Программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «SKRABLE» Русский язык как иностранный.


Рассмотрено
на заседании методического совета МБУ ДО ЦДТ «Галактика»
«___» ______ 2014 г.
Протокол № ___________

Согласовано:
зам. директора по УВР
МБУ ДО ЦДТ «Галактика»
__________/ С.А. Кузнецова

Утверждаю:
Директор
МБУ ДО ЦДТ «Галактика»
___________/ К.Е. Мирзаянц
Приказ № ___________
от «___» ______ 2014 г.

м.п.







Программа дополнительного образования детей
социально-педагогической направленности

«sKRABLE»
Русский язык как иностранный.

Для обучающихся 6 – 12 лет.


Составитель:
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Ермолина Лада Валерьевна

















г. Екатеринбург – 2014г.
Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Актуальность дополнительной образовательной программы «Skrable. Русский язык как иностранный» определяется активизацией международных связей и интенсивным миграционным процессом, связанным со своеобразием географического положения Свердловской области и с социальными процессами, которые происходили и происходят в России и на бывшем постсоветском пространстве.
Актуальность курса обусловлена тем, что с 1 декабря 2012г. Федеральный закон Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в статью 131 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 272 Закона Российской Федерации «Об образовании» вступил в действие. Для осуществления любой деятельности, в том числе и трудовой, иностранный гражданин должен владеть русским языком на уровне не ниже базового уровня владения русским языком.
В настоящее время одной из особенностей контингента обучающихся школ является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием), которые испытывают трудности на начальном этапе обучения. Данная программа ориентирована на систему знаний по темам, обеспечивающих подготовку обучающихся по методике русского языка как иностранного: русский язык в рамках этого курса рассматривается как неродной и иностранный. В программу обучения входит курс «Обучение каллиграфии – формирование и выработка графического навыка».
Нормативно-правовая основа для разработки и реализации программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Skrable. Русский язык как иностранный» (базовый уровень) разработана на основании:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы»
Указа Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»
Постановления Правительства Свердловской области «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей на 2013 – 2017 годы в Свердловской области»
«Государственного стандарта по русскому языку как иностранному» (базовый уровень), утвержденного Президиумом Совета Учебно-методического объединения вузов по педагогическому образованию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (заключение №5 от 18.05.99), с учетом федеральных государственных требований по русскому языку как иностранному, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009г. № 463
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта школьного образования» (зарегистрировано в Минюст России 14 ноября 2013 г. № 30384).
Письма Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. №ВК-843/07 «О направлении методических рекомендаций по организации обучения».
Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года
Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в редакции от 07.02.2011г.
Федерального закона № 124_ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. (в редакции от 17.12.2009)
Федерального закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (принят государственной Думой 21 июня 2002 года, одобрен Советом федераций 10 июля 2002 года).
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14
Устава МБУ ДО ЦДТ «Галактика», регламентирующего порядок разработки и реализации программ педагогов дополнительного образования детей
Педагогическая целесообразность реализации данной программы заключается в социальной адаптации обучающихся, в их дальнейшей самостоятельной познавательной и творческой жизни. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации обучающийся овладевает знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем помогут ему легче адаптироваться в школьном коллективе, а также создать собственное пространство для общения.
Программа ориентирована на гуманистические ценности, партнёрское взаимодействие детей и взрослых, на создание условий для развития личности ребёнка, повышение его уверенности в себе, в своих силах, на его свободное творческое самовыражение.
Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, обучение русскому языку для обучающихся детей с билингвизмом (двуязычием) решает еще немаловажную задачу - социально-коррекционную и формирует необходимые базовые компетенции, благодаря которым можно говорить об успешности социализации и возможностях самообразования.
Программа, прежде всего, предполагает формирование:
мотивационной готовности (т.е. внутреннее стремление к приобретению знаний),
интеллектуально-познавательной готовности (развитость основных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи),
деятельностной готовности (развитость практических процессов и действий, ориентировка в задании, действия по ее выполнению, самоконтроль).
Цель программы «Scrable. Русский язык как иностранный»: оказание помощи обучающимся с билингвизмом и профилактика обусловленных этим трудностей в обучении.
Задачи:
Обучающие:
сформировать лексический запас, языковой и речевой компетенции иностранных граждан по русскому языку, как иностранному языку.
обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;
формирование навыков словообразования и словоизменения;
обучение правильному грамматическому оформлению предложений;
формирование у обучающихся с билингвизмом коммуникативной компетенции, способности общаться на русском языке, повышение уровня практического владения языком;
Развивающие:
развитие фонематического восприятия;
развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления;
формирование навыков общения на русском языке;
формирование связной речи;
формирование у обучающихся с билингвизмом страноведческих знаний о географии, истории, культуре страны, знаний о русском языке в сопоставлении с родным (усвоение новой системы понятий), общеучебных навыков (работа с книгой и словарём, изложение мыслей в письменной и устной форме) и др.
Воспитывающие:
воспитание толерантности и взаимоуважения в условиях межнационального общения.
формирование у иностранных граждан: положительного отношения к России, её истории и культуре, мотивов изучения русского языка, взглядов, убеждений, норм поведения, ценностных ориентации.
