Рабочая программа по кружку «Оч.умелые ручки»


Кружок «Оч. умелые ручки»
Пояснительная записка  
Рабочая программа кружка «Оч. умелые ручки» разработана в соответствии:
с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании»;
с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
с образовательными потребностями и запросами участников образовательного процесса.
Цель:
организация самостоятельной деятельности детей,  развитие личности ребенка, его творческого потенциала
обучение элементарным трудовым навыкам, развития самосознания, побуждения к творчеству. 
овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.
Задачи:
воспитывать трудолюбие, потребность в труде, воспитывать умение видеть и чувствовать прекрасное, самостоятельность, аккуратность в работе, умение доводить начатую работу до конца;
развивать образное и пространственное мышление, развивать творческую активность и художественный вкус, фантазию, развивать усидчивость, терпение при выполнении более сложных работ, требующих продолжительного времени. Уверенность в своих силах и знаниях.
Ведущие теоретические идеи
- создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала
каждого ребенка и его самореализации.
Актуальность избранной проблемы в раннем выявлении и развитии способностей одаренных детей.Педагогические методы:
- опора на интерес;
- сочетание репродуктивного и творческого начала;
- коллективно-индивидуальные формы работы на занятиях, позволяющие активизировать работу всех учащихся;
- использование соревновательных форм.
Общая характеристика курса
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с различным материалом.
В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлена творческая проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
- знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
- овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;
- первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
- проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
- использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
- изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
В программе интегрируется содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа, интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 1 года освоения, в объёме 68 часов, по два часа в неделю.
Содержание программы
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности).
Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования
Личностные
У обучающегося будут сформированы Обучающийся получит возможность для формирования
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания
Регулятивные
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные
-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Формы проверки результатов
- Качество выполнения практических и творческих заданий учащихся;
-Участие в школьных мероприятиях;
- Развитие творчества учащихся.
Методы
Объяснительно- иллюстративные:
- рассказ, беседа, лекция и т.д.
- показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;
Репродуктивные:
учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
Эвристические:
- разработка проектов, эскизов;
- подбор материала для изготовления изделия, красок;
- участие в школьных выставках.
Тематическое планирование
№ тема деятельность учащихся
1 Вводное занятие. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Работа в группе.
2 Инструктаж по технике безопасности. 3 Забавные самоделки Знакомство с техникой оригами. Изготовление изделия лебедь, танк, ваза (по выбору учащихся). Работа в группе.
4 Забавные самоделки в технике модульного оригами. 5 Изготовление изделия лебедь, ваза. 6 Изготовление изделия лебедь, ваза 7 Квилинг –искусство бумагокручения. Изготовление подарочных открыток, картин. Работа в группе.
8 Знакомство с техникой 9 Квилинг. Изготовление подарочных картин 10 Изготовление картин 11 Плетение из газетных трубочек. Скручивание трубочек из газет двумя способами. Изготовление изделий ваза, корзина (по выбору учащихся).
12 Освоение техники 13 Плетение из газетных трубочек. Основание. 14 Плетение из газетных трубочек. Стенки. 15 Плетение из газетных трубочек. Форма. 16 Плетение из газетных трубочек. Выставка изделий. 17 Панно из семян. Изготовление картин из семян и крупы. Работа в группе.
18 Мозаика из семян. 19 Аппликация из семян и крупы. 20 Аппликация из семян и крупы. 21 «Волшебное тесто» Приготовление солёного теста. Выполнение работ из солёного теста. Работа в группе.
22 Вводное занятие. Инструктаж. 23 «Волшебное тесто». Эскиз. 24 Создание картин. 25 Картины из теста. 26 Картины из солёного теста. 27 Знакомство с техникой «декупаж». Декупаж на канве. Декупаж на свече
Декупаж с салфеткой. Работа в группе.
28 Изготовление салфетки. 29 Знакомство с техникой выжигания. Техника безопасности. Выжигание картин на деревянных заготовках.
30 Выжигание по дереву. Эскиз. 31 Выжигание. Оформление рисунка. 32 Выставка работ. 33 Вязание на спицах. Техника безопасности. Вязание на спицах.
34 Выбор эскиза 35 Декоративные изделия. 36 Формирование узора. 37 Салфетка. 38 Выставка работ. 39 Вышивка. История. Вышивка крестиком.
