Преемственность ДОУ с начальной школой в условиях введения ФГОС


Рассказова Антонина Леонидовна
воспитатель старшей группы МБДОУ ДС № 335
Преемственность ДОУ с начальной школой в условиях введения ФГОС
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».Л. С. ВыготскийПроблема преемственности между ДОУ и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе.
     Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У  программы детского сада – это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения.
    Особенностью новых стандартов является формирование и развитие  у детей учебной деятельности - умение учиться, без которого в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного образования. Изменяется роль учителя и ученика в учебно-воспитательной работе. В процессе обучения не ученик подстраивается под сложившийся стиль учителя, а учитель, обладающий более разнообразным технологическим инструментарием, подстраивает и согласовывает приемы и методы с познавательным стилем ребенка. Учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры. Нет субъектов и объектов обучения, а есть школа сотрудничества.
Для осуществления преемственных связей необходимо:
1.Укрепление здоровья детей;
-  обеспечение эмоционального благополучия каждому ребёнку, организация двигательной активности детей.
 2. Формирование положительной мотивации:
- проведение занятий в форме - игры.
3. Формирование предпосылок учебной деятельности;
- восприятие инструкций, планирование деятельности, умение выполнять задание до конца, способность выполнять задание в течение определённого времени.
4. Развитие познавательных функций:
-речь, внимание, память, восприятие, воображение, мышление.
5. Организация разнообразных форм занятий:
- наблюдение, работа парами. работа по подгруппам;
6. Активизация любознательности и инициативности детей:
- умение задавать вопросы, высказывание собственных суждений, умение делать простые практические выводы.
7. Организация сотрудничества детей и педагогов.
8. Создание развивающей среды.
Перед воспитателем детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы на I ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного пространства, ориентированного на развитие дошкольников, а в дальнейшем и школьников и их самореализацию в деятельности. Метод проектов способствует развитию любознательности и стремления находить объяснения своим наблюдениям, учит задавать вопросы и находить ответы, а затем проверять правильность своих ответов путём анализа информации, проведения исследований, тем самым формирует развитие интеллектуальных способностей.
   Дошкольники и младшие школьники очень любознательны, поэтому проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в учебно-воспитательный процесс.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Специалисты выделяют три направления подготовки детей дошкольного возраста к школе, обеспечивающих преемственность:
- всестороннее воспитание и развитие;
- формирование психологической готовности к обучению в 1 классе;
- формирование учебной мотивации.
Формирование у дошкольника готовности к школьному обучению  должно происходить не на содержательном, а на деятельностном уровне, т.е. наличие сформированности  умений учиться как фундаментальных новообразований дошкольного детства, обеспечит психологическую готовность ребенка к школе как с дидактической, так и с психологической точки зрения (поскольку учебная мотивация является одной из составляющих понятия «учебная деятельность»). Безусловно, данный подход к решению проблемы кажется невероятным и неправдоподобным, поскольку в дошкольной педагогике не только не рассматривались вопросы формирования и развития учебной деятельности ребенка, но и в целом проблема организации развивающего обучения дошкольников кажется многим специалистам дошкольного образования весьма сомнительной. Главную отрицательную роль в становлении такого отношения к развивающему обучению дошкольников играет, на наш взгляд, привычка к традиционному толкованию обучения как формирования знаний, умений и навыков предметного характера, причем традиционными репродуктивными методическими приемами. Вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.
Для  решения данной проблемы необходимо выполнение следующих этапов:1. Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;2. Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;3. Проведение профилактических мероприятий, таких как:"День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.;4. Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);5.Проведение ППК, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, заместители директора);6.Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;7. Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Преемственность возможна на основе учёта того общего, что объединяет две ступени развития. Успешность реализации преемственности определяется рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной средой.
По определению Д.Б. Эльконина,  дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.