Рабочая программа по внеурочной деятельности Умелые ручки, 1 класс


Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Рабочая  программа кружка «Умелые руки» составлена на основе программы Декоративно – прикладное искусство автора О. А. Кожиной, которая входит в примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование: авторы В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).
Данная программа кружка художественного творчества «Умелые руки» составлена из расчета 1 час в неделю (33 часа за учебный год) и рассчитана на один год обучения учащихся 6 - 7 летнего возраста, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения. В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий. Дети 7 – 9 лет способны на эмоционально – образном уровне выполнить предлагаемые задания: после рассматривания готового изделия, созданного руководителем, они сочиняют свой оригинальный объект дизайнерской мысли.
Программа кружка художественного творчества:
представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами.
удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои способности.
позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.
Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.
Краткая характеристика процесса обучения
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), приемы обучения.
Формы работы могут быть следующими: индивидуальная работа, работа в парах, в группах.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Подведение итогов может происходить в виде выставки, проведение конкурсов на выявление лучших работ по темам. Если при выполнении работы присутствовал метод проектов, его необходимо защитить.
Выставки:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Формы контроля:
Рейтинг готового изделия
Наблюдение
Беседа, объяснения учащихся
Практический контроль
Планируемый результат:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно- творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать систему универсальных учебных действий;
сформировать навыки работы с информацией.
Условия реализации программы.
Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.
В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Календарно - тематическое планирование
№ Тема Кол-во
часов Дата
План Факт
Работа с бумагой и картоном 14 ч 1 Вводное занятие. Правила безопасной работы с инструментами. «Из истории бумаги» 1 Познавательные УУД:
Учащиеся узнают правила безопасной работы с инструментами и материалами
Коммуникативные УУД:
Учатся взаимодействовать с соседом по парте 3.09.2015
2 Оригами «Лебедь и утка» 2 Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. 8.09.2015 3 Оригами «Лебедь и утка» 10.09.2015 4 Из истории аппликации. Обрывная аппликация «Чудо – дерево» 2 Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему 15.09.2015 5 Из истории аппликации. Обрывная аппликация «Чудо – дерево» 17.09.2015 6 Работа с бумагой. Изготовление аппликации «Лесные мотивы» 2 Познавательные УУД:
Учащиеся научатся правильно раскладывать лекала, выполнять задание на основе рисунков и схем.
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся выполнять проверку выполненных заданий по алгоритму
Личностные УУД:
Самоопределение: что уже известно, а что нет.
22.09.2015 7 Работа с бумагой. Изготовление аппликации «Лесные мотивы» 24.09.2015 8 Работа с бумагой, изготовление панно «Ежики» 2 Познавательные УУД:
Учащиеся научатся правильно раскладывать лекала, выполнять задание на основе рисунков и схем
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся выполнять проверку выполненных заданий по алгоритму 29.09.2015 9 Работа с бумагой, изготовление панно «Ежики» 1.10.2015 10 Изготовление аппликации «Мои любимые зверята» 1
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся правильно раскладывать лекала, выполнять задание на основе рисунков и схем
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся выполнять проверку выполненных заданий по алгоритму 6.10.2015 11 Мастерская оригами. Изготовление «Зайца» 1 Познавательные УУД:
Научатся строить логическую цепь рассуждений
Личностные УУД:
Научатся проявлять познавательную инициативу; научатся использовать рисунок, выполнять действия по заданному алгоритму 8.10.2015 12 Мастерская оригами. Изготовление «Котенка» 1 13.10.2015 13 Мастерская оригами. Изготовление шкатулки 1 15.10.2015 14 Чудесные тарелочки. Поделки из одноразовых картонных тарелок. «Солнышко» 2 Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Слушать и понимать речь других. 20.10.2015 Работа с природным материалом 11 ч 15 Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов 3 Познавательные УУД:
Научатся выполнять задания на основе рисунков и схем
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму 22.10.2015 16 Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов 27.10.2015 17 Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов 29.10.2015 18 Панно из семян 3 Личностные УУД:
Художественно – эстетическое оценивание 10.11.2015 19 Панно из семян 12.11.2015 20 Панно из семян 17.11.2015 21 Объемные композиции из природного материала 3 Познавательные УУД:
Учащиеся научатся правильно раскладывать лекала, выполнять задание на основе рисунков и схем
