный человек»; «Время знаю – всюду успеваю»













Окружающий мир, его изучение
(8 ч)
Как человек познаёт окружающий мир, источники информации о нём. Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравнивают предметы и объединяют в группы (классифицируют). Наблюдения - важнейший способ познания и источник знаний об окружающем мире. Органы чувств как помощники наблюдателя. Опыт как один из способов познания свойств предметов. Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира (любознательность, наблюдательность, воображение, пытливость, умение размышлять и делать выводы). Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком; тела живой и неживой природы Отличие живых существ от тел неживой природы.
Наблюдать предметы окружающего мира и характеризовать их признаки и свойства.
Сравнивать предметы по заданным основаниям (по цвету, форме, размеру и др.). Объединять предметы в группы по выделенным (заданным) признакам. Рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя).
Учиться задавать вопросы и отвечать на них, работать в паре (обсуждать варианты ответов, распределять работу).
Учиться работать с разрезными карточками

Прогулка в школьный двор (ближайший сквер) для наблюдения объектов окружающего мира и сбора природного материала. Практические работы.
Наблюдение разных предметов с целью определения с помощью органов чувств их внешних признаков, свойств.
Работа с разре-зными карточками: распределение объектов окружаю-щего мира на группы (живая, неживая природа, изделия человека).



Разнообразие растений
(13 ч)
Растения - живые существа. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, воздух, свет, почва). Строение растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя) на примере цветкового растения. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травянистые растения, их отличительные признаки. Хвойные и лиственные деревья, их разнообразие. Ягодные растения, ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Растения родного края (пришкольного участка, парка, леса). Культурные растения, чем они отличаются от дикорастущих растений. Где и как люди выращивают культурные растения, что из них изготавливают. Разнообразие растений сада, огорода, поля. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу. Комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними.

Наблюдать растения в природе во время прогулок и экскурсий в течение года.
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Описывать внешний вид растений, извлекая информацию в ходе непосредственных наблюдений или работы с иллюстрациями.
Группировать растения по заданным основаниям (культурные и дикорастущие; деревья, кустарники, травы; хвойные и лиственные деревья). Наблюдать за развитием растения из семени (по желанию).

Прогулка в школьный двор (ближайший сквер) для наблюдения лиственных и хвойных деревьев, кустарников и травянистых растений. Практические работы.
Рассматривание частей растения на комнатном растении, простых и сложных листьев (на примере собранных во время экскурсии или на гер- барных листах). Моделирование строения дерева (работа в паре).
Работа с разрезными карточками (распределение растений на группы).
Уход за комнатными растениями.


Грибы, их разнообразие (3 ч)
Разнообразие грибов. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, питательные вещества). Строение шляпочного гриба. Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные, несъедобные и ложные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Правила сбора шля- почных грибов. Другие виды грибов.

Рассматривать муляжи (или картинки) шляпочных грибов с целью выделения общего в их строении. Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.
Сравнивать грибы, объе- динять их в группы.
Практическая
работа.
Лепка шляпочных грибов (работа в парах


Разнообразие животных (16 ч)
Животные - живые существа, среда их обитания. Условия, необходимые для жизни животных. Способы питания и защиты разных животных. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся; их главные, существенные признаки. Дикие и домашние животные. Для чего человек разводит домашних животных. Домашние питомцы, уход за ними. Значение животных для природы и человека, бережное отношение к ним. Важность сохранения дикорастущих растений и диких животных. Красная книга. Заповедники, заказники, зоопарки. Наиболее распространённые животные разных групп, обитающие в родном краю (название, краткая характеристика на основе наблюдений). Растения и животные родного края, занесённые в Красную книгу России (региона).

Проводить простейшие наблюдения за животными (в живом уголке школы, во дворе дома, за домашними питомцами).
Характеризовать условия, необходимые для жизни животных. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере животных своей местности). Сравнивать строение животных на иллюстрациях, находить их сходства и различия. Гоуппировать животных по заданным основаниям (дикие и домашние; млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся). Приводить примеры представителей разных групп животных.

Экскурсия в зоопарк (в цирк зверей, в зоомагазин).
Практические
работы.
Работа с разрезными кар-точками (распределение животных на группы).
Уход за животными живого уголка школы.



Творения людей вокруг нас ( 8 ч)
Природные материалы, используе
мые человеком для своих изделий.
Что люди изготавливают из древеси
ны, важность бережного отношения к
таким изделиям. Экономное расхо
дование бумаги, вторичное исполь
зование бумажных отходов. Красота
изделий народных мастеров. Нацио
нальные узоры в одежде и предметах
быта народов России. Увлечение
коллекционированием (домашний
музей). Что находится во дворах до
мов. Бережное отношение к строени
ям и растениям родного двора
(школьного двора). Городские парки.
Культура поведения в парке. Памят
ники культуры на ближайших улицах
родного города (села). Бережное отношение к памятникам культуры.
Наблюдать предметы, создан-ные людьми, и рассказывать, из каких материалов они сделаны.
Обсуждать, почему нуж но экономно расходовать бумагу, и рассказывать по рисункам, как можно её вторично использовать.
Рассматривать изделия наро-дных мастеров (сами изделия или иллюстрации) и различать их узоры.
Знакомиться с национальными узорами, которые используются в одежде, предметах быта.
Рассказывать о своих увлече-ниях, о своей коллекции, демонстрировать свои изделия. Знакомиться с достопримечательностями родного города и святыми местами его жителей.
Экскурсия в краеве-дческий музей.

Заочная экскурсия в музей прикладного
искусства.

Экскурсия по бли
жайшим к школе ули
цам родного города,
в парк.

Творческие работы.




В связи с тем, что школе присвоен казачий статус в курс «Окружающий мир» включены материалы региональной направленности.
Цель работы в школе казачьей направленности изучение истории Донского края, знакомство с творчеством донских писателей и поэтов, воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества, возрождение духовных, исторических и патриотических традиций Донского казачества; воспитание личности с активной гражданской позицией в области ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям.
Основными задачами наряду с обеспечением современного качественного общего образования является:
-воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества, обеспечивающих действенное служение Отечеству;
-физическое и военно-патриотическое воспитание, подготовка учащихся к службе в Вооруженных силах Российской Федерации;
-воспитание гражданственности и любви к Родине на примерах истории развития донского казачества, его традиций и культуры;
-формирование у учащихся целостной научно обоснованной картины мира, гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
-возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций донского казачества;
-приобщение детей к общечеловеческим ценностям, чему способствует изучение основ православной культуры;
-формирование здорового образа жизни через здоровьесберегающие технологии и занятия традиционными казачьими видами спорта;
-переориентация индивидуальных и групповых интересов, повышение авторитета семьи, укрепление семейных традиций;
-выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательной дисциплины, мотивации на учебную деятельность;
-приобщение детей к православным традициям казачества;
-взаимодействие семьи, школы и казачества в ситуации партнерства и сотрудничества;
-выявление и развитие креативности учащихся, формирование мировоззренческой, нравственной, социальной толерантности;
-умение создать ситуацию успешности, выбирать и формировать социум, самосовершенствоваться личности, впитавшей лучшие достижения культуры.

