Текст выступления на педагогическом совете по теме: Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов

Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов

В обществе XXI века формируется новая система ценностей. В подобных условиях человек должен уметь ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.
В рамках федерального государственного образовательного стандарта необходимы новые подходы к преподаванию предмета «Музыка». Для лучшего усвоения учащимися основной образовательной программы представлены личностные, предметные и метапредметные требования к школьнику. Для достижения высоких результатов в программе разработаны универсальные учебные действия. В ходе работы на уроке ученик не должен принимать знания в готовом виде, а должен прикладывать усилия к поиску нового, уметь размышлять и обсуждать. Для достижения этой цели в стандартах нового поколения сформированы несколько видов универсальных действий; личностные, познавательные, регулятивные. Чтобы сформировать учебные универсальные действия у школьников, необходимо научить их проявлять свои знания и умения в различных видах художественно-творческой деятельности, владеть приёмами анализа, сравнения и обобщения музыкальных произведений.

В на уроках музыки, в связи с введением ФГОС, я использую следующие технологии:
1. Применение технологии «Развитие ассоциативно – образного мышления учащихся» подразумевает взаимодействие музыки с искусством живописи, литературы, театром, кино и д.р. Интеграция даёт возможность сравнивать и выявлять сходство и различие музыкального языка с языком других видов искусства.
2. Одним из важнейших направлений в проведении урока музыки, являются здоровьесберегающие технологии. Планируя урок музыки, учитываю не только возрастные, психологические особенности детей, но и стараюсь разнообразить виды деятельности на уроке, сделать занятие занимательным, интересным и не утомительным. Прежде всего, делаю акцент на взаимодействие музыки и движения, природной музыкальности детей, их эмоционального отклика на музыку. Здоровьесберегающая технология одна из самых применяемых в уроках музыки. Слушание музыки, исполнение песен, участие в разнообразной творческой деятельности снимает нервные перегрузки, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся.
3. Модернизация образования невозможна без широкого использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса и в первую очередь обучении. Использование ИКТ на уроке музыки имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами, главная из которых мультимедиа. Она позволяет отправиться в путешествие по разным странам, различным эпохам просматривать видеофильмы, анимацию, слушать музыку
4. Игровая технология активно вошла в преподавание предмета «Музыка». По сравнению с другими видами познавательной деятельности, она имеет ряд преимуществ. Во- первых, школьники во время игры мало устают, во – вторых, активно работает их мозг и интеллект. Игра- драматизация , на уроках музыки, основывается на сюжеты литературных или музыкально – сценических произведениях.
Особенностью игровой технологии является то, что всё прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится при помощи различных выразительных средств: пантомимы, жеста, позы, музыкальной и речевой интонации. В музыкально – драматических играх и драматизациях разные воспитательные, обучающие и развивающие цели и задачи. Каждая игра рассчитана на определённый уровень развития школьников.
5. Проектная технология ценна тем, что в ходе ее применения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.
В своей практике я использую следующие виды проектов:
Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.
Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера».
Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для отдельного класса.
В результате использования данной технологии обучающиеся больше и глубже изучают тему, значительно расширяется их общий кругозор, учатся общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал.

Методы активизации учащихся
Для активизации познавательной творческой деятельности учащихся использую следующие методы и приемы обучения:

- пение;

- импровизация;

- голосовые игры, речевые упражнения;

- словесное высказывание о музыке;

- интересный подбор репертуара;

- создание рисунков и раскрашивание;

- движение: ходьба, марширование, подскоки, наклоны, хлопки и т.д.;

- инсценирование; пластическое интонирование; учебно-игровая деятельность;

Внеурочная деятельность:
Особое внимание в своей работе уделяю дополнительному образованию. Важным продолжением урока является внеурочная деятельность. Мною создан вокальный кружок "Веселые нотки").
Цель: приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.