Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Очень умелые ручки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Староюрьевского района Тамбовской области



Рассмотрено на методическом совете
Протокол от ____________№____
Зам.директора по УВР
____________ Е.Е.Стуканова
УТВЕРЖДАЮ
Директор ___________Т.И.Киселёва
Приказ от______________ №_____




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа








Возраст детей: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Леденева Светлана Николаевна,
педагог дополнительного образования





Староюрьево
2015 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Очень умелые ручки» имеет художественную направленность.

Актуальность программы
Актуальность программы состоит в том, что поощрение стремления детей к самостоятельности, попытки создать новую конструкцию, использования элементов дизайна и других творческих проявлений способствуют подъему хорошего настроения у них и возникновению желания работать еще лучше, а иногда и больше. Данная программа широко охватывает все направления трудовой деятельности, способствует овладению приемами обработки различных материалов, не используемых в урочной деятельности.
В соответствии с принципами педагогической целесообразности занятия по данному курсу развивают у детей наблюдательность, каллиграфические навыки, улучшают глазомер.

Новизна программы
В программе «Очень умелые ручки» трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического.
Особое место в содержании программы занимает технический труд. Знания и умения, полученные учащимися при работе с бумагой и картоном, способствуют овладению приемами обработки других материалов. Обработка бумаги и картона позволяет дать представление о деталях - основных, крепежных и украшающих; обучать детей технологическим операциям - видам разметки, способам заготовки деталей, сборки, отделки, осуществляя на каждом этапе изготовления контроль; закреплять навыки культуры труда.

Цель программы - воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к художественному творчеству посредством конструирования.

Задачи программы
1.Образовательные:
-формирование представлений о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться, т.е. подвести детей к пониманию того, что все необходимое для жизни, деятельности и отдыха человека создается трудом самого же человека;
-формирование способов познания окружающего через изучение конструкций предметов, основных свойств материалов;
-формирование практических умений в процессе обучения и воспитания привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры;
-обучение навыкам культуры труда (соблюдению порядок на рабочем месте в процессе всего занятия; выполнению трудовых действий качественно - аккуратно и до конца; экономному расходованию материалов).
2.Воспитательные:
-воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности;
-воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности;
-формирование потребности трудиться в одиночку, в паре, группе, умения распределять трудовые задачи между собой.
3.Развивающие:
-расширение и обогащение практического опыта детей, знаний о производительной деятельности людей, о технике, технологии;
-развитие любознательности через развитие внимания, наблюдательности, памяти - как образной, эмоциональной, двигательной (моторной), так и словесно-логической; развитие фантазии, воображения, творческого технического и художественного мышления, конструкторских способностей;
-развитие координации движения, ловкости, глазомера, пространственных представлений;
-развитие умения находить ошибки и по возможности исправлять их;
-формирование потребности трудиться в одиночку, в паре, группе, умения распределять трудовые задачи между собой.

Отличительные особенности программы
В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Очень умелые ручки» используется комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов декоративно-прикладного искусства (оригами, аппликация, вырезание, плетение). Интерес к работе всегда поддерживают художественное слово, игровые приемы, мотивация деятельности.
В летний период в рамках программы реализуется подпрограмму «Очень умелые ручки (лето)», которая обеспечивает занятость учащихся и развитие у них универсальных учебных действий в период летних каникул.

Возраст учащихся: программа рассчитана на обучение детей в возрасте 9-10 лет.

Сроки реализации программы: программа «Очень умелые ручки» рассчитана на один год обучения, 36 часов. Подпрограмма «Лето» реализуется в объеме 12 часов.

