Выступление по теме Проектирование уроков английского языка в информационной образовательной среде


РМО
учителей иностранного языка
Проектирование уроков английского языка
в информационно-образовательной среде.
(Выступление Джаджиевой Т. И.,
учителя английского языка МБОУ Россошанской ООШ)
2015 г.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов изменило представление о системе образования в целом. Цель современного образования:
развитие тех способностей личности, которые нужны ей самой и обществу;
включение социально-ценностной активности личности;
обеспечение возможностей эффективного самообразования
слайд
Новая цель образования требует новые средства обучения, новое содержание образования, новые технологии, новое целеполагание для учителей и учащихся, новые требования к подготовке учителя.
Стандарт закрепил  требования к результатам (личностным, предметным и метапредметным) освоения основных образовательных программ, включая предмет «Иностранный язык».
слайд
ЧТО ДАЮТ ОБРАЗОВАНИЮ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ?
СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ РОСТ ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНОЙ БАЗЫ
СВОБОДНЫЙ ДОСТУП К РАЗНООБРАЗНЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ РЕСУРСАМ
ДИСТАНЦИОННОСТЬ
МОБИЛЬНОСТЬ
ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ
ВОЗМОЖНОСТЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ И АНИМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы школ, программы по предмету должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.
слайд
Что такое ИОС?
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
информационно-методическую поддержку образовательного процесса. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы должно включать:
информационную поддержку деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий,
укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью.
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Формирование информационно-образовательной среды в учреждении открывает возможности для развития и саморазвития педагога, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.

При проектировании уроков английского языка ИОС - это инструмент, позволяющий не только решать задачи  развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка, повышать мотивацию, а значит и качество своей работы, но и сделать занятия более продуктивными, современными, интересными и увлекательными для своих учащихся. 
Обучение в ИОС по сравнению с традиционной системой обучения
Увеличиваются возможности выбора (средств, форм, темпа…и т.д.)
Увеличивается доступность информации
Повышается мотивация (за счёт интерактивности, наглядности, занимательности)
Повышается значимость самостоятельной работы и формирования критического мышления
Активнее используются методы взаимообучения
Создаётся установка на непрерывное образование в течение всей жизни
Отличие урока в традиционной среде и в ИОС: (таблица)
Основные возможности Учителя:
Проведение наглядных и интерактивных уроков
Создание викторин и контрольных работ
Разработка тематических планов
Использование готовых материалов или создание собственных
Ведение проектной деятельности
Обмен педагогической информацией коллегами
Просмотр работ учащихся
Ведение электронного классного журнала
Информационно-образовательная среда как педагогическая система определяет новую роль учителя, на которого возлагаются следующие функции:
координирование познавательного процесса;
корректировка преподаваемой дисциплины;
консультирование при составлении индивидуального учебного плана;
руководство учебными планами, учебными проектами.
Преподаватель-консультант (или тьютор) должен демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические возможности получения максимального педагогического результата.
Должна оставаться главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития.
(слайд) Основные возможности Ученика:
Создание структуры папок для систематизированного хранения информации
Поиск готовых уроков и медиаобъектовСамостоятельная разработка презентаций по предметам
Использование электронной библиотеки
Функции электронной библиотеки - это накопление и реализация в учебном процессе разнообразного учебно-методического обеспечения для его использования в режиме on-line:
текстовых материалов;
аудио- и видеоматериалов;
гипертекстовых пособий;
графических иллюстраций;
учебных компьютерных программ;
моделирующих систем;
автоматизированных лабораторных практикумов;
тестовых заданий нескольких типов и т.д.
В учебном процессе учащиеся обеспечиваются обязательными и дополнительными учебно-методическими материалами по каждой изучаемой дисциплине.
Просмотр расписания занятий по дням недели
Просмотр дневника успеваемости за любой период
Самоподготовка
Расписание
Дневник успеваемости
Главной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся, задача учителя – это создать условия для практического владения языком. Однако, не для кого не секрет, что интерес обучающихся к изучению иностранного языка  падает. Отсутствие мотивации, в свою очередь, влечет снижение качества обученности учащихся. Использование только традиционных методов преподавания сегодня уже не дает желаемых результатов, и не позволяет достигать установленных ФГОС требований и поддерживать интерес учащихся. Чтобы совершенствовать и оптимизировать учебный процесс  учитель вынужден дополнять и сочетать привычные методики с новыми технологиями в преподавании иностранных языков.
Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с только лишь традиционными методами обучения:
-индивидуализация процесса обучения;
-развитие самостоятельности обучающихся;
-повышение мотивации к изучению иностранного языка;
-развитие познавательной активности учащихся;
-создание благоприятной и комфортной среды обучения;
-интенсификация процесса обучения;
-повышение качества обученности иностранному языку;
-развитие творческих способностей;
-создание условий для самообразования;
-создание реальных условий и языковых ситуаций общения;
-всесторонний и объективный контроль.