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся выполнять проверку выполненных заданий по алгоритму 19.11.2015 22 Объемные композиции из природного материала 24.11.2015 23 Объемные композиции из природного материала 26.11.2015 24 Изготовление поделок из шишек 2 Познавательные УУД:
Научатся использовать подручные материалы, выполнять действие по плану; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой 1.12.2015 25 Изготовление поделок из шишек 3.12.2015 Работа с тканью и нитками 10 ч 26 Из истории тканей. Аппликация из ткани. 3 Познавательные УУД:
Учащиеся научатся правильно раскладывать лекала, выполнять задание на основе рисунков и схем
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся выполнять проверку выполненных заданий по алгоритму 8.12.2015 27 Аппликация из ткани. 10.12.2015 28 Аппликация из ткани. 15.12.2015 29 Из истории ниток. Виды ниток. Аппликация из ниток 2 Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся контролировать свою деятельность
17.12.2015 30 Аппликация из ниток 22.12.2015 31 Игрушка из ниток и картона «Гномик» 3 Познавательные УУД:
Научатся строить логическую цепь рассуждений
Личностные УУД:
Научатся проявлять познавательную инициативу 24.12.2015 32 Игрушка из ниток и картона «Гномик» 29.12.2015 33 Игрушка из ниток и картона «Гномик» 13.01.2016 34 Пришивание пуговиц 2 Регулятивные УУД:
Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства. 14.01.2016 35 Пришивание пуговиц 19.01.2016 Работа с пластилином 12 ч 36 Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине. 2 Регулятивные УУД:
Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства. 21.01.2016 37 Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине. 26.01.2016 38 Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. «Тропичечкий остров» 2 Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы 28.01.2016 39 Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. «Тропический остров» 2.02.2016 40 Налепные украшения. Панно 2 Коммуникативные УУД:
Научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе 4.02.2016 41 Налепные украшения. Панно 9.02.2016 42 Лепка из целого куска вытягиванием 1 Личностные УУД:
Художественно – эстетическое оценивание 11.02.2016 43 Фигурки животных. Композиция по сказке 3 Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
25.02.2016 44 Фигурки животных. Композиция по сказке 1.03.2016 45 Фигурки животных. Композиция по сказке 3.03.2016 46 Мастерская лепки. Изготовление аквариума 2 Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. 10.03.2016 47 Мастерская лепки. Изготовление аквариума 15.03.2016 Работа с разными материалами 19 ч 48 Из истории мозайки. 1 Познавательные УУД:
Научатся использовать подручные материалы, выполнять действие по плану 17.03.2016 49 Мозайка из кусочков пластиковых трубочек 2 22.03.2016 50 Мозайка из кусочков пластиковых трубочек 24.03.2016 51 Мозайка из карандашных стружек «Цветочная полянка» 2 Коммуникативные УУД:
Научатся работать с соседом по парте и в группе 5.04.2016 52 Мозайка из карандашных стружек «Цветочная полянка» 7.04.2016 53 Мозайка из газетных комков «Барашек» 2 Познавательные УУД:
Научатся использовать подручные материалы, выполнять действие по плану 12.04.2016 54 Мозайка из газетных комков «Барашек» 14.04.2016 55 Работа с бумагой. Аппликация из бумажных шариков «Гвоздика» 1 Познавательные УУД:
Учащиеся научатся правильно раскладывать лекала, выполнять задание на основе рисунков и схем
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся выполнять проверку выполненных заданий по алгоритму 19.04.2016 56 Работаем с бумагой. Изготовление переплетенной салфетки 1 Познавательные УУД:
Научатся использовать подручные материалы, выполнять действие по плану 21.04.2016 57 Изготовление открыток «Мир, труд, май» 1 Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. 26.04.2016 58 Изонить. Вышивание на картоне 2 Личностные УУД:
Художественно – эстетическое оценивание 28.04.2016 59 Изонить. Вышивание на картоне 5.05.2016 60 Изготовление открыток к Дню победы 1 Познавательные УУД:
Учащиеся научатся правильно раскладывать лекала, выполнять задание на основе рисунков и схем
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся выполнять проверку выполненных заданий по алгоритму 12.05.2016 61 Мозайка из ватных шариков 2 Познавательные УУД:
Научатся использовать подручные материалы, выполнять действие по плану 17.05.2016 62 Мозайка из ватных шариков 19.05.2016 63 Аппликация из салфеток «Весенний луг» 1 Личностные УУД:
Художественно – эстетическое оценивание 24.05.2016 64 Мозайка из яичной скорлупы 2 Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. 26.05.2016 65 Мозайка из яичной скорлупы 31.05.2016

Литература:
Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1 – 4 классах: Методическое пособие. – Тула: Арктоус, 1996.
Дубровская Н.В. Чудесные тарелочки. Поделки из тарелки. Для дошкольников и младших школьников. – СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2009.
Конышева Н.М. Праздник делаем сами. Подарки, сувениры, украшения. Альбом для занятия с детьми 6 – 9 лет дома и в школе. М.: ТОО «Линка-Пресс», 1995.
Лутцева Е.А., Колисниченко И.И. Учимся работать самостоятельно. Дидактический материал к урокам труда. – М.: АРКТИ , 2002.
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2000.