Данные материалы не нарушают структуру программы по окружающему миру, а лишь являются углублением идеи воспитания истинного патриота родного края с формированием интеллектуальной, эмоциональной, эстетической сфер личности. Материал казачьей направленности представлен контекстными включениями при изучении отдельных тем. Материал подобран с учетом возрастных особенностей обучающихся и реализуется через различные виды деятельности.














V. Тематическое планирование


п/п
Разделы
Кол - во часов
Сроки изучения
Формы контроля и сроки
Практическая часть
Сопровождающие внеурочные формы учебной деятельности

1

Твои первые уроки

14
01.09-16.10

Экскурсия 25.09


2

Окружающий мир, его изучение

8

20.10-20.11

Экскурсия
20.11
Проект « 55 лет – космосу»


Почемучки

3

Разнообразие растений


15
24.11-22.01
проверочная работа 25.12
Экскурсия 22.12


4

Грибы, их разнообразие

3
26.01-02.02




5

Разнообразие животных

18
05.02-26.04

Экскурсия 22.04
Проект «Поэты и писатели Дона»

Доноведение

6

Творения людей вокруг нас

8
29.04-27.05
проверочная работа 20.05
Экскурсии 06.05
10.05
27.05
Проект «Узоры в истории нашего края»



Доноведение



Итого:

66







VI. Календарно-тематическое планирование


№ п/п
Тема урока
Тип урока
Колич. часов
Виды деятельности учащихся
Информационно-техническое обеспечение
Требования к результату
Виды контроля
Дата







Предметные
Универсальные учебные действия




Твои первые уроки (14 часов)

1
День знаний.

3-7


Урок-игра.
1
Учатся принимать учебную задачу, отвечать на вопросы, анализировать рисунки.
презентация
Знакомство со школой, учителем, одноклассниками; знание своего адреса, фамилии, имени; понимание значимости и значения праздника «День знаний».
Постановка учебной задачи. Умение извлекать информацию из рисунка, фотографии.
Фронтальная беседа.

01.09


2
Путешествие по школе.

8-9 Тпо с 3 задан 1,2
Урок-путешествие.
1
Собирают информацию, рассматривая рисунки, учатся составлять их описание; выполняют задания в рабочей тетради.
«Кирилл и Мефодий» диск
Урок №1,ур. №2(1,2)
Знание, что такое общеобразовательная школа, классная комната, учебные кабинеты; умение ориентироваться в здании школы (туалетные комнаты, столовая, библиотека, спортивный зал, кабинет врача).
Умение наблюдать окружающее.
Фронтальная беседа.

04.09


3
Школьные принадлежности.
10-13 ТПО с 4,5 задан 3-5

Урок-викторина.
1
Учатся организовывать своё рабочее место в школе и дома; отгадывают загадки и объединяют предметы в группы (школьные принадлежности, игрушки); узнают, каким должен быть школьный портфель, что и как в него складывать, как правильно его носить.
К. и М.-урок №2(3,4,5,8
Умение различать урок, перемену, школьные принадлежности, учебники, рабочие тетради; умение организовать свое рабочее место.

Умение отгадывать загадки, называть отличительные признаки загадываемого предмета; умение анализировать рисунок, описывать, что изображено на нём.
Фронтальный опрос.

08.09


4
Правила поведения в школе.
14-17

Урок-инсценировка.
1
Моделируют различные формы поведения в помещениях школы; оценивают рабочие места и поведение школьников, изображённых на рисунках, и делают вывод, какими они должны быть; обсуждают правила личной гигиены, учатся пользоваться гигиеническим уголком; работают с разрезными карточками.
К. и М. ур. №2(1,6,8)
Умение дать характеристику понятиям «ученик», «учебный предмет», уметь организовывать своё рабочее место в классе и дома; составлять расписание
уроков.
Выполнение правил поведения на уроке, на перемене в классе и в коридорах школы.
Формирование оценочной деятельности.
Фронтальный опрос.
11.09


5
Условные знаки.
18-21 ТПО с 6-7 задан 6-9

Урок-игра.
1
Учатся заменять условными знаками предметы, действия с ними, природные явления; анализируют изображённые условные знаки (раскрывают закодированную в них информацию); выполняют задания в рабочей тетради, учатся работать с разрезными карточками.
Презентация о ПДД, таблица дорожных знаков,
Умение различать условные знаки как способ замещения реальных предметов и действий с ними.

Умение принимать учебную задачу и планировать её выполнение; работать в паре; пользоваться условными обозначениями.
Текущий контроль.
15.09


6 -7
Безопасный путь.

22-27 ТПО с 8-9 задан 10-13
Урок-игра.
2
Осваивают правила безопасного поведения на улице, во дворе дома, при пользовании общественным транспортом; учатся проверять свои знания и умения, выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками. Ролевая игра «Я – примерный пешеход».
К. и М. урок №9,15
Пояснение, кто такой пешеход, что такое светофор, дорожные знаки, безопасный переход улицы; выполнение правил поведения на дороге, во дворе дома, на улице.

Умение пользоваться условными знаками, раскрывать (декодировать) информацию, скрытую в них.
Фронтальная беседа.
Ролевая игра.
18.09

22.09


8
Экскурсия (прогулка на пришкольный участок).

Урок-экскурсия.
1
Знакомятся с объектами и правилами поведения в школьном дворе; осваивают правила безопасного поведения на улице.

Умение целенаправленно наблюдать явления окружающего мира.

Моделирование поведения на улице. Закрепление умения «читать» условные знаки.
Фронтальная беседа.
25.09


9
Уроки общения.

28-31
Урок повторения и обобщения.
1
Учатся вежливо общаться с одноклассниками, взрослыми людьми, использовать слова приветствия, прощания, просьбы, прощения; моделируют поведение в школе, в семье, во дворе дома; рассматривают рисунки и «озвучивают» их (составляют диалоги действующих на них персонажей). Ролевая игра «Я – культурный человек».
К. и М. урок №14
Понимание того, кто такой культурный человек; нормы поведения в семье, с работниками школы, с незнакомыми людьми.
Умение оценивать своё поведение и окружающих людей с позиции культурного человека.
Фронтальная беседа. Ролевая игра.
29.09


10
Классный
коллектив.
32-35

Урок формирования умений и навыков.
1
Учатся высказывать свои суждения и предположения; анализируют рисунки и рассказывают, что на них изображено; объясняют смысл пословиц о дружбе; формулируют выводы после выполнения заданий.
К. и М. урок №14
Осознание себя как члена классного коллектива, его прав и обязанностей; одноклассники – дети разных народов; друзья, взаимопомощь и выручка.

Толерантное отношение к окружающим; умение высказывать свои суждения.
Фронтальный опрос.
01.10


11
Уроки
вежливости.

36-41
ТПО с 10 задан 14
Урок-театрализация.
1
Учатся использовать вежливые слова при общении со сверстниками и взрослыми людьми; анализируют поведенческие ситуации, которые изображены на рисунках; учатся высказывать свои суждения, давать оценку происходящему.
Презентация о классе «Мой дружный класс»;
мультфильм о вежливости; видео «Ералаш» «День вежливости»
Определение качеств вежливого, воспитанного человека; понимание культуры общения в семье, с незнакомыми взрослыми людьми; знание правил поведения в общественных местах.

Моделировать поведение в школе, в семье, во дворе дома, в транспорте, на улице;
оценивать поведение своё и окружающих с позиции культурного человека.
Текущий
контроль.
06.10


12- 13
Уроки здоровья.

42-51 ТПО с 11-12 задан 15-19
Уроки формирования умений и навыков.
2
Учатся ставить учебную задачу (вместе с учителем) и планировать её выполнение; рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения и аргументируют их; называют части тела человека; подбирают блюда для завтрака, обеда и ужина, одежду для разных случаев её использования; объясняют, как надо ухаживать за одеждой и обувью; выполняют задания в рабочей тетради.
К. и М. урок №7, таблицы о пользе витаминов
Знание и называние частей тела человека, условий их развития, условий сохранения здоровья; определение понятия «здоровое питание»; характеристика одежды, соответствующей погоде и роду занятий; выявление правил ухода за одеждой и обувью.

Умение ставить познавательные задачи; извлекать информацию из рисунка; внимательное и ответственное отношение к своему здоровью.
Фронтальная беседа.
Фронтальный опрос.
Текущий контроль.
09.10

13.10


14
Режим дня школьника.

52-54 ТПО с 13 задан 20-21
Урок-игра.

Определяют время по часам в соответствии с распорядком дня; учатся составлять режим дня; обсуждают важность сна для здоровья и правила поведения перед сном. Ролевая игра «Время знаю, всюду поспеваю».
Таблица,К. и М. урок №4,7
Составление режима дня, распределение дел по времени; знание дней недели, их последовательности.
Высказывать предположения, аргументировать свои ответы; умение пользоваться условными знаками.
Ролевая игра.
16.10


Окружающий мир, его изучение (8 часов)

15
Признаки предметов.

56-57 ТПО с 14 задан 1-2

Комбинированный урок.
1
Слушают стихотворение, рассуждают, что значит быть любознательным человеком, рассказывают, что можно узнать об окружающих предметах, наблюдая их; учатся описывать предметы, называть их отличительные признаки; определяют, какой предмет спрятан (или загадан) в «волшебном мешочке»; составляют загадки о предметах, называя их отличительные признаки.
Таблица,К. и М. урок №4,7
Определение отличительных признаков предметов – формы, цвета, размера; характеристика свойств предметов – лёгкий, мягкий, хрупкий, прозрачный и др.

Умение характеризовать предмет, называя как можно больше его отличительных признаков и свойств; умение работать в паре.
Фронтальная беседа.
20.10


16
Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы.

58-61 ТПО с 15 задан 3-5
Урок формирования умений и навыков.
1
Учатся сравнивать предметы, находить сходства и различия по выделенному (учителем или учеником) признаку (основанию); объединяют, распределяют предметы в группы, определив основной сходный признак.
К. и М. урок 1 «Что такое «окружающий мир?»», фрагмент видео
Умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы.

Сходства и различия предметов; существенный (главный, основной) признак;
объединение (распределение) разных предметов в одну группу.
Фронтальная беседа.
23.10


17
Органы чувств – верные помощники в познании мира.


62-64 ТПО с 16 задан 6-7
Урок изучения нового материала.
1
Работают с натуральными предметами, их изображениями, учатся добывать информацию о них с помощью органов чувств (определять форму, размер, расположение, звук, качество поверхности и др.); учатся делать выводы после выполнения разных познавательных задач; работают с разрезными карточками.
К. и М. урок по матем. №1 «Признаки предметов»,презентация
Знание и называние органов чувств человека – органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

Умение добывать информацию с помощью органов чувств; умение характеризовать предметы, называя их отличительные признаки и свойства.
Текущий контроль.
27.10


18
Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.

65-67
Урок формирования умений и навыков.
1
Рассказывают, что они наблюдали во время прогулки с родителями, что они видят в классе, на фотографиях в учебнике; учатся различать природные объекты и изделия человека.
Презентация, слайды для практической работы на ИД
Умение описывать предметы окружающего мира (всё, что нас окружает), умение различать две его части (природные и рукотворные предметы).

Развитие эстетического восприятия окружающего; умение наблюдать, классифицировать предметы окружающего мира.
Фронтальный опрос.
30.10


19
Способы изучения окружающего мира.

68-69
Урок формирования умений и навыков.
1
Учатся ставить (вместе с учителем) познавательные задачи; учатся наблюдать объекты и явления окружающего мира; пробуют задавать вопросы по картинке, проводят первый простой опыт.

Умение работать с источниками информации: учебниками, энциклопедиями, научно-популярной литературой; называние музея как одного из способов познания окружающего мира; наблюдение, опыт, практическая работа.
Умение извлекать информацию из разных источников; умение задавать вопросы об окружающем и находить ответы на них; умение работать в паре.
Фронтальная беседа.
10.11


20
Живая и неживая природа. Свойства живых существ.

70-72 ТПО с17 задан 8-10

Урок формирования умений и навыков.
1
Высказывают свои предположения о свойствах живого существа и аргументируют их; учатся составлять рассказ по картинкам, соблюдая последовательность отражённых в них событий; разгадывают загадки, находят предметы на разрезных карточках и классифицируют их, распределяют на группы (живое, неживое, изделие человека).
К. и М урок №1 (1-5),
Презентация;
Слайды на ИД,карточки для практической работы,К. и М. урок №13
Выявление свойств живого организма (рост, развитие, питание, дыхание, размножение, умирание).

Умение различать предметы живой и неживой природы; умение отгадывать загадки (называть отличительные признаки предмета, по которым она разгадана); умение работать в паре.
Фронтальная беседа.
Индивидуальный контроль.
13.11


21
Обобщающий урок.
(Как изучают окружающий мир.)

55-72 ТПО с 19 задан 11
Урок повторения и обобщения.
1
Проверяют свои знания и умения; учатся обобщать «открытые» ранее знания и умения, применять их на практике; работают с разрезными карточками: демонстрируют умения описывать, сравнивать, объединять, классифицировать предметы окружающего мира (реальные предметы или изображённые на фотографиях и рисунках).
Просмор видеофра-гмента,
Картинки живой и неживой природы для обучающей игры
Знание предметных понятий: источник информации, способ познания, признак предмета, природное, рукотворное, живое, неживое.
Умение характеризовать, сравнивать, классифицировать предметы; умение работать с иллюстрациями, извлекать нужную информацию; умение пользоваться условными обозначениями.
Индивидуальный контроль.
17.11


22
Экскурсия
(на пришкольный участок, в ближайший сквер).


Урок-экскурсия.
1
Наблюдают и описывают осенние изменения в природе, растения пришкольного участка; собирают опавшие веточки, листья, шишки, плоды разных растений (по возможности) для последующего их изучения.

Описание признаков поздней осени в природе; наблюдение за разнообразием растений, средой их обитания.

Умение ставить познавательные задачи, планировать их решение; умение целенаправленно наблюдать природные объекты и явления.
Фронтальная беседа.
20.11


Разнообразие растений (15 часов)

23
Многообразие растений. Условия их жизни.

73-75 ТПО с 20 задан 1
Урок изучения нового материала.
1
Анализируют стихотворение, высказывают свои предположения; сравнивают растения, находят сходства и различия между ними; работают с разрезными карточками.
К. и М. урок №1(7), презентация
Характеристика растений, среды обитания, наблюдение за взаимосвязью живой и неживой природы; выявление условий жизни растения (вода, воздух, тепло, свет, почва).
Умение характеризовать растения; умение извлекать информацию из иллюстраций; умение отвечать на вопросы.
Фронтальная беседа.
24.11


24
Строение растений (на примере цветкового травянистого растения).

