ЗНАЧЕНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ


ЗНАЧЕНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ
С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – обязательное условие нормального развития ребёнка. В последнее время значительно возросло количество детей с недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [ REF _Ref431481425 \r \h 8; с. 5]. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей познавательной, аффективно-волевой и личностной сферы.
Современный комплексный подход к коррекции речевого дефекта предполагает активную позицию родителей, их заинтересованность в преодолении речевого дефекта и развитии личности ребенка. Семья – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [ REF _Ref431481458 \r \h 6; с. 27].
Раскрытие потенциальных возможностей, развитие личности ребёнка несравненно лучше происходят в условиях семейного воспитания. К основным задачам дошкольного образовательного учреждения помимо осуществления необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка относится взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка («Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»). В законе РФ «Об образовании» говорится о том, что родители являются первыми педагогами, а дошкольные образовательные учреждения действуют в помощь семье для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей.
В современной семье меняются виды семейных отношений, снижается стабильность брачных отношений, повышается занятость родителей, увеличивается число родителей, имеющих вредные привычки. Поэтому необходима целенаправленная работа по повышению уровня общей психолого-педагогической культуры родителей, формированию адекватного отношения к речевому дефекту ребенка, активному участию в коррекционно-педагогической работе, сотрудничеству с логопедом.
Семья как социальный институт выполняет разнообразные функции: репродуктивную, воспитательную, экономическую, коммуникативную, организации досуга и отдыха. Воспитательная функция отражается в аспектах: формирование личности ребёнка и передачи накопленного обществом социального опыта; постоянное влияние детей на родителей побуждает их заниматься самовоспитанием; систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена продолжается в течение жизни [ REF _Ref431481486 \r \h 3; с. 57].
Н.В. Микляева указывает, что для семьи, воспитывающей «особого» ребёнка, важными оказываются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ребёнка, достижение им социальной адаптации. Данная функция должна быть реализована и в семьях, где ребёнку поставлен диагноз «общее недоразвитие речи» [ REF _Ref431481506 \r \h 2; с. 120].
Р.В. Овчарова отмечает, что родительское отношение – система разнообразных чувств родителей к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним; особенности восприятия и понимания характера и личности ребёнка и его поступков [ REF _Ref431481532 \r \h 4; с. 68]. Т.С. Овчинникова и Е.П. Фуреева отмечают, что в семье, где растёт ребёнок с речевым дефектом, создаётся специфическая ситуация, и внутрисемейные отношения напрямую зависят от вида и тяжести речевого дефекта ребёнка [ REF _Ref431481550 \r \h 5; с. 34], [ REF _Ref431481580 \r \h 7; с. 96].
Е.А. Кизимова указывает, что родительская позиция в семьях, где есть дети с речевыми нарушениями, отличается неадекватностью, ригидностью и сиюминутностью, адресуется к сегодняшним проблемам жизни ребёнка в противовес родительской позиции в семьях с нормальными детьми, где она адресуется к будущему ребёнка. Выявлены обстоятельства, которые влияют на отношение родителей к речевому дефекту ребёнка: глубина самого дефекта, интеллектуальный уровень родителей, просвещённость в сфере логопедии, компетентность родителей в вопросах воспитания ребёнка, понимание его психологии, а также собственные особенности характера, семейные отношения. Отношение родителей к дефекту, естественно, отражается на отношении ребёнка к своей речи [ REF _Ref431481603 \r \h 1; с. 85].
Вышесказанное позволяет заключить, что эффективность речевого развития и коррекции, полученных навыков коммуникации, социализации, а также поддержание состояния психологического комфорта детей с отклонениями в речевом развитии во многом зависит от активного участия родителей в процессе воспитания, развития и обучения ребёнка. Поэтому важную роль в организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении для детей с речевым недоразвитием играет работа с родителями.
