Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления Куда ведет Дорога?


Рабочая программа
по внеурочной деятельности



«Куда ведет Дорога?» 7 класс
«Рассказы о необыкновенном», 7 класс
«Дети и эпохи», 7 класс
«В гостях у Мнемозины», 7 класс
название курса, класс



Общекультурное
направление

Байцеровой Ирины Владимировны
Ф.И.О.



учителя русского языка и литературы, ВКК
должность, категория






























Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления разработана на основе программы О.А.Ереминой Литературный кружок в школе (пособие для учителей общеобразоват. учреждений/О.А.Еремина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 140 с. – (Работаем по новым стандартам) и предназначена для учащихся 7 класса.

Общая характеристика
Курс общекультурного направления, ориентируясь на русло традиций литературного образования, призван активизировать творческие способности детей, стимулировать исследовательскую деятельность, уточнять и развивать важные теоретические знания. В основе занятий – наблюдения, элементы исследования, полезная практика. Курс состоит из 4 модулей (35 занятий в год): «Куда ведет Дорога?» (9 занятий), «Рассказы о необыкновенном» (7 занятий), «Дети и эпохи» (10 занятий), «В гостях у Мнемозины» (9 занятий).

Внеурочные занятия данного направления предусматривают следующие формы работы:
эвристическая беседа;
индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская деятельность;
выразительное чтение;
самостоятельная творческая работа (индивидуальная и групповая – творческие мастерские);
артикуляционные разминки;
обсуждение проблемных вопросов;
конкурсы;
мини-концерты;
словесное рисование;
выпуск школьного альманаха и др.
Эти и другие формы работы, предусмотренные ФГОС, помогают установить взаимопонимание между детьми, учат их внимательно слушать друг друга, радоваться удачам товарищей и адекватно оценивать свою работу. Атмосфера доверия будет способствовать творческому самораскрытию личности.
Основная цель - выявление, изучение и развитие творческих способностей детей.
Для цели определены следующие задачи:
развитие творческих способностей детей, их литературного дара;
помощь в самовыражении каждому ребенку;
стимулирование интереса к духовному богатству России, родного края, мировой культуры;
развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств»;
приобщение к миру искусства;
воспитание эстетического вкуса;
формирование исследовательских умений, навыков;
формирование навыков общения в разных ситуациях.
Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и сельской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернета, электронных презентаций.
Отбор и расположение материала занятий, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей 7 класса, для которых ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений отечественной и зарубежной классики.
Режим занятий: 1 занятие в неделю, 35 занятий за год


Требования к уровню подготовки обучающихся
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать:
уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации; противостоять трудностям; находить новые решения.

Реализация программы предусматривает следующие умения учащихся:
Сопоставление и осмысливание поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).
Понимание образных выражений, используемых в книге.
Ориентирование в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию, анализ содержания, отыскивание произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту.
Коллективная драматизация художественных произведений.
Выступление детей в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя в ходе игровых ситуаций;
Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.

Содержание

Ф.Г. Лорка. «Как улитка отправилась путешествовать и кого она встретила в пути». Баллада. Мечта о высоком и прекрасном. Ассоциации. Эпитеты.
А.С.Грина «Алые паруса». Тема чуда. Литературные произведения в кинематографии. Фильм режиссера Александра Птушко. Отзыв о фильме. План отзыва.
Л.В.Соловьев. «Зверь, именуемый кот» (отрывок из «Повести о Ходже Насреддине»). Авантюрный сюжет. Детство Ходжи Насреддина. История Багдадского вора. Юмор.
В.П.Крапивин. Фантастическая повесть «Выстрел с монитора». Повесть в повести. Командор и дети-койво. Этический вопрос ответственности койво за свои действия.
Афанасий Никитин. «Хождение за три моря». Древнерусский текст. Жанр «хождение». Удивительная Индия. Художественный фильм «Хождение за три моря» постановки В.Пронина, А.Аббаса.
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Жанр жития.
Дж.Лондон . «Как вешали Калтуса Джорджа». Героическое содержание рассказов Лондона.Художественный фильм «Смок и Малыш». Красота Аляски. Ореол праведности. В.К.Арсеньев «Дерсу Узала». Путевые заметки. Экология. Судьба гольдов (нанайцев) и удэгейцев. Знакомство с фильмом по книге.
И.А.Ефремов «Белый рог». Подвиг во имя науки. Достижение цели.
Поэзия. Рифма, виды рифмовки, размеры стиха. Строфа.
А.Н.Толстой. «Петр Первый». Детство Алексашки и Петра. Дети и эпоха Петра I.
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Дети в дворянских семьях.
Н.А.Некрасов. Стихотворения. Жизнь крестьянских детей.
К.М.Станюкович. «Максимка». Морские рассказы. Море и детство.
А.П.Чехов. «Ванька». Художественное время и художественное пространство. Рождественский рассказ. Сирота в учениках у сапожника.
В.А.Осеева «Динка», «Динка прощается». Жизнь детей в Первую мировую войну. Дети семей революционеров.
Ю.В.Друнина «Зинка». Символ мужественности и женственности. Всепобеждающая любовь на войне.
Поэзия: рифма, виды рифмовки, размеры стиха.