Формы и режим занятий: групповые занятия с детьми (15 человек), подгрупповые занятия (4-6 человек), индивидуальные занятия с одаренными детьми. Программа предполагает коллективные занятия по изготовлению работ для выставок и экспозиций детского творчества. Коллективный труд значительно ускоряет процесс изготовления, позволяет распределить задания с учетом умений и навыков каждого учащегося.
Схема возрастного и количественного распределения детей по группам,
количество занятий в неделю, их продолжительность

Год
обучения
Количество детей в группах
Общее
количество занятий
в неделю
Продолжительность занятия, час
Общее
количество часов
в неделю
Общее
количество
часов в год

1
15
1
1 х 1 (35 мин)
1
48




Предполагаемые результаты обучения
По итогам реализации программы «Очень умелые ручки» ожидаются следующие результаты:
1. Личностные:
-развитие интереса к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, к новым способам самовыражения;
-развитие адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;
-развитие внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-развитие познавательной мотивации и устойчивого интереса к новым способам познания;
-развитие навыков коммуникативного общения;
-развитие адекватной самооценки и оценки действий окружающих;
-развитие познавательной инициативы;
-развитие умения самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
2.Предметные:
Учащиеся должны знать:
-правила безопасности труда и личной гигиены при работе колющими и режущими инструментами, применяемые для обработки различных материалов;
-правила планирования и организации труда;
-правила и приемы разметки;
-способы и приемы обработки материалов.
Учащиеся должны уметь:
-работать по простой технико-технологической документации (эскизу, чертежу, схеме);
-самостоятельно анализировать, планировать и организовывать свой труд;
-самостоятельно анализировать конструкции изделия и воссоздавать их по образцу.
-усовершенствовать конструкции в соответствии с поставленной задачей;
-мысленно преобразовывать конструкции на плоскости или в объеме и практически их воплощать;
-создавать образ по ассоциации и воплощать образ в материале;
-творчески использовать декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения проектно-художественной задачи;
-экономно и рационально расходовать материалы, контролировать правильность выполнения работы.

3. Метапредметные:
-развитие интеллектуальных, научных и исследовательских навыков;
-развитие навыков работы с бумажными, электронными и Интернет-ресурсами;
-повышение интереса к прикладному искусству.

Формы подведения итогов реализации программы
Для оценки результативности учебных занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Очень умелые ручки» применяется следующие виды контроля универсальных учебных действий учащихся.
Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия, работы оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности, уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный). Формы проверки: беседа, соревнование, выполнение задания по образцу (с использованием инструкции).
Промежуточный контроль – проводится в конце учебного года. Формами промежуточного контроля являются:
-разработка творческих проектов;
-защита итоговых проектов;
-участие в конкурсах на лучшее изделие;
-выставка творческих работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название темы
Количество часов


всего
теория
практика

1. Вводное занятие
2
2
-

2. Мягкая игрушка «Герои моих любимых сказок»
6
1
5

3. Волшебный листок
4
1
3

4. Встречаем гостей
3
-
3

5. Бисероплетение
5
1
4

6. Ниточки-моточки
6
-
6

7. Пластилиновая живопись
4
-
4

8. Волшебная флористика
5
1
4

9. Итоговое занятие. Отчетная выставка.
1
-
1

ИТОГО:
36
6
30


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение - 2часа
Вопросы безопасности труда и правила личной гигиены, организации рабочих мест. Ознакомление с инструментами и приспособлениями для обработки бумаги, ткани. Инструменты и принадлежности для шитья: ножницы, швейные иглы, наперсток, нитки.
Правила безопасности при работе с ножницами, иголками, булавками.

2. Мягкая игрушка «Герои моих любимых сказок» - 6 часов
Вопросы безопасности труда. Заготовка выкроек для мягкой игрушки «Герой моих любимых сказок». Выполнение графических работ в альбоме. Заготовка и хранение выкроек-лекал. Правила раскроя, соединение и оформление деталей игрушек. Сборка изделия.
Объемные игрушки. Подбор материала и подготовка его к работе. Раскрой деталей. Сшивание деталей. Придание формы отдельным деталям. Сборка изделия. Оформление игрушки.
Практические работы: №1-2 - заготовка выкроек для пошива мягкой игрушки; №3-5 - сборка изделия.