Отличительные особенности программы от уже существующих программ
Русский язык как иностранный – учебный предмет в российских и зарубежных учебных заведениях. Обучение русскому языку как иностранному имеет свои особенности, его как от овладения родным языком, который усваивается в раннем возрасте неосознанно и стихийно (родной язык сначала является средством усвоения ребенком общественного опыта, и лишь затем – средством выражения собственных мыслей), так и от обучения другим общеобразовательным и специальным дисциплинам.
Усвоение иностранного языка не дает человеку непосредственных знаний о реальной действительности (в отличие от математики, истории и других дисциплин). Это обстоятельство дало основание некоторым исследователям (например, И.А. Зимней) говорить о «беспредметности» иностранного языка и его предназначенности для овладения содержанием других, «предметных» учебных дисциплин.
Таким образом, овладение средствами изучаемого языка (его лексикой, грамматикой, фонетической системой) – это лишь одна из сторон изучения иностранного языка. Главное – для чего эти средства будут использоваться в будущей профессиональной деятельности обучающегося.
Другое отличие иностранного языка как учебного предмета заключается в его беспредельности, т.е. отсутствии границ в овладении языком. Беспредельность языка вынуждает преподавателей стремиться к ограничению объема изучаемого языка, достаточного для его практического применения с учетом потребностей обучающихся. Так, владение 2000 лексических единиц считается вполне достаточным для понимания 75% любого иноязычного текста. В результате создаются языковые минимумы для разных этапов и профилей обучения.
Таким образом, отличительными особенностями учебного предмета «русский язык как иностранный» по сравнению с курсом родного языка считаются следующие:
язык является одновременно и целью и средством обучения;
в отличие от родного языка, усвоение которого идет неосознанно и интуитивно (путь «снизу вверх»), усвоение иностранного языка осуществляется осознанно и намеренно (путь «сверху вниз») (Л.С. Выготский);
изучение языка сводится к овладению новыми способами выражения мыслей;
учитывается опыт овладения учащимися родным языком;
в качестве ведущей рассматривается практическая цель обучения, направленная на овладение языком как средством общения и приобретения умений, необходимых для успешного владения языком.
Такая характеристика пути овладения иностранным языком особенно применима к системе дополнительного образования, где осознание и систематизация средств и способов формирования мыслей сопровождает весь курс практического овладения языком.
Принципы обучения и воспитания:
принципы организации педагогического процесса – гуманистической направленности педагогического процесса, связи с жизнью и производственной практикой; научности; соединения обучения и воспитания с трудом, преемственности и систематичности и последовательности; наглядности; эстетизации детской жизни; принцип сознательности и активности; принцип наглядности; принцип доступности; принцип целенаправленности; принцип воспитания и обучения в реальной деятельности, связанной с жизнью; учёта возрастных и индивидуальных различий
принципы управления деятельностью обучающихся воспитанников – сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников, сознательности и активности обучающихся; сочетания уважения с разумной требовательностью к воспитаннику; опоры на положительное в человеке, согласованности требований школы, семьи и общественности, сочетания прямых и параллельных педагогических действий; доступности и посильности обучения, учета возрастных и индивидуальных особенностей, прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.
Формы и методы обучения и воспитания
Образовательные технологии, используемые при реализации программы: практические занятия, самостоятельная работа. Использование активных и интерактивных форм занятий (деловых и ролевых игр, проектных методик, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой (совместный просмотр фильмов, спектаклей, посещение выставок и др.).
Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии: игровые; информационно коммуникационные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации; технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка.
Ориентация на самостоятельную деятельность органично сочетается с групповыми методами работы.
Методы и формы работы: эвристический; исследовательский; поощрения; интеграции; игровой; беседы и др.
Отношение к совокупности принципов обучения и воспитания может развиваться в двух направлениях: 1) в направлении формулирования и введения в систему всё новых и новых основоположений при возникновении сколько-нибудь существенных изменений в педагогическом процессе (в том числе его материально-технического оборудования); 2) в направлении расширения, углубления и усложнения требований тех положений, которые стали традиционными, и введения новых только в случае абсолютной невозможности соотнесения новых условий с принятыми и действующими принципами.
Методы и формы контроля и управления образовательным процессом
Контроль может проводиться в следующих формах:
собеседование по теме;
зачётные занятия;
диагностика;
контрольные задания и упражнения;
открытое занятие;
участие в детских творческих проектах;
участие в конкурсах, фестивалях;
досуговые мероприятия.
Контроль позволяет определить эффективность освоения образовательного материала, отследить и выявить динамику роста обучающихся, внести изменения и дополнения в образовательный процесс.
Психофизиологические особенности
Младший школьный возраст
Характеризуется необходимостью вхождения ребенка в новый для него мир отношений в связи со сменой ведущего вида деятельности. Ребенок переходит от свободного проявления своих потребностей к обязательной, общественно значимой деятельности, обретая новые права и возможности активного развития и саморазвития при ведущей роли учебного труда.
Приоритетом образования является развитие и формирование позитивного отношения к самому себе, к учебной деятельности и окружающему миру на основе освоения художественного, правового, исторического, социального экологического опыта. Развитие младших школьников обеспечивается приобретением ими опыта организованной учебной деятельности, которая позволит, продолжит развитие ребенка по индивидуальным дополнительным образовательным траекториям.
