Конспект урока внеурочной деятельности Орнамент (8 класс)

Конспект урока внеурочной деятельности «Орнаменты» для учащихся 8 класса.


Тема: «Орнаменты. Творческие работы»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма урока: урок – практикум.
Учитель: Романова Любовь Николаевна
Цель:
1.Обучающиеся смогут объяснить, что такое орнаменты; обучающиеся поймут как получаются орнаменты; обучающиеся будут знать, где применяются и используются орнаменты.
2. Создать условия для развития элементов творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные задачи: - рассмотреть что такое орнамент, основные характеристики орнамента;       - выработать навыки построения орнамента;
Развивающие задачи: - развитие мыслительной деятельности, творческих способностей и логического мышления учащихся при выполнении практической работы;
- развивать умение самостоятельно работать;
- развивать пространственное мышление, воображение, кругозор, обогащать словарный запас детей;
-развивать наблюдательность, память учащихся;
Воспитательные задачи:
- показать, как орнаменты создают красоту в архитектуре, вышивке, керамике;
- воспитывать аккуратность, точность и внимательность при построении фигур;
- формировать положительное отношение к предмету, интерес к знаниям.

Планируемые результаты:
Личностные результаты: формировать устойчивый познавательный интерес, уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим.
Метапредметные результаты.
Коммуникативные УУД: формирование умений коллективной деятельности обучающихся, умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД: умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Предметные результаты: научиться строить элементы орнамента; орнамент по заданному алгоритму.
Оборудование: таблички для рефлексии, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карандаш простой, карандаши цветные, линейка, ножницы, листы бумаги, раздаточный материал.
Ресурсы: компьютерная презентация.

Структура урока.
I.Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Изучение нового материала.
IV Закрепление изученного материала
V. Физкультминутка
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
VIII. Рефлексия результативности, настроения.

Ход урока:

I Организационный момент
Учитель: - Здравствуйте, ребята. Ребята, мне хочется узнать с каким настроением вы пришли на урок?
Ученики: На отдельных листочках раскрашивают смайликов взависимости от настроения ( перед каждым учеником листок со смайликами.
II Актуализация знаний (слайд)
Ребята посмотрите на фотографии. Что вас привлекло в этих фотографиях?
О каком явлении может идти речь?
Ученик: Это узоры из повторяющихся элементов.
Учитель: Да, и такие узоры называютя орнаменты. Давайте напишем в тетради число и тему урока «Орнаменты». Мы сегодня познакомимся орнаментами. Научимся строить орнаменты. Поймём как они получаются, где применяются и используются. Прикоснёмся к прекрасному!

III Изучение нового материала
1. Объяснение материала. Беседа.
Слово «орнамент» произошло от латинского ornamentum – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и означает «узор из повторяющихся элементов».
Искусство создания орнамента восходит к далекой древности. Уже первобытные люди пытались украшать простейшими узорами глиняную посуду, рукоятки топоров, кожаные изделия.
Первые орнаменты складывались из отрезков прямых или кривых линий (рис. 30).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис.30
Интересно, что эти линии отражают самые ранние способы изготовления того предмета, на который они нанесены. С их помощью современные ученые могут воссоздать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] создания этих предметов.
Со временем орнаменты становились все более сложными, изысканными, художники включали в них хитросплетения различных линий, изображения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], даже надписи на изделии часто выполняли в виде орнамента см. фото.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Орнаментами украшали каменные и деревянные постройки, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] утварь, одежду, их высекали на камне, вырезали по дереву, выкладывали из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], вышивали на ткани, рисовали на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Главное, что характерно для орнамента, - это повторяемость его элементов. Рассмотрите внимательно орнаменты, представленные на рисунках.
Все они получены многократным повторением некоторого фрагмента – сдвигом фрагмента вдоль одной прямой на одно и то же расстояние. Вы знаете, что такое перемещение фигуры называют параллельным переносом.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Построить орнамент можно с использованием трафарета. Для этого положим на лист бумаги
линейку, приложим к ней трафарет и обведем контур отверстия карандашом (рис. 31). Линейка задает нам линию сдвига. Сдвинем трафарет вдоль линейки и вновь обведем контур отверстия.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис.31
IV Закрепление изученного материала
З а д а н и е 1 . Орнамент, изображенный на рисунке 32, построен с помощью трафарета буквы «ж» параллельным переносом вдоль вертикальной прямой на 1 см. Возьмите какой-нибудь трафарет и постройте с его помощью свой орнамент
Рис.32
З а д а н и е 2 .Рисовать орнаменты очень удобно на клетчатой бумаге. Перенесите рисунок 33 в тетрадь и продолжите построение орнамента. Раскрасьте повторяющийся элемент орнамента. На отрезке, какой длины сдвигается этот элемент?
З а д а н и е 3 .Нарисуйте от руки орнамент, который получается при параллельном переносе элемента (рис. 34) вдоль вертикальной прямой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис.33 Рис.34
З а д а н и е 4 . Орнамент на рисунке 35– часть украшения деревенской избы. Изобразите повторяющийся элемент этого орнамента.
З а д а н и е 5 . Элементы древних орнаментов можно встретить и в произведениях современных мастеров, например на решетке одного из московских мостов (рис. 36)
В верхней части решетки использован орнамент, характерный для древних мастеров (см. рис. 30), его часто можно видеть на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] амфорах. А основная часть решетки, как бы сплетенная из окружностей, создает образ летящей колесницы.

Рис.35
Воспроизведите рисунок решетки в тетради.
V. Физкультминутка
Упражнение «Буратино».
Учащимся предлагается закрыть глаза, представить, что нос стал как у Буратино  и, обмакнув нос в чернильницу написать, например слово «орнамент» и д.р.

З а д а н и е 6 . Постройте орнамент по следующему алгоритму:
1. перенесите четырехугольник в тетрадь (рис. 37);
2. нарисуйте второй четырехугольник, полученный сдвигом первого на 2 клетки вправо и 2 клетки вверх;
3. нарисуйте третий четырехугольник, полученный сдвигом второго на 2 клетки вправо и 2 клетки вниз;
4. последовательно повторите пункты 2 и 3. Раскрасьте получившийся орнамент.
Рис.36 З а д а н и е 7 . Орнамент в задании 6 получается с помощью двух параллельных переносов. Придумайте и постройте свой орнамент, который также получается с помощью двух параллельных переносов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 37
VI. Подведение итогов
-Сегодня на уроке вы попытались сами создавать красоту. Мы увидели, какое ощущение спокойствия, уверенности и красоты придают орнаменты.
В течение урока вы работали хорошо. Что нового вы узнали?
VII Домашнее задание: Придумать свой орнамент.
VIII Рефлексия результативности
Учитель: Предлагает продолжить предложение
«Сегодня на уроке
Я научился
Я узнал
Я закрепил»
– На этом урок окончен. Спасибо за работу.


15