40 Техника безопасности. Виды вышивки. 41 Вышивка крестиком. 42 Вышивка. Эскиз. 43 Народная вышивка. 44 Салфетка. 45 Бисероплетение. Знакомство с техникой. Изготовление изделий из бисера (по выбору учащихся).
46 Поделки из бисера 47 Выбор эскиза. 48 Бисероплетение. 49 Знакомство с вышивкой лентами. Вышивка лентами картин.
50 Выбор эскиза. 51 Оформление работы. 52 Вышивка лентами. 53 Выставка работ. Анализ. 54 Лоскутное шитьё. Пэчворк. Изучение лоскутного шитья. Работа в группе.
55 Изготовление прихватки, сумочки. 56 Техника вышивания изонить. Техника безопасности. Знакомство с оригинальный видом декоративно-прикладного искусства - изонить. Изготовление картин.
57 Знакомство с искусством. Выбор эскиза. 58 Заготовка макета изделия. 59 Технология выполнения. 60 Техника вышивания изонить. 61 Выставка работ 62 Канзаши. Знакомство с искусством. Знакомство. Изготовление изделий. Работа в группе и паре.
63 Знакомство с техникой. Выбор эскиза. 64 Канзаши декоративно-прикладное искусство. 65 Заготовка макета изделия. 66 Выполнение работы. 67 Выставка работ 68 Творческий отчёт в конце
года. Подготовка творческих работ к выставке. Работа в паре, группе.
ИТОГО Организационно - методическое обеспечение программы.
1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.
2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.
5. Материалы и инструменты: краски акриловые, грунт акриловый, текстурная паста, гуашь, кисти, клей ПВА, лак глянцевый. Контуры, открытки, распечатки, шнуры, бисер, бусины;
Различные объекты декорирования: доски разделочные, панно, шкатулки, тарелки, вазы, рамки и другие предметы интерьера.
Инструменты: ножницы, карандаши, кисти, высечки и прочее.
6. Помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.
7. Компьютер для показа презентаций.
Список литературы:
1. А.А.Зайцева «Бумажное кружево». Издательство «Эксмо» Москва 2010 год , 60 с.
2.А.А.Зайцева «Мозаика у вас дома». ». Издательство «Эксмо» Москва 2010 год , 60 с3. М.А. Гукасова «Аппликация». Издательство «Просвещение» Москва 1987г.124 с.
4. М.О.Синеглазова «Удивительное солёное тесто». М. Издательский Дом МПС, 2007г. 132с.
5. В.В.Выгонов «Трудовое обучение». М «Первое сентября», 2003г. 195с.
Материально-техническое обеспечение
Основания и цели разработки требований.
Настоящие требования к оснащению образовательного процесса разработаны на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования по технологии. Они представляют собой требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые к образовательным учреждениям в условиях ввода государственных стандартов по технологии. Требования включают перечни инструментов и оборудования для выполнения практических работ, демонстрационного оборудования, книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, моделей, натуральных объектов, развивающих игр и игрушек. Таким образом, настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из соответственного задачам комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.
Новизна разработанных требований.
Обновление содержания образования связано с расширением вариативности путей достижения целей изучения образовательной области «Технология», предоставлением учителю свободы в выборе объектов труда и изучаемых технологий с целью более полного учета интересов учащихся, возможностей школы и требований современной жизни. Личностная ориентация образования реализована в стандарте через предоставление учащимся возможности выбора полезных объектов труда в процессе изучения всех разделов образовательной области «Технология». Значительная часть содержания стандарта ООТ направлена на приобретение учащимися общетрудовых знаний, умений и навыков, необходимых в последующей деятельности независимо от ее вида, подготовку школьников к ведению домашнего хозяйства.
Деятельностный характер обучения реализован в стандарте через достижение целей изучения образовательной области «Технология» в процессе освоения разнообразных способов практической деятельности по изготовлению полезных объектов труда.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.
Принципиальное значение для реализации требований образовательного стандарта по технологии является обеспеченность мастерских инструментами, оборудованием и расходными материалами.
При составлении требований к оснащению образовательного процесса учитывался ряд особенностей функционирования школьных мастерских. Технические характеристики применяемого оборудования должны соответствовать психофизиологическим возможностям школьников 5-8 классов, учебное оборудование должны быть компактным, чтобы не перегружать объем помещения мастерской и при этом состав учебного оборудования должен обеспечивать возможность выполнения всех основных технологических операций, предусмотренных примерными учебными программами, при безусловном выполнении требований безопасности труда.