Чтобы достичь успеха в коррекционно-развивающем обучении и воспитании детей с отклонениями в речевом развитии, работу с родителями лучше начинать с изменения существующей психологической установки педагогов и самих родителей на роль семьи не только в формировании личности, но и в педагогическом процессе ДОУ. В основе взаимодействия ДОУ с родителями предполагается постоянное внимание педагогов к личности каждого ребёнка, изучение особенностей и возможностей каждой семьи, оказание практической помощи семье в воспитании, своевременные и педагогически обоснованные рекомендации специалистов. Успех в работе с семьёй зависит от уважения интересов семьи, родительского авторитета.
Одной из составляющих работы педагогов ДОУ с родителями детей с ОНР является повышение уровня педагогической культуры родителей. Благодаря деятельности педагогического коллектива ДОУ родители должны постепенно приобщиться к работе по познавательному, художественному и творческому развитию и, конечно же, к работе по развитию и коррекции речи.
В ходе индивидуальной работы устанавливается взаимопонимание между педагогами и родителями, процесс обучения и воспитания, преодолевается родительское беспокойство за речь ребёнка, родители привлекаются к участию в педагогическом процессе. К индивидуальным формам работы относятся беседы и консультации воспитателей и специалистов (логопеда и психолога). В процессе индивидуальной работы учитель-логопед собирает анамнестические данные, устанавливая возможные причины речевой патологии, сообщает о ходе и результатах коррекционно-развивающей работы, даёт рекомендации по выполнению домашних заданий, консультирует. Воспитатель даёт представление о жизни ребёнка в стенах ДОУ, его успехах и проблемах, о способах разрешения возникающих трудностей. Психолог знакомит с результатами диагностик и коррекционных занятий, даёт консультации по вопросам, волнующим родителей.
Цель организации совместной деятельности – научить родителей на практике взаимодействовать с детьми. Родителей целесообразно привлекать к участию во всевозможных творческих конкурсах. Они должны быть задействованы в развлечениях, праздниках, экскурсиях, смотрах-конкурсах, проводимых в ДОУ, играть роли на утренниках. Учителя-логопеды еженедельно готовят задания по темам недели для совместного выполнения дома с целью активизации, закрепления и автоматизации полученных в рамках занятий навыков. Родителям рекомендуется работать с индивидуальными тетрадями, в которых предлагается материал для автоматизации и дифференциации звуков речи. Таким образом, родители не остаются в стороне от коррекционного процесса, являясь его непосредственными участниками.
Групповые формы работы организуются с целью психолого-педагогического просвещения родителей, обсуждения задач учебно-воспитательной работы. Традиционной групповой формой работы являются родительские собрания. На родительских собраниях педагоги знакомят родителей с теми умениями и навыками, которыми дети должны овладеть, знакомят со структурой дефекта при речевой патологии, обращают внимание на возрастные особенности, на трудности, с которыми родители могут столкнуться в процессе воспитания, и пути их предотвращения и решения, подсказывают, как методически грамотно помочь детям, на что обратить внимание. В зависимости от возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей, наиболее часто встречающихся трудностей, определяется основная тематика родительского собрания.
Таким образом, родители постепенно должны приобщиться к работе по развитию и коррекции речи, стать активными участниками педагогического процесса. Представленные формы работы педагогов с родителями повышают ответственность каждой семьи за успехи ребёнка, распространяют положительный опыт обучения и воспитания детей в семьях.
Список литературы
Кизимова Е.А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи / Е.А. Кизимова // Логопед. – 2011. №1. – С. 83 – 91.Микляева Н.В. Изменение родительских установок в процессе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР / Н.В. Микляева // Логопедия. – 2008. №5. – С. 119 – 123.
Михнева Е.Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста / Е.Б. Михнева // Логопед в детском саду. – 2006. №4. – С. 56 – 60.Овчарова Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 368 с.Овчинникова Е.В. Организация сотрудничества логопеда и родителей / Е.В. Овчинникова // Логопед. – 2007. №6. – С. 74 – 78.Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркин. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 224 с.Фуреева Е.П. Работа учителя-логопеда с семьёй, имеющей различные речевые нарушения / Е.П. Фуреева // Логопед в детском саду. – 2008. №8. – С. 53 – 56.Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Академия, 2014. – 256 с.