3. Волшебный листок - 4 часа
Знакомство с оригами. Возникновение и развитие оригами. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Условные знаки, принятые в оригами основные приемы складывания.
Базовая форма: водяная бомбочка.
Объемные модели на основе базовой формы водяная бомбочка. Фигуры: кубики и бомбочки, заяц, рыбка.
Конструирование из модулей - «Бумажный конструктор» (звездочка, цветок, краб). Понятие - модуль. Соединение модулей различными способами. Изображение объемности предметов.
Учить приемам художественной обработки различных материалов, развивать умение правильно использовать цветовую гамму, воспитывать аккуратность в выполнении работы.
Практические работы: обучение приемам художественной обработки различных материалов, развивать умение правильно использовать цветовую гамму, воспитывать аккуратность в выполнении работы (№1 «Изготовление объемных моделей», №2 «Конструируем из модулей», №3 «Аппликация «Земляника»).

4. Встречаем гостей - 3 часа
Сервировка стола к обеду. Что такое сервировка. С чего начинают сервировать, какой должна быть скатерть к обеду. Как подготовить посуду к сервировке стола. Превращение салфетки в лилию. Из каких материалов делают салфетки. В каких случаях используют салфетку из бумаги, а в каких из ткани. Складывание салфетки.
Фруктовый салат. Правила безопасности труда при работе с ножом, приготовление салата.
Практические работы: №1 «Секреты сервировки стола к обеду»; №2 «Превращение салфетки в лилию»; №3 «Фруктовый салат и его украшение».

5. Бисероплетение - 5 часов
История развития бисероплетения. Инструменты и материалы, правила безопасности. Техника изготовления.
Практические работы: №1 «Плетение игрушки «Ящерка»; №2 «Плетение корзинки для цветов.

6. Ниточки-моточки - 6 часов
Обучение детей работать с тканью, развитие образного мышления, воспитание любви к природе и окружающему миру.
Знакомство с появлением искусства макраме, разнообразием материалов. Навыки плетения брелка одинарным плоским узлом.
Особенности изготовления аппликаций из резаных нитей. Подбор материала и подготовка его к работе. Заготовки круглой и прямоугольной формы. Правила изготовления аппликации.
Практические работы: №1 «Аппликация из ткани «Зимний этюд»; №2-4 «Макраме «Брелок»; №5-6 «Аппликация из резаных нитей (одуванчик, цветок папоротника)».

7. Пластилиновая живопись - 4 часа
Способы получения «расписного» пластилина (раскатывание, резание, смешивание). Понятие «рельеф», «барельеф». Выполнение объемной композиции с использованием зарисовок.
Практические работы: №1-2 «Способы получения «расписного» пластилина»; №3-4 «Объемная композиция «Вишня в цвету».

8. Волшебная флористика - 5 часов
Что такое флористика. Понятие флористики. Способы засушивания листьев и цветов. Правила изготовление аппликации.
Подбор материала и подготовка его к работе. Аппликация из листьев ивы, липы или тополя.
Практические работы: №1-2 «Аппликация «Рыбки»; №3-4 «Аппликация Совенок».

9. Итоговое занятие – 1 час
Промежуточный контроль универсальных учебных действий: защита проекта, выставка поделок.




















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Содержание занятия
Количество часов
Дата
проведения

