Рабочая программа по географии. 8 класс. «География России. Природа и население», под ред. О.А. Климановой и А.И. Алексеева


Рабочая программа по географии курса
«География России. Природа и население», 8 класс (68 часов),
по учебнику линии под ред. О.А. Климановой и А.И. Алексеева
                                                   Составитель: Чибисова В.Е. учитель географии.
ВВЕДЕНИЕ. (1 час).
Урок 1. Географизация современной жизни человека.
Источники географической информации. Методы исследования территории России. 
Раздел I. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ. (7 часов).
Основные требования к знаниям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
определять по карте ГП России, называя основные его особенности и делать выводы о  влиянии ГП на природу и освоение территории России;
оценивать влияние географического положения и величины территории на особенности природы и жизнь людей.
показывать на карте крайние точки страны;
определять особенности географического положения территории своего проживания (город, субъект Федерации и т.д.);
характеризовать роль русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории страны.
решать задачи по определению географических координат и
   разницы во времени часовых поясов.Урок 2. Россия на карте мира.Доля России в населении и территории мира. Влияние географического положения на особенности природы страны. Районы России. Размеры и пространства России. Крайние точки и протяженность.Практические работы:1. Сравнение географического положения России и Канады.2. Выявление особенностей географического положения района своего проживания.
Новые понятия и представления: государственная территория, территориальные воды.Опорные знания: факторы ГП страны и географические координаты.
Урок 3. Границы России.Границы территории государства. Изменение их значения во времени. «Проницаемость границ». Граница разъединяет или объединяет?Практическая работа: Обозначение на контурных картах пограничных государств.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
показывать границы России и пограничные страны;
приводить примеры значения границы для связей с другими странами;
давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности.
Урок 4. Россия на карте часовых поясов.Положение России на карте часовых поясов.Практическая работа: Решение задач на определение поясного времени.Новые понятия и представления: поясное, декретное время, летнее, зимнее время, линия перемены дат.Опорные знания: градусная сеть.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
определять разницу во времени по карте часовых поясов;
приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения.
Урок 5. Формирование территории России.Основные направления освоения и присоединения новых земель, формирование территории России в разных направлениях и на разных этапах. Современная территория РФ.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
читать и анализировать карты, показывать по карте субъекты РФ, свой населенный пункт в составе области, края, округа или республики.
Урок 6. Географическое изучение территории России.Основные этапы географического изучения территории: открытие, освоение земель, составление географических карт, описание, выявление географических закономерностей, преобразование территории. Источникигеографических знаний.Опорные знания: географические открытия и исследования материка Евразия.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
приводить примеры из истории географических исследований России на разных этапах;
обосновать необходимость географических знаний на современном этапе, приводить примеры.
Урок 7. Тематический контроль по разделу: «Пространства России».Учащиеся должны уметь:
объяснять сущность основных понятий и представлений раздела;
 определять основные особенности географического положения России;
 перечислять факторы физико-географического положения, оценивать особенности ГП России и размеров ее территории;
 показывать границы России и пограничные страны, давать оценку их возможных взаимосвязей;
 сравнивать географическое положение России и других стран;
 определять поясное время;
 читать и анализировать тематические карты, делать выводы.
Урок 8. Обобщение и коррекция знаний по разделу: «Пространства России».Сравнение России по особенностям географического положения и размерам территории с другими странами. Влияние географического положения и размеров территории на природу и хозяйственную деятельность населения. Необходимость географических знаний в решении многих современных проблем.
Раздел II. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК. (38 часов).
Основные знания:Понятия и представления: рельеф,  климата, внутренние воды, покровное оледенение почвы, растительный и животный мир России. Солнечная радиация, атмосферный фронт, циклон, антициклон, многолетняя мерзлота. Агроклиматические, земельные, водные, лесные ресурсы, сельскохозяйственные угодья. Природно-хозяйственные зоны,  закономерности развития и размещения природных объектов, явлений и процессов, природные территориальные комплексы (ПТК), взаимное влияние природы и человека, рациональное природопользование.Основные умения:
показывать по карте крупные природные объекты;
читать и сопоставлять климатические карты, проводить анализ их содержания.
cоставлять географические описания (в том числе природных объектов, ландшафтов своей местности),
устанавливать существующие взаимосвязи между компонентами природы, природой и населением, его хозяйственной деятельностью,
выявлять последствия для природно-хозяйственных зон нерациональной хозяйственной деятельности,
прогнозировать пути снижения антропогенного влияния на природную среду. Тема 1. Рельеф и недра России. (5 часа).
Урок 9. Строение земной коры (литосферы) на территории России.
Особенности рельефа территории России. Зависимость рельефа страны от геологической истории и тектонической структуры. Влияние рельефа на природу и жизнь людей.
Новые понятия и представления: абсолютный и относительный возраст горных пород; геохронологическая шкала; платформа, плита, щит; тектоническая, геологическая карта.Опорные знания: тектоника литосферных плит; движения земной коры; горные породы.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
читать тектоническую и геологическую карты, геохронологическую таблицу;
выявлять взаимозависимость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; приводить примеры влияния рельефа на природу и жизнь людей на примере своего края.
Урок 10. Особенности рельефа России.Россия - страна обширных равнин и горных территорий. Разнообразие рельефа России - разнообразие условий жизни.Практические работы:1. Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на примере своего края (области, республики).2. Сравнительная характеристика горной и равнинной территории с выявлением возможного влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно - Европейская равнина и Урал; Среднерусская возвышенность — Хибины или Кавказ).Новые понятия и представления: нагорье.Опорные знания: формы рельефа.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
показывать по карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны;
наносить на контурные карты основные формы рельефа;
на основе сопоставления карт выявлять влияние рельефа на расселение людей.