Требования к оснащению кабинетов по растениеводству и животноводству могут быть дополнены оборудованием на базе кабинетов биологии и химии, а перечень учебного оборудования для электротехнических работ может быть дополнен оборудованием кабинета физики.
Освоение содержания «Технологии» происходит в процессе практической деятельности учащихся, поэтому в требования включено большое количество инструментов, технологического оборудования и т.п., что обеспечивает широкий диапазон технологической подготовки школьников, начиная с простых ручных операций, и кончая воплощением конструкторских идей при выполнении самостоятельных творческих проектов.
Включенные в требования контрольно-измерительные приборы и инструменты позволяют осуществлять контроль качества изготовленных изделий, а наличие коллекций натуральных образцов - выполнять разнообразные лабораторно-практические работы.
Каждая учебная мастерская должна быть обеспечена необходимой методической и справочной литературой, техническими средствами обучения, обеспечивающими возможность просмотра слайдов, видеофильмов, компакт-дисков по изучаемым разделам технологии.
Реализация принципа вариативности.
Содержание технологических процессов, составляющих основу стандарта, позволяет осуществлять обучение учащихся на объектах различной сложности и трудоемкости, согласуя их с возрастными возможностями учащихся и уровнем их общего и технологического образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья школьников.
Большая роль в обучении технологии отводится самостоятельной работе учащихся. В связи с этим основное внимание было уделено включению в состав требований средств обучения, обеспечивающих самостоятельную творческую работу учащихся. Наряду с традиционными для процесса преподавания демонстрационными средствами обучения в требования включено учебное оборудование, обеспечивающее процесс учения. Эту функцию призваны выполнить большое количество дидактических раздаточных материалов, экранно-звуковые средства обучения, ролевые и деловые игры.
В требования включены полифункционалъные средства обучения, обеспечивающие межпредметные связи и связи между разделами технологии: динамические модели, таблицы, плакаты, транспаранты, которые могут стать для школьников объектами проектирования.
В настоящее время в практику преподавания вводятся принципиально новые носители информации. Значительная часть новых учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, графики, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на электронных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования собственной библиотеки электронных изданий. Поэтому желательно создать технические условия для использования компьютерных и информационно-коммуникативных мультимедийных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).
Современный период характеризуется активным обновлением материально-технической базы технологического образования школьников. Появляются новые виды ручных инструментов для обработки различных материалов, начинает использоваться ручной электроинструмент, на занятиях находят применение малогабаритные настольные многофункциональные станки. В этой связи многие позиции требований сформулированы в обобщенном виде, чтобы дать возможность учебным заведениям использовать уже существующее материально-техническое обеспечение и, в то же время пополнять свою базу новым оборудованием и методическими разработками.
Расчет количественных показателей материально-технического обеспечения.
Количество единиц учебного оборудования для мастерских по обработке металла, древесины, ткани и пищевых продуктов рассчитывалось из условия деления класса из 30 учащихся на две равные группы по 15 человек. При большей средней наполняемости классов в общеобразовательном учреждении в объем комплектации необходимо вносить соответствующие коррективы. Подгруппы при этом должны иметь численность не более 15 человек.
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
К – для каждого ученика (15 ученических комплектов на мастерскую плюс один комплект для учителя);
М – для мастерской (оборудование для демонстраций или использования учителем при подготовке к занятиям, редко используемое оборудование);
Ф– для фронтальной работы (8 комплектов на мастерскую, но не менее 1 экземпляра на двух учеников,);
П – комплект или оборудование, необходимое для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся (4-5 человек);
Характеристика учебных помещений
Помещения мастерских по различным направлениям технологии должны быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Они должны отвечать Санитарно-эпидемическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.2. 178-02). Новым в оснащении мастерских технологий является создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в том числе для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).
Настоящие рекомендации могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).
№ Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечания
Основная школа.
Старшая школа Направления технологической подготовки Базовый уровень Профильный уровень Технический труд Обслуживающий труд Сельскохозяйственный труд 1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Стандарт основного общего образования по технологии М М М Стандарт по технологии, примерные программы, рабочие программы входят в состав обязательного программмно-методического обеспечения мастерских технологии.
