Конспект урока по математике по теме Обобщение и систематизация изученного материала

УРОК математики; ДАТА: 13.02.13.
ТЕМА: Обобщение и систематизация изученного материала.
ТИП УРОКА: повторительно-обобщающий урок.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Образовательная: совершенствовать навык сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через разряд; совершенствовать умение письменно складывать и вычитать числа в пределах 100.
2.Развивающая: развивать внимание, зрительную память, логическое и образное мышление, активность учащихся на уроках;
3. Воспитательная: прививать интерес и любовь к предмету
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: презентация, индивидуальные карточки
ХОД УРОКА:
Этап
Работа учителя
Работа ученика

Организационный (психологический настрой)
Наш урок будет похож на сказку,
Нам без знаний никуда.
Взяв с собой, тетрадь, учебник, ручку и указку
Отправляемся туда.
Итак, готовы вы отправиться в сказку?
Когда колокольчик прозвенит 3 раза надо:
2 раза топнуть левой ногой,
3 раза хлопнуть над головой
Произнести 1, 2, 3- сказка в гости приходи!
Подготовка учащихся к работе на занятиях
включение учащихся в деловой ритм

Выявление имеющихся знаний, умений и навыков.
1) Математический диктант
- В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь. И был у него единственный сын.
- Хотите узнать, как его звали? Для этого надо быть внимательным, а потом с помощью цифр узнать имя Царевича, (с использованием презентации, слайд )
-запишите число, в котором 1 дес. и 2 ед. (12)
-запищите число, которое следует за числом 16 (17)
-запишите число, предыдущее числа 15 (16)
-найдите сумму чисел 23 и 6 (29)
-запишите число, в котором 6 ед. и 1 дес. (16)
-если число 10, увеличить на 8, то получим (18)
-из 38 вычесть 25 (13)
-запишите разность чисел 12 и 3 (9)
Взаимопроверка
12
17
16
29
16
18
13
9

Н
У
А
И
?
Ш
К
В

-Как звали царевича? (Иванушка)
- Какое число лишнее? Почему?
- Сегодня урок обобщения и закрепления знаний.
2) Постановка проблемы:
- Поставьте перед нами цель на сегодняшний урок:
Рассуждать
Решать
Доказывать
- А ещё мы побываем в настоящей сказке.
3) Ребус
-Был Иванушка сильным и смелым царевичем. Отправился Иванушка по делам в соседнее королевство и повстречался с красивой, доброй и умной девушкой. Иванушка спросил имя девушки. Но девушка решила проверить Иванушку на смекалку и загадала ребус, сможешь расшифровать надпись - узнаешь мое имя. Задумался Иванушка.
- Ребята поможем Иванушке прочитать имя? (слайд)
4) Верные и неверные равенства.
- Завершив все дела, вернулся Иванушка домой. Но не мог забыть Василису. Прошло время, и пришла страшная весть, что налетел на королевство Змей Горыныч, выжег огнём поля и деревни и унёс в свой замок Василису. Иванушка, не задумываясь, стал собираться в долгий и опасный путь.
- Ребята, помогите Иванушке собрать нужные предметы.
(с использованием презентации, слайд)
(карточки с верными и неверными равенствами, с обратной стороны изображены предметы: лук, стрелы, меч, вода, хлеб.)
6 + 5 = 11 17- 8 = 8
8+7= 16 9+5=14
13-9=4 9+6=14
13-5=8 12-6=6
3+9=13
- Если мы найдём среди этих выражений верные равенства, то поможем Иванушке
собраться в долгий путь.
Вывод: что нам помогло выполнить данное задание (знание таблицы)
Актуализация опорных знаний и умений
Готовность к активной учебно-познават. деят-ти на основе опорных знаний

Физминутка
Мы 5 раз в ладоши хлопнем,
8 раз ногами топнем,
4 раза потянись,
А 7 раз ты наклонись.