Урок 11. Современное развитие рельефа.Изменения в рельефе под влиянием внутренних и внешних сил. Особая роль оледенений и текущих вод. Влияние деятельности человека на изменения в рельефе.Новые понятия и представления: неотектонические движения, покровное оледенение.Опорные знания: движения земной коры; физическое выветривание.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь: 
приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов;
показывать на карте и называть районы наиболее интенсивных тектонических движений;
называть меры безопасности при стихийных явлениях;
давать характеристику рельефа своей местности;
объяснять влияние рельефа на формирование природных условий и жизнь населения.
Урок 12. Использование недр.Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых, их роль в хозяйственной деятельности. Место России в мире по запасам и добыче некоторых ископаемых; исчерпаемость минеральных ресурсов. Разработки месторождений и загрязнение окружающей среды.Практическая работа: Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Оценка условий разработки и использования полезных ископаемых.Новые понятия и представления: месторождение, открытая разработка, подземная добыча, исчерпаемые ресурсы.Опорные знания: горные породы осадочные, магматические и метаморфические; платформы и складчатые пояса; молодые и старые горы.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
показывать на карте наиболее крупные месторождения полезных ископаемых.
Урок 13. Обобщение и коррекция знаний по теме: «Рельеф и недра».Практическая работа: Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.
Тема 2. Климат. (5 часов).
Урок 14. Общая характеристика климата России.Влияние климата на жизнь людей. Влияние географического положения и рельефа территории на количество и распределение получаемого ею тепла. Россия — холодная страна.Новые понятия и представления: солнечная радиация, подстилающая поверхность.Опорные знания: климатообразующие факторы распределения тепла и света на поверхности Земли; климатические пояса.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
приводить примеры влияния климата на природу и жизнь людей;
сравнивать Россию с другими странами по количеству получаемого солнечного тепла;
определять по карте закономерности распределения суммарной солнечной радиации;
давать оценку климатических особенностей России.
Урок 15. Закономерности циркуляции воздушных масс.Изменчивость климатических и погодных условий России под влиянием потоков воздуха с океанов (циркуляция атмосферы). Влияние размеров территории России на разнообразие климата.Новые понятия и представления: атмосферный фронт, циклон, антициклон.Опорные знания: атмосферное давление; сезонные ветры муссоны; типы воздушных масс.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов;
объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат отдельных территорий (своего края).
Урок 16. Распределение температур и осадков.Закономерности распределения температур и осадков по территории России. Самые жаркие и холодные районы.Новые понятия и представления: континентальность климата.Опорные знания: влияние морских течений и рельефа на распределение  температур и осадков.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
определять по картам температуры воздуха и количество осадков;
показывать по картам районы с наиболее низкими и высокими температурами, сухие и влажные районы;
объяснять закономерности изменения температур и количества осадков в разных регионах России.
Урок 17. Типы климата нашей страны.Характеристика климатических поясов и областей России.Практическая работа. Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей.Опорные знания: климатические пояса.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
называть и показывать на карте климатические пояса и области на территории России;
давать краткое описание основных типов погод, которыми характеризуются климатические пояса и области;
давать характеристику климата своей области (края, республики);
оценивать климат с точки зрения условий быта и работы;
приводить примеры изменений климата во времени.
Урок 18. Климат и человек.Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Агроклиматические условия. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.Практическая работа. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур (по таблице и агроклиматическим картам).Новые понятия и представления: коэффициент увлажнения, агроклиматические ресурсы, комфортность климата.Опорные знания: теплолюбивые, холодостойкие, влаголюбивые и засухоустойчивые сельскохозяйственные культуры.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
приводить примеры районов с разной степенью благоприятности природных (климатических) условий;
приводить примеры неблагоприятных метеорологических явлений и их влияния, на жизнь и хозяйственную деятельность людей;
определять по карте обеспеченность теплом и влагой разных районов России (своего края);
называть показатели, влияющие на комфортность условий для жизни человека;
давать оценку климата разных районов России с точки зрения занятий сельскохозяйственным производством. Тема 3. Богатство внутренних вод России. (4 часа).
Урок 19. Реки.
Обилие рек — характерная особенность России. Река — сложное природное образование. Изучение основных характеристик реки — важнейшее условие правильного использования ее людьми.Практическая работа:  Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного ее использования.Новые понятия и представления: уклон и падение реки, расход воды и годовой сток, твердый сток, эстуарий.Опорные знания: части рек; питание и режим реки.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь: 
показывать реки России на карте;
объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах;
приводить примеры использования рек в жизни и хозяйственной деятельности людей;
давать описание реки своего края;
давать характеристику реки (отбирая необходимые карты) с точки зрения возможностей хозяйственного использования.
Урок 20. Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники.Озера, подземные воды, ледники - важные источники пресной воды. Многолетняя мерзлота - влияние сурового климата прошлого на условия жизни и деятельности современного человека.Новые понятия и представления: многолетняя мерзлота.Опорные знания: типы озерных котловин; сточные, бессточные озера; грунтовые и межпластовые воды.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
показывать на карте озера, артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
приводить примеры использования поверхностных вод человеком и негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние озер, грунтовых вод, многолетней мерзлоты;
давать характеристику наиболее крупных озер страны.
Урок 21. Человек и вода.Реки и озера — каркас расселения людей. Водные пути. Гидротехнические сооружения — плюсы и минусы. Экологические последствия хозяйственного использования вод суши.
Практическая работа:  Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий.Новые понятия представления: водные ресурсы.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
показывать по карте каналы и крупные водохранилища;
объяснять значение водохранилищ и каналов на реках;
давать оценку обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России, своего края.
Урок 22. Обобщение и коррекция знаний по темам: «Климат» и «Внутренние воды России».Практическая работа:  Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.
                   Тема 4. Почвы – национальное достояние страны.  (4 часа).Урок 23. Почвы — «особое природное тело».Значение почв для становления чел. общ-ва. Земельные ресурсы, земельный фонд России. Почвы — биокосное образование, летопись и память природы.
