Урок по литературному чтению на тему Верность и преданность.В. Белов «Малька провинилась



Литературное чтение
Тема: Верность и преданность.В. Белов «Малька провинилась» .
Класс 3.
Учитель : Велигодская Оксана Алексеевна
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для формирования умений выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос, анализировать текст, обобщать, делать выводы; обучения определению жанра и темы литературного произведения; способствовать развитию навыка осознанного, выразительного чтения, передавать в устной речи впечатление от прочитанного; обогащению нравственного и чувственного опыта школьников, реальных представлений об окружающем мире и природе Планируемые результаты
Предметные:
познакомится с произведением В. И. Белова «Малька провинилась»;
научится пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте..Метапредметные:
познавательные: предлагает вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
регулятивные: формулирует учебную задачу урока, принимает ее, сохраняет на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей;
коммуникативные: строит диалог с учителем, задает вопросы на осмысление нравственной проблемы. Личностные:
осознанно готовится к урокам литературного чтения, выполняет задания.
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающейся (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
1 2 3 4
I. Организация начала урока Проверяет готовность учащейся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающуюся.
– Проверим готовность к уроку. Посмотрите внимательно на изображение солнца
(картинка) Сообщает о готовности к уроку. Определяет самоготовность («настроен ли я слушать учителя, Умеет слушать в соответствии с целевой установ-