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации.
При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете технологии, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по основным разделам предмета технологии. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.
Стандарт среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень) М Стандарт среднего (полного) общего образования по технологии (профильный уровень) М Примерная программа основного общего образования по технологии М М М Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по технологии М Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по технологии М Рабочие программы по направлениям технологии М М М М М Учебники по технологии для 5, 6, 7, 8, 9 , 10, 11 класса К К К К К Учебники для начального профессионального образования К К В соответствие с профилем технологической подготовки
Рабочие тетради для 5, 6, 7, 8, 9 класса К К К Комплект дневников наблюдений за развитием сельскохозяйственных растений и животных К Другие дидактические материалы по всем разделам каждого направления технологической подготовки учащихся М М М М М Сборники учебных проектов, познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным разделам и темам.
Научно-популярная и техническая литература по темам учебной программы. Д Д Д Д Д Научно-популярные и технические периодические издания и литература, необходимая для подготовки творческих работ и проектов должны содержаться в кабинетах технологии и в фондах школьной библиотеки
Нормативные материалы (ГОСТы, ОСТы, ЕТКС и т.д.) по разделам технологической подготовки М М М М М 2 экз. на мастерскую
Справочные пособия по разделам и темам программы М М М М М 2 экз. на мастерскую
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) М М М М М Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских М М М М М 2. Печатные пособия Таблицы (плакаты) по безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки М М М М М Таблицы (плакаты) по основным темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся М М М М М При выделении основных тем раздела следует ориентироваться на примерные программы по направлениям технологической подготовки
Раздаточные дидактические материалы по темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся К,
ПК,
ПК,
ПК,
ПК,
ПТехнологические карты, схемы, альбомы и другие материалы для индивидуального, лабораторно-группового или бригадного использования учащимся
Раздаточные контрольные задания К К К К К Портреты выдающихся деятелей науки и техники М М М М М Комплекты портретов для различных разделов направлений технологической подготовки
Плакаты и таблицы по профессиональному самоопределению в сфере материального производства и сфере услуг. М М М М М 3. Информациионно-коммуникационные средства Мультимедийные моделирующие и обучающие программы, электронные учебники по основным разделам технологии. М М М М М Мультимедийные материалы должны быть доступны на каждом рабочем месте, оборудованном компьютером.
Электронные базы данных и Интернет-ресурсы должны обеспечивать получение дополнительной информации, необходимой для творческой деятельности учащихся и расширения их кругозора.
Электронные библиотеки и базы данных по основным разделам технологии. М М М М М Интернет-ресурсы по основным разделам технологии. М М М М М 4. Экранно-звуковые пособия Видеофильмы по основным разделам и темам программы М М М М М Видеофильмы по современным направлениям развития технологий, материального производства и сферы услуг. М М М М М Таблицы-фолии и транспоранты-фолии по основным темам разделов программы М М М М М Могут использоваться специальные подборки иллюстративного материала, учитывающие особенности авторских программ
Комплекты диапозитивов (слайдов) по различным темам и разделам программы М М М М М 5. Технические средства обучения Экспозиционный экран на штативе или навесной М М М М М С размерами сторон не менее 1,25х1,25 м.
Видеомагнитофон (видеоплейер) М М М М М Диагональ телевизора – не менее 72 см. Возможно использования «видеодвойки».