Тема 1. Вводное занятие – 2 часа

1.
Вводное занятие. Вопросы безопасности труда и правила личной гигиены.
1


2.
Вводное занятие. Инструменты и принадлежности для шитья.
1


Тема 2. Мягкая игрушка «Герои моих любимых сказок» - 6 часов

3.
Мягкая игрушка. Заготовка выкроек
1


4.
Мягкая игрушка. Заготовка выкроек
1


5.
Мягкая игрушка. Сборка изделия
1


6.
Мягкая игрушка. Сборка изделия
1


7.
Мягкая игрушка. Сборка изделия
1


8.
Мягкая игрушка. Сборка изделия
1


Тема 3. Волшебный листок» - 4 часа

9.
Волшебный листок. Знакомство с оригами
1


10.
Волшебный листок. Объемные модели
1


11.
Волшебный листок. Конструируем из модулей
1


12.
Волшебный листок. Аппликация «Земляника»
1


Тема 4. Встречаем гостей - 3 часа

13.
Встречаем гостей. Сервировка стола к обеду.
1


14.
Встречаем гостей. Превращение салфетки в лилию.
1


15.
Встречаем гостей. Фруктовый салат.
1


Тема 5. Бисероплетение - 5 часов

16.
Бисероплетение. История развития бисероплетения
1


17.
Бисероплетение. Плетение игрушки «Ящерка»
1


18.
Бисероплетение. Плетение игрушки «Ящерка»
1


19.
Бисероплетение. Плетение корзинки для цветов
1


20.
Бисероплетение. Плетение корзинки для цветов
1


Тема 6. Ниточки-моточки – 6 часов

21.
Ниточки-моточки. Аппликация из ткани
1


22.
Ниточки-моточки. Аппликация из ткани
1


23.
Ниточки-моточки. Макраме
1


24.
Ниточки-моточки. Макраме
1


25.
Ниточки-моточки. Аппликация из резаных нитей
1


26.
Ниточки-моточки. Аппликация из резаных нитей
1


Тема 7. Пластилиновая живопись – 4 часа

27.
Пластилиновая живопись
1


28.
Способы получения «расписного» пластилина
1


29.
Объемная композиция «Вишня в цвету»
1


30.
Объемная композиция «Вишня в цвету»
1


Тема 8. Волшебная флористика – 5 часов

31.
Волшебная флористика
1


32.
Аппликация «Рыбки»
1


33.
Аппликация «Рыбки»
1


34
Аппликация «Совенок»
1


35.
Аппликация «Совенок»
1



9. Итоговое занятие – 1 час



36.
Промежуточный контроль УУД
1





МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные методы и приёмы, применяемые в прохождении программы:
- устный метод;
- проблемный метод;
- частично-поисковый метод;
- исследовательский метод;
- проектный метод.


Название раздела, темы
Формы
занятий
Приемы
и методы
Дидактический материал,
техническое оснащение
Формы
подведения итогов

1.
Вводное занятие
Беседа, рассказ
Словесный

Материалы и инструменты для занятий бумажной пластикой, инструкции по технике безопасности
Текущий контроль (собеседование, игра)

2.
Тема «Мягкая игрушка «Герои моих любимых сказок»
Беседа, демонстрация, практическая работа
Словесный инструктаж, объяснение, показ. Наблюдение
Ткани, мех нитки, пуговицы, иглы, ножницы, булавки, линейка
Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ)

3.
Тема «Волшебный листок»
Беседа, демонстрация, практическая работа
Словесный инструктаж, объяснение, показ. Наблюдение
Двухсторонняя цветная бумага для оригами, ножницы, объемные модели, картон, цветные и простые карандаши
Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ)

4.
Тема «Встречаем гостей»
Беседа, демонстрация, практическая работа
Словесный инструктаж, объяснение, показ. Наблюдение
Посуда, столовые приборы, салфетки. Фрукты
Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ)

5.
Тема «Бисероплетение»
Беседа, демонстрация, практическая работа
Словесный инструктаж, объяснение, показ. Наблюдение
Бисер разных цветов, контейнер для хранения бисера, ножницы, проволока
Текущий контроль (упражнение, игра, просмотр работ)

6.
Тема «Ниточки-моточки»
Беседа, демонстрация, практическая работа
Словесный инструктаж, объяснение, показ. Наблюдение
Ткань разных видов, ножницы, иглы, линейка, булавки, карандаши, клей
Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ)

7.
Тема «Пластилиновая живопись»
Беседа, демонстрация, практическая работа
Словесный инструктаж, объяснение, показ. Наблюдение
Пластилин, картон, доски для работы с пластилином
Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ)

8.
Тема «Волшебная флористика»
Беседа, демонстрация, практическая работа
Словесный инструктаж, объяснение, показ. Наблюдение
Канцелярский нож, скотч, проволока, цветы, листья
Текущий контроль (беседа, игра)

9.
Итоговое занятие
Беседа, демонстрация, практическая работа
Творческо-репродуктивный, творческий
Готовые модели, проекты
Промежуточный контроль УУД (защита проекта, выставка поделок)












УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия:
1. Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима (18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %), противопожарным требованиям, оснащенный мебелью, соответствующей возрастным особенностям детей 9-10 лет.
2. Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и стеллажи, мольберты.
3. Технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор.
4.Инструменты и приспособления: бумага разных видов (писчая, для рисования, для аппликации, оригами, гофрированная, ватман, картон), кисти, гуашь, линейки, карандаши, шаблоны, материал для основы (ткань, плотный картон, тонкий картон), клей ПВА, пластилин, бисер, проволока.
Кадровое обеспечение:
Педагоги, организующие образовательный процесс по данной программе должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по специальности, связанной с изобразительным творчеством или декоративно-прикладным творчеством.
Литература

Для педагога:
1. Магина А.Р. Поделки из бисера.// Пособие для учителя. Издательство «АСТ». Москва, 2006.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение», 2000
3. Перевертень Г.И. Волшебная флористика.// Пособие для учителя.
Издательство «АСТ». Москва, 2006
4. Чурзина Н.О. Мягкая игрушка. // Пособие для учителя. Издательство «АСТ». Москва, 2007.

Для учащихся:
1. Мудрак Т.С. Мастерилка. Журнал. Серия «Карапуз» N 30,32,33,34,41.
2. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. Издательство «Учебная литература»,
Самара,2005.
3. Цирулик Н.А. «Умные руки». Издательский дом «Федоров», Самара, 2001.





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Староюрьевского района Тамбовской области



Рассмотрено на методическом совете
Протокол от ____________№____
Зам.директора по УВР
____________ Е.Е.Стуканова
УТВЕРЖДАЮ
Директор ___________Т.И.Киселёва
Приказ от______________ №_____




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая подпрограмма










Возраст детей: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Леденева Светлана Николаевна,
педагог дополнительного образования






Староюрьево
2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Очень умелые ручки» имеет художественную направленность.
Актуальность программы
Актуальность программы состоит в том, что поощрение стремления детей к самостоятельности, попытки создать новую конструкцию, использования элементов дизайна и других творческих проявлений способствуют подъему хорошего настроения у них и возникновению желания работать еще лучше, а иногда и больше. Данная программа широко охватывает все направления трудовой деятельности, способствует овладению приемами обработки различных материалов, не используемых в урочной деятельности.
В соответствии с принципами педагогической целесообразности занятия по данному курсу развивают у детей наблюдательность, каллиграфические навыки, улучшают глазомер.

Новизна программы
В программе «Очень умелые ручки» трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического.
Особое место в содержании программы занимает технический труд. Знания и умения, полученные учащимися при работе с бумагой и картоном, способствуют овладению приемами обработки других материалов. Обработка бумаги и картона позволяет дать представление о деталях - основных, крепежных и украшающих; обучать детей технологическим операциям - видам разметки, способам заготовки деталей, сборки, отделки, осуществляя на каждом этапе изготовления контроль; закреплять навыки культуры труда.

Цель программы: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к художественному творчеству посредством конструирования.

Задачи программы
1.Образовательные:
-формирование представлений о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться, т.е. подвести детей к пониманию того, что все необходимое для жизни, деятельности и отдыха человека создается трудом самого же человека;
-формирование способов познания окружающего через изучение конструкций предметов, основных свойств материалов;
-формирование практических умений в процессе обучения и воспитания привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры;
-обучение навыкам культуры труда (соблюдению порядок на рабочем месте в процессе всего занятия; выполнению трудовых действий качественно - аккуратно и до конца; экономному расходованию материалов).
2.Воспитательные:
-воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности;
-воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности;
-формирование потребности трудиться в одиночку, в паре, группе, умения распределять трудовые задачи между собой.
3.Развивающие:
-расширение и обогащение практического опыта детей, знаний о производительной деятельности людей, о технике, технологии;
-развитие любознательности через развитие внимания, наблюдательности, памяти - как образной, эмоциональной, двигательной (моторной), так и словесно-логической; развитие фантазии, воображения, творческого технического и художественного мышления, конструкторских способностей;
-развитие координации движения, ловкости, глазомера, пространственных представлений;
-развитие умения находить ошибки и по возможности исправлять их;
-формирование потребности трудиться в одиночку, в паре, группе, умения распределять трудовые задачи между собой.

Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы «Очень умелые ручки (лето)» заключаются в том, что она нацелена на раскрытие и развитие творческих способностей детей и подростков в области конструирования в период летних каникул, что предполагает активную деятельность разных видов художественного мышления, воображения, интуиции и фантазии детей. Помимо основного состава учащихся привлекаются дети из лагеря дневного пребывания «Солнышко».
В программу включены аудиторные занятия и дистанционное обучение детей, предусматривающее самостоятельную работу учащихся по заданию педагога, обобщение результатов полученных универсальных учебных действий учащихся.
Сроки реализации программы: краткосрочная подпрограмма «Очень умелые ручки (лето)» реализуется в период летних каникул в объеме 12 учебных часов.

Возраст учащихся: программа рассчитана на обучение детей в возрасте 9-10 лет.
Формы и режим занятий: групповые занятия с детьми (15 человек), подгрупповые занятия (4-6 человек), индивидуальные занятия с одаренными детьми. Программа предполагает коллективные занятия по изготовлению работ для выставок и экспозиций детского творчества. Коллективный труд значительно ускоряет процесс изготовления, позволяет распределить задания с учетом умений и навыков каждого учащегося.

Схема возрастного и количественного распределения детей по группам,
количество занятий в неделю, их продолжительность
Год
обучения
Количество детей в группах
Общее
количество занятий
в неделю
Продолжительность занятия, час
Общее
количество часов
в неделю
Общее
количество
часов в год

1
15
1
1 х 1 (35 мин)
1
48






Предполагаемые результаты обучения
По итогам реализации программы «Очень умелые ручки» ожидаются следующие результаты:
1. Личностные:
-развитие интереса к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, к новым способам самовыражения;
-развитие адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;
-развитие внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-развитие познавательной мотивации и устойчивого интереса к новым способам познания;
-развитие навыков коммуникативного общения;
-развитие адекватной самооценки и оценки действий окружающих;
-развитие познавательной инициативы;
-развитие умения самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
2.Предметные:
Учащиеся должны знать:
-правила безопасности труда и личной гигиены при работе колющими и режущими инструментами, применяемые для обработки различных материалов;
-правила планирования и организации труда;
-правила и приемы разметки;
-способы и приемы обработки материалов.
Учащиеся должны уметь:
-работать по простой технико-технологической документации (эскизу, чертежу, схеме);
-самостоятельно анализировать, планировать и организовывать свой труд;
-самостоятельно анализировать конструкции изделия и воссоздавать их по образцу.
-усовершенствовать конструкции в соответствии с поставленной задачей;
-мысленно преобразовывать конструкции на плоскости или в объеме и практически их воплощать;
-создавать образ по ассоциации и воплощать образ в материале;
-творчески использовать декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения проектно-художественной задачи;
-экономно и рационально расходовать материалы, контролировать правильность выполнения работы.
3. Метапредметные:
-развитие интеллектуальных, научных и исследовательских навыков;
-развитие навыков работы с бумажными, электронными и Интернет-ресурсами;
-повышение интереса к прикладному искусству.



Формы подведения итогов реализации программы
Для оценки результативности учебных занятий, проводимых по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Очень умелые ручки (лето)» применяется текущий контроль универсальных учебных действий учащихся, который проводится в последнюю неделю августа в форме выставки поделок учащихся.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название темы
Количество часов


всего
теория
практика

1. Лепка из соленого теста
2
0,5
1,5

2. Основы художественной вышивки
2
0,5
1,5

3. Волшебный мир творчества (самостоятельная работа)
7
-
7

4. Итоговое занятие
1
-
1

ИТОГО:
12
1
11


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Лепка из соленого теста – 2 часа
Знакомство с приготовлением соленого теста. Основные приемы работы с тестом. Правила техники безопасности. Лепка цветов, животных. Практика. Лепка композиции из теста по мотивам сказок.
2. Основы художественной вышивки – 2 часа
Знакомство с инструментами и материалами используемые для выполнения вышивки. Правила техники безопасности. Обучение простым контурным швам, шов «верёвочка», тамбурный шов. Вышивание салфетки.
Практика. Вышивание цветочка на салфетке тамбурным швом или швом «пунктир» (по выбору).
3. Волшебный мир творчества – 7 часов
Самостоятельное выполнение творческого задания: создание двух работ в технике лепки из соленого теста и салфетки с вышивкой любым из изученных швов – «Поделка для украшения дома».
4. Итоговое занятие – 1 час
Практика: Оформление и подготовка творческих работ к экспозиции. Обсуждение и оценка всей творческой деятельности учащихся в период летних каникул.






