Здоровьесбережение в образовательном процессе


Здоровьесбережение в образовательном процессе
Одной из основных задач своей работы я вижу создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни.
В спортивном зале гимназии созданы все благоприятные условия для ведения образовательной деятельности. Состояние спортивного зала, оборудования и инвентаря, освещения соответствует действующим нормам СанПиНам для учебных заведений, отраженных в акте-разрешении на проведение занятий по физической культуре и спорту в спортивном зале, акте-приёмке спортивного сооружения на готовность к проведению уроков физической культуры, паспорте кабинета.
В обязательном порядке проводятся инструктажи по мерам безопасности на уроках физической культуры в спортивном зале и открытой площадке, инструктажи по мерам безопасности при проведении занятий по различным видам спорта, пожарной безопасности.
Закаливающее влияние уроков физической культуры на свежем воздухе происходит, когда в первой и четвёртой четверти уроки по лёгкой атлетике проводятся в обязательном порядке на улице, в третьей четверти на лыжах.
Систематически ведется учет температурного режима, освещенности спортивного зала, в течение дня 2 раза влажная уборка, на каждой перемене проводится проветривание спортзала с целью создания благоприятного микроклимата.
На уроках физической культуры использую элементы из оздоровительных систем: кардиотренировка, фитнес со скакалкой, хатка-йога, пранояма йога, стретчинг, пилатес, каланетика и суставной гимнастики, которые способствуют корректировке осанки и телосложения, оптимальному развитию системы дыхания и кровообращения, развития физических качеств гибкости, силы, выносливость. При подборе комплексов учитываются возрастные и гендерные особенности учащихся.
С целью предотвращения перегрузки учащихся на уроке физической культуры и сохранения их здоровья используются различные приемы и методы организация учебной деятельности:
строгие дозированные физические нагрузки;
использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;
учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств;
построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;
соблюдение гигиенических требований;
благоприятный эмоциональный настрой;
создание комфортности;
учёт динамики работоспособности на уроке;
индивидуально-дифференцированный подход (работа в индивидуальном темпе, использование источников информации, возможность обратиться за помощью, отсутствие страха ошибиться, положительная мотивация, сознательное отношение к учебной деятельности, высказывание и аргументирование своего мнения).
Использование оздоровительных моментов (дыхательные упражнения, сочетание нагрузки с восстановлением).
На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планирую теоретические вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни.
Важное место принадлежит организации и проведению спортивных соревнований и праздников. Данные мероприятия направлены на формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни, воспитание положительных нравственных качеств, семейных ценностей. Традиционными стали спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты» и многие другие спортивно-массовые мероприятия на свежем воздухе (туристский слёт учащихся гимназии с 5 по 11 класс, Всероссийские массовые старты: Кросс Наций, Лыжня России, Российский Азимут).Продуманной и разнообразной является работа на уроках физической культуры с учащимися, отнесёнными в подготовительную и специальную медицинскую группу здоровья. Этим учащимся предлагаются упражнения в облегчённом варианте или в соответствии с их заболеванием. Результатом этой работы является то, что учащиеся специальной медицинской группы не сидят на скамейке, а занимаются с классом на уроке физкультуры, выполняя посильную физическую нагрузку.
Значимое место в работе по здоровьесбережению я отвожу взаимодействию с родителями учащихся, отнесённых по состоянию здоровья в подготовительную и специальную медицинскую группу. Провожу консультации с родителями по вопросу выполнения физических упражнений на уроках физкультуры. Результатом этой работы стала хорошая посещаемость уроков физкультуры учащимися специальной медицинской группы.