Конспект урока по технологии на тему Лоскутное шитье


Тема урока: Лоскутное шитьё
Класс:5
Кол-во часов: 2 часа
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: формировать умения изготавливать изделия из лоскутков ткани.
Образовательные задачи:
способствовать формированию умений изготавливать изделия из лоскутков ткани, методом складывания, группирования и подбора цветовых сочетаний;
учить работать с шаблонами, выкраивать детали изделий из ткани,
научить изготавливать и пользоваться шаблонами для раскроя элементов орнамента;
Воспитательные задачи урока:
содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
прививать учащимся навыки работы в группах;
воспитывать инициативу, самостоятельность и творческого начала у учащихся.
Развивающие задачи урока:
развивать творческое мышление, умения учащихся сравнивать и анализировать, видеть красоту;
расширять кругозор учащихся.
Здоровье сберегающая цель:
Приучать учащихся к строгому соблюдению правил безопасности и санитарно-гигиенических требований при выполнении практической работы.
Методы обучения:
словесный (устное изложение, анализ задания);
наглядный (показ образцов, рассмотрение, наблюдение, работа по образцу);
практический (работа с шаблонами, вырезание, сшивание, декорирование)
Оборудование:
- тетрадь
- ножницы
- карандаш простой
- швейная игла и нитки
- английские булавки
- технологические карты
- ткани
Тип занятия: комбинированный.
Оборудование урока: компьютер, проекционная система
Ход урока
1.Организационный момент – (мотивация на позитив)
а) - Добрый день, девочки! Я очень рада всех вас сегодня видеть на нашем уроке.
Нарисуйте на полях тетради символ вашего настроения на данный момент, с каким настроением вы пришли на урок?
Сегодня мы продолжим изучать тему, которую можно считать традиционной, уходящей корнями в прошлое и в то же время яркую, находящуюся на пике современной моды.
Какие виды декоративно – прикладного творчества вы знаете? (Бисероплетение,макраме, плетение кружев, батик, витраж, мозаика, нитяная графика, роспись (жестов, хохлома, городецкая), вышивка, вязание (на вилке, крючком, на спицах), выпиливание , резьба по дереву, выжигание, декупаж, коллаж, лепка (пластилин, тесто, глина), чеканка.
Ребята, перед Вами - кроссворд, вы должны его разгадать, чтобы определить ключевое слово. Оно подскажет нам тему сегодняшнего урока.
1.Шаблон для раскроя деталей изделий.
2.Обработанные по длине края ткани, снятой с ткацкого станка.
3. Нить, проходящая вдоль ткани.
4. Рисунок материала, созданный природой.
5. Нить, проходящая поперёк ткани.
6. Как называют хроматические цвета, ассоциирующиеся с солнцем и огнём.
7. Внешнее строение поверхности материала.
8. Название операции соединения на швейной машине двух деталей, уравненных по краю, и сложенных лицевыми сторонами внутрь.

Какое ключевое слово было зашифровано в кроссворде?
Правильно - “лоскуток”. И как вы, наверное, уже догадались, речь сегодня пойдет о лоскутном шитье.
Итак, тема сегодняшнего урока “Лоскутное шитьё ”. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться, что такое лоскутное шитьё, как оно появилось, актуальность этого вида рукоделия на сегодняшнем этапе жизни человека. Узнаем, какие виды лоскутного шитья бывают, и попробуем сами придумать узор и изготовить несложное изделие в этой технике.
Слайд…)Лоскутное шитьё, что это за вид рукоделия? Почему люди его так любят, и в настоящее время он стал снова актуален? Послушайте притчу о лоскутном шитье и ответе на этот вопрос? Слайд 4
Притча о лоскутном шитье. Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: "Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом - полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!" Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица - и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез - ещё один. Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной.
Вот такая притча о лоскутном шитье существует. Так почему сейчас и раньше люди так любили лоскутные одеяла, пледы, покрывала, сшитые или вязаные. Эти изделия были во многих семьях?
Варианты ответов (Приносят ощущение домашнего тепла. уюта и добра в наши дома….)
Итак Лоскутное шитье -Это искусство соединения небольших разноцветных лоскутков ткани в единое целое, путём сшивания
2. Изучение нового материала.
В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в готовом изделии.
Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, композицию подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.
Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Как художественная работа, шитьё из лоскутов по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики.
Чтобы познакомиться с истоками лоскутного шиться девочкам было дано опережающее задание: Подготовить сообщение об истории лоскутного шитья. (). Сейчас внимательно послушайте рассказ и постарайтесь ответить на вопросы, представленные на доске:
Что способствовало возникновению лоскутного шитья?
В какой среде (городской или крестьянской) лоскутное шитье появилось раньше и почему?
Когда в России начали складываться традиции лоскутного шитья?
 Рассказ учениц.
1 ученица:
Слайд Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.
Слайд Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.