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Содержание занятия
Количество часов
Дата
проведения

Тема 1. Лепка из соленого теста – 2 часа

1.
Лепка из соленого теста.
Основные приемы работы. Лепка цветов, животных
1


2.
Лепка композиции из теста по мотивам сказок
1


Тема 2. Основы художественной вышивки – 2 часа

3.
Инструменты и материалы для выполнения для выполнения вышивки. Правила ТБ. Виды швов
1


4.
Вышивание цветочка на салфетке тамбурным швом или швом «пунктир» (по выбору)
1


Тема 3. Волшебный мир творчества- 7 часов

5.
Практическая работа: лепка изделий из соленого теста
1


6.
Практическая работа: лепка изделий из соленого теста
1


7.
Практическая работа: лепка изделий из соленого теста
1


8.
Практическая работа: вышивка салфеток
1


9.
Практическая работа: вышивка салфеток
1


10.
Практическая работа: вышивка салфеток
1


11.
Практическая работа: вышивка салфеток
1


9. Итоговое занятие – 1 час

12.
Выставка творческих работ
1




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Название раздела, темы
Формы
занятий
Приемы
и методы
Дидактический материал,
техническое оснащение
Формы
подведения итогов

1.
Лепка из соленого теста
Беседа, рассказ
Словесный

Тесто, доска для работы с тестом, гуашь, кисти

Текущий контроль (собеседование, игра)

2.
Основы художественной вышивки
Беседа, демонстра
ция, практичес
кая работа
Словесный инструктаж, объяснение, показ. Наблюде
ние
Иглы для вышивания, нитки мулине, ткань, ножницы
Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ)

3.
Волшебный мир творчества
Самостоя
тельная работа
Репродуктивный, творческий
Материалы для лепки из теста и вышивки по ткани
Самоконт
роль

4.
Итоговое занятие
Беседа, демонстра
ция
Творческо-репродуктивный, творческий
Готовые модели
Текущий контроль УУД (собеседова
ние, просмотр работ)


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия:
1. Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима (18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %), противопожарным требованиям, оснащенный мебелью, соответствующей возрастным особенностям детей 9-10 лет.
2. Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и стеллажи.
3. Технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор.
4.Инструменты и приспособления: соленое тесто, инструменты и материалы для разделывания поделок из теста, кисти, гуашь, линейки, карандаши, шаблоны, материал для основы (ткань), иглы для вышивания, нитки мулине.

Кадровое обеспечение:
Педагоги, организующие образовательный процесс по данной программе должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по специальности, связанной с изобразительным и декоративно-прикладным творчеством.
Литература:
Для учителя:
1.В.П.Кузнецов «Работа с бумагой и картоном на уроках труда».
2.Максимова «Быстрый крючок»
3.Максимова «Вышивка»: - ЭКСМО, 2003
4.А.М.Столярова «Игрушки-подушки»: - Культура и традиции, 2003
5.И.К.Щеблыкин «Аппликационные работы в начальных классах»: - Просвещение, 1983
Для учащихся:
1.И.Агапова «Поделки из бумаги»: - Лада, 2008
2.О.С.Молотобарова «Кружок изготовления игрушек – сувениров»
3.К.Стародуб «Мягкая игрушка шаг за шагом».
4.Л.В.Сычёва «Вышивка».









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141915




"ОЧЕНЬ
УМЕЛЫЕ РУЧКИ"Times New Roman"ОЧЕНЬ
УМЕЛЫЕ РУЧКИ"
(лето)Times New Roman Заголовок 115