Компетентностный подход к преподаванию истории по технологии Блюма

Дата:
Докладчик: Мейрханова М. Ж.

Компетентностный подход к преподаванию
истории по технологии Блюма
На базе СШ № 15 с 14 по 16 марта 2011 года прошел тренинг «Введение в компетентностную педагогику».
Модератор: директор центра современной педагогики «Обучение без границ» Г. А. Рудик утверждает: «В жизни можно только научиться, обучить нельзя. Урок это среда, где ученики должны сами добывать знания. Человек живет качествами, а не знаниями. Школа это кузница для жизни, а не для университета. Задача в школе не ради задачи, а ради жизни. Учитель должен учить жизни. На современном уроке следует вести ученика не к накоплению знаний, а к социальной мудрости.
Новое: Цель урока – это техника учения, что надо достичь ученику. Т. е. цель не для учителя, а для ученика. Задается цель на основе компетенции – уметь учиться. Цель должна дать ответ, что будет уметь делать учащийся в конце урока. Цель должна быть краткая, ясная, достижимая.
Среди форм работы исключение фронтального обучения, решение задач урока на личностно-ориентированном развитии. Главный глагол в компетентностной педагогике – уметь. Функция учителя меняется: он из передатчика информации превращается в менеджера (обладающий в своей компетенции исполнительной властью; занимается планированием, организацией, контролем). Меняется и назначение ученика: из приемника информации он превращается в партнера, сотрудника учителя.
«Учитель учит ученика» эта мифологема меняется на «Ученик учится сам, учитель создает для этого условия».
Рудик со своей командой сподвижников предлагают введение в современную педагогику технологию «Таксономии (классификация) Блума», которая предполагает целенаправленное обучение. В таксономии Блума все цели обучения разделены на три непересекающихся области: познавательные, эмоциональные, психомоторные. Ученикам прививается умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самоактуализации и полезного участия в жизни общества, а это и есть компетентность.
По данной технологии предлагается отвержение традиционной системы урока. Урок базируется на уровневых заданиях.
Урок – это проект дома, фундамент формируется из первого, второго, третьего уровней. Каждый должен выложить фундамент дома - это первые три уровня. Первый этаж – это четвертый уровень. Каждый уровень содержит задание или задания, начинающегося с глагола, соответствующего глаголу по таксономии – это ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ! В заданиях 4,5,6 уровней обучающийся должен открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ/РЕШЕНИЯ. Условия для всех одинаковые, каждый строит столько этажей, сколько ему позволит время.
Работа по достижению целей более высокого уровня базируется на достигнутых целях более низких уровней.
При использовании таксономии Блума используют следующую шкалу: первые три уровня заданий – оценка «3», задания 4-5 уровня – оценка «4», задания шестого оценка «5».
Уровень знания. Это самый нижний, начальный уровень. Все цели, относящиеся к этому уровню, формулируются в терминах воспроизведения. Например: "Назвать все города-герои", "Перечислить последовательность действий по выключению компьютера". Здесь достаточно познакомить учащихся с соответствующей информацией так, чтобы они смогли ее повторить.
Уровень понимания. Чтобы продемонстрировать достижение следующего уровня, учащиеся должны изложить изучаемый материал своими словами. Способность суммировать предложенную информацию, изложить ее своими словами подтверждает, что учащиеся ее усвоили (произошло запечатление информации и переработка).
Уровень анализа. Цели данного уровня предполагают, что обучаемые в состоянии разделить изученный материал на отдельные составляющие, могут описать его внутреннюю организацию.
Уровень применения. На этом уровне цели формулируются в терминах применения полученных знаний в новой ситуации (например, при решении нестандартных задач).
Уровень синтеза. Достигнув целей этого уровня, обучаемые могут эффективно комбинировать усвоенные знания, формировать из них новые конструкции. Например, способность формировать новые макрокоманды и редактировать с их помощью текст в текстовом процессоре можно отнести к целям этого уровня.
Уровень оценки. Это самый высокий, шестой уровень, на котором обучаемые демонстрируют отношения, делают содержательные оценочные суждения об изученном материале, о новых данных, относящихся к изученной области.


15