Занятие в объединении дополнительного образования социально-педагогической направленности Гимнастика для ума — Математический базар


Математический базар.
Школьный звонок приглашает нас на занятие в объединении «Гимнастика для ума». На нашем занятии сегодня присутствуют гости. Поприветствуем гостей:
Пусть звенит мороз трескучий.
Пусть стучится к нам в окно.
Собирайтесь гости в кучку,
Ждём мы вас давным – давно!
Тот, кто к новому стремится –
Тот мороза не боится!
- Здравствуйте, дорогие наши гости!
Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.
Здравствуй! – Улыбнётся он в ответ.
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
(Слайд 1)
Ребята, посмотрите на экран и догадайтесь, куда сегодня мы отправимся на нашем занятии? (на базар)
Что такое базар? (Место для торговли под открытым небом. Там много продавцов и покупателей. Продавцы предлагают товар, покупатели за деньги покупают товар.)Какие бывают базары? (продукты, игрушки, посуду, ткани, мебель) (Слайд 2)
Как вы думаете, на какой базар пойдём сегодня мы с вами? (математический)
(Слайд 3)
Мы отправляемся на математический базар. Покупать будем баллы. Деньгами нам послужат наши знания. Для прогулки по нашему математическому базару нам пришлось разделиться на две группы – команды: команда девочек и команда мальчиков.
Познакомимся с нашими командами.
1. Команда девочек.
2. Команда мальчиков.
Начислять баллы нашим командам будет многоуважаемое жюри. Сегодня мы не только будем соревноваться, но и узнаем много интересного о математике.
(Слайд 4)
Пифагор (570 – 490 года до н.э.) – древнегреческий математик, философ. Был очень любознательным с раннего детства. Обучался сразу в нескольких храмах Греции. Пифагор считал, что числа очень важны в жизни людей. Он является основателем нумерологии. Нумерология - это наука о закономерности чисел и о влиянии, которое они оказывают на судьбу человека.
Какую цифру вы любите больше всего? Вас удивляет такой вопрос: как можно любить или не любить какие-то цифры? Однако не все так думают. Пифагор и его единомышленники ставили единицу выше всех других чисел, считая, что именно она начало всех начал, что именно от неё пошёл весь мир. И, правда, единица – «героиня» и «прима» всего счёта. Та самая, о которой говорится: «Мал, да удал». Без единицы не состоялось бы самое простое исчисление.
Первая покупка.
Конкурс "Разминка" (Слайд 5)
Каждая команда получает числа на карточках от 1 до 9. Первая команда
должна построить чётные числа в порядке возрастания. (2, 4, 6, 8). Вторая команда - нечётные числа в порядке убывания. (9, 7, 5, 3, 1) Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием. Прежде чем выполнять задание вспомним, какие числа называют чётными, какие нечётными?
Победителю – 2 балла.
Представляю вам двойку. Как утверждали древние греки, число это – символ любви и равновесия. Число 2 – это мягкость и тактичность, стремление сгладить все острые углы. Оно находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой.
А мы совершаем вторую покупку.
Конкурс «Быстро отвечай»(Слайд 6)
Учитель   задаёт вопросы каждой команде по очереди. За каждый правильный ответ команде 1 балл.
Сколько пальцев на руке? (5)
Как называется знак сложения?   (плюс)
Сколько носов у двух псов?   (2)
Сколько хвостов у семи китов?  (7)
Сколько слогов в слове школа? (2)
Какое число идёт при счете после 8? (9)
Сколько букв в слове я? (1)
Назовите первый день недели? ( понедельник)
Сколько дней в одной неделе? (7)
Какая геометрическая фигура имеет три угла?  (треугольник)
Сколько пальцев на двух руках? (10)
Сколько слогов в слове математика? (5)
Сколько орехов в пустом стакане?   (нисколько, стакан пустой)
Кто быстрее долетит до цветка: бабочка или гусеница? (бабочка, гусеница летать не умеет)
В далёкие времена люди с большим трудом научились считать до двух и только через много лет начали продвигаться в счёте. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное. Считали так «один, два, много». Поэтому число 3 обозначает «всё». Число 3 стало самым излюбленным числом в мифах и сказках. Помните сказки о трех поросятах, о трех медведях, о трех богатырях, о трех толстяках? У древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне поклонялись трём главным божествам: Солнцу, Луне и Венере.
Cовершаем третью покупку.Конкурс «Математические бусы» (Слайды 7, 8 )Из разных чисел я сделала бусы,
А в тех кружках, где чисел нет,
Расставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.
За правильный ответ команды получают 3 балла.
10-3+2-5-4=0
6+4-5+2-7=0
Какое число следует за числом 3? Четвёрку в древности считали символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воздух, Воду.
Cовершаем четвёртую покупку.Конкурс : «Что означают эти выражения?»(Слайды 9,10)
Одна нога тут, другая там.(Быстро)
От горшка два вершка.(Маленький)
На все четыре стороны.(Куда угодно)
Как свои пять пальцев.(Знать очень хорошо)
Числу 5 Пифагор отводил особое место, считаю его самым счастливым из всех чисел. С этим утверждением великого математика древности, наверное, согласятся все современные школьники. Древние считали число 5 символом риска, приписывали ему непредсказуемость, энергичность и независимость.
Cовершаем пятую покупку.Конкурс «Отгадай ребус» (Слайды 11,12)
C 3 Ж стриж
ВИ 3 НА витрина
ВО 100 К восток
ПРО 100 Р простор
Обратимся опять к Пифагору. 6 – символ надёжности, стабильности, спокойствия. Оно находится в гармонии с природой. Это идеальное число, которое делится как на четное число 2, так и на нечетное 3, объединяя, таким образом, элементы каждого. Сумма простых чисел, составляющих шестерку (1 + 2 + 3), и произведение этих же чисел (1 x 2 x 3) будет одинаковыми и равняться той же шестерке. Такой комбинации вы не встретите ни с каким другим числом.
Cовершаем шестую покупку.6 конкурс «Сказочный» (Слайды 13,14)
1. ) Сколько поросят строили дома? (3)
2)Сколько козлят было у многодетной козы? (Семеро)
3) Сколько друзей-гномов было у Белоснежки? (7)
4) Сколько лет жил старик со старухой у моря в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? (33)
За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу.
Особенно большим почётом в древности была окружена 7. Когда-то 7 было предельным числом, что подтверждают пословицы «Лук от семи недуг», «Семеро одного не ждут», где семь употребляется в значении «все». Ещё в Древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым причисляли Солнце и Луну. Семь стало священным числом. Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств.
Cовершаем седьмую покупку.Задачки (Слайд 15)
Три зайчонка, пять ежат Ходят вместе в детский сад. Посчитать мы вас попросим, Сколько малышей в саду? (8)
К внукам бабушка пришла, Пирожков им испекла. По два румяных пирожка Бабушка каждому внуку дала: Машеньке, Саше, Аленке, Никите. А сколько всего пирожков? Подскажите. (8)
3. Утята плавали в пруду
У мамы утки на виду.
Вот нырнули пять утят.
А трое утят нырять не хотят.
Сколько всего утят на пруду?
Что-то никак сосчитать не могу. (8)
4. Кормушку для птиц
Мы к зиме смастерили,
Зёрен и ягод в неё положили.
Гости себя не заставили ждать.
Стали мы птиц на кормушке считать:
Один свиристель , четыре синицы,
Два снегиря да один воробей.
Сколько всех птиц?
Отвечай поскорей. (8)
Задачи на слайдах 16-19
Число 8 древние считали воплощением надёжности, доведённой до совершенства. Символизировалось двойным квадратом. Разделённое пополам, оно имеет равные части 4 и 4.
Cовершаем восьмую покупку.Собери пословицу. (Слайды 20,21,22)
Семь раз отмерь – один отрежь.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.
В одно ухо влетело, в другое – вылетело.
Самое большое однозначное число - 9. Ему приписывали таинственную силу: в одно время добрую, в другое – недобрую. «У девяти не будет пути», - говорили в древности. В русских сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве». А у древних греков за этим числом установилась добрая слава. Так, жюри на Олимпийских играх состояло из 9 судей. Оно было олицетворением полноты и достатка. Наверное, это из-за того, что оно самое большое из однозначных чисел.
Cовершаем девятую покупку.Прояви смекалку. (Слайды 23,24)
В доме 11 этажей. Какой этаж средний?
На полке 5 пар сапог. Сколько сапог на правую ногу?
Как найти середину палки, имея веревку такой же длины?
Подрисуйте к квадрату два треугольника так, чтобы получился треугольник.
Конкурс капитанов (выбрали цифру, где встречается в жизни)
Подведение итогов. (Слайд 21).
Награждение.