Повторение пройденного материала
1) Задачи на смекалку
- Стал Иванушка думать, как ему добраться до логова Змея Горыныча, на счастье была у него карта сказочного королевства. Делать нечего, отправился Иванушка в путь, дошел до избушки Ученого Кота, спрашивает, как ему найти Змея Горыныча, а Кот говорит: «Победить Змея Горыныча нужно не силой, а умом и смекалкой - решишь мои задачки, укажу дорогу и стану помогать тебе в пути» (с использованием презентации, слайды)
- Пять синиц на ветку сели,
И все сразу летели Сосчитайте быстро, детки Сколько птиц сидит на ветке?
-Стоит в поле дуб
На дубе три ветки
На каждой ветке по три яблока
Сколько всего яблок на этом дубе?
-У Пети 3 пары варежек, Сколько
у него варежек на правую руку?
- Вижу отважный и умный ты Иванушка, иди прямо в лес, ничего не бойся, будь вежлив и добр с теми с кем тебе придется встретиться на твоем пути. Попрощался Иванушка, да зашагал смело в лес.
2) Встреча с Бабой Ягой
Но вдруг деревья расступились, и увидел Иванушка поляну, а на этой поляне стоит избушка на курьих ножках. Кто живёт в ней? Правильно - Баба Яга! (с использованием презентации, слайд )
Увидела Баба Яга Иванушку и говорит: «Куда путь держишь добрый молодец? »
Рассказал Иванушка о том, что путь его лежит в царство Змея Горыныча, идет выручать Василису. Пожалела Иванушку Баба Яга и говорит:
- Ну что ж, расскажу, если выполнишь ты три моих задания.
- Ребята, поможем Иванушке?
Первое задание: (с использованием презентации )
- Дополнить числа до круглого десятка (презентация)
Вывод: Как складывали?
Второе задание: (с использованием презентации 15)
- Есть у меня ковёр-самолёт. Узнай, сколько мне нужно бахромы, чтобы обшить ковёр. Длина ковра 12 м, а ширина 8 м.
Вывод: как удобнее сложить числа? Почему?
Третье задание: (с использованием презентации )
-Есть у меня косынка любимая. Вот она
-Посчитай, сколько на ней треугольников (6)









- Что ж, выполнил ты все мои задания. И ребята тебе дружно помогали. Помогу я тебе.
Рассказала Баба Яга, как дойти до Змея Горыныча. Отправился Иванушка в путь. И вот перед ним две дороги.
3) Сам.работа: решение уравнений
А Иванушка стоит и думает, какой дорогой ему пойти, на помощь Кот Ученый пришел.
-Решишь, Иванушка, уравнения, найдешь результат, где будет меньшее значение, по тому мостику и иди.
Решение уравнений : 15-х = 7 и X +9 = 13
Вывод: какие знания пригодились при решении уравнений (табличные случаи)
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации

Обобщение и систематизация знаний
1) Решение задачи (анализ проводит ученик).
-Шёл царевич три дня и три ночи и пришёл к замку Змея Горыныча. Хотел войти, а у дверей сидит сам Змей Горыныч, никого не впускает. Бился Иванушка со Змеем Горынычем три дня и три ночи, выбились оба уже из сил, проголодались, Змей и говорит:
- Выполни, Иванушка, задание:
Первая голова съела 23 пирожка, вторая на 12 пирожков меньше, чем первая, а третья на 17 больше, чем вторая.
- Что это за задание? (дети придумывают вопрос и решают задачу; анализ проводит ученик)
2) Работа в парах:
- какая голова съела больше пирожков?
-какая меньше? На сколько?
- Найдите, сколько всего пирожков съел Змей Горыныч.
- Открыл Иванушка дверь. Василиса увидела своего спасителя, обрадовалась! Взял Иванушка Василису за руку и пошли они вместе обратно в королевство. Кода вернулись Иванушка и Василиса, король устроил большой праздник. А потом и свадьбу сыграли. И жили Иванушка с Василисой долго и счастливо.
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу
Активная и продуктивная деят-сть по включению части в целое, класс-ции и систематизации

Домашнее задание
Индивидуальная карточка
Обеспечение понимания цели, содерж. и способов выполнения д/з, проверка соответств. записей
Реализация необходимых достаточных условий для успешного выполнения д/з

Итог
- Ребята, мы возвращаемся из сказки.
Молодцы! Вы дружно, ребята, работали. Думаю, без вашей помощи Иванушка не смог бы освободить принцессу.

- Какая тема урока была?
- Какие цели были поставлены и достигнуты ли они?
Рассуждать
Решать
Доказывать
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение информации о реальных результатах обучения





15