Новые понятия и представления: почвы, земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, почвенный профиль и почвенный горизонт.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
объяснять значение понятий земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, приводить примеры, свидетельствующие о значении почв для земледелия;
называть факторы почвообразования;
объяснять процесс почвообразования на примере почв своего края.
Урок 24. География почв России.Разнообразие типов почв. Их основные характеристики. Закономерности размещения.Практическая работа:  Характеристика почв своей местности, анализ факторов и условий почвообразования.Новые понятия и представления: типы почв, зональное размещение почв.Опорные знания: климатические пояса.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
называть главные свойства основных типов почв;
определять, используя почвенную карту, характерные типы почв на отдельных территориях России;
давать оценку отдельных типов почв с точки зрения их использования в сельском хозяйстве;
давать характеристику почв своей местности, анализируя условия их формирования.
Урок 25. Почвы и урожай.Плодородие — главное свойство почв. Зависимость плодородия от механического состава и структуры почв. Агротехнические мероприятия как условия сохранения и повышения плодородия.Новые понятия и представления: агротехнические мероприятия.Опорные знания: всасывание растениями питательных веществ; капиллярное движение воды; реакция нейтрализации; концентрация растворов.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
приводить примеры и объяснять значение разных видов агротехнических мероприятий.
Урок 26. Рациональное использование и охрана почв.Изменение почв под воздействием хозяйственной деятельности людей. Истощение, загрязнение, разрушение почв. Мелиорация земель. Виды мелиорации.Новые понятия и представления: мелиорация.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
объяснять необходимость охраны почв;
приводить примеры рационального и нерационального использования земель;
объяснять значение мелиоративных работ;
приводить примеры комплексной мелиорации земель.        Тема 5. В природе все взаимосвязано. (5 часов).
Урок 27. Понятие о природном территориальном комплексе (ПТК).Закономерная связь между всеми компонентами природы. Человек — неотъемлемая часть ПТК. Зональность и азональность природы России. Особенность ПТК различных рангов.Новые понятия и представления: природный территориальный комплекс, ландшафт, природное районирование.Опорные знания: природный комплекс; географическая оболочка; широтная зональность.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
приводить примеры природных комплексов различных рангов;
устанавливать взаимосвязи между компонентами природы в ПТК;
объяснять необходимость природного районирования территории страны, важность изучения свойств ПТК.
Урок 28. Свойства природных территориальных комплексов (ПТК).Проявление в ПТК основных свойств географической оболочки — целостности, ритмичности, устойчивости — и их влияние на хозяйственную деятельность человека.Новые понятия и представления: устойчивость ПТК.Опорные знания: целостность; ритмичность; круговорот веществ.Требования к знаниям учащихся.Учащиеся должны уметь:
приводить примеры свойств ПТК;
читать карту устойчивости ПТК;
прогнозировать изменения природного комплекса в результате изменения одного из компонентов природы;
приводить примеры влияния свойств ПТК на жизнь и хозяйственную деятельность людей;
анализировать карту устойчивости ПК.
Урок 29.  Человек в ландшафте.Влияние природных комплексов на жизнь людей и их хозяйственную деятельность. Антропогенные природные комплексы — сельскохозяйственные, промышленные, лесохозяйственные, культурные ландшафты.Новые понятия и представления: антропогенный ландшафт, природно-антропогенный, культурный ландшафт.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
приводить примеры различных антропогенных природных комплексов,взаимного влияния человека и окружающей среды;
прогнозировать изменения ландшафтов под влиянием хозяйственной деятельности человека;
объяснять формирование облика ландшафта в зависимости от географического положения и рельефа территории.
Урок 30. Контроль знаний по изученным темам раздела: «Природа и человек».Учащиеся должны уметь:
объяснять основные понятия изученных тем;
показывать по картам и называть наиболее крупные природные объекты России (горы, равнины, месторождения полезных ископаемых, реки и озера);
приводить примеры влияния основных природных компонентов на жизнь и деятельность населения;
читать и анализировать тематические карты, схемы;
объяснять изменения состояния природных компонентов под влиянием хозяйственной деятельности людей;
устанавливать взаимосвязи между компонентами природы на примере своего края.
Урок 31. Обобщение знаний по изученным темам раздела: «Природа и человек».Наиболее важные отличительные особенности природы страны, оказывающие влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей: огромные размеры территории, зональность природных условий, разнообразие природных территориальных комплексов. Формирование природно-антропогенных и антропогенных ландшафтов.                       Тема 6. Природно-хозяйственные зоны. (9 часов).Урок 32. Учение о природных зонах.Зональность — всеобщий закон природы и главная особенность природы России. Природные зоны России — разнообразие условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. Длительное воздействие людей — превращение природных зон в природно-хозяйственные.Практическая  работа: 1. Описание природно-хозяйственных зон.Новые понятия и представления: зональность, природно-хозяйственные зоны.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
называть и показывать по карте природные зоны России;
объяснять особенности размещения природных зон;
называть основные причины зональности природы;
приводить примеры влияния зональности на особенности жизни и деятельности людей;
делать выводы на основе сопоставления карты природно-хозяйственных
зон, карты плотности населения и карты промышленности или сельского хозяйства о взаимосвязи природных условий и ресурсов, населения и его хозяйственной деятельности.
Урок 33. «Безмолвная» Арктика.Арктика, тундра и лесотундра — северная полоса России. Многолетняя мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы. Экологические проблемы.Новые понятия и представления:  редкоочаговое расселение.Опорные знания: арктический  климатический пояс; тундра.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
показывать северные природные зоны на карте;
называть характерные особенности природы, виды хозяйственной деятельности населения в данных природных условиях;
объяснять причины формирования природных зон, приводить примеры влияния природы на характер расселения, особенности хозяйственной деятельности, развитие материальной и духовной культуры коренных народов.
