Рабочая программа по предметному кружку Основы безопасности жизнедеятельности, 4 класс


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 2 1. Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Фе - дерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией д уховно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, пла - нируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы школы и ориентирована на работу в 4 классе МБОУ «СОШ №31 с углублен ным изу чением предметов художественно - эстетического профиля». 1 .1 Рабочая программа по кружку «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана для учащихся 4 Д класса , музыкаль ный профиль общеобразовательной школы. Направление: оздоровительное Тип программы: образовательная 1.2. Общие цели курса ОБЖ . Основной задачей обучения в начальных классах является получение первоначального представления о системе «Природа - Человек - Общество», о том, что такое жизнедеятельность и что лю бая деятельность потен циально опасна, а также привитие знаний и элементарных навыков безопасного поведения дома, на улице в школе, на природе. Важно как можно раньше дать детям общие понятия о многооб разии мира и его единстве, находящем отражение в триаде «При рода - Человек - Общество», включая многочисленные опасности повседневной жизни, природного и в некоторой части - техноген ного и социального характера. Необходимо прививать обучаю щимся чувство осторожности, но не боязни, элементарные навыки в безопасном поведении в разл ичных условиях. Поисковая дея тельность ребенка, основанная на непосредственном наблюдении за обычными сторонами жизни и использовании знакомых явле ний и предметов, позволяет при обучении увязывать содержание учебного материала с собственным опытом ученик а. 1.3. Сроки реализации программы : Программа рассчитана на 1 год (на 2014 - 2015 учебный год) 1.4. Основные принципы отбора материала. Обучение в начальных классах подчинено принципам системности и последовательности в изучении материала. В соответствии с модульным принципом в начал школе наиболее полно и основательно изучается важная тема «Обеспечение безопасности на улицах и дорогах», что научно обоснованно. На каждом уровне обучения, системно наращивая содержание, предусмотрено изучение основного комплекса вопросов безопасности пешехода и пассажира тран спорта с приобретением навыков и практическим закреплением их в ходе практических занятий, игр, использования компьютерных посо бий, основанных на современных мультимедийных технологиях. Все виды деятельности младших школьников направлены на формирование у них элементов культуры безопасности жизнедея тельности, воспитание личности, безопасной для себя, для окру жающих и для природной среды. 1. 5 Предполагаемые результаты. В результате освоения программы воспитанники будут иметь представления:  о несовпад ении приятной внешности и добрых намерений человека;  об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;  о нормах поведения при общении с другими дети, в том числе подростками;  о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;  о нормах поведения в с лучае, если ребенок потерялся на улице;  о правилах безопасного поведения на улице;  о местах на улице, где позволительно играть;  о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;  о ценности здоровой пищи;  о роли лекарств и витаминов; 3  о пользе о вощей и фруктов;  о способах решения к онфликтов и ссор между детьми;  о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях.  о необходимости следить за своей внешностью. знать:  домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес школы;  телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;  правила пользования телефоном;  правила поведения в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;  правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световы ми сигналами;  дорожные знаки для водителей и пешеходов;  разные виды транспорта;  разные способы проявления заботы о здоровье окружающих.  какие опасности встречаются в природе. уметь:  применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных с итуаций;  планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;  соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;  различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);  ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;  устанавливать причинно - следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к пр ироде;  бережно относиться к своему здоровью. 1.6. Система оценки достижений. Формы контроля ЗУН : беседа; фронтальный опрос; индивидуальный опрос; практикум; тестирование . 