Сочетание традиционных методов и современных ИКТ позволяет учителю переложить часть своей работы на компьютер, но при этом процесс обучения становится более интересным и интенсивным. Подбор ИКТ-средств зависит от текущего учебного материала, уровня подготовки обучающихся, их потребностей и интересов. Работа с ИКТ не только способствует повышению интереса к учебе, дает возможность в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, но и позволяет полностью устранить одну из основных причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием или незнанием материала, боязнью дать неверный ответ,  быть окритикованным публично.
Активное и уместное применение ИКТ на уроках АЯ является целесообразным исходя из специфики самого предмета. В обучении АЯ современные технологии могут быть использованы для ознакомления с новым языковым материалом, для тренировки и закрепления полученных знаний учащихся в различных коммуникативных ситуациях и заданиях с учетом уровня подготовки каждого ученика, его личностных интересов и психологических особенностей и как средство контроля (контроль со стороны учителя, самоконтроль).
Можно выделить такие направления использования ИКТ на уроках:
использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем;
создание собственных мультимедийных и обучающих программ;
создание мультимедийных презентаций;
использование ИКТ во внеклассной работе;
использование ресурсов сети Интернет.
Ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является обучение различным видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо). Применение ИКТ при формировании навыков в четырех видах речевой деятельности помогает решать следующие дидактические задачи:
формирование лексических навыков, обогащение словарного запаса;
формирование произносительных навыков;
обучение диалогической речи;
обучение чтению и письму;
формирование грамматических навыков;
контроль за сформированностью навыков учащихся.
Обучение чтению с помощью ИКТ дает доступ к текстам различных литературных жанров. Использование онлайн версий газет, журналов, чтение и обсуждение последних мировых новостей интересно и полезно для учащихся, т.к. они содержат актуальную и понятную для учащихся информацию. Чтение статей, анализ, обсуждение помогает развивать языковую догадку, темп чтения, способствует формированию навыков чтения и устной речи.
Работа с ИКТ при обучении устной речи становится намного эффективнее, т.к. глобальная сеть может предложить массу тем для обсуждения. Таким образом, материалы сети Интернет помогут организовать работу не только по любой программной теме, но и за пределами программного материала.
Обучение письму также становится намного интереснее и плодотворнее с применением ИКТ. Написание различного рода писем, открыток, документов из обязательной программы теперь можно не просто отрабатывать на уроках и дома, но и организовать реальную переписку между учащимися и учителем, друзьями из других классов, школ, зарубежными сверстниками.
Правильно подобранные аутентичные материалы (с учетом уровня обученности, программных требований, личностных предпочтений и интересов учащихся) помогают сделать обучение аудированию значительно увлекательнее.
Я применяю ИКТ на всех ступенях обучения. В начальной школе я стараюсь организовать работу так, чтобы современные технологии стали мощным психолого-педагогическим средством формирования мотивации учащихся, средством поддержания и развития устойчивого интереса к изучению английского языка. Широко использую мультимедийные приложения к УМК Биболетовой М.З., аудио и видео ресурсы, создаю и привлекаю к созданию мультимедийных презентаций своих учеников, участвуем дистанционных олимпиадах, разрабатываем интерактивные материалы по изучаемым программным темам (проектные работы, кроссворды и т.д.).
С учащимися основной школы использую все направления ИКТ, но на более сложном материале, однако наибольший интерес у учащихся вызывает работа с ресурсами сети Интернет. Среди неоспоримых преимуществ ресурсов Интернет выделяется актуальность и доступность материалов по любой программной теме и за ее пределами. Кроме того, эти ресурсы выступают в роли «реальных носителей информации», а значит помогают создать реальную языковую среду для осуществления межкультурной коммуникации.
На уроках активно применяю следующие ресурсы Интернет:
- электронная почта;
- информационные ресурсы;
- поисковые системы;
- справочники, каталоги;
- конференции, он-лайн тестирования, олимпиады, викторины, конкурсы, творческие и исследовательские проекты;
Слайд
Олимпиада проекта «Инфоурок»:
Зима 2015 г. участие 5 человек, 1 ученик- 3 место
Весна 2015 г. 9 участников из них 1 ученик 1 место (Думачев Д., 9 кл.)
1 ученик 2 место (Буянова Т.)
Возможности ресурсов Интернет неисчерпаемы. Сеть хранит огромный объем информации: аудио и видео материалы, страноведческий материал, литературные произведения различных жанров, газеты, журналы, мировое художественное и музыкальное наследие и т.д.
Примеры из практики:
Работа с ученическими проектами (Проект Белобородовой А.)
Для учителя ИОС – это и источник информации, и уникальная возможность постоянного профессионального роста и самосовершенствования, возможность повышать свой уровень владения языком и активно приобщать к этому своих учеников.
Сегодня существует множество направлений и способов применения ИКТ (ресурсы Интернет, аудио и видео материалы, мультимедийные программы и т.д.), при этом главное для учителя - с умом распорядиться этими ресурсами, чтобы урок был интересным для учащихся, эффективным с точки зрения прочного овладения видами речевой деятельности и способствовал формированию положительной мотивации.