К 7-9 годам основная структурная дифференцировка тканей уже завершена и идёт дальнейшее увеличение массы органов и всего тела. Особенно заметно возрастает мышечная масса, развиваются такие двигательные качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость.
Для высшей нервной деятельности характерны дальнейшее развитие и стабилизация тех отношений, которые были достигнуты до 7-летнего возраста. Этот период физиологи считают наиболее спокойным в развитии высшей нервной деятельности ребёнка. Дети 7-9 лет имеют относительно низкие функциональные возможности, недостаточный уровень развития психомоторных функций, наиболее важных для игровой деятельности.
Средний школьный возраст
Для подростка характерно самоутверждение среди сверстников и взрослых в совместной учебной и внеучебной деятельности. В этот период происходит формирование индивидуальных способов реализации тех норм и требований, которые предъявляет реальный мир. У подростка возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе.
Активно проявляется потребность в утверждении собственных представлений, мнений и оценок регулирование отношений к нему разных людей. Для подростка характерно стремление строить общение в различных коллективах с учетом принятых норм взаимоотношений, рефлексией собственного поведения в них, умение оценивать свои личные возможности.
Увеличивается потребность в самостоятельном определении своего поведения во всех сферах жизни. Создаются условия для выбора возможного будущего вида профессиональной деятельности, что предполагает сформированность достаточно устойчивых интересов и предпочтений, ориентации в различных сферах труда и общественно полезной деятельности. Возрастает потребность в самоутверждении при интимно-личностном общении со сверстниками, особенно противоположного пола.
Ценностный мир формируется в процессе соединения знаний и представлений, получаемых из разных источников информации и личного опыта, с учетом требований различных социальных групп.
Формируется представление о малой Родине как средстве непосредственного существования и сопричастности к ней в процессе самореализации и самоутверждения. Главной функцией образования является формирование личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах повседневной деятельности.
Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Надо помнить, что чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину. В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. В данном возрасте на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы, отмечается высокий темп развития дыхательной системы. Средний школьный возраст – это период продолжающегося совершенствования физических способностей. Достаточно высокими темпами улучшаются скоростно-силовые, силовые и координационные способности, умеренно увеличивается выносливость, низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.
В этом возрасте увеличиваются индивидуальные различия, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей направлений рассматривают подростковый возраст как период стрессов и психологических проблем, обусловленных среди всего прочего психосексуальным развитием, эмоциональной неуравновешенностью, ролевыми конфликтами, статусной неопределенностью и неустойчивостью социальных ценностей подростка.
Возникновение чувства взрослости у подростков – одно из центральных психологических новообразований возраста. Оно определяется сдвигами в физическом и половом созревании, развитии его социальных функций, расширением прав и обязанностей в семье. Способствуют этому условия, требующие от него самостоятельности, помощи взрослым, уважительный тон обращения взрослых.
Старший школьный возраст
В старшем школьном возрасте огромное внимание уделяется внешности. В этом возрасте почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи, с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. У старших школьников наблюдается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышц по сравнению с предыдущими возрастными группами, наблюдается снижение прироста в развитии.
Для старших школьников наиболее привлекательным является мезоморфный (стройный, мускулистый) тип внешности, а наименее – эндоморфный (рыхлый, с избытком жира). С первым типом у старших школьников связаны представления о спортивности, элегантности, лидерстве. Второй тип – предмет насмешек, иронического, снисходительного отношения. Излишняя полнота для старшеклассника – источник глубоких, порой мучительных переживаний, предрасполагающих к неврозам, депрессиям. Старшеклассники, в отличие от подростков, требуют от родителей не только формы взрослого обращения, но и действительного уважения своих прав. Они нуждаются в признании своего «суверенитета» при обсуждении жизненных проблем, уважения своих позиций, права на оценку поведения и морального облика взрослых.
Средства обучения и воспитания:
1. Предметы материальной культуры:
натуральные объекты: объекты растительного и животного мира, реальные предметы (объекты);
изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей, фруктов и др.
игрушки: сюжетные (образные) игрушки;
дидактические игрушки;
спортивные игрушки;
музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты;
сюжетные игрушки с музыкальным устройством для прослушивания музыкальных записей;
театрализованные игрушки;
строительные и конструктивные материалы;
дидактический материал (раздаточный материал)
2. Технические средства обучения
технические устройства экранной статической проекции (проекционные аппараты)
мультимедийный проектор;
звуковая аппаратура (аудиотехника)
компьютер, музыкальные центры
вспомогательные технические средства: экран, монитор, клавиатура, манипуляторы, принтер, плоттер, сканер, звуковые колонки и др.),
цифровой фотоаппарат, лазерная указка, пр.
дидактические средства обучения (носители информации)
3. Учебно-методическое обеспечение: пакеты прикладных программ по различным образовательным областям; учебные пособия и др. тексты (первоисточники, издания справочного характера, периодические педагогические издания и пр.); тестовый материал; методические разработки (рекомендации)
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 1 год.
Формы проведения занятий:
учебное занятие;
занятие-игра;
защита проектов;
занятия-экскурсии;
инсценировка;
ролевая игра;
конкурс;
предметная игра;
прочее;
сочетание всех элементов на одном занятии.
Режим занятий:
2 раза в неделю по 2 академических часа (2 х по 45 минут), что составляет 144 академических часа в год
Результаты освоения программы обучающимися проверяются методами: наблюдение, беседа, тестирование, творческие задания, дидактические игры и вносятся регулярно в специальный журнал учета знаний, умений, навыков.





Ожидаемые результаты: Предметное содержание речи
Социально-бытовая сфера
Повседневная жизнь семьи, ее доход, жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме/коттедже в сельской местности. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги.
Социально-культурная сфера
Современное общество. Досуг: посещение театров, музеев, выставок, библиотек, кафе, ресторанов и клубов по интересам. Россия, исторические ценности и ее культурные достопримечательности. Путешествие по России, планирование и организация, места и условия проживания туристов. Природа и экология, научно-технический прогресс.
Трудовая сфера
Современный мир профессий. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, планы на ближайшее будущее. Сфера жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли и бытового обслуживания.
Использование лексических единиц и речевых образцов при формировании коммуникативных навыков.
Содержание коммуникативно-речевой компетенции
Интенции. Ситуации и темы общения: вступать в коммуникацию, знакомиться с кем либо, представляться или представлять другого человека, здороваться, прощаться, обращаться к кому либо, благодарить, извиняться, отвечать на благодарность и извинения, поздравлять, просить повторить, переспрашивать, выражать пожелание;
задавать вопрос и сообщать о факте или событии, лице, предмете, о наличии или отсутствии лица или предмета, о количестве предметов, их качестве и принадлежности о действии, времени, месте, причине и цели действия или события;
выражать намерение, желание, просьбу, пожелание, совет, предложение, приглашение, согласие или несогласие, отказ, разрешение или запрещение, обещание, неуверенность;
выражать свое отношение: давать оценку лицу, предмету, факту, действию, событию.
Ориентироваться и реализовывать самые необходимые (базовые) коммуникативные намерения в следующих ситуациях: в школе; в магазине, киоске, кассе; в буфете, кафе, столовой; в библиотеке; на занятиях;
на улице города, в транспорте; на экскурсии; в поликлинике у врача, в аптеке; в ситуации общения по телефону.
Осуществлять речевое общение в устной форме в рамках актуальной для данного уровня тематики:
Рассказ о себе. Биография: детство, учеба, работа, интереса.
Мой друг (знакомый член семьи).
Семья.
Учеба. Работа родителей (место работы, профессия).
Изучение иностранного языка.
Мой день.
Свободное время, отдых интересы.
Родной город, столица.
Здоровье.
Погода.



Требования к речевым умениям:
Аудирование монологической речи: понять на слух информацию, содержащуюся в монологическом высказывании (тему, главную, дополнительную информацию каждой смысловой части сообщения с достаточной полнотой и точностью.
Тематика текста: актуальна для сферы повседневного общения и социально-культурной сферы.
Тип текста: сообщение, повествование, а также смешанного типа. Специально составленные или адаптированные сюжетные тексты, построенные на основе лексико-грамматического материала, соответствующего базовому уровню.
Объем текста: 300-400 слов.
Количество незнакомых слов в тексте: 1,5-2%.
Темп речи: 170-200 слогов в минуту.
Количество предъявлений: 2.
Аудирование диалогической речи:
Понять на слух основное содержание диалога, коммуникативные намерения его участников. Тематика текста актуальна для сферы повседневного общения и социально-культурной сферы.
Количество незнакомых слов: 1,5%.
Темп речи: 180-210 слогов в минуту.
Количество предъявлений: 2.
Чтение.
Читать текст с установкой на общий охват его содержания. Изменять стратегию чтения в зависимости от его установки (при встрече с информацией требующей изучающего чтения). Определять тему текста, понять его основную идею, т.к. и дополнительную информацию, содержащуюся в тексте, с достаточной полнотой, точностью и глубиной.
Вид чтения: изучающее чтение, чтение с общим охватом содержания.
Тип текста: сообщение, повествование, описание, а также тексты смешанного типа. Специально составленные или адаптированные сюжетные тексты, построенные на основе лексико-грамматического материала, соответствующие базовому уровню. Тематика текста актуальна для сферы повседневного общения, социально-культурной и учебной сфер.
Объем текста: 600-700 слов.
Количество незнакомых слов: 3-4%.
Письмо.
Строить письменное монологическое высказывание репродуктивно-продуктивного характера на предложенную тему в соответствии с коммуникативной установкой.
Строить письменное монологическое высказывание репродуктивного характера на основе прочитанного или прослушанного текста в соответствии с коммуникативно-заданной установкой.
Тип предъявленного текста: повествование, сообщение, а также тексты смешанного типа. Специально составленные или адаптированные тексты, построенные на основе лексико-грамматического материала, соответствующие базовому уровню. Тематика текста актуальна для сферы повседневного общения и социально-культурной сферы.
Объем предъявляемого текста: 400-500 слов.
Количество незнакомых слов в предъявляемом тексте: 2%.
Письменные тексты на предложенную тему, созданные обучающимися, должны быть оформлены в соответствии с нормами современного русского языка и содержать не менее 15-18 предложений.
Говорение.
Монологическая речь:
Продуцировать самостоятельно связные высказывания в соответствии с предложенной темой и коммуникативно заданной установкой.
Строить монологическое высказывание репродуктивного характера на основе прочитанного или прослушанного текста различной формально-смысловой структуры и коммуникативной направленности. Выражать отношение к фактам, событиям, изложенным в тексте, девствующим лицам и их поступкам.
Объем высказывания по теме не менее 7 фраз.
Тип текста: повествование, описание, сообщение, а также тексты смешанного типа; специально составленные или адаптированные тексты, построенные на основе лексико-грамматического материала, соответствующего базовому уровню.
Объем предъявляемого текста: 400-500 слов.
Количество незнакомых слов в предъявленном тексте: 1,5%.
Диалогическая речь.
Понимать высказывание собеседника, определять его коммуникативные намерения в ограниченном числе речевых ситуаций и тем общения. Адекватно реагировать на реплики собеседника. Инициировать диалог, выражать коммуникативные намерения в ограниченном числе ситуаций и тем общения. Высказывания обучающихся должны быть оформлены в соответствии с нормами современного русского языка, включая общепринятые социально обусловленные нормы речевого этикета.


Календарно-тематическое планирование с обучающимися 1 год обучения



п/п
Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов
деятельности



Тема занятия
Кол-во
часов
Элемент содержания
Требования к
результатам
(обучающийся научится)

Домашнее задание








Вводное
Вводное занятие
2
Знакомство с программным содержанием. Т.Б.




Речь.
2
Звуки речи. Способы их образования. Органы речи. Речевые и неречевые звуки.
Дифференцировать речевые и неречевые звуки.
Привести примеры речевых и неречевых звуков


Пространственные представления.
2
Проверка и уточнение представлений о схеме собственного тела и тела человека, стоящего напротив.
Ориентироваться в схеме собственного тела и стоящего напротив;

Раскрасить правые и левые части тела человека.


Направления в пространстве.
2
Развитие навыков определения направлений в пространстве, графическое воспроизведение направлений.
Определять правое и левое направление в пространстве, пространственные взаимоотношения объектов, последовательность предметного ряда.

Закрепить правое и левое направление


Временные представления
2
Уточнение и систематизация знаний об основных единицах времени и их последовательности.
Определять последовательность частей суток, дней недели, месяцев, времён года.

Научиться называть части суток, дней недели, месяцев, времён года, знать их последовательность


Временные представления. Последовательность действий.
2
Уточнение и систематизация знаний о временных представлениях. Временная последовательность действий, событий. Закрепление временных понятий «раньше», «позже», «сначала», «потом».
Определять временную последовательность действий, событий.
Дид. игра «Что сначала, что потом»

6-7
Слова, обозначающие предметы. Дифференциация слов, отвечающих на вопросы кто? или что?
4
Слова, обозначающие предметы. Графическое обозначение изучаемых слов-предметов. Слово как часть предложения. Лексическое значение слова. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.
Владеть термином «слово».
Называть слова-предметы и графически их изображать.
Ставить вопросы к словам - предметам.
Подбирать слова к вопросам Кто? Что?

8-9
Слова, обозначающие действия предметов
4
Слова, обозначающие действия предмета. Графическое изображение слов-действий. Подбор слова-действия к предмету, постановка вопросов к словам-действиям.
Называть слова - действия, подбирать слова - действия к словам- предметам.
Называть слова-действия по картинкам

10.
Простое двусоставное предложение.
2
Практическое овладение навыками составления простого нераспространённого предложения. Дифференциация слов-предметов и слов-действий.
Дифференцировать слова-предметы и слова-действия.
Составлять простые нераспространённые предложения.
Составить простые предложения по картинкам

11.
Слова, обозначающие признаки предметов.
2
Слова, обозначающие признаки предметов. Подбор признаков к предметам по цвету, форме, величине, материалу. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой. Роль имён прилагательных в речи.
Подбирать слова-признаки к предметам по цвету, форме, величине, материалу.
Согласовывать в устной речи существительные с прилагательными.
Подбор слов-признаков к предметам

12.
Распространение простого предложения определением.
2
Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правильное употребление окончаний прилагательных.
Согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Подбор слов-признаков к предметам

13
Предложение и слово.
2
Дифференциация понятий «слово» - «предложение». Составление предложений по картинке, запись предложения с помощью условных знаков.
Владеть термином «слово», «предложение».
Определять границы предложения.

Составить предложения по картинке

14
Анализ предложения
2
Определение последовательности слов в предложении. Составление схем предложений. Составление предложений по схемам.
Согласовывать слова в предложении.
Произносить предложения интонационно правильно.
Составить предложения по картинке

15
Текст и предложение
2
Дифференциация понятий «текст» и « предложение». Предложение как единица речи.
Владеть термином «текст».
Выделять из речи предложение.
Составить предложения по картинке

16-17
Текст. Признаки текста. Главная мысль.
4
Формирование представлений о тексте: признаки текста, определение темы, основной мысли.
Выделять признаки связного текста.
Определять тему, главную мысль текста. Устанавливать смысловую зависимость между предложениями в тексте.
Составить предложения по сюжетной картинке

18-19
Единственное и множественное число существительных
4
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. Числительные один, одна. Работа по классификации предметов по числам. Согласование имени прилагательного с именем существительным в числе.
Употреблять существительных в форме единственного и множественного числа.
Определять число имён существительных.
Образовать форму множественного числа имён существительных

20.
Согласование количественных числительных с существительными.
2
Практическое овладение согласованием количественных числительных с существительными.
Согласовывать количественные числительные с существительными.
Дид. игра «Посчитай предметы»

21.
Род имён существительных.
2
Род имён существительных. Согласование существительных с местоимениями мой, моя, моё.
Согласовывать существительные с местоимениями мой, моя, моё.
Подобрать картинки к местоимениям мой, моя, моё.