2 ученица:
Слайд Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы. Лоскутные одеяла (Слайд ), коврики-кругляши (Слайд ), дорожки (Слайд ), сотканные из полосок ткани, так же как расписные прялки, резные туеса, вышивка, наполняли быт и радовали глаз.
Слайд Традиции лоскутного шитья в России начали складываться в XIX в., когда фабричные ткани стали предметом повседневного обихода. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой срок одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется. В крестьянском быту у лоскутного одеяла преобладала утилитарная функция, оно служило главным образом защитой от холода. В то же время в некоторых областях России традиционно изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом: оно было частью приданого. Лоскутное одеяло принято было дарить на рождение ребенка. Такие одеяла сочетали в себе практичность и декоративность.
Важным элементом в доме были куклы – обереги. Куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы,  в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви.
Учитель:
- Спасибо, девочки.
- Кто ответит на заданные вопросы?
(Ответы учащихся).
Учитель:
Лоскутное шитье - древний вид декоративно-прикладного творчества. Лоскутная техника – удивительное рукоделие, пришло к нам из глубокой древности. В 70-е годы XX века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. С тех пор этот интерес неуклонно растет. В нашей стране и зарубежном проводятся фестивали, конкурсы, мастер - классы, создаются творческие объединения.
Сейчас лоскутное шитье переживает новое рождение, оно стало для многих любимым занятием. Из разноцветных лоскутов можно получить оригинальные вещи: жилеты(СЛАЙД,,,), юбки (СЛАЙД,,,) ,сумки (СЛАЙД,,,) одеяла, подушки, покрывала и сделать подарок своими руками.
В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства, которое неуклонно растёт.
Создавать изделия в лоскутной технике может любой человек, кто этого желает. В работу может пойти не только ткани, но и пряжа, тесьма, ленты, кружева – все, что найдется под рукой и, конечно, ваша фантазия.
Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками.
К наиболее распространённым относятся: печворк, квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика.(СЛАЙД )
Печворк .«Пэчворк» в переводе на русский язык означает «лоскутная работа» (от англ. patch – заплатка (кусочек ткани) и work - работа), и в его истоках лежит штопка, лоскуты для которой брали из старой одежды.
Квилт.«Квилт» («quilt» переводится как стегать, простёгивать; подбивать ватой ) сшивать; зашивать (что-либо внутрь чего-либо)». Поскольку таким образом шили чаще всего одеяла, то этим словом стали именовать стеганое или сшитое из отдельных лоскутов одеяло. В настоящее время «квилтом» называют любую стеганую вещь, будь то одеяло, панно или жилет.
.
Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок.
Текстильная мозаика – орнамент, выполненный из отдельных ,пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва “зигзаг”.
Учитель:
Какие необходимы инструменты и оборудование для изготовления изделий из лоскутков? (СЛАЙД )Для работы необходимо иметь: иглы, ножницы, нитки, сантиметровую ленту, линейку, портновские булавки, картон, мел портновский, карандаш, утюг, швейную машину.Как вы думаете, какие ткани нужно использовать для работы в лоскутном шитье?
Для работы лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лён и т. п. Прокладочные материалы: синтепон, ватин. Пригодятся: тесьма, лента, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы. Не используйте ветхие ткани, так как в изделии они быстро протрутся!
Как подготовить материал к работе? ( СЛАЙД )Подготовка материалов к работе включает следующие этапы:
1. Определение прочности окраски (уголок ткани проутюживают через мокрую ткань). Если на ней останется след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки.
2.Стирка и накрахмаливание тканей. Изделия из лоскутов хорошо выглядят и меньше пачкаются, если ткань, из которой оно выполнено, накрахмалить.
3. Декатировка – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки. Под действием горячей воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. Лоскутные вещи состоят из многих различных тканей, и эта деформация может испортить всю работу.
3. Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку
На слайдах выходят вопросы и рисунки, на которые следует ответить.
РИС1 Спектр ахроматических цветов. РИС2 Спектр хроматических цветов
РИС3 Спектр тёплых цветов РИС4 спектр холодных цветов
РИС5 контрастность цвета (цветовой круг)
Как правильно изготовить шаблоны!
Изготовление шаблона
Изготовление лоскутного изделия начинают с подготовки шаблонов, по которым кроят. Они могут быть самых различных форм и размеров: квадратные, треугольные, в виде ромбов. Так как одними и теми же шаблонами приходится пользоваться не один раз, их делают из прочных материалов: толстого картона, пластика, оргстекла.
(Показ трудового приёма)
Шаблон делают так: вычерчивают на картоне нужный контур без припуска на шов, затем со всех сторон добавляют на припуск 5-10 мм, и проводят второй контур (внешний). Теперь подкладывают под картон что-нибудь плотное, чтобы не прорезать стол, и острым ножом сначала режут по внутреннему контуру, а затем по внешнему. Получают шаблоны с “окошком”. Благодаря этому шаблону достигается большая аккуратность работы, так как он позволяет обозначить на ткани и линию, по которой сшивают лоскутики, и прибавки на швы. Точно рассчитан шаблон – изделие красивое и аккуратное!