76-77 ТПО с 21 задан 2-3

Комбинированный урок.
1
Анализируют собственные наблюдения за растениями, их строением;
учатся добывать информацию по рисунку-схеме; составляют модель растения (травянистого, цветкового); сравнивают листья, корни, плоды разных растений
(по рисункам, разрезным карточкам, листкам гербария, у комнатных растений).
Слайды на ИД, таблица строения растения
Умение различать части растений: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.

Умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию; умение работать в паре.
Практическая работа.
27.11


25
Какими бывают растения. Дерево, его строение.

78-79 ТПО с 22 задан 4-5, с 23 задан 6
Урок формирования умений и навыков.
1
Рассказывают о своих наблюдениях растений на экскурсии, высказывают предположения о том, на какие группы их можно распределить и проверяют свои ответы; работают с разрезными карточками, распределяют растения на деревья, кустарники, травы; сравнивают деревья, находят сходства и различия, выделяют существенный признак дерева; анализируют рисунок-схему дерева и определяют его части, моделируют дерево.
Презентация, таблица «Этажи леса»
Умение различать дерево, кустарник, травянистое растение, называть их отличительные признаки; умение различать части дерева (ствол, корни, крона, ветви, листья).

Умение наблюдать и делать выводы; извлекать информацию из рисунка-схемы; умение сравнивать растения; умение моделировать растения, работать с рисунком-схемой дерева и его моделью.
Индивидуальный контроль.
01.12


26
Кустарники и травы, их отличие от деревьев.

80-82 ТПО с 24-25 задан 7-10
Урок формирования умений и навыков.
1
Сравнивают строение дерева, кустарника, травянистого растения, выявляют их отличительные признаки; знакомятся с разнообразием кустарников по разрезным карточкам и учатся их различать; анализируют высказывания учащихся и аргументируют своё мнение; обобщают полученные знания.
Презентация,
таблица
Умение сравнивать кустарник и дерево; умение сравнивать и характеризовать травянистое растение, особенности строения его стебля, травянистый стебель, его отличие от ствола дерева и стволиков кустарника.
Умение различать, классифицировать растения; умение работать в парах.
Фронтальный опрос.
04.12


27
Лиственные деревья, разнообразие их листьев.

83-85 ТПО с 26 задан 11-13, с 30 задан 19
Урок применения знаний, умений и навыков.
1
Наблюдают и сравнивают листья разных лиственных пород деревьев, находят между ними сходства и различия; определяют основной признак группы лиственных деревьев; моделируют простые и сложные листья; анализируют стихотворение и рассказывают о своих наблюдениях явления листопада.
К. и М.урок №1,
презентация
Умение характеризовать лиственное дерево, строение листа (листовая пластинка, черешок), простой и сложный лист.

Умение сравнивать и различать листья, объединять их в группы; целенаправленно вести наблюдения и анализировать их; работать с рисунком-схемой.
Творческая работа.
08.12


28
Хвойные деревья, их разнообразие.

86-88 ТПО с 27 задан 14-17
Комбинированный урок.
1
Рассматривают и сравнивают хвойные деревья (их хвою, прикрепление к ветви, шишки); работают с разрезными карточками, классифицируют деревья; обобщают полученные знания и проверяют свои выводы.
Презентация,
таблица
Умение сравнивать разные виды деревьев: хвоя, хвойное дерево, шишка; лиственница – листопадное хвойное дерево.
Умение различать и сравнивать деревья, находить существенные признаки, объединять в группы.

Индивидуальный опрос.
11.12


29
Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды.

89-92 ТПО с 32 задан 21-23
Урок-викторина
1
Извлекают информацию из иллюстративного материала учебника, текста, отгадывают и загадывают загадки; обсуждают экологические проблемы, связанные с ягодными растениями; работают с разрезными карточками.
Презентация, таблица с видами ягод
Умение различать ягоды, ягодный кустарничек, ядовитые ягоды.

Умение работать с разными источниками информации; умение составлять загадки (указывать отличительные признаки загадываемых растений).
Фронтальная беседа.
15.12


30
Обобщающий урок
(Разнообразие растений)
73-92 ТПО с. 29, задание 18, с. 31, задание 20, с. 34, 35, задания 24-26.
Урок повторения и обобщения
1
Проверяют свои знания и умения; учатся обобщать «открытые» ранее знания и умения, применять их на практике; работают с разрезными карточками: демонстрируют умения описывать, сравнивать, объединять, классифицировать предметы окружающего мира (реальные предметы или изображённые на фотографиях и рисунках).
Просмотр видеофрагмента,
Картинки живой и неживой природы для обучающей игры
Знание предметных понятий: источник информации, способ познания, признак предмета, природное, рукотворное, живое, неживое.
Умение характеризовать, сравнивать, классифицировать предметы; умение работать с иллюстрациями, извлекать нужную информацию; умение пользоваться условными обозначениями.
Индивидуальный контроль.
18.12


31
Удивительные растения мира. Экскурсия (в оранжерею, ботанический сад, по возможности).
Урок-экскурсия.
1
Актуализируют свои знания о растениях мира, работают с художественным текстом, извлекают из него научную информацию;
обсуждают отношение людей к дикорастущим растениям и экологические проблемы, связанные с их деятельностью; распределяют работу по изготовлению модели (в виде аппликации) выбранного растения и подготовке сообщения о нём; знакомятся с растениями родного края, которые занесены в Красную книгу России.
Слайды на ИД, презентация
Умение находить особенности строения разных растений мира.

Умение выбирать научную информацию из художественного текста и иллюстраций; умение моделировать растения, работать в паре (распределять работу по изготовлению изделия).
Фронтальная беседа.
22.12


32
проверочный урок
(Что мы узнали об окружаю-щем мире в 1 полугодии)

Урок контроля знаний

Выполняют задания в рабочей тетради, оценивают (вместе с учителем) результаты своей работы.

Основные знания и умения: умение различать три группы предметов
окружающего мира, три группы растений, две группы деревьев, части растений.
Умение находить отличительные признаки предметов, сравнивать, объединять их; умение находить информацию из разных источников

25.12


33
Культурные
растения.

3-5 ТПО с 3 задан 1-3
Урок формирования умений и навыков.
1
Обсуждают значение культурных растений в жизни человека; выявляют существенные признаки культурных растений; анализируют рисунки, работают с разрезными карточками.
Презентация, иллюстрации для обуч. игры,
Умение сравнивать дикорастущее растение, культурное растение, сорняк; умение характеризовать поле, огород, сад; понимание, кто такой садовод, овощевод, полевод.
Умение различать, сравнивать, объединять растения в группы; умение работать в паре.
Текущий контроль.
29.12


34
Растения сада и огорода.

С 5-7 ТПО с 4 задан 4-7
Урок-игра.
1
Анализируют рисунки, описывают плоды разных растений, работают с разрезными карточками, лепят из пластилина фрукты и овощи; выполняют практическую работу (сеют семена на рассаду).
Карточки с растениями поля,презентация
Приводить примеры овощных, садовых культур; знание способов выращивания растений, понятий «рассада», «теплица».

