Конспект урока по математике по теме Письменные приемы умножения на двузначное число(4 класс)


-2-

ТЕМА УРОКА: ПИСЬМЕННЫЙ ПРИЕМ УМНОЖЕНИЯ НА
ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Познакомить с письменным приемом умножения на
двузначное число; закрепить умение умножать в
столбик и решать задачи на движение; осуществлять
дифференцированный подход к обучению учащихся.

2. Развивать математические способности, логическое
мышление, внимание, интерес к предмету.

3. Воспитывать интерес к истории нашей Родины.

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник Математика 4 класс (2 часть), портрет
А.В. Суворова, индивидуальные карточки, фонограмма
песни «Шел по улице отряд», наглядное пособие
«Ромашка», ученики в пилотках, к рубашкам
прикреплены погоны, так же одет учитель.


ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Взвод, смирно! Товарищи курсанты, сегодня мы проводим учебные сборы.
Цель учений: познакомиться с новой тактикой вычисления. Всем занять свои позиции! Кодовый номер наших учений число 28 (запись в тетради числа и классной работы, проверка посадки)
.
УСТНЫЙ СЧЕТ «АРИФМЕТИЧЕСКАЯ МИНУТКА»
Мы прибыли с вами на первый рубеж под кодовым названием «ТОЧНЫЙ ВЫСТРЕЛ». Учитель показывает один из множителей на наглядном пособии «Ромашка», ученики в тетради записывают ответ табличного умножения. Взаимопроверка. В рабочих тетрадях у учеников ряд чисел:

72 36 40 56 16
На магнитной доске набраны примеры. При правильных вычислениях ответы должны соответствовать годам жизни великого полководца
А.В. Суворова. Ученики читают выражения, используя изученную математическую терминологию.

1700 : 100; 529 – 500; 263 : 263; 400 · 2.
Ответы : 17; 29; 1; 800. /1729 – 1800/
Затем я сообщаю, что это годы жизни великого полководца Александра Васильевича Суворова.


- 3 -
Показываю портрет и рассказываю элементы биографии. Александр Суворов родился в семье офицера и с детства мечтал стать военным. Но он был слабым и хилым мальчиком, часто болел. Но знал, что для службы в армии нужны сильные, крепкие, выносливые люди. Саша принялся закаливать свое здоровье: обливался холодной водой, спал на досках, даже в холод носил легкую одежду, в любую погоду, несмотря на дождь и ветер, скакал верхом на коне и каждую свободную минуту изучал военную науку, много читал книг, хорошо знал историю и любил математику. Обращаю внимание на высказывание, подобранное мною к уроку. «Тяжело в ученье, легко в бою»,- любил говорить Суворов.
Предлагаю ребятам решить задачи на смекалку, которые тоже решал в начальной школе сам А.В.Суворов.

Экипаж, запряжённый тройкой лошадей пробежал 15 км за 1 час.С какой скоростью бежала каждая лошадь?( 15 км/час)
Из города А в город В самолет летит 1час 40 минут. А из города В в город А всего 100 минут. Чем объяснить такую разницу?
( 1 ч 40 мин= 100 мин)
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, да пес Дружок. Сколько у бабушки внуков? (1 внучка Маша)

3.ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Мы прибыли на пункт «ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ». Для улучшения видения конечной цели ваших сборов медицинской сестре Притуленко Ирине провести работу с курсантами по офтальмологическим тренажерам. Ученица в форме медсестры проводит гимнастику для глаз
- Не поворачивая головы, посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Следите за движением моей руки.
- Пробежитесь по контуру большого рисунка, который я держу в руках. Закройте глаза и немножко «подремлите».

ПОЛОСА ПРИПЯТСТВИЙ.
Мы с вами прибыли на следующий рубеж. Учитель на доску вывешивает плакат с изображением танка, автомата, гранаты и бинокля.
-Догадайтесь, какая масса соответствует данным предметам на рисунке.
45 т 4 кг 500 г 1кг500г
ТАНК АВТОМАТ ГРАНАТА БИНОКЛЬ
-Чему равна масса автомата, гранаты и бинокля?(6 кг)






- 4 -

5. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.
Мы с вами прибыли на самый главный пункт наших учебных сборов «РАВЕДКА». Наша цель – познакомиться с новой тактикой умножения двузначного числа на двузначное. Вспомним, как мы умножали устно:
Выполни действия и сравни приемы вычислений:
24 * 20 = 24 * (2 * 10) =
·
Представили второй множитель как произведение двух множителей
12 · 13 =
Представили второй множитель как сумму двух слагаемых
12 · (10 + 3) = 12 · 10 + 12 · 3 = дети находят результат устно.