2) Изготовление шаблонов из картона (квадрат).
(Учащиеся, пользуясь своим рисунком, изготавливают шаблоны из картона)
Стуктура Тимбилдинг ("командообразование")
У вас на столах есть листочки с нарисованным треугольником. Напишите то, что вы любите, если вы это любите все, напишите это слово в треугольнике, если 1 человек - под цифрой 1 и т. д. Теперь посмотрите какие слова у вас написаны в треугольнике и исходя из этого придумайте название команды и Тим Чир т. е. девиз. Условие: когда вы будете проговаривать Тим Чир, вы должны все коснуться руками т. е. показать, что вы команда. На это вам 2 мин.
ХайФайв.
Пожалуйста, познакомьте нас со своими командами, начинает стол №1.
(Дети проговаривают названия команд и Тим Чиры)
Теперь, когда команды у нас сформированы, вы можете приступить к практической работе.
Повторим технику безопасности.
Прежде, чем приступить к работе с ножницами, давайте вспомним, как нужно
обращаться с ними? Конечно же, необходимо выполнять следующие правила:
- на столе ножницы должны лежать в сомкнутом виде;
- передавать ножницы нужно кольцами вперед;
- нельзя ронять ножницы на пол;
Работа со швейной иглой:
- иглу при работе нельзя бросать на столе;
- вкалывать только в игольницу;
- быть внимательным.
4. Физминутка.
Перед работой давайте разомнёмся.
Структура Микс - Фриз - Груп.
Сейчас вы будете смешиваться под музыку и замрёте, когда музыка прекратится. Я задам вам вопрос, ответ на который должен быть в цифрах, вы объединитесь в группы, количество участников в которых зависит от ответа на вопрос. ( хай-файв, когда музыка остановится)
Вопросы на знание сказок:
1. Сколько стоил билет в театре Карабаса Барабаса? (4 сольда)
2. Сколько героев тянут репку? (6)
3. Сколько желаний исполняет золотая рыбка? (3)
4. Сколько весёлых гусей жили у бабуси? (2)
5. Сколько волшебных стран прошла Элли? (5)
6. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля?
(2)
5.Самостоятельная работа
И так начнем нашу практическую работу.
: На ваших столах находятся инструкционные карты и памятки последовательности выполнения практической работы. (Приложение №2)
Внимательно прочтите их. Что вам непонятно? (Учащиеся читают инструкционные карты и памятки)
Предупреждение о возможных ошибках.
Учитель: Чтобы ваше изделие получилось красивым, и вы не допустили ошибки в выполнении практической работы, запомните следующее:
умело подобрать цвет ткани, (помните цветовое сочетание) структуру ткани, рисунок;
перед шитьём лоскутки хорошо проутюжить;
вырезая детали по шаблонам, обратите внимание на направление нитей основы в ткани, на симметричность парных деталей;
приступая к работе, не спеши начинать с больших, трудоёмких изделий, попробуй свои силы и наберись опыта на изготовлении небольших, несложных изделий;
обратите особое внимание на технические условия выполнения работы.
Структура Рафт (организация проектной работы)
Каждая команда выполняет свой небольшой проект. Столы №1 делаем шаблоны квадратной формы, стол 2 – прямоугольной, всё, что вам необходимо, лежит у вас на столах. Пожалуйста, приступайте к работе.
Придумайте название вашего проекта.
6.Закрепление
Какие приёмы работы с лоскутами вы знаете?
Какие изделия изготавливают из лоскутов?
7.Домашнее задание:
На листе А 4 выполнить эскиз геометрического орнамента для изготовления прихватки в технике лоскутного шитья.
8. Итог урока. Рефлексия.
Оценивание работы на уроке.
-Что вам понравилась сегодня на уроке?
-Что вы запомнили важного и главного для себя?
-Что вам могло бы пригодиться в жизнПервые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.
Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.
Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы. Лоскутные одеяла коврики-кругляши дорожки сотканные из полосок ткани, так же как расписные прялки, резные туеса, вышивка, наполняли быт и радовали глаз.
Традиции лоскутного шитья в России начали складываться в XIX в., когда фабричные ткани стали предметом повседневного обихода. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой срок одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется. В крестьянском быту у лоскутного одеяла преобладала утилитарная функция, оно служило главным образом защитой от холода. В то же время в некоторых областях России традиционно изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом: оно было частью приданого. Лоскутное одеяло принято было дарить на рождение ребенка. Такие одеяла сочетали в себе практичность и декоративность.
Важным элементом в доме были куклы – обереги. Куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы,  в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви