Конспект «Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде».

Вступление

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ
В Федеральной программе развития образования (утвержденной 10 апреля 2000 г., N 51-ФЗ) одним из основных направлений названо «развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования». Требование интеграции науки и образования, развития и формирования исследовательских навыков учителей и учащихся становится особенно актуальным в наши дни, поскольку интенсификация процессов научно-технического прогресса стимулирует необходимость пожизненного образования. «Бежать со всех ног, чтобы только остаться на месте», - эта крылатая фраза, принадлежащая перу великого писателя и ученого Льюиса Кэрролла, должна стать девизом для всех, кто стремится добиться успеха в жизни и карьере.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта»; «Проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Обилие гуманитарных проектов в журналистике, на телевидении и во всех сферах микро- и макросоциума почти устранило техническое звучание этого понятия». (Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям// Методология учебного проекта. М.: МИПКРО, 2001.)
Педагогика располагает различными методиками формирования исследовательских навыков. Это, прежде всего, технологии проблемного обучения, метод проектов, моделирование и другие. В своей работе я хочу остановиься на особенностях проектного метода обучения.
Исторически метод проектов появился в середине прошлого века, когда в поисках новых форм организации учебных занятий некоторые школы обратились к опыту ВУЗов. Близка к проектным технологиям обучения система организации занятий в школе, при которой осуществляется сочетание занятий в больших аудиториях, в малых группах и индивидуально. Такая технология получила название “план Трампа”. Эта система была разработана профессором педагогики из США Ллойдом Трампом в 60-х годах XX века и лет 30 тому назад пользовалась популярностью в школах Америки. В 80-х годах план Трампа был модернизирован в нашей стране в лекционно-семинарскую систему обучения, которая до сих пор используется некоторыми учителями (особенно при преподавании гуманитарных и естественно-научных дисциплин).
В начале XX в. в г. Дальтон (США) педагог Елена Пархерст предложила лабораторный план организации занятий: учителя выдавали письменное задание каждому учащемуся, уроки отменялись. Учащиеся работали над материалом индивидуально и сдавали учителю отчет о проделанной работе. Лабораторный план организации занятий стал известен во всем мире под названием дальтон-плана. И хотя в своем первоначальном варианте он просуществовал недолго (так как учащимся было не под силу самостоятельное освоение учебного материала), дальтон-план считают родоначальником проектного обучения.













15