22-23
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде.
4
Род имён существительных. Согласование имён прилагательных с существительными в роде.
Согласовывать прилагательные с существительными в роде
Подобрать прилагательные к предметным картинкам

24-26
Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени единственного числа в роде
4
Прошедшее время глагола. Согласование глагола с именами существительными в роде. Обогащение словаря действий.
Согласовывать слова-предметы и слова-действия в роде и числе.
Подобрать слова-действия к предметным картинкам

27-31
Управление. Работа над грамматическим оформлением предложения.
10
Работа над грамматическим оформлением предложения. Формы винительного, дательного, родительного и творительного падежей имени существительного и имени прилагательного без предлогов.
Понимать связь слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова к зависимому.
Употреблять окончания падежных форм имён существительных без предлогов.
Формировать умения отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией.
Составить предложения по картинкам

32
Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлоги. Значение предлога.
2
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений.
Понимать значение предлогов и правильно их употреблять
Подобрать предложения к схеме.

33-34
Предлоги, обозначающие местоположение.
4
Закрепление знаний о предлогах, их написанием и значением. Практическое употребление предлогов в речи.
Понимать значение предлогов и правильно употреблять их.

Придумать предложения с изученными предлогами

35-36
Предлоги, обозначающие направление.
4
Закрепление знаний о предлогах, их написанием и значением. Практическое употребление предлогов в речи.
Понимать значение предлогов и правильно употреблять их.

Придумать предложения с изученными предлогами

37
Предлоги В, ИЗ.
2
Закрепление знаний о предлогах В,ИЗ, их написанием и значением. Практическое употребление предлогов в речи.
Понимать значение предлогов и правильно употреблять их.

Придумать предложения с изученными предлогами

38
Предлоги В, НА, НАД.
2
Закрепление знаний о предлогах В, НА, НАД, их написанием и значением. Практическое употребление предлогов в речи.
Понимать значение предлогов и правильно употреблять их.

Придумать предложения с изученными предлогами

39
Предлоги ДО, ОТ, К.
2
Закрепление знаний о предлогах ДО, ОТ, К их написанием и значением. Практическое употребление предлогов в речи.
Понимать значение предлогов и правильно употреблять их.

Придумать предложения с изученными 40предлогами

40
Предлоги ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА
2
Закрепление знаний о предлогах ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА их написанием и значением. Практическое употребление предлогов в речи.
Понимать значение предлогов и правильно употреблять их.

Придумать предложения с изученными предлогами

41
Предлоги ИЗ, ПОД, ИЗ-ПОД.
2
Закрепление знаний о предлогах ИЗ, ПОД, ИЗ-ПОД, их написанием и значением. Практическое употребление предлогов в речи.
Понимать значение предлогов и правильно употреблять их.

Придумать предложения с изученными предлогами

42
Предлоги С, СО, ПО
2
Закрепление знаний о предлогах С, СО, ПО, их написанием и значением. Практическое употребление предлогов в речи.
Понимать значение предлогов и правильно употреблять их.

Придумать предложения с изученными предлогами

43
Закрепление всех отработанных предлогов.
2
Закрепление понятия о предлоге. Понимания значения предлога в речи.
Понимать значение предлогов и правильно употреблять их.

Придумать предложения с изученными предлогами

44-45
Антонимы
4
Практическое овладение учащимися подбором антонимов.
Различать слова противоположные по значению
Подобрать антонимы к данным словам

46-47
Синонимы
4
Практическое овладение учащимися подбором синонимов.
Различать слова близкие по значению
Подобрать синонимы к данным словам

48-49
Многозначные слова
4
Практическое овладение учащимися многозначностью слов. Прямое и переносное значение слов.
Определять прямое и переносное значение слов
Распредели слова на две группы: многозначные и однозначные

50-51
Последовательный пересказ с опорой на картинки и схемы.
4
Деление текста на части. Последовательность частей текста. План связного высказывания.
Делить текст на части в соответствии со схемой. Определять тему текста.
Составить пересказ

52-53
Составление рассказов повествовательного характера по картинному плану.
4
Деление текста на части. Последовательность частей текста. Составление плана связного высказывания.
Делить текст на части в соответствии со схемой.
Определять тему и главную мысль текста.
Составлять план текста.
Составить рассказ

54-55
Пересказы описательного и повествовательного характера.
4
Особенности текста-повествования и текста – описания. Тема и главная мысль текста и его частей. План изложения.
Составлять план связного высказывания. Делить текст на части. Определять тему и главную мысль текста.
Определять последовательность частей текста.
Составить пересказ по плану.