Умение классифицировать, выделять отличительные признаки предметов.
Практическая работа.
12.01


35
Растения поля. Зерновые
культуры.

С 8-11 ТПО с 6 задан 8-10
Урок применения умений и навыков.
1
Работают с натуральными предметами (колоски и зёрна растений, изделия из них), с гербарием; обсуждают значение хлеба в жизни человека и необходимость бережного отношения к нему; знакомятся с разными профессиями людей, которые выращивают культурные растения и изготавливают из них продукты питания, одежду; организуют выставку «Это всё сделано из растений».
Карточки с растениями поля,презентация
Умение различать зерновые, технические, прядильные культуры; знание, кто такой хлебороб, комбайнёр, пекарь, что такое мельница, колос, зерно, мука.
Умение составлять рассказ по картинкам; умение готовить небольшое сообщение.
Творческое выступление.
15.01


36
Декоративные растения.
Комнатные
растения.

С 12-14 ТПО с 7 11-12
Урок применения умений и навыков.
1
Актуализируют свои наблюдения за декоративными растениями; наблюдают комнатные растения, сравнивают их, характеризуют; выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями.
Презентация, книги, открытки о комнатных растениях
Умение охарактеризовать декоративное растение, клумбу, комнатное растение, знание правил ухода за ними.

Умение наблюдать, готовить небольшое сообщение о своих наблюдениях; умение работать в паре.
Фронтальный опрос.
19.01


37

Обобщающий урок. (Что мы узнали о
растениях.)

ТПО с 8-9 задан 1-4
Урок повторения и обобщения.
1
Обобщают знания, «открытые» ими при изучении растений; выполняют тестовые задания в рабочей тетради, проверяют и оценивают свои результаты, восполняют пробелы в знаниях; делают краткие сообщения о выбранном культурном (декоративном) растении.
Слайды с конкурсными заданиями по изученной теме.
Знание понятий: живая и неживая природа; деревья, кустарники, травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; культурные, комнатные растения; части растений.

Умение работать с разными источниками информации; умение сравнивать предметы, объединять их в группы; умение выполнять тестовые задания.
Тренировочная комплексная работа.
22.01


Грибы, их разнообразие (3 часа)

38
Грибы, их многообразие.

15-18 ТПО с 11 задан 3



Комбинированный урок.
1
Наблюдают разные грибы (картинки, муляжи, реальные грибы по возможности), находят их сходства и различия; работают со схемой, выделяют части шляпочного гриба; сравнивают растения и грибы; дополняют выводы, данные в учебнике.
Презентация»Грибы»;
таблица с разными видами грибов.
Понимание, что такое гриб, грибница, плодовое тело шляпочного гриба (шляпка, ножка); умение характеризовать и различать пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы; описание процесса размножения грибов.
Умение узнавать предметы по их признакам; умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию из текста.
Текущий контроль.
26.01


39
Съедобные и ядовитые
грибы.

С 19-21 ТПО с 10-11 задан 1,2,5

Урок формирования умений и навыков.
1
Находят различия в строении грибов, отличительные признаки ядовитых грибов; обсуждают правила сбора грибов; составляют памятки безопасности; работают с разрезными карточками и выполняют задания в рабочей тетради.
Карточки обучающей игры «Угадай по описанию»,
видео
Различие съедобных, условно съедобных, ложных, ядовитых грибов; называние правил сбора грибов.
Умение сравнивать, классифицировать предметы, находить отличительные признаки; умение работать с разными источниками информации.
Практическая работа.
29.01
5.02

40
Удивительные грибы (другие виды грибов).

С 22-23 ТПО с 11 задан 4
Комбинированный урок.
1
Наблюдают внешние особенности грибов, описывают их отличительные признаки; наблюдают под лупой плесень; обсуждают значение микроскопических грибов в природе и в жизни человека; лепят из пластилина шляпочные грибы и дают им характеристику.

Презентация
«Редкие виды грибов»
Раздаточный материал «Грибы съедобные и несъедобные»
Наблюдение за грибами-разрушителями, микроскопическими грибами (не видимыми невооружённым глазом), дрожжевыми и плесневыми грибами.

Умение моделировать шляпочные грибы; умение распределять работу в паре.
Фронтальная беседа.
02.02
9.02

Разнообразие животных (18 часов)

41
Животные, их разнообразие.

25-29 ТПО с 13 задан 2-4

Урок изучения нового материала.
1
Анализируют стихотворение, рассматривают иллюстрацию к нему, приводят примеры животных; работают в паре: размышляют, чем различаются животные, как они связаны с растениями, чем животные отличаются от растений и грибов; узнают животных по их отличительным признакам, описывают одно из них; проверяют свои выводы, предлагают дополнения к ним.
К. и М. урок №5,6,11,12.
(выбор по теме)
Описание животных, среды их обитания, способов передвижения, защиты, питания; выполнение правил безопасного поведения с животными.

Умение характеризовать животных; умение находить основную и дополнительную информацию, работая с иллюстрациями, художественным и учебным текстами.
Фронтальная беседа.
05.02
12.02

42
Млекопитающие, их многообразие.

30-33 ТПО с 13 задан 2-4
Урок-презентация.
1
Рассматривают картинки с изображением животных, находят сходства и различия, высказывают предположения о признаках, по которым можно объединять животных в одну группу; находят признак, который является главным для млекопитающих; рассуждают о правилах правильного поведения с дикими животными; работают с разрезными карточками; сочиняют историю по картинкам.
Презентация,
видеофрагмент
из фильма ВВС о млекопитающих
Умение дать характеристику класса млекопитающих (зверей), их существенных признаков, морского млекопитающего; пояснение и соблюдение правил безопасного и экологически грамотного поведения с животными.

Умение осуществлять поиск информации из иллюстраций и учебного текста; умение сравнивать, находить сходства и различия, выделять среди признаков существенный, объединять (классифицировать) животных; умение сочинять историю на заданную тему.
Творческое выступление.
09.02
16.02

43
Птицы, их
многообразие.

34-37 ТПО с 14 задан 5-7
Комбинированный урок
1
Рассказывают о своих наблюдениях птиц, выясняют, чем птицы отличаются от млекопитающих; учатся различать птиц, называть среду обитания и способ питания; классифицируют птиц, работают с разрезными карточками; наблюдают образ жизни птиц, их клювы, ноги, перья; моделируют выбранную птицу (по желанию).
Презентация о птицах, особенностях их строения,
Повадках, образе жизни.
Таблица строения птицы
Описание существенных признаков птиц, их оперения – пухового, покровного, махового перьев; выявление зерноядных, насекомоядных, хищных, водоплавающих птиц, сравнение их среды обитания и способа питания.

Продолжаем развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки животных; умение работать с разными источниками информации; умения моделировать.
Фронтальный опрос.
12.02
19.02

44
Размножение птиц.

38-39 ТПО с 16 задан 8


Урок формирования умений и навыков.
1
Выделяют основную информацию из прослушанного текста, сравнивают вид самки и самца, гнёзда птиц; наблюдают, работают с разрезными карточками, классифицируют птиц; моделируют по выбору гнездо птицы (по желанию).
Презентация «Виды птиц»-набор книг и открыток.
Знание понятий: гнездо, яйцо, птенец, способы маскировки самки, способы защиты гнезда; соблюдение правил экологически грамотного поведения в природе.
Умение наблюдать, описывать свои наблюдения; моделировать предметы окружающего мира.
Фронтальный опрос.
26.02


45
Удивительные птицы.