После анализа устного приема умножения на двузначное число учитель предлагает учащимся более трудный случай, 46 · 73
46 · 73 = 46 · (70 + 3) = 46 · 70 + 46 · 3 = дети считают долго.
-Удобен ли этот способ умножения? (нет)
-Почему? (занимает длительное время)
-Кто знает короткий удобный способ? Что это за способ? (столбиком)

46
Ч73
-Кто может объяснить решение данного примера?
Единицы пишут под единицами, десятки пишут под десятками.
Если ученик не может сам объяснить, учитель дает полное объяснение, а ученики класса помогают.
ОБЪЯСНЕНИЕ:
Умножу первый множитель на число единиц 46 · 3 = 138
Получу первое неполное произведение: 138.
Умножу первый множитель на число десятков 46 · 7 = 332 46
Получу второе неполное произведение: 322 дес. Ч73
Начну подписывать второе неполное произведение под 138
десятками. Сложу неполные произведения. +322
Читаю ответ: 3358. Это произведение чисел 46 и 73 3358
- Назовите первое неполное произведение?
-Назовите второе неполное произведение?
-Кто хочет решить пример на доске и объяснить? 68 · 45
-Какой вывод можно сделать? (алгоритм одинаковый)









- 5 -

6. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
-Давайте прочитаем об умножении двузначного числа на двузначное на странице нашего учебника – математики.

Зря страницы не листай,
Где закладка, там читай. (стр. 35/39)

Устно работаем по учебнику № 165, 166 (письменно). Два ученика выполняют на доске по одному примеру.
-Составьте свой пример и решите его.
Учитель проверяет несколько примеров, составленных самими учениками.


7. ФИЗПОДГОТОВКА
С целью улучшения физической подготовки проведем зарядку. Под песню
«Шел по улице солдат» В.Шаинского и М. Танича учащиеся выполняют комплекс упражнений.
-Теперь мы полны сил и энергии и с удовольствием поможем военным летчикам на рубеже «МАСКИРОВКА».

8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА .
«МАСКИРОВКА»
Чтение задачи № 167. Разбор задачи от вопроса к условию. Начертим чертеж



Что нужно узнать в задаче? Как найти скорость?
Что для этого нужно сделать? (Найдем общую скорость двух самолетов)
-Зная общую скорость двух самолетов и одну из скоростей, можем теперь найти скорость другого самолета. (Да)

270 : 10 = 27 (км/мин)
27 – 15 = 12 (км/мин)
Ответ: Скорость второго самолета 12 км/мин.
А другой вариант решения задачи есть? (если позволит время, устно прорешать другой вариант).

9. «ЗАШИФРОВКА»
Мы прибыли на последний пункт наших сборов.
Реши примеры. В клеточке под ответами впиши соответствующие буквы и прочитай название последнего пункта наших сборов.



- 6 –


2740 1783 42 6510 30
40 5 17
Ш Т Б А



109600
8915
217
714

Ш
Т
А
Б



10. РЕФЛЕКСИЯ
В полном составе и без потерь дружно возвращаемся с учебных сборов на исходные позиции.
- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке?
-Что нового узнали? Что понравилось на уроке?
-Что знали? Что хотели бы узнать?

11. ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Инструктаж по выполнению домашнего задания. Стр. 35 № 168, 176
Стр. 39 № 206, 214 (1)
В дневнике задания на дом
И стоят отметки рядом.

12. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

Взвод, подъем! Товарищи курсанты, подошли к концу наши учения. Думаю, что поставленные перед вами цели были выполнены.

В РУКАХ УЧИТЕЛЯ ВОЕННАЯ ФУРАЖКА.
-СЕГОДНЯ ВЫ ВСЕ В СОЛДАТСКИХ ПИЛОТКАХ, А В НАРОДЕ ГОВОРЯТ ТАК: «ПЛОХ ТОТ СОЛДАТ, КОТОРЫЙ НЕ МЕЧТАЕТ СТАТЬ ГЕНЕРАЛОМ».