Урок 34. «Чуткая» Субарктика.Тундра и лесотундра — северная полоса России. Многолетняя мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы. Редкоочаговое расселение. Устойчивая система природа — человек при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации, плюсы и минусы. Экологические проблемы.Новые понятия и представления: редкоочаговое расселение.Опорные знания: субарктический климатический пояс; лесотундра.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
показывать северные природные зоны на карте;
называть характерные особенности природы, виды хозяйственной деятельности населения в данных природных условиях;
объяснять причины формирования природных зон, приводить примеры влияния природы на характер расселения, особенности хозяйственной деятельности, развитие материальной и духовной культуры коренных народов.
Урок 35. Таежная зона.Самая большая, древняя и снежная зона России. Густая сеть рек, луговые массивы, молочное и мясомолочное скотоводство. Традиционные занятия населения. Промышленное освоение тайги. Очаговое расселение.Новые понятия и представления: очаговое расселение.Опорные знания: умеренный климатический пояс; морфологические особенности хвойных пород деревьев; дерново-подзолистые почвы тайги; животный мир тайги.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
описывать по картам природные условия тайги;
называть лесообразующие породы деревьев, характерных представителей животного мира;
объяснять смену северных арктических зон таежной зоной;
приводить примеры влияния тайги на жизнь и занятия населения, объяснять особенности расселения людей в зоне тайги
Урок 36. Болота.Причины образования болот. Болота низменные и верховые. Районы распространения болот. Значение болот в природе и хозяйственной деятельности.Новые понятия и представления: низинное, верховое болото.
Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
объяснять механизм образования болот;
показывать по карте районы наибольшего распространения болот;
прогнозировать последствия полного уничтожения болот.
Урок 37. Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов.Природная зона, наиболее преобразованная деятельностью человека. Выборочное земледельческое освоение. Густая сеть сельских и городских поселений. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины — разнообразие ландшафтов. Муссонные леса Дальнего Востока — смешение растений и животных юга и севера.Новые понятия и представления: антропогено - природная зона, выборочное земледельческое освоение.Опорные знания: моренный рельеф; умеренный и муссонный климат; смешанный лес.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
давать описания природных условий зоны по картам;
объяснять смену зоны тайги зоной смешанных лесов;
приводить примеры хозяйственной деятельности людей;
называть причины высокой степени преобразованности и плотного заселения зоны;
объяснять особенности заселения зоны;
приводить примеры и объяснять влияние природных условий на материальную и духовную культуру населения в данной зоне.
Урок 38. Лесостепи и степи.Современные ландшафты лесостепей и степей. Заповедные степи. Суховеи, резкий недостаток влаги, речная сеть, овраги и балки. Царь почв — чернозем. Житница страны. Развитое животноводство. Крупные многонаселенные сельские поселения.Новые понятия и представления: зона степного земледельческого освоения.Опорные знания: умеренно-континентальный и континентальный климат; водная, ветровая эрозии; чернозем.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
показывать зону степей и лесостепей на карте;
давать характеристику основных природных условий;
объяснять смену зоны лесов зоной лесостепей и степей;
перечислять основные виды хозяйственной деятельности населения;
показывать взаимосвязь природных компонентов в зоне степей или лесостепей;
приводить примеры влияния природных условий на материальную и духовную культуру населения;
объяснять особенности расселения в зоне степей, влияние хозяйственной деятельности на состояние степных и лесостепных ландшафтов.
Урок 39. Полупустыни, пустыни, субтропики.Граница между степями и полупустыней — рубеж природной и хозяйственной деятельности людей. Очаговое расселение. Животноводство. Полевое земледелие. Опустынивание. Волго-Ахтубинский оазис. Субтропики — противоположность зоне пустынь. Преобладание антропогенных ландшафтов.Новые понятия и представления: экстенсивное животноводство, оазисное земледелие.Опорные знания: резко континентальный и субтропический климат; оазис.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
объяснять особенности природы рассматриваемых зон;
называть характерные растения и животных рассматриваемых зон;
объяснять неустойчивость к антропогенному воздействию аридных зон, изменение видов деятельности людей по сравнению со степной зоной, особенности расселения.
Урок 40. «Многоэтажность» природы гор.Высотная поясность природных условий, зависимость их от географического положения и высоты гор. Динамичность смены природных зон в горах. Перепады температур, горные ветры. Частая смена погоды. Трудность освоения людьми.Новые понятия и представления: ветры — фёны, бора.Опорные знания: высотная поясность.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
приводить примеры проявления закона зональности в горах, характерных растений и животных, видов хозяйственной деятельности людей, влияния гор на окружающую природу;
выявлять зависимость расположения зон от географического положения, высоты гор и экспозиции склонов;
оценивать условия жизни в горах, приводить примеры влияния горных условий на жизнь людей.
Урок 41. Человек и горы.Горы — колыбель человечества, центры видообразования культурных растений и домашних животных. Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Особенности расселения. Опасные природные явления.Новые понятия и представления: сели и лавины.Опорные знания: изменение температуры и атмосферного давления с высотой.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
приводить примеры различных видов деятельности населения в горных районах, влияния горных условий на жизнь людей, мер безопасности при  стихийных явлениях в горах;
объяснять хрупкость природного равновесия в горах;
анализировать сложность и специфику условий жизни в горных районах;
приводить примеры взаимосвязей горных условий и особенностей материальной и духовной культуры горных народов.
Урок 42. Урок-практикум по теме: «Природно-хозяйственные зоны».Практические работы: При изучении природно-хозяйственных зон могут быть предложены практические работы для каждой зоны по усмотрению учителя.
1. Влияние взаимосвязей и взаимозависимостей природных компонентов природной зоны. Какие из природных компонентов испытывают наибольшее влияние деятельности людей.
2. Рассмотрение влияния природных ресурсов на условия жизни, быта, трудовую деятельность и отдых людей в разных природных зонах.
3. Установление влияния природных условий на расселение людей в разных природных зонах.    
                    Тема 7. Природопользование и охрана природы. (4 часа).