Телевизор с универсальной подставкой М М М М М Цифровой фотоаппарат М М М Для подготовки дидактического материала к уроку, использования для внеклассной работы
Мультимедийный компьютер М М М М М Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. С пакетами прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
Сканер М М М М М Принтер М М М М М Копировальный аппарат М М М М М Возможно использование одного экземпляра оборудования для обслуживания нескольких мастерских и кабинетов технологии
Мультимедийный проектор М М М М М Плоттер М М Графопроектор (Оверхед-проектор) М М М М М Диапроектор М М М М М Средства телекоммуникации М М М М М 6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Аптечка М М М М М Содержание аптечки обновляется ежегодно
Халаты К К К К К Должны выдаваться учащимся во всех мастерских при проведении практических работ
Очки защитные К К К К К Должны выдаваться учащимся при проведении работ, требующих защиты глаз
Раздел: Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
Верстак столярный в комплекте К Набор для выпиливания лобзиком К Набор столярных инструментов школьный К Конструкторы для моделирования простых машин и механизмов Конструкторы для моделирования технологических машин и механизмов Ф Наборы сверл по дереву и металлу
М Два набора на мастерскую. В соответствие с профилем работ, выполняемых в мастерской
Прибор для выжигания К Набор инструментов для резьбы по дереву К Наборы контрольно-измерительных и разметочных инструментов по дереву и металлу
К В соответствие с профилем работ, выполняемых в мастерской
Стусло поворотное М Струбцина металлическая К Колода М Верстак слесарный в комплекте К Набор слесарных инструментов школьный К Набор напильников школьный: К Набор резьбонарезного инструмента ПНабор обжимок, поддержек, натяжек для клепки ПНожницы по металлу рычажные М Печь муфельная
М Для закалки и отпуска инструмента и заготовок
Приспособление гибочное для работы с листовым металлом М Наковальня 30кг М Электроинструменты и оборудование для заточки инструментов М Демонстрационный комплект электроинструментов и оборудования используется учителем для объяснения теоретического материала и подготовки заготовок к урокам. Учащиеся могут быть допущены только к работе с оборудованием, сертифицированным для использования школьниками соответствующего возраста.
Электроинструменты и оборудование для сверления отверстий М, ПЭлектроинструменты и оборудование для точения заготовок из дерева и металла М, ПЭлектроинструменты и оборудование для фрезерования заготовок из дерева и металла М, ПЭлектроинструменты и оборудование для шлифования поверхностей М, ПЭлектроинструменты и оборудование для заготовки материалов (роспуск, фугование)
М Лабораторный электрощит М М М Устанавливаются в мастерских дерево и металлообработки.
Устройство защитного отключения электрооборудования М М М Система местной вентиляции М М М Раздел: Технологии ведения дома
Комплект инструментов для санитарно- технических работ ПППКомплект инструментов для ремонтно-отделочных работ ПППКомплект вспомогательного оборудования для ремонтно- отделочных работ ПППСантехнические установочные изделия Ф Ф Ф Комплект бытовых приборов и оборудования для ухода за жилищем, одеждой и обувью М М М Подбор приборов и оборудования должен отражать передовые технологии
Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Станок ткацкий учебный М Манекен 44 размера (учебный, раздвижной) М Стол рабочий универсальный К Машина швейная бытовая универсальная К ОверлокМ Два экз. на мастерскую.
Комплект оборудования и приспособлений для влажно-тепловой обработки М Два комплекта на мастерскую.
Комплект инструментов и приспособлений для ручных швейных работ К Комплект инструментов и приспособлений для вышивания К Комплект для вязания крючком К Комплект для вязания на спицах К Набор шаблонов швейных изделий в М 1:4 для моделирования ПНабор приспособлений для раскроя косых беек М Пять экз. на мастерскую.
Набор санитарно-гигиенического оборудования для швейной мастерской К Шаблоны стилизованной фигуры ПНабор измерительных инструментов для работы с тканями К Раздел: Кулинария
Санитарно-гигиеническое оборудование кухни и столовой М Фильтр для воды М Четыре экз. на мастерскую.
Холодильник М Печь СВЧ М Весы настольные М Два экз. на мастерскую.
Комплект кухонного оборудования на бригаду (мойка, плита, рабочий стол, шкаф, сушка для посуды) ПЭлектроплиты ПНабор кухонного электрооборудования ПНабор инструментов и приспособлений для механической обработки продуктов ПКомплект кухонной посуды для тепловой обработки пищевых продуктов ПНабор инструментов и приспособлений для тепловой обработки пищевых продуктов ПНабор инструментов для разделки рыбы ПНабор инструментов для разделки мяса ПМясорубка (электромясорубка) ПНабор инструментов и приспособлений для разделки теста ПКомплект разделочных досок ПНабор мисок эмалированных ПНабор столовой посуды из нержавеющей стали К Сервиз столовый М Два сервиза на 6 персон на мастерскую.
Сервиз чайный М Два сервиза на 6 персон на мастерскую.
Набор оборудования и приспособлений для сервировки стола М Два экз. на мастерскую.
Разделы: Растениеводство. Животноводство.