40-43 ТПО с 16 задан 9, с 17 задан 10

Урок-викторина.
1
Собирают информацию о птицах по рисункам, своим наблюдениям, слушают записи звуков, издаваемых птицами; анализируют задумки художника (по рисункам в рабочей тетради); узнают птиц по описанию и голосам; предполагают, почему не все птицы улетают зимовать в тёплые края, размышляют о том, как помочь птицам зимой.
Презентация «Редкие виды птиц»
Различие и характеристика нелетающих, певчих, перелётных и зимующих птиц; объяснение значения птиц для природы и человека.

Умение анализировать рисунок и предполагать, какая в нём заложена информация; умение устанавливать взаимосвязи между объектами окружающего мира; обобщать наблюдения, делать выводы.
Фронтальный опрос.
01.03


46
Насекомые, их многообразие.

44-45 ТПО с 18 задан 11-13




Урок-исследование.

Разгадывают загадки, выделяя отличительные признаки насекомых; работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради; моделируют насекомое по выбору (по желанию).
Презентация о насекомых, таблица строения тела
Наблюдение за насекомыми, знание и различение частей их тел (голова, грудь, брюшко, шесть ног, крылья); описание среды обитания, способов передвижения, питания и защиты насекомых.
Умение находить сходства и различия, представлять образ предмета по его описанию; наблюдать и описывать предметы окружающего мира, обобщать найденную информацию и делать выводы.
Творческая работа.
04.03


47
Общественные насекомые.

46-48 ТПО с 20 задан 14
Урок-презентация.
1
Рассказывают о своих наблюдениях
жизни пчёл и муравьев; анализируют рисунки, учатся выделять основную мысль текста; осваивают дидактическую игру, узнают насекомое по признакам, составляют подобное задание для одноклассников; работают с разрезными карточками; рассуждают о правилах безопасного поведения с пчёлами и муравьями, о бережном к ним отношении.
Презентация о муравьях,
пчелах.
показ 2-х книг на эту тему
Определение, кто такие общественные насекомые, умение характеризовать образ их жизни; соблюдение правил экологически грамотного и безопасного поведения с пчёлами и муравьями.
Умение определять основную и дополнительную информацию в тексте, выделять научную информацию из художественного текста, анализировать рисунки.
Творческое выступление.
11.03


48 - 49
Жуки и
бабочки.

49-51 ТПО с 21-23 задан 15-19 тест
Урок формирования умений и навыков.
2
Находят нужную информацию из рисунка, текста, собственных наблюдений; составляют правила поведения в природе; работают с разрезными карточками; составляют рассказ по картинкам; выполняют тест в рабочей тетради.
Таблица о жуках и бабочках;
Презентация;
видеоролик
Описание жука, его строения; бабочки, её строения; соблюдение экологически грамотного поведения в природе, бережного отношения к насекомым.
Умение наблюдать, выделять отличительные признаки насекомых, сравнивать и объединять их в группы.
Тест.
15.03

18.03


50
Рыбы, их многообразие.

52-54 ТПО с 24 задан 21-22
Урок изучения нового материала.
1
Выделяют основной признак рыб, находят части тела рыб по рисунку-схеме, сравнивают строение их тела с другими животными; работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради.
Таблица строения тела,
презентация о рыбах;
видеоролик
Описание рыбы, её основных признаков; умение называть части тела рыбы, способы дыхания, питания, маскировки; различие пресноводных и морских рыб.

Умение находить необходимую информацию из разных источников; умение работать с рисунками-схемами; умение работать в паре.
Индивидуальный опрос.
29.03


51
Аквариумные рыбы.

53-55 ТПО с 24 задан 20

Урок-презентация.
1
Узнают рыб по описанию, выделяют их отличительные признаки, классифицируют рыб, работают с разрезными карточками; наблюдают аквариумных рыб, описывают их повадки; моделируют строение тела рыбы; анализируют рисунок и рассуждают о неправильном поведении людей на водоёмах, составляют советы по безопасному поведению детей; готовят небольшие сообщения об аквариумных рыбках.
Слайды на ИД,
иллюстрации аквариумных рыбок
Ведение наблюдений за аквариумом, аквариумными рыбами, выполнение правил ухода за ними.

Умение наблюдать за природными объектами, характеризовать и моделировать их, составлять небольшое сообщение.
Творческое выступление.
01.04


52
Земноводные и пресмыкающиеся, их разнообразие.

56-58 ТПО с 25-26 задан 23-25
Урок формирования умений и навыков.
1
Читают текст, рассматривают иллюстрации, находят сходства между земноводными, между пресмыкающимися, выделяют основные признаки отличающие их от других животных; сравнивают земноводных и пресмыкающихся, находят их различия; рассуждают о пользе земноводных и пресмыкающихся для природы и человека; проводят наблюдения (при наличии этих животных в живом уголке школы) или вспоминают свои наблюдения в природе.
Презентация о земноводных,
Видеоролик.
Умение характеризовать земноводных, называть их основные признаки; различие бесхвостых и хвостатых земноводных, среды их обитания, образа жизни; умение различать жаб, лягушек, тритонов; умение характеризовать пресмыкающегося, строение тела, его покров; соблюдение правил безопасного поведения при встрече с ядовитыми змеями.
Умение ставить познавательную задачу и планировать её решение; умение выделять в тексте нужную информацию, находить ответы на вопросы; проводить наблюдения и описывать их.
Фронтальная беседа.
05.04


53
Древние пресмыкающиеся.

59 ТПО с 27-28 задан 26-28



Урок закрепления знаний, умений и навыков.
1
Слушают и обсуждают сообщения о динозаврах, работают с разрезными карточками; обобщают знания, «открытые» ими при изучении разных групп животных; выполняют тест в рабочей тетради.
Презентация о пресмыкащ-
ихся;
Презентация о динозаврах,
выставка книг
Умение характеризовать динозавров как древних пресмыкающихся; усвоение понятий «рыба», «земноводное», «пресмыкающееся».

Проверяется умение выполнять тестовые задания, умение
готовить небольшие сообщения.
Тест.
08.04


54
Домашние животные, их значение в жизни человека.

60-63 ТПО с 29 задан 29-31
Урок закрепления знаний, умений и навыков.
1
Выделяют группы животных, которых одомашнил человек; рассказывают о своих наблюдениях за домашними животными, обсуждают, чем отличаются условия их жизни от жизни диких животных; рассуждают о пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них; работают с разрезными карточками, распределяют животных на домашних и диких.
Таблица «Домашние животные», иллюстрации с домашними животными
Различие диких и домашних животных; знание правил ухода за домашними животными; объяснение того, как люди используют разных домашних животных.
Умение наблюдать и готовить краткое сообщение о своих наблюдениях; описывать характерные особенности домашних животных.
Фронтальный опрос.
12.04


55
Домашние
питомцы.

64-66 ТПО с 30 задан 32-33
Урок-презентация.
1
Наблюдают за домашними питомцами и рассказывают о них своим одноклассникам: о том, какие у них повадки, как ухаживать за животными, как воспитывать; делают вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили.
Живые питомцы
Знание правил ухода за домашними питомцами, различия пород собак; понимание их значения в жизни человека.