Учебно-методические средства обучения
1. Еремина О.А. Литературный кружок в школе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012 – 140 с. 9Работаем по новым стандартам)
2. Мифологический словарь/гл.ред. Е.М.Мелетинский. – М.: Советская энциклопедия, 1991.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
3. Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
4. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1. М.: Либерия, 1999.

Технические средства обучения
Компьютер, медиапроектор, принтер, фонохрестоматия.






























Календарно-тематическое планирование


занятия
МОДУЛЬ/
Тема занятия
Форма занятия
Дата
Виды деятельности
Домашнее задание/
Индивидуальные, коллективные проекты


«Куда ведет Дорога?» (9ч)







Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации предметного содержания: самостоятельная и коллективная работа с литературоведческим портфолио (составление таблиц, планов, конспекта в парах), коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания, создание устного и письменного ответа на проблемный вопрос,














Учащиеся
1.получат представление:
а) о структуре каталогов;
б) об оформлении карточки в каталоге и о способах получения информации из карточки;
2. получат опыт:
а) самостоятельной работы с каталогами в библиотеке;
б) поиска информации по заданному параметру;
в) установление параметра поиска;
3. научатся:
а) пользоваться каталогами;
б) устранять ошибки, допущенные при поиске информации












Учащиеся:
1.Получат представления о структурировании информации в художественной и справочной литературе.
2. Получат опыт:
а) работы со справочной и художественной литературой;
б) отбора информации в соответствии с необходимостью;
в) оформление ссылок на источник информации.
3. Научаться находить информацию в справочной литературе, размышлять над подтекстом художественной литературы.




1
Что такое чудо? Ф.Г. Лорка. «Как улитка отправилась путешествовать и кого она встретила в пути»
Игра «Ассоци-ации»


Прочитать «Алые паруса» Грина

2-3
Знакомство с фильмом по книге А.С.Грина «Алые паруса». Отзыв о фильме.
Комменти-рованный просмотр
Отзыв


Досмотреть фильм
Написать отзыв

4-5
Л.В.Соловьев. «Зверь, именуемый кот» (отрывок из «Повести о Ходже Насреддине»).
Комменти-рованное чтение
Беседа


Подготовка выразительного чтения отрывка из «Повести».

6
В.П.Крапивин. Фантастическая повесть «Выстрел с монитора»
Эвристиче-ская беседа


Подготовить рассказ о Галиене Тукке

7
Подвиг Галиена Тука. Выход на Дорогу
Эвристиче-ская беседа


Прочитать главу «Парусиновая куртка»

8
Куда ведет Дорога?
Экскурсия


Сочинение-фантазия

9
Выпуск альманаха




Творческая мастерская


Индивидуальные материалы для альманаха


«Рассказы о необыкновенном» (7ч)




10-11
Афанасий Никитин. «Хождение за три моря». Удивительная Индия

Путешествие


Работа с текстом на древнерусском языке
Устный рассказ

12
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Чудеса, увиденные протопопом.
Виртуальное путешествие


Анализ текста «Байкалово море»

13
Дж.Лондон . «Как вешали Калтуса Джорджа».
Игра


Пересказ отрывков

14
В.К.Арсеньев «Дерсу Узала». Знакомство с фильмом по книге.
Презентация


Отзыв о фильме

15
И.А.Ефремов. «Белый Рог»
Путешествие


Подготовка к конкурсу

16
Живая классика
Конкурс


Подготовка к школьному этапу конкурса


«Дети и эпохи» (10ч)




17-18
Жизнь детей в разные эпохи. А.Н.Толстой. «Петр Первый» (отрывки)

Экскурсия

Комменти-рованное чтение


Выбор произведения к читательской конференции

19
Сто лет спустя: жизнь дворянских детей в произведения Пушкина

Презентация


Подготовка к конкурсу чтения наизусть

20
Жизнь крестьянских детей. Н.А.Некрасов. Стихотворения, посвященные русским детям

Экспресс-концерт


Запись анекдотического случая

21
К.М.Станюкович. «Максимка»

Игра «Ассоци-ации»


Подготовка к читательской конференции

22
А.П.Чехов. «Ванька»
Комменти-рованное чтение


Подготовить рассказ

23
В.А.Осеева «Динка», «Динка прощается».
Консультация


Презентация

24
Дети и война.
Творческая мастерская


Наизусть

25
Ю.В.Друнина «Зинка»
Конкурс


Подготовка к читательской конференции

26
Дети и эпохи.
Читательская конференция





«В гостях у Мнемозины» (9ч)





27
Строим наш мир

Творческая мастерская


Написать произведение для «творческой копилки»

28-29
Поэзия: рифма, виды рифмовки

Исследова-ние
Конкурс


Сочинить
двустишие
Сочинить четверостишие

30-31
Поэзия: размеры стиха.

Консуль-тация
Игра


Сочинить четверостишие

32
«Гусиное перо»

Творческая мастерская


Инд-е материалы к выпуску альманаха

33
Выпуск школьного альманаха
Творческая мастерская


Подготовка к конкурсу

34
В гостях у Мнемозины
Конкурс чтецов


Презентация

35
Что читать летом?
Конкурс





15