Урок 43. Основные принципы рационального использования природных ресурсов.Природная среда, природные ресурсы, рациональное природопользование. Качество природной среды. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, особенности их использования и охраны.Новые понятия и представления: природная среда, рациональное природопользование, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, рекреационные, эстетические ресурсы.Опорные знания: природные компоненты; охрана природы.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
объяснять основные понятия;
приводить примеры разных видов природных ресурсов;
объяснять значение природных условий для жизни людей;
анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России.
Урок 44. Охрана природы и охраняемые территории.Охрана природы при современных масштабах хозяйственной деятельности. Основные принципы охраны природы. Виды охраняемых территорий.Новые понятия и представления: заповедник, национальный парк, биосферный заповедник, заказник.Опорные знания: Красная книга; виды охраняемых растений и животных.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
объяснять необходимость охраны природы;
называть и показывать по карте наиболее крупные и известные охраняемые территории;
объяснять значение сохранения природных объектов и естественных природных комплексов;
прогнозировать возможные и перспективные пути рационального использования и сохранения природы;
оценивать экологическое состояние своего края;
выявлять закономерности размещения охраняемых территорий в России.
Урок 45. Тематический контроль по темам «Природно-хозяйственные зоны»
                 и «Природопользование и охрана природы».Учащиеся должны уметь:
объяснять основные понятия и представления темы;
описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения и анализа тематических карт;
описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах;
объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
объяснять взаимосвязь природных особенностей и видов хозяйственной деятельности человека в пределах отдельных природно-хозяйственных зон;
выявлять признаки  (на основе сопоставления и анализа карт) преобразования природных зон в природно-хозяйственные.
Урок 46. Обобщение и коррекция знаний по темам «Природно-хозяйственные           зоны» и «Природопользование и охрана природы».Взаимоотношения человека и окружающей среды на разных исторических этапах развития человеческого общества. Природопользование на основе знаний географических закономерностей. Поиски путей оптимальных взаимоотношений человека и природы. Сущность важнейших принципов охраны природы.
Раздел III. «НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ». (16 часов).
Новые понятия и представления: естественное движение, воспроизводство населения и его типы;  миграции (виды, причины, направления); состав — возрастной, половой, этнический, религиозный; трудовые ресурсы;  плотность населения, урбанизация, городская агломерация, условия и образ жизни людей в различных типах поселений
Учащиеся должны уметь:
работать с разными источниками информации,
читать и анализировать  диаграммы, графики, схемы, карты, статистические материалы с целью, выявления особенностей географии населения России;
сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы, моделировать ситуации при выполнении заданий текущего и итогового контроля.
Урок 47. Численность населения.Введение в тему: Задачи изучения и основные вопросы нового раздела «Население России». Численность населения и ее измерение в историческом времени. Представление о естественном движении и демографических кризисах.Практическая работа: Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.
Новые понятия и представления: естественное движение населения, демографический кризис.Опорные знания: численность населения в отдельных странах мира.
Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
называть численность населения своей области, населенного пункта,России;
сравнивать ее с другими крупнейшими странами мира по этому показателю;
объяснять содержание понятия “естественное движение населения”;
читать учебные графики, объяснять изменения численности населения и естественного движения населения России в историческом плане.
Урок 48. Изменение численности населения России.Традиционный и современный типы воспроизводства населения, их главные отличия.Новые понятия и представления:воспроизводство населения, традиционный и современный его типы.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
раскрывать содержание понятия “воспроизводство населения”;
объяснять различие между традиционным и современным типами воспроизводства, используя для построения ответа текст и иллюстративный материал учебника.
Урок 49. Половозрастной состав населения.Соотношение населения по полу и возрасту. Влияние образа жизни и других факторов на продолжительность жизни. Половозрастная пирамида — «запечатленная демографическая история».Практическая работа: Характеристика половозрастного состава населения страны на основе разных источников информации.Новые понятия и представления: половозрастная пирамида как вид диаграммы.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны;
выделять на карте (в качестве примеров) районы с преобладанием мужского и женского населения, молодежи и лиц старшего возраста; сравнивать свою местность с другими районами по этим показателям, объяснять выявленные различия;
строить диаграммы и графики  на основе статистических материалов, читать и анализировать  их, объяснять особенности половозрастного состава населения России.
Урок 50. Миграции населения.Виды и направления миграций в разные периоды истории страны. Влияние миграций на заселение, характер и поведение людей. Внешние миграции, их экономические и политические причины.Практическая работа: Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве.Новые понятия и представления: миграции, внутренние и внешние миграции, причины миграций, главные направления миграционных потоков.
Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
раскрывать содержание новых терминов;
объяснять причины и основные направления миграций населения России;
на основе имеющихся знаний об изменении численности населения,
естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант — объяснять современную демографическую ситуацию страны).
Урок 51. Территориальная подвижность населения.Различие терминов «миграция» и «территориальная подвижность». Возрастание территориальной подвижности населения в процессе развития общества. Важность учета движения населения в разные периоды года и факторов повышения подвижности населения при организации хозяйственной жизни.Новые понятия и представления: территориальная подвижность населения.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
называть факторы, влияющие на территориальную подвижность населения;
объяснять усиление территориальной подвижности на современном этапе развития общества;
давать описание особенностей территориальной подвижности населения своей местности, выделять на схеме главные направления суточного и недельного движения населения.
Урок 52. География рынка труда.Экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы и их роль в создании национального богатства страны. Качество трудовых ресурсов. Рынок труда.Практическая работа:  Анализ графика, отражающего этапы экономической жизни населения.Новые понятия и представления: трудовые ресурсы, качество трудовыхресурсов, рынок труда, экономически активное население.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
объяснять значение новых терминов урока;
характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей страны и своей местности на основе учебника и краеведческого материала.