Умение анализировать текст, рисунки, наблюдения; сравнивать, классифицировать предметы окружающего мира.
Творческое выступление.
15.04


56
Обобщающий урок.
(Что мы узнали о животных.)

67-68 ТПО 31 задан 34, с 34-35 задан 1-8
Урок повторения и систематизации.
1
Выполняют задания в учебнике и в рабочей тетради, работают с разрезными карточками, оценивают свои знания и умения, восполняют пробелы.
Иллюстрации , презентация по теме: «Разнообразие животного мира»
Знание существенных признаков шести групп животных; умение объединять животных в группы (классифицировать).
Проверяется умение различать, классифицировать предметы окружающего мира; умение выполнять тестовые задания.
Самостоятельная работа.
19.04


57
Экскурсия в зоопарк, дельфинарий, палеонтологический музей (виртуальная)

69-73
Урок виртуальнаяэкскурсия
1
Наблюдают животных, знакомятся с работой служащих зоопарка;
собирают информацию о животном, выбранном для сообщения.

Расширяется
представление учащихся о животном мире Земли.
Умение описывать, характеризовать объекты окружающего мира,высказывать свои суждения,
аргументировать их.

22.04


58
Красная книга растений и животных.

74-77 ТПО с 32 задан 35-38
Урок закрепления знаний, умений и навыков.
1
Актуализируют свои наблюдения и знания о редких растениях и животных своей местности; читают тексты, отвечают на вопросы; рассматривают и «озвучивают» картинки в диалоговой форме; знакомятся с редкими растениями и животными мира, рассматривая форзацы 1 и 2 частей учебника; обсуждают и оценивают деятельность людей по уничтожению и сохранению многообразия растительного и животного мира Земли, дают оценку своим действиям, намечают план помощи взрослым.
Иллюстрации , презентация по теме
Называние исчезающих и редких видов живых существ; знание способов сохранения и восстановления разнообразия растительного и животного мира Земли; понимание различий оранжереи, заповедника, заказника, национального парка.

Умение анализировать иллюстрации, находить необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний; умение оценивать деятельность людей и собственные действия.
Фронтальная беседа.
26.04


Творения людей вокруг нас (8 часов)

59
Дерево в жизни человека.

80-81 ТПО с38 задан 1
Урок-исследование.
1
Обсуждают значение деревьев в природе и в жизни человека
(и в собственной жизни); знакомятся с изделиями из древесины и с правилами, как их сохранять; разрешают нравственную коллизию: какое дерево важнее – живое или срубленное; анализируют отношение человека к живому дереву по тексту стихотворения (в рабочей тетради), отмечая, что в нём говорится об уходе за деревьями; рассуждают о необходимости экономного использования бумаги и возможности её вторичного использования; наблюдают деревья школьного двора (как к ним относятся ученики школы).
презентация
Знание понятия «древесина», понимание, что такое экономное и вторичное использование бумаги, соблюдение бережного отношения к деревьям и к изделиям из древесины.

Умение представлять последовательность действий, пользуясь рисунком-схемой; умение дополнять учебную информацию собственными наблюдениями, суждениями, выводами.
Проектная работа.
29.04


60
Народное творчество.
(Экскурсия в музей прикладного искусства.)

82-83 ТПО с 39 задан 2
Урок-(виртуальная) экскурсия.
1
Знакомятся с изделиями народных мастеров (по экспонатам музея), материалами, из которых они изготовлены, с разнообразием и спецификой узоров; пробуют создать своё изделие (по желанию). Возможно создание выставки изделий народных мастеров в классе с помощью родителей.
Поделки народных умельцев
Понимание и называние, что такое народное творчество, кто такие народные мастера, выявление разнообразия народных изделий и узоров.

Развитие эстетического восприятия предметного мира; умение различать изделия народных мастеров.
Фронтальная беседа.
06.05


61
Национальные традиции в изделиях разных народов. (Экскурсия в краеведческий музей.)
84-85
Урок-экскурсия.
1
Знакомятся с национальными традициями разных народов (народов, живущих в родном крае); рассуждают о важности уважительного отношения к традициям разных народов. Возможна выставка (с помощью родителей) в классе изделий с национальными узорами в одежде, на предметах быта.
Книга с
иллюстрациями по народным прикладным видам деятельности
Выявление и соблюдение национальных традиций, описание национальной одежды, узоров.

Уважительное отношение к национальным традициям разных народов.
Фронтальная беседа.
10.05


62
Мир увлечений людей. Коллекционирование.

84-85
Урок- презентация.
1
Рассказывают (представляют) о своих увлечениях, показывают свои коллекции. Возможно участие коллекционеров, родителей (по возможности).
Домашние коллекции
Знание понятий: коллекция, экспонат, коллекционер.

Умение собирать информацию о предметах окружающего мира и презентовать её.
Творческое выступление.
13.05


63
Среда обитания – наш общий дом. Твой дом и двор.

88-89

Урок- выставка.
1
Рассуждают о своём участии в сохранении чистоты и красоты своего дома, двора, школьного здания и школьного двора; проводят разбивку клумбы в школьном дворе, посадку саженцев кустарников или деревьев.
К. и М. урок №14
Описание среды обитания, понимание её значения для человека.

Развитие эстетического восприятия окружающего, желания сохранять его чистоту и красоту.
Фронтальная беседа.
17.05


64
Итоговый проверочный урок. (Что мы узнали об окружающем мире, чему научились в
1 классе.)

ТПО с 36-37, 40
Урок контроля знаний, умений и навыков.
1
Выполняют работу в рабочей тетради, оценивают её, анализируют результаты своей учёбы в 1 классе.

Знание основных понятий о сезонных приметах, растениях, животных.

Проверяется умение находить нужную информацию из текста и иллюстраций; умение различать и классифицировать предметы окружающего мира; умение оценивать свои успехи в учёбе.
Комплексная проверочная работа.
20.05


65
Памятники культуры. Бережное отношение к ним.

93-95 ТПО с 39 задан 3
Урок – виртуальная экскурсия.
1
Учатся бережно относиться к старинным зданиям, памятным местам, восхищаются творениями великих зодчих России.
Презентация о памятниках
Знание памятников культуры всемирного значения, понимание необходимости их охраны.

Развитие патриотизма, любви к родному краю и к своей Родине, к её историческому прошлому, к памятникам культуры, созданным нашими предками.

Фронтальный опрос.
24.05


66
Родной город (село, край), его памятные
места.
(Экскурсия по родному городу, селу.)

90-92
Урок-экскурсия.
1
Наблюдают достопримечательности родного края; приводят в порядок памятные места; готовят сообщение об одном из них (по желанию).
Материалы и презентация о поселке
Выявление достопримечательностей, памятных мест, памятников природы, культуры родного города (села).

Развитие эстетического восприятие окружающего, формирование бережного отношения к историческим памятникам, уважительного отношения к святым местам.
Фронтальная беседа.
27.05


VII. Учебно–методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса



1. Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. – («Гармония»).
2. Окружающий мир: Рабочие тетради №1 и №2 для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014. – («Гармония»).