– Какое солнце тебе больше всего нравится? Почему?
– Мне нравится твой настрой на работу воспринимать материал урока») кой, принимает и сохраняет организационные задачи
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке?
– Почему это произведение так называется?
– Кто такой листопадничек?
– Прочитайте скороговорку по слогам.
– Прочитайте с удивлением.
– Прочитайте сердито.
– Прочитайте с ускорением.
Жалобно щенок пищит,
Тащит он тяжелый щит Отвечает на вопросы учителя. Рассказывает о выполненной дома работе.
Выполняет речевую зарядку. Отвечает на вопросы учителя по речевой разминке. Выдвигает ги-потезу и обо-
сновывает ее. Осуществляет актуализацию личного жизненного опыта. Умеет слушать
в соответствии с целевой установкой.
Принимает и сохраняет учебную цель и задачу. Дополняет, уточняет высказанные мнения по существу полученного задания
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока – Прочитай тему урока.
– Определи цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
• Мы будем уметь…
• Мы сможем поразмышлять…
– Подними руку, кто это произведение еще не читал.
– Как ты думаешь, о чем это произведение?
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией В. И. Белова Обсуждает тему урока. Отвечает на вопросы учителя, формулирует цель урока. Под руковод-ством учителя определяет задачи чтения и составляют план чтения Принимает
и сохраняет учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно стрит речевое высказывание в устной форме
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.
Белов Василий Иванович родился 23 октября 1932 года в селе Тимониха Харовского района Вологодской области. Это русский писатель. Родился в семье колхозников Белова Ивана Федоровича и Беловой (Коклюшкиной) Анфисы Ивановны. И был у них вторым сыном. Еще до школы читать его научил старший брат Юрий. С тех пор у писателя родилась неудержимая тяга к самостоятельному чтению. Он даже воровал книги с чердаков брошеных домов, которые были заколочены. Окончил литературный институт имени М. Горького. Это один из наиболее ярких представителей деревенской прозы Слушает рассказ учителя, рассматривает фотографии, портрет автора.
Задает вопросы о творчестве автора Осуществляет анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяет последовательность развития сюжета
V. Работа над содержанием текста.
1. Работа с толковым словарем. Проводит словарную работу.
– Объясни значение слов, выражений, записанных на доске. Проверь свои ответы по толковому словарю.
Верша – тяжелая рыболовная снасть конической формы.
Батявка – собака.
Долговязые – высокие, худощавые и нескладные.
Обормот – грубый и пустой человек, бездельник.
Шельма – мошенник, плут. Работает с толковым словарем.
Осуществляет анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной
Недоумение – состояние сомнения, колебания вследствие невозможности понять, в чем дело.
Блудный – так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.
Шаромыжник – человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.
– Прочитай по слогам слова, записанные на доске.
о-ка-зы-ва-ет-ся – оказывается
бес-со-вест-ну-ю – бессовестную
с не-до-у-ме-ни-ем – с недоумением
– Как ты понимаешь это выражение?
е-жед-нев-но – ежедневно
ша-ро-мыж-ни-ков – шаромыжниковод-на-о-ди-не-шень-ка – одна-одинешенька
блуд-ня – блудняучебной задачи. Осуществляет контроль по результатуформе, обосновывает свое мнение. Согласовывают усилия по решению
2. Первичное чтение произведения Организует первичное прослушивание текста .Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.
– Понравилось ли тебе произведение?
– Вырази свое мнение о произведении одним словом.
– Что тебе особенно понравилось в этой истории?
– Чему учит это произведение?
– От чьего лица ведется рассказ?
– Назови героев произведения.
– В чем же провинилась Малька?
– Понимала ли Малька, за что ее ругают?
– Кому хозяйка отдала щенков?
– Куда Малька бегала каждый день?
– Зачем она туда бегала? Прослушивает текст. Отвечает на вопрос, определяет жанр произведения.
Отвечает на вопросы учителя. Аргументирует свою точку зрения
VI. Повторное чтение и анализ произведения.
1. Повторное чтение произведения.
2. Беседа по содержанию прочитанного.
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
– Что произошло в доме Лидии? Перечитай этот эпизод.
– Стремилась ли Малька охранять и защищать своих щенков? (Да, она старалась защищать их. Автор только взглянул на щенков, а она чуть не вцепилась ему в нос.)– Обрати внимание, как автор описывает негодование Лидии. Можно ли весь этот эпизод заменить одним предложением? (Лидия ругала Мальку за то, что собака принесла двух щенков.)
– Как ты считаешь, что изменилось бы в рассказе, если бы автор написал именно так? (Мы бы не почувствовали, что Лидия ругает ее не со злости, а любя.)
– Опиши встречу рассказчика с Малькой на тропе. Как выглядела Малька?
– Какое открытие сделал рассказчик? (Он узнал, что Малька каждый день за 2 км бегает кормить своего сынка.)
– Какие чувства он испытал? (Он был поражен поступком Мальки.)
– На чьей стороне ваши симпатии? Объясни.
– Как можно озаглавить текст по-другому?
Организует дискуссию, выслушивает мнения учащейся, подводит итог.
– Дай характеристику Мальке и людям, которые ее окружают, используя таблицу.
Читает произведение. Взаимодействует с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном
режиме.
Участвует в беседе изменяет свою точку зрения.
Делает выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.
Выразительно читает..Аргументируеют свою точку зрения. Осуществляет анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулирует свое мнение
и позицию. Строит монологические высказывания. Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
VII. Домашнее задание Объясняет домашнее задание.
• Написать письмо собаке Мальке.
• Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту Внимательно слушает, задает уточняющие вопросы Осознает, принимает, сохраняет учебные задачи
VIII. Итог урока. Рефлексия Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведения итогов урока обучающейся. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.
– Что особенно заинтересовало тебя во время урока?
– Что нового узнала на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Как ты думаешь, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему ты так думаешь?
– Попробуй вспомнить пословицу, которую можно соотнести с рассказом. (Всякой матери свое дитя мило. Материнское сердце не знает покоя.)– Известны ли тебе случаи из жизни животных, которые вас так же поразили?
– Понравилось ли тебе произведение? Какие чувства оно у тебя вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Понравилась ли тебе работа на уроке? Оцени себя Отвечает на вопросы. Проводит анализ и самоанализ учебной деятельности, делает выводы и обобщения Осуществляет самоконтроль учебной деятельности

1. С какой целью Листопадничек согласился жить в бобровой хатке?
Выбери правильный вариант ответа:
а) Обиделся на маму.
б) Боялся замерзнуть.
в) Хотел научиться плавать.
г) Хотел стать взрослым.