Урок 53. Этнический состав населения.Представление об этническом составе. Отличительные признаки этноса. Языковые семьи и группы. Этническое самосознание.Практическая работа:  Изучение таблицы приложения «Народы России» и схемы «Дерево языков» для ознакомления с классификацией народов России, основанной на родстве языков (по семьям и группам).Новые понятия и представления: этнос, этнический состав, этническое самосознание.Опорные знания: разнообразие населения планеты по расовым и национальным признакам.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение новых терминов;
называть крупные по численности народы России;
приводить примеры народов России, относящихся к разным языковым семьям и группам, в том числе народов, живущих в вашей местности.
Урок 54. Этническая мозаика России.Разнообразия этнического состава населения России. Карта народов России как источник информации. География народов и административно-территориального деления страны. История России — история взаимодействия ее народов.Практическая работа:  Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России.Новые понятия и представления: этнический состав, административно-территориальное деление.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
раскрывать содержание понятия “этнический состав”;
выделять на карте “Народы России”: районы проживания крупных народов и народов своего края; регионы, где наблюдается пестрота национального состава;
приводить примеры республик в составе Российской Федерации, определять по статистическим показателям долю титульной нации в населении данных автономных образований.
Урок 55. География русского языка.Место русского языка среди других языков мира. Распространение русского языка в пределах бывшего СССР – важная часть культурного достояния России. Значение русского языка для нерусских народов России.
Практическая работа: Изучение особенностей географии русского языка на основе использования карты.
Урок 56. Религии народов России.Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь этнического и религиозного состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь и внешнюю политику государства.Новые понятия и представления: религиозный состав, традиционные религии.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
показывать по карте основные районы распространения на территории России православия, мусульманства, буддизма;
приводить примеры, доказывающие связь этнического и религиозного состава населения страны;
составлять устное описание религиозного состава населения своей местности.
Урок 57. Плотность населения.Контрастность в плотности населения в определенных районах страны.
Представление о «ёмкости территории» и определяющих ее факторах. Влияние
лотности населения на хозяйство, жизнь людей и природную среду.Практическая работа: Выделение на контурной карте Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны.
Новые понятия и представления: плотность населения, емкость территории, Главная полоса расселения.Опорные знания: представление о плотности населения; карта плотности населения отдельных материков.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
объяснять значение новых терминов;
определять на основе работы с картой плотность населения отдельных районов страны, в том числе своей местности, объяснять выявленную контрастность в плотности населения России, отбирать необходимые тематические карты учебника для построения ответа.
Урок 58. Расселение и урбанизация.Изменение соотношения численности городского и сельского населения. Разнообразие типов населенных пунктов. Понятие урбанизации, ее показатели. Объективные причины роста городов и повышения их роли в жизни общества. Городская агломерация. Отличие городского и сельского образа жизни.Практическая работа:  Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории.Новые понятия и представления: урбанизация, городская агломерация, типы заселения территорий.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
раскрывать содержание новых терминов урока;
читать график изменения соотношения городского и сельского населения страны;
называть показатели процесса урбанизации;
объяснять разнообразие типов заселения территории страны на основе анализа текстовых карт;
давать характеристику расселения своей местности.
Урок 59. Города России.Особенности формирования сети городов во времени. Различие городов по функциям и людности. Города-миллионеры и малые города — полюса контрастности. Карта как источник разноплановой информации о городах.Практическая работа: Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны.Новые понятия и представления: различие городов по функциям и людности.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
называть и выделять на карте крупнейшие города России;
приводить примеры различных функций городов, в том числе ближайших к своей местности;
называть способы отображения географической информации на различных видах карт (текстовых, атласа, демонстрационных).
Урок 60. Сельская Россия.Влияние природных условий на особенности сельских поселений. Сельская местность как хранительница культурных и национальных традиций. Необходимость поиска оптимальных решений использования сельской местности. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений.Новые понятия и представления: особенности сельских поселений.Опорные знания: зональность природных условий.Требования к подготовке учащихся.Учащиеся должны уметь:
объяснять влияние природных факторов на особенности сельских поселений;
приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений;
объяснять географическое своеобразие сельских поселений своей местности.
 Урок 61. Тематический контроль по разделу: «Население России».Учащиеся должны уметь:
объяснять сущность понятий и представлений по разделу “Население России”;
называть (и показывать на карте): численность населения России, основные черты его размещения; крупные народы и основные районы их проживания; основные религии, распространенные в России; крупнейшие города и городские агломерации страны;
объяснять: различия в естественном и механическом приросте населения России, и ее отдельных территорий; особенности размещения населения России, связанные с природными, историческими и экономическими причинами; различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России;
читать и анализировать тематические карты и графические, статистические материалы, характеризующие население России.
 Урок 62. Обобщение и коррекция знаний по раздел: «Население России».Анализ уровня знаний и сформированности умений по итогам тематического контроля, выявление типичных ошибок, коррекция знаний учащихся.Обобщение знаний по разделу:
Особенности географии населения России как результат длительного исторического развития. Интегрирующая роль населения в системе “Природа — население — хозяйство”. Люди — главное богатство страны. Человеческий потенциал как определяющая составная часть дальнейшего развития и процветания России.
Раздел IV. НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ. (3 часов).
Урок 63. Географическое положение Нижегородской области.Территория, границы, соседние субъекты.
Практическая работа: Обозначение на картах границ и соседних субъектов, факторов физико-географического положения.
Урок 64. Природа Нижегородской области. Природные особенности Нижегородской области. Внутренние воды Нижегородской области. Характеристика основных природных комплексов.
Рельеф, климат. Характеристика сезонов года. Н.Новгород – остров тепла.
Реки, озера, каналы Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
Экскурсия: Описание реки, озера по материалам экскурсии.
Урок 65. Население Н.Новгорода и Нижегородской области.Экологические проблемы  Нижегородской области и пути их решения. Особенности населения Н.Новгорода и Нижегородской области.
Численность. Национальный, религиозный, возрастной состав. Занятость населения.