1.7. Специфика класса. В классе обучается 21 учащийся: По исследованиям на начало учебного года в 4 классе, учащиеся показали следующий результат:  высокий уровень школьной мотивации у 7 учащихся, что составляет 33,33 %, средний уровень мотивации - у 12 учащихся - 57,14 %, низкий уровень мотивации - 2 ученика - 9,52%.  Учащиеся 4Д класса с пособны адекватно судить о причинах своего успеха / неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием - 14 человек, 67%.  Учащиеся умеют осуществлять действие по образцу и заданному правилу - 18 человек, 86%  Умеют контролировать свою деятельность по результату: на среднем уровне - 57 % , на низком уровне - 19% , на высоком - 24%.  Учащиеся умеют осуществлять причинно - следственные связи и отношения, взаимосвязанные с речевым компонентом интеллекта на среднем уровне - 57%, у 19% учащихся – уровень ниже среднего, на низком уровне - 24%  Учащиеся 4 Д класса имеют средний уровень работоспособности. 1.8. Художественно - э стетическая направленность. Рабочая программа учи тывает особенности учащихся 4 Д класса , в котором будет осуществ ляться учебно - познавательный процесс: уча щиеся любознательны, активны в условиях специально 4 организо ванной деятельности: могут сотрудничать в парах, в группах, организовывать работу самостоятельно. В связи с профилем школы №31 в программе уделено внимание и художественно - эстетическому образо ванию и воспитанию. Художественно - эстетическое образование и воспитание связано с формированием способностей адекватного восприятия прекрасного в окружающей действительности и умение его преобразовывать по законам красоты. Учитель и ученик, опираясь на эстетизацию всего педагогического процесса через художественное образование и воспитание нацелены на формирование, проявление и реализацию собственной индивидуальности. Эстетизация учебного процесса возможна через формирование филосовского мировоззрения, через конструирование содержания образования от общего к частному, когда каждый предмет своим содержанием раскрывает сущность предмета как эстетическую категорию. 2. Пояснительная записка . 2.1 . Рабочая программа составлена на основе программы для начальных классов, примерного содержания программы по ОБЖ для 1 - 4 классов, авторы Л.П.Анастасов а, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова. Программа составлена в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», « О защите населения и территорий от ЧС прир одного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», « О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы безо пасности жизнедеятельности» для учащихся 1 - 4 классов образовательных учреждений. Актуальность: с возрастанием интенсивности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения. В то же время возрастает количество несчас тных случаев с детьми. Это во многом происходит потому, что учащиеся не владеют правилами безопасного поведения во дворе, на улице или дороге современных городов и, нарушая их, не осознают возможных опасных последствий своих действий. Ни для кого не секре т, что сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу испытываем мы за самых беззащитных граждан – детей. Поэтому очень важным является поиск путей обучения и воспитания школь ников, способных обеспечить привычность и естественность соблюдения правил безопасного поведения в современных условиях. Практическая значимость: з адача взрослых, и родителей и педагогов, состоит в том , чтобы не только самим о берегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными, сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, то есть от этого зависит их здоровье и безо пасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могу т оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» является стимулирование равзития у них самстоятельности и ответвенности. В связи с этим, традиционные формы обучения, принятые в школ ах, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Программа курса «О сновы бе зопа сности жизнедеятельности» разработан а в рамках Государственной целевой программы обучения населения. Курс «О сновы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности «безопасного типа», - личности, хорошо знакомой с современными пробле мами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества. 