Печатные пособия.
Географические и исторические настенные карты.
Атлас географических и исторических карт.
Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.).
Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, композиторов и др).
Технические средства:
Электронные приложения (тесты, презентации, таблицы, мультимедийные карты).
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
видеофильмы, аудиозаписи.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
термометры для измерения температуры воздуха, воды;
лупа, компас, часы с синхронизированными стрелками, микроскоп, глобус Земли;
лабораторное оборудование для проведения опытов - Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения:
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения.
Натуральные объекты
коллекции полезных ископаемых, коллекция плодов семян растений, гербарии культурных и дикорастущих растений. Живые объекты.
Игры и игрушки:
настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр.), наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов, наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.



















VIII. Результаты освоения и система их оценки
Планируемые результаты освоения программы
В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у учеников первого класса сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения (коммуникативные, регулятивные, познавательные).
Личностные результаты
У первоклассника начнут формироваться:
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
бережное отношение к природе, культуре родного края.
У первоклассника могут быть сформированы:
желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;
эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
осознание важности сохранения своего здоровья.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);
принимать (с помощью учителя, сорегуляция) учебно-познавательную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;
-действовать согласно плану, составленному учителем;
оценивать (с помощью учителя, сорегуляция) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Первоклассник получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя, сорегуляция);
попробует проявлять инициативу (с помощью учителя или на интуитивном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.
Познавательные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;
подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;
целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;
пользоваться простыми условными обозначениями.
Первоклассник получит возможность научиться:
осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;
классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
строить речевое высказывание в устной форме;
кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Первоклассник получит возможность научиться:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Предметные результаты
Первоклассник научится:
выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;
различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.);
сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы;
различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространённые растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;
называть признаки живых существ; существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных; различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных;
приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
описывать, характеризовать изученные группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенно- му учителем, и на примере своей местности);
сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;
разпичать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц, насекомых, рыб;
называть части тела человека;
характеризовать признаки времён года;
объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;
участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.
Первоклассник получит возможность научиться:
ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
следовать правилам личной гигиены, безопасным нормам поведения в школе и других общественных местах;
соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
выполнять режим дня;
рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий делать сообщения о достопримечательностях родного города (села);
объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
классифицировать растения, грибы, животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным (учителем) основаниям;
объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
интерпретировать значение используемых условных знаков для обозначения природных объектов;
осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.);
осознать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;
создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);
понимать, что в окружающем мире огромное разнообразие живых существ и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; что среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека; что важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним.























проверочно-измерительные материалы



проверочная работа по окружающему миру. 1 класс ( итоговая)
1 вариант
А 1. Какое время года изображено на картинке ?
Отметь знаком «х».
1) осень
2) зима
3) лето
4) весна

А 2. Найди картинку, на которой изображен лист тополя. Отметь знаком «х».


А 3. Какой гриб изображен на картинке? Отметь знаком «х»
1) шампиньон
2) лисичка
3) белый гриб

А 4. Отметь знаком «х» только под съедобными грибами.



А 5. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах диких птиц?
Отметь правильный ответ знаком «х».
1) можно повредить яйца
2) птица бросит гнездо
3) птица испугается
А 6. К какой группе относятся животные: ёж, белка, мышь, лось?
Отметь знаком «х».
1) рыбы
2) земноводные
3) млекопитающие (звери)
4) птицы
А 7. К какой группе относятся животные, у которых 6 конечностей?
Отметь знаком «х».
1) пауки
2) насекомые
3) пресмыкающиеся
4) млекопитающие
А 8. Соедини стрелками название органа чувств и название чувств:
Глаза слух
Язык зрение
Уши вкус
Нос осязание
Кожа обоняние
А 9. Как называется орган человека, который может улавливать различные запахи? Отметь знаком «х».
1)Ухо
2) глаз
3) рука
4) нос
А 10. Отметь знаком «х» слова, которые характеризуют здорового человека.
1) Не курит 4)занимается физкультурой 7) часто болеет
2) закаленный 5) имеет хороший аппетит 8) много гуляет
3) бледный 6) всегда в хорошем настроении 9) ловкий
А 11. Зачем нужно знать свой организм? Отметь знаком «х».
1) чтобы сохранять и укреплять своё здоровье
2) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться
3) чтобы умело использовать свои возможности
В 12. Продолжи предложения.
Я живу в стране ___________________________ .
Столица моей Родины – город _________________ .
В 13. Кто является главой государства в России? Напиши.
_______________________________________________________________
С 14. Найди государственный флаг нашей страны и раскрась его.




С 15. В лесу вырубили старые дуплистые деревья. Вскоре молодой лес погиб. Объясни, почему?
___________________________________________________________________________________________________________________________________








2 вариант
А 1. К какому времени года относится эта картинка ?
Отметь знаком «х».
1) осень
2) зима
3) лето
4) весна

А 2. Найди картинку, на которой изображен лист березы. Отметь знаком «х».


А 3. Какой гриб изображен на картинке? Отметь знаком «х»
1) шампиньон
2) лисичка
3) белый гриб
А 4. Отметь знаком «х» только под ядовитыми грибами.



А 5. Что нужно делать, если ты в лесу нашел гнездо с яйцами диких птиц?
Отметь свой ответ знаком «х».
1) потрогаю руками яйца
2) возьму домой
3) не буду трогать и брать
А 6. К какой группе относятся животные: журавль, иволга, пингвин?
Отметь знаком «х».
1) рыбы
2) земноводные
3) млекопитающие (звери)
4) птицы
А 7. К какой группе относятся животные, у которых 8 конечностей?
Отметь знаком «х».
1) пауки
2) пресмыкающиеся
3) насекомые
4) млекопитающие
А 8. Соедини стрелками название органа чувств и название чувств:
Глаза слух
Язык зрение
Уши вкус
Нос осязание
Кожа обоняние
А 9. Как называется орган человека, который помогает слышать звуки? Отметь знаком «х».
1)Ухо
2) глаз
3) рука
4) нос
А 10. Отметь знаком «х» слова, которые не характеризуют здорового человека.
1) Не курит 4)занимается физкультурой 7) часто болеет
2) закаленный 5) имеет хороший аппетит 8) много гуляет
3) бледный 6) всегда в хорошем настроении 9) ловкий
А 11. Зачем нужно знать свой организм? Отметь знаком «х».
1) чтобы сохранять и укреплять своё здоровье
2) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться
3) чтобы умело использовать свои возможности
В 12. Продолжи предложения:
Наше государство называется _______________________________ .
Столица нашей Родины - город ___________________________ .
В 13. Какие государственные символы России ты знаешь? Напиши.
_________________________________________________________________
С 14. Найди государственный флаг нашей страны и раскрась его.




С 15. В лесу вырубили старые дуплистые деревья. Вскоре молодой лес погиб. Объясни, почему?
___________________________________________________________________________________________________________________________________
















Лист коррекции
№ приказа директора школы на основе которого внесены изменения в рабочую программу
Вид коррекции (совмещение, использование резерва)
Номера и темы уроков, которые подверглись корректировке

























































































































































































































СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания
методического совета
МБОУ УДСОШ №2

От_____________№

Председатель методического совета
______________


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР
Н.Д. Кудина

______________________.2015г.



















13PAGE 15


13PAGE 142715







Рисунок 13Рисунок 16Рисунок 7Рисунок 34Рисунок 37Рисунок 40Рисунок 46Рисунок 10Рисунок 1Рисунок 43 Заголовок 315