Практическая работа: Выявление особенностей населения МСР на основе статистических и картографических материалов.
Резерв времени – 3 часа.
Календарно – тематическое планирование.
ГЕОГРАФИЯ. 8 КЛАСС.
Учебник «География России. Природа и население»,
под ред. А.И.Алексеева, «Дрофа», 2009 год.
Количество часов в неделю – 2 часа, всего в год – 68 часов.
Дата №
п/п     Тематическое планирование Особенности урока Д/З.
  1 Введение.
Географизация современной жизни человека. Источники географической информации. Методы исследования территории России.   Стр.7-10
Раздел 1. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ. (7 часов).
  2 Россия на карте мира.
Доля России в населении и территории мира. Влияние географического положения на особенности природы страны. Районы России.
Размеры и пространства России. Крайние точки и протяженность. Практические работы №1.
 1. Сравнение географического положения России и Канады.
2. Выявление особенностей географического положения района своего проживания.  
§1
  3 Границы России.
Границы территории государства. Изменение их значения во времени. "Проницаемость границ".
Граница разъединяет или объединяет? Практическая работа №2. Обозначение на контурных картах пограничных государств.  
§2
  4 Россия на карте часовых поясов.
Положение России на карте часовых поясов. Практическая работа №3.
Решение задач на определение поясного времени.  
§3
  5 Формирование территории России.
Основные направления освоения и присоединения новых земель, формирование территории России в разных направлениях и на разных этапах. Современная территория РФ. Требования к подготовке учащихся.    
§4
  6 Географическое изучение территории России.
Основные этапы географического изучения территории: открытие, освоение земель, составление географических карт, описание, выявление географических закономерностей, преобразование территории. Источники географических знаний.   §5
  7 Тематический контроль по разделу:
"Пространства России". Контроль знаний.   
§§1-5
  8 Обобщение и коррекция знаний по разделу:"Пространства России". Анализ контроля знаний.  §§1-5
Раздел II. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК. (38 часов).
Тема 1. Рельеф и недра России.(5 часа).
  9 Строение земной коры (литосферы) на территории России.   §6
  10 Особенности рельефа России. Практические работы №4,5
1. Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на примере своего края (области, республики).
2. Сравнительная характеристика горной и равнинной территории с выявлением возможного влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно-Европейская равнина и Урал; Среднерусская возвышенность — Хибины или Кавказ). §7
  11 Современное развитие рельефа.   §8
  12 Использование недр. Практическая работа №6. Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Оценка условий разработки и использования полезных ископаемых. §9
  13 Обобщение и коррекция знаний по теме: «Рельеф и недра». Практическая работа №7.Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа. §§6-9
Тема 2. Климат. (5 часов).
  14 Общая характеристика климата России. §10
  15 Закономерности циркуляции воздушных масс. §11
  16 Распределение температур и осадков. §12
  17 Типы климата нашей страны. Практическая работа №8. Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей. §13
  18 Климат и человек. Практическая работа №9.
Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур (по таблице и агроклиматическим картам). §14
Тема 3. Богатство внутренних вод России. (4 часа).
  19 Реки. Практическая работа №10. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного ее использования. §15
  20 Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники. §16
  21 Человек и вода.
-26- Практическая работа №11. Сравнительная оценка обеспечения водными ресурсами отдельных территорий §17
22 Обобщение и коррекция знаний по темам:
«Климат» и «Внутренние воды России». Практическая работа №12.Обозначение на контурной карте крупных рек озер. Тема 4. Почвы — национальное достояние страны. (4 часа).
  23 Почвы — «особое природное тело». §18
  24 География почв России.   §19
  25 Почвы и урожай.  
§20
  26 Рациональное использование и охрана почв.  
§21
Тема 5. В природе все взаимосвязано.  (5 часов).
27 Понятие о природном территориальном комплексе ПТК.
Закономерная связь между всеми компонентами природы. Человек — неотъемлемая часть ПТК. Зональность и азональность природы России. Особенность ПТК различных рангов §22
28 Свойства природных территориальных комплексов (ПТК).
Проявление в ПТК основных свойств географической оболочки — целостности, ритмичности, устойчивости — и их влияние на хозяйственную деятельность человека §23
29 Человек в ландшафте.
Влияние природных комплексов на жизнь людей и их хозяйственную деятельность. Антропогенные природные комплексы — сельскохозяйственные, промышленные, лесохозяйственные, культурные ландшафты §24
30 Контроль знаний по изученным темам:
раздела "Природа и человек". Контроль знаний Тема
1-6
31 Обобщение знаний по изученным темам: раздела "Природа и человек". Анализ контроля знаний. Тема
1-6
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны. (10 часов).
32 Учение о природных зонах. §25
33 Безмолвная Арктика.
Арктика, тундра и лесотундра – северная полоса России. Многолетняя мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы. Редкоочаговое расселение. Устойчивая система природа – человек при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации, плюсы и минусы. Экологические проблемы. §26
34 Чуткая Субарктика.
Хрупкое равновесие природы. Редкоочаговое расселение. Устойчивая система природа – человек при традиционном хозяйстве. Плюсы и минусы. Экологические проблемы. §27
35 Таежная зона.
Самая большая, древняя и снежная зона России. Густая сеть рек, луговые массивы, молочное и мясо-молочное скотоводство. Традиционные занятия населения. Промышленное освоение тайги. Очаговое расселение. §28
36 Болота.
Причины образования болот. Болота низменные и верховые. Районы распространения болот. Значение болот в природе и хозяйственной деятельности. §29
37 Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов.
Природная зона, наиболее преобразованная деятельностью человека. Выборочное земледельческое освоение. Густая сеть сельских и городских поселений. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины – разнообразие ландшафтов. Муссонные леса Дальнего Востока – смешение растений и животных юга и севера. §30
38 Лесостепи и степи.