2.2. Цели и задачи курса Цель: 5  Дать учащимся научные знания, ох ватывающие теорию и практику защиты человека и общества от опасных и вредных факторов различного характера, реализация современных тенденций образования: «Научить жить здесь и теперь», «Ф ормирование способности жить в условиях постоянных перемен». Основн ые задачи :  усвоение основных правил безопасного поведения дома, в школе, на улице и дороге, за городом;  знание простейших приемов и действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе способов оказания или поиска помощи;  знание основ здорового образа жизни;  овладение простейшими навыками оказания первой медицинской помощи. Школьников следует научить главной формуле безопасности, которая гласит : «ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ; ПРИ ВОЗМОЖНОСТИ – ИЗБЕГАТЬ ЕЕ; ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ - ДЕЙСТВОВАТЬ». 2.3. Обща я характеристика учебного пред мета Среди технологий, методов и приёмов развития УУД через предмет ОБЖ особое место занимают учебные ситуации, которые специализирова ны для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить метапредметный характер. Типология учебных ситуаций ОБЖ может быть представлена такими ситуациями, как: • ситуация - проблема — прототип реальной проблемы, котор ая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения); • ситуация - иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситу ация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения); • ситуация - оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить с воё адекватное решение; • ситуация - тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению). 3. Место курса в учебном плане внеурочной деятельности : Объём учебного времени, отводимого на изучение материала кружка в 4 классе – 1 часа в неделю, 34 учебные недели (34ч.). 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета - ценностное отношение к своему здоро вью, здоровью близких и окружающих людей; - элементарные представления о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте; - первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; - первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; 5. Личностные , метапредметные и предметные результаты освоения программы . Личностными результатами обучения ОБЖ являются : • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.  - эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; 6  Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.  Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.  Приня тие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.  Понимание ценности любой жизни; освоение правил безопасного поведения в обществе. Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются: • ов ладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно - следственные связи опасных ситуаций и и х влияние на безопасность жизнедеятельности человека; • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбора средств реализац ии по ставленных целей, оценивания результатов своей деятельности в обеспечении личной безопасности; • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повсед невной жизни и в чрезвычайных ситуациях; • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; • формирование умени й взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются: 1. В познавательной сфере: • знания об опасных и чрезвыча йных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных си туаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности. 2. В ценностно - ориентационной сфере : • умения предвидеть возникновение опасных ситуа ций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, прое ктировать модели личного безопасного поведения. 3. В коммуникативной сфере : • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных Развитию регулятивных ун иверсальных учебных действий способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения 7 графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя. К концу 4 класса учащиеся должны знать:  правила перехода дороги;  правила движения на велосипедах;  правила безопасного поведения при следовании железнодорож ным транспортом, обязанности пасс а жира;  основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, п ри к а тании на лодке. Способы и средства спасания утопа ющих. Основные спасательные сре д ства;  как ориентироваться на местности. Как организовать безопас ную переправу через водную пр е граду;  меры пожарной безопасности при разведении костра;  когда следует выз ывать «скорую помощь» и порядок ее вызова;  основные понятия — «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, влияющие на состояние здор о вья (курение, алкоголь, ток сикомания). К концу 4 класса учащиеся должны уметь:  правильно переходить дорогу, перекресток;  ориентироваться на местности: определить стороны горизон та по компасу и местным предметам. Определить расстояние по кар те и по местности. Организовать без о пасную переправу через неболь шой ручей или канаву. Завязать 1 — 2 вида узлов, развести и пог а сить ко стер;  вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусе насекомыми, собакой, кошкой, при кровот е чении из носа;  оказать первую помощь при травме опорно - двигательного ап парата (кисти рук, бе д ра, колена). 