56-58
Составление рассказов по картинке, по серии сюжетных картинок.
4
Деление текста на части, определение главной мысли текста, главной мысли каждой части текста. Составление плана.
Составлять план связного высказывания.
Делить текст на части.
Определять тему и главную мысль текста и каждой части текста.
Определять последовательность частей текста.
Устанавливать смысловую зависимость между частями текста.
Составить рассказ по сюжетной картинке.

59-62
Составление рассказа по заглавию и его началу.
8
Главная мысль. Последовательность событий.
Выбирать вид текста собственного высказывания.

Составить рассказ на заданную тему

63-64
Восстановление рассказа по его концу (с опорой на картинки и без).
4
Главная мысль. Последовательность событий.
Определять тему и главную мысль текста.
Устанавливать смысловую зависимость между частями текста.
Восстановить текст по его концу

65
Итоговое занятие Игровая программа «До новых встреч»
2









Оценочные средства для проверки уровня знаний по итогам освоения программного содержания и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
В качестве оценочных средств используются тесты из сборников типовых тестов по русскому языку как иностранному
Ермаченкова В.С., Слушать и услышать. Пособие по аудированию для изучающих русский язык как неродной, Златоуст, 2011г. Базовый уровень (A2). Книга + МР3.
Миллер Л.В., Политова Л.В. Жили-были... 12 уроков русского языка. Базовый уровень. Тексты для аудирования к рабочей тетради 1 CD, Златоуст, 2012г.
Миллер Л.В., Политова Л.В. Жили-были... 28 уроков русского языка для начинающих. Тексты для аудирования к рабочей тетради 1 CD, Златоуст, 2011г.
Т.И. Капитонова, И.И. Баранова, М.Ф. Мальцева, Е.А. Никитина, О.М. Никитина, Е.М. Филиппова, Тренировочные тесты по лексике и грамматике. Элементарный и базовый уровни. 1 CD, Златоуст, 2010г.
Эсмантова Татьяна, Русский язык: 5 элементов. Диагностические тесты, Златоуст, 2010г.





























Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Центр международного образования МГУ www. cie. Ru
МАПРЯЛ www. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фонд «Русский мир» http: //www. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал русского языка http: //www. yarus.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]] index.php
Русский язык для детей зарубежья [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Телешкола [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Издательство «Русский язык» Курсы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Издательство «Златоуст» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Русский язык для жителей СНГ и Балтии http: // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Литература
А.В. Голубева, А.И. Задорина, Е.В. Ганапольская, Россия: Характеры, ситуации мнения, вып. Ситуации, Златоуст, 2011г.
А.В. Голубева, А.И. Задорина, Е.В. Ганапольская, Россия: Характеры, ситуации мнения, вып. 1. Характеры, Златоуст, 2011г.
Миллер Л.В., Политова Л.В. Жили-были... 28 уроков русского языка для начинающих Учебник. 10-е издание, Златоуст, 2011г.
Милованова И.С. Фонетические игры и упражнения: Русский как иностранный: Начальный этап обучения. - М.: Наука, 2010.
Старовойтова И.А., Русская лексика в заданиях и кроссвордах. Выпуск 1. Человек, Златоуст, 2012г.
Аннотация
Данная программа представляет собой описание содержания русского языка как иностранного (РКИ) и адресована иностранным гражданам, ранее не изучавшим русский язык или владеющим им в недостаточном объеме. Содержательная часть программы отражает основные уровни языка, необходимые для овладения коммуникативными навыками.
Программа носит прикладной характер и содержит только практические занятия. В качестве форм текущего контроля используются контрольные работы, включающие тесты, тексты для чтения и аудирования, упражнения, направленные на проверку необходимых компетенций. Итоговой формой контроля является контрольный зачет по темам.








Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования - Центр детского творчества «Галактика»


13PAGE \* MERGEFORMAT14215


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования - Центр детского творчества «Галактика»






15