Современные ландшафты лесостепей и степей. Заповедные степи. Суховеи, резкий недостаток влаги, речная сеть, овраги и балки. Царь почв — чернозем. Житница страны. Развитое животноводство. Крупные многонаселенные сельские поселения. §31
39 Полупустыни, пустыни, субтропики.
Граница между степями и полупустыней — рубеж природной и хозяйственной деятельности людей. Очаговое расселение. Животноводство. Полевое земледелие. Опустынивание. Волго-Ахтубинский оазис. Субтропики — противоположность зоне пустынь. Преобладание антропогенных ландшафтов. §32
40 Многоэтажность природы гор.
Высотная поясность природных условий, зависимость их от географического положения и высоты гор. Динамичность смены природных зон в горах. Перепады температур, горные ветры. Частая смена погод. Трудность освоения людьми. §33
41 Человек и горы.
Горы — колыбель человечества, центры видообразования культурных растений и домашних животных. Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Особенности рас- селения. Опасные природные явления. §34
42 Урок -  практикум
по теме:
«Природно - хозяйственные зоны»
-28 Практические работы№13,14(выбор учителя).
1. Описание природно-хозяйственных зон.
2. Влияние взаимосвязей и взаимозависимостей природных компонентов природной зоны. Какие из природных компонентов испытывают наибольшее влияние деятельности людей.
3. Рассмотрение влияния природных условий и ресурсов на условия жизни, быт, трудовую деятельность и отдых людей в разных природных зонах.
4. Установление влияния природных условий на расселение людей в разных природных зонах. Тема 7. Природопользование и охрана природы. (4 часа).
43 Основные принципы рационального использования природных ресурсов.
Природная среда, природные ресурсы, рациональное природопользование. Качество природной среды. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, особенности их использования и охраны. §35,36
44 Охрана природы и охраняемые территории.
Охрана природы при современных масштабах хозяйственной деятельности. Основные принципы охраны природы. Виды охраняемых территорий. Практические работы №15 Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных  особенностей одного из видов охраняемых территорий. §37
45 Тематический контроль по темам "Природно-хозяйственные зоны" и "Природопользование и охрана природы» Контроль знаний. 46 Обобщение и коррекция знаний по темам "Природно-хозяйственные зоны" и "Природопользование и охрана природы" Раздел III.  "Население России". (16 часов).
47 Численность населения.
Введение в тему: "Задачи изучения и основные вопросы нового раздела "Население России".
Численность населения и ее измерение в историческом времени. Представление о естественном движении и демографических кризисах. Практическая работа №16
Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России §38
48 Изменение численности населения России.
Традиционный и современный типы воспроизводства населения, их главные отличия. §39
49 Половозрастной состав населения.
Соотношение населения по полу и возрасту. Влияние образа жизни и других факторов на продолжительность жизни. Половозрастная пирамида — "запечатленная демографическая история". Практическая работа №17  Характеристика половозрастного состава населения страны на основе разных источников информации §40-41
50 Миграции населения.
Виды и направления миграций в разные периоды истории страны. Влияние миграций на заселение, характер и поведение людей. Внешние миграции, их экономические политические причины. Практическая работа №18  Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и в пространстве. §42
51 Территориальная подвижность населения.
Различие терминов "миграция" и "территориальная подвижность". Возрастание территориальной подвижности на- селения в процессе развития общества. Важность учета движения населения в разные периоды года и факторов повышения подвижности населения при организации хозяйственной жизни. §43-44
Дополнит.
чтение.
52 География рынка труда.
Экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы и их роль в создании национального богатства страны. Качество трудовых ресурсов. Рынок труда. Практическая работа №19
Анализ графика, отражающего этапы экономической жизни населения. §45
53 Этнический состав населения.
Представление об этническом составе. Отличительные признаки этноса. Языковые семьи и группы. Этническое самосознание Практическая работа №20Изучение таблицы приложения "Народы России" и схемы "Дерево языков" для ознакомления с классификацией народов России, основанной на родстве языков (по семьям и группам) §46
54 Этническая мозаика России.
Разнообразия этнического состава населения России. Карта народов России как источник информации. География народов и административно-территориального деления страны. История России — история взаимодействия ее народов. Практическая работа №21
Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России. §47
55 География русского языка.
Место русского языка среди других языков мира. Распространение русского языка в пределах бывшего СССР — важная часть культурного достояния России. Значение русского языка для нерусских народов России. 56 Религии народов России.
Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь этнического и религиозного состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь и внешнюю политику государства. Практическая работа №22
Изучение, на основе карты, особенностей географии религий страны. §48
57 Плотность населения.
Контрастность в плотности населения в определенных районах страны. Представление о «емкости территории" и определяющих ее факторах.
Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей и природную среду. Практическая работа №23Выделение на контурной карте Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны §49
58 Расселение и урбанизация.
Изменение соотношения численности городского и сельского населения. Разнообразие типов населенных пунктов. Понятие урбанизации, ее показатели. Объективные причины роста городов и повышения их роли в жизни общества. Городская агломерация. Отличие городского и сельского образа жизни. Практическая работа № 24
Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории. §50
59 Города России.
Особенности формирования сети городов во времени. Различие городов по функциям и людности. Города-миллионеры и малые города — полюса контрастности. Карта как источник разноплановой информации о городах. Практическая работа №25 Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны. §51
60 Сельская Россия.
Влияние природных условий на особенности сельских поселений. Сельская местность как хранительница культурных и национальных традиций. Необходимость поиска оптимальных решений использования сельской местности. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. §52
61 Тематический контроль по разделу "Население России". Контроль знаний. Тема 9
62 Обобщение и коррекция знаний по разделу "Население России"
Анализ уровня знаний и сформированности умений по итогам тематического контроля, выявление типичных ошибок, коррекция знаний учащихся.
Обобщение знаний по разделу. Тема 9
63 Географическое положение Нижегородской области. конспект
64 Природа Нижегородской области. конспект
65 Население Нижегородской области. конспект
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ 3 ЧАСА.