6. Тематическое планирование по ОБЖ. Дата № п/п Основное содержание программного материала Способы достижения цели. Виды деятельности Основы здорового образа жизни. 10ч. 1. 01.09 - 06.09 Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Коллективная фронтальная работа на актуализацию знаний по данной теме. 2. 08.09 - 13.09 Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Групповая работа на составление памятки с опорой на установление характера взаимосвязей. 3. 15.09 - 20.09 Режим дня. Индивидуальная работа по составлению своего режима дня. 4. 22.09 - 27.09 Здоровое питание. Групповая работа на составление правил здорового питания с опорой на устан овление характера взаимосвязей. 5. 29.09 - 04.10 Профилактика переедания, пищевых отравлений. Коллективная фронтальная работа по данной теме, направленная на составление логически 8 аргументированных правил питания . 6. 06.10 - 11.10 Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Групповая работа на составление правил профилактики инфекционных заболеваний. 7. 13.10 - 18.10 Профилактика инфекционных заболеваний. Групповая работа на составление правил профилактики инфекционных заболевани й. 8. 20.10 - 25.10 Вредные привычки. Курение и его влияние на состояние здоровья. Коллективная и парная работа по данной теме, направленная на формирование способности мышления к осуществлению операций обобщающего характера (составление памятки, листовк и) 9. 27.10 - 01.11 Вредные привычки. Алкоголь и его влияние на состояние здоровья. Индивидуальная и парная работа по данной теме, направленная на формирование нового уровня инициативы и самостоятельности. 10. 10.11 - 15.11 Профилактика вредных привычек. Обобщение по теме. Отчет пар о своей работе. Основы медицинских знаний и оказ ание первой медицинской помощи. 7ч. 11. 17.11 - 22.11 Основные виды травм у детей. Коллективная работа. Упражнения на формирование умения сравнивать, осуществлять группировку по нескольким признакам. 12. 24.11 - 29.11 Средства помощи при травмах. Коллективная работа. Упражнения на формирование умения сравнивать, осуществлять группировку по нескольким признакам. 13. 01.12 - 06.12 Первая медицинская помощь при ушибах и кровотечениях . Коллективная работа с приглашением медика. Выпол нение в парах упражнений практическ ого характера 14. 08.12 - 13.12 Правила обработки ран. Коллективная работа с приглашением медика. Выпол нение в парах упражнений практическ ого характера 15. 15.12 - 20.12 Перев язка ран. Коллективная работа с приглашением медика. Выпол нение в парах упражнений практическ ого характера 16. 22.12 - 27.12 Переломы, вывихи и растяжения связок. Коллективная работа с приглашением медика. Выпол нение в парах упражнений практическ ого характе ра . 17. 12.01 - 17.01 Первая медицинская помощь при травмах опорно - двигательного аппарата. Коллективная работа с приглашением медика. Итоговое тестирование. Практическая работа по оказанию первой помощи.. 9 Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. 17 ч. 18. 19.01 - 24.01 Опасные шалости. Возможные последствия шалостей. Индивидуальная самостоятельная работа с литературой , парная работа по составлению памятки безопасного поведения. 19. 26.01 - 31.01 Опасные игру шки. Индивидуальные презентации детей по данной теме. 20. 02.02 - 07.02 Опасная высота. Индивидуальные презентации детей по данной теме. 21. 09.02 - 14.02 Практическое занятие. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Выпол нение в парах упражнений практическ ого характера . Составление памятки безопасного поведения в быту. 22. 16.02 - 21.02 Правила безопасного поведения на дорогах. Выпол нение в парах упражнений практическ ого характера . Составление памятки безопасного поведения на дороге. 23. 24.02 - 28. 02 Правила перехода дорог. Групповая работа по составлению листовок. 24. 02.03 - 07.03 Соблюдение правил движения велосипедистами. Индивидуальная работа с дополнительной литературой, презентации детей по данной теме. 25. 09.03 - 14.03 Причины дорожно - тра нспортного травматизма Индивидуальная работа с дополнительной литературой, презентации детей по данной теме. 26. 16.03 - 21.03 Ориентирование на местности. Индивидуальная работа с дополнительной литературой, презентации детей по данной теме. 27. 30.03 - 04.04 Определение сторон горизонта по местным признакам. Индивидуальная работа с дополнительной литературой, презентации детей по данной теме. 28. 