Весы технические с разновесами М Весы аналитические с разновесами М Лупа Ф pH- метр М прибор для демонстрации водных свойств почвы М Сушильный шкаф М Термометры для измерения температуры воздуха и почвы ПБарометр Ф Часы М Лотки для сортировки семян Ф Наборы сит ППланшеты Ф Мерительные и разметочные инструменты и приспособления ПГоршки цветочные 50М Чашки Петри 20М Очки защитные 1Ф Фартуки К Разборная Теплица М Инкубатор на 50 яиц М Овоскоп М Комплект инструментов и оборудования для работы на школьном учебно-опытном участке 1Ш Комплект малогабаритной сельскохозяйственной техники (мини трактор или мотоблок с комплектом навесных орудий) 1Ш Раздел: Электротехнические работы
Демонстрационный комплект электроизмерительных приборов М М М Состав комплекта определяется на основе примерной программы по соответствующему направлению.
Демонстрационный комплект радиоизмерительных приборов М М М Демонстрационный комплект источников питания М М М Демонстрационные комплекты электроустановочных изделий. М М М Демонстрационный комплект радиотехнических деталей М М М Демонстрационный комплект электротехнических материалов М М М Демонстрационный комплект проводов и кабелей М М М Комплект электроснабжения М М М Лабораторный комплект электроизмерительных приборов Ф Ф Ф Лабораторный комплект радиоизмерительных приборов Ф Ф Ф Лабораторный набор электроустановочных изделий Ф Ф Ф Конструктор для моделирования источников получения электрической энергии. К К К Конструктор для сборки электрических цепей К К К Конструктор для моделирования подключения коллекторного электродвигателя, средств управления и защиты К К К Конструктор для сборки моделей простых электронных устройств К К К Ученический набор инструментов для выполнения электротехнических работ К К К Провода соединительные К К К Раздел: Черчение и графика
Ученический набор чертежных инструментов К К К Прибор чертежный К К К Набор чертежных инструментов для выполнения изображений на классной доске М М М М М Комплект инструментов и оборудования для выполнения проектных работ по профилю обучения М, У М, У Проектные работы и изучение специальных технологий может осуществляться на базе профильных кабинетов и мастерских школы, межшкольных учебных комбинатов, учебно-опытных участков или школьных ферм.
Комплект оборудования и инструментов для начальной профессиональной подготовки учащихся в рамках предмета или технологического профиля К, М К, М 7. Специализированная учебная мебель Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления плакатов и таблиц М М М М М Компьютерный стол М М М М М Секционные шкафы (стеллажи) для хранения инструментов, приборов, деталей М М М М М Количество определяется потребностью конкретной мастерской и зависит от ее площади и типов (вместимости) средств хранения инструментов и оборудования
Ящики для хранения таблиц и плакатов М М М М М Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.) М М М М М Штатив для плакатов и таблиц М М М М М Специализированное место учителя М М М М М Предназначено для демонстрации инструментов, оборудования, объектов труда и приемов работы
Ученические лабораторные столы 2-х местные с комплектом стульев Ф Ф Ф Ф Ф Количество мастерских, кабинетов и классов для изучения технологии в школе определяется количеством реализуемых направлений технологической подготовки.
8. Модели (или натуральные образцы) Динамическая модель школьного учебно-опытного участка М Модели сельскохозяйственных орудий труда и техники М Модели электрических машин М Комплект моделей механизмов и передач М М М Модели для анализа форм деталей М М М Модели для демонстрации образования аксонометрических проекций М М М Модели образования сечений и разрезов М М М Модели разъемных соединений М М М Раздаточные модели деталей по различным разделам технологии К К К 9. Натуральные объекты Коллекции изучаемых материалов М М М Расходные материалы (пиломатериалы, фанера, красители, метизные изделия, шкурка, металлопрокат, ножовочные полотна, пилки для лобзика, материалы для ремонтно-отделочных работ, удобрения, средства защиты растений, пленка полиэтиленовая, бумага фильтровальная, горшочки и кубики торфяные и т.д.)М М М М М Количество расходных материалов определяется исходя из выбранных объектов труда школьников
Комплект образцов материалов и изделий для санитарно-технических работ М М М Комплект образцов материалов для ремонтно-отделочных работ М М М 10 Игры и игрушки Игры и игрушки, развивающие пространственное воображение ПППМогут быть использованы как образцы объектов при выполнении школьниками учебных проектов
Игры и игрушки, развивающие техническое мышление ПППИгры и игрушки, развивающие образное мышление ППП.