06 .04 - 1 1 .04 Определение сторон горизонта по компасу. Коллективная работа. Упражнения на формирование умения сра внивать, осуществлять группировку по нескольким признакам. Выпол нение в парах упражнений практическ ого характера . 29. 13.04 - 18 .04 Определение сторон горизонта по солнцу. Коллективная работа. Упражнения на формирование умения сравнивать, осуществлять групп ировку по нескольким признакам. Выпол нение в парах упражнений практическ ого характера . 30. 20.04 - 25.04 Безопасная переправа через водную преграду. Коллективная работа. Упражнения на формирование умения сравнивать, осуществлять группировку по нескольким при знакам. Выпол нение в парах упражнений практическ ого характера . 31. 27.04 - 02.05 Умение вязать узлы. Групповая практическая работа. 32. 04.05 - 08.05 Меры пожарной безопасности при разведении костра. Индивидуальная работа. Групповая работа по составлению лист овок . Выпол нение в парах упражнений практическ ого характера 10 33. 11.05 – 16.05 Правила безопасного поведения на воде. Индивидуальная работа с дополнительной литературой, презентации детей по данной теме. Коллективная работа по составлению свода правил поведе ния на воде. 34. 18.05 - 23.05 Практическое занятие. Правила поведения на воде. Итоговое тестирование детей. Практическое применение правил. Итого 34 часа 7. Учебно - методическое и м атериально - техническое обеспечение образовательного процесса : 7.1. Ресурсное о беспечение реализации Программы. программа по ОБЖ для 1 - 4 классов, авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова. Поурочные разработки по основам б езопасности жизнедеятельности. 4 класс. Т.Н. Максимова, Москва. «ВАКО», 2012 год. 7.2.М атериально - техническое обеспечение образовательного процесса : Телевизор. Ноутбуки (мобильный кабинет.) Магнитная доска. Интерактивная доска. Измерительные приборы. Компьютерные и информационно - коммуникативные средства обучения. Интегрированная среда для поддержки учебного процесса в начальной школе: Учебное электронное издание «Начальная школа. 1 - 4 классы» - ЗАО Телевизионное объединение «Продюсерский центр. Школа». 2004г 7. 3. Рекомендуемая литература. 1. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. – (педагогика. Психология. Управление.) Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия/авт. – сост. Н.В .Лободина, Т.Н.Чурилова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 205 с . 2 . Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В., Смирнов А.Т., Маслов М.В. Основы безопасности жизнедеятельности для 1 – 4 классов начальной шк олы. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни. (Под редакцией А.Т. Смирнова) Москва «Просвещение», 2008. 3. Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1 — 4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект дл я школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2003. 4. Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуа ций природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1998 — 2002. 5 . Борисова У.С. Программа курса валеологии «Расти здоровым». http://festival.1september.ru/articles/312400/ 6 . Басова Е.Д. Валеологическое образование в начальной школе//Управление начальной школой. № 2, 2010. 7 . Мелентьева М.С., Раицкий А.А. Образовательная программа по валеологии (для начальной школы). http://festival.1september.ru/articles/213370/ 11 8 . Шакурова И.И. Авторская программа «Я расту здоровым»//Учительская. Июль 2009. Институт развития образования Республики Татарстан. 9 . Умнягина Е.Г. Программа курса «Азбука здоровья» для младших школьников. http://festival.1september.ru/articles/519723/ 10 . Зимние подвижные игры: 1 – 4 классы./ Авт. - сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009. 11. Клуб здоровья и долголетия. 12 . Марченко Е.Ю. Серия уроков по пожарной безопасности в начальной школе. http :// www . openclass . ru / dig - resource /86743 13 . Николаева Л.Н. Огонь друг или враг ? 1 класс. http :// nach .21205 s 02. edusite . ru / p 14 aa 1. html 14 . Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здор овья, или Школа докторов природы (1 - 4 классы). – М.: ВАКО, 2007. 15 . Подвижные игры: 1 – 4 классы./ Авт. - сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007. 16 . Пожарная безопасность. http://www.scool16.ru/i ndex.files/Page2157.htm 17 . Правила безопасного поведения в быту. http://theobg.by.ru/bit.htm 18 . Правила поведения на природе. http://collection.cross - edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210 - 86a6 - 11da - a72b - 0800200c9a66/22087/ 19 . Пожарная безопасность. http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm 20 . С осунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Ч.1. Ч.2. – СПБ.: ИД «М и М»,