Конспект урока по предмету: «Литературное чтение» на тему: «В. И. Белов «Малька провинилась» с использованием методики развития модальностей восприятия детей.

Тема урока: В. И. Белов «Малька провинилась»
Тип урока: изучение новых знаний.
Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению и применению способов работы с художественным текстом как источником нравственного опыта.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась».
Развивающие:
развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
развивать внимание, память, речь, мышление учащихся;
развивать познавательные интересы.
Воспитательные:
воспитывать доброе, уважительное и дружеское отношение к близким людям, животным и ко всему окружающему, любознательность.
Ход урока.
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II.РАБОТА С УЧИТЕЛЕМ
1) Речевая разминка
-Прочитайте «про себя» то, что видите на доске и определите жанр устного народного творчества.
ВСЯКОЙ МАТЕРИ СВОЕ ДИТЯ МИЛО.
- Как вы понимаете эту поговорку?
- А вы любите своих мам? А за что?
- Прочитайте по слогам хором, затем по одному.
2) Самоопределение к деятельности
МпроАвиЛниЬлаКсьА
-Посмотрите на доску. Кто догадался, в чем секрет?Как расшифровать слово?
- Расшифруйте фразу, и мы узнаем название произведения, с которым познакомимся на уроке.
- Как вы думаете, чем же мы сегодня будем заниматься?
Давайте попробуем настроиться на работу. Сейчас выполним Упражнение «Самый-самый звук». Одновременно каждый из вас начинает вслух произносить свое имя, но в то же время попытайтесь уловить из множества звуков только один голос и понять, какое имя называют. (Вслушаться в окружающие звуки и выделить самый высокий и самый низкий, самый громкий и самый тихий, самый приятный и самый неприятный.)
3) Работа над новым материалом
а) Работа над текстом до чтения
1) Знакомство с писателем
В. И. Белов родился в 1932 году в Вологодской области в семье крестьянина, погибшего на войне. Еще мальчишкой стал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей.
После окончания сельской семилетней школы получил специальность плотника. В армии выучился на радиотелеграфиста.
Но скоро обнаружилось, что его призванием был писательский труд. Он закончил литературный институт в Москве. Писал книги о русской деревне, о родной природе, о простых людях. Имеет государственные награды за свой труд. Умер в 2012 году, прожив 80 лет.
- По заголовку и фамилии автора попробуйте определить, о чем или о ком пойдет речь? -Объясните название рассказа «Малька провинилась». Кто такая Малька? В чем она могла провиниться?
- Прочитав этот текст, мы проверим свои предположения.
б) Работа над текстом во время чтения
1) Первичное чтение текста (учителем).
2) Проверка первичного восприятия текста.
- Понравилось ли вам произведение?
- Определите его жанр.
- Назовите признаки рассказа.
-Выразите одним словом ваше мнение о рассказе.
- Определите тему рассказа.
-Подтвердились ли ваши предположения?
III.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
3) Вторичное чтение текста (детьми)
- А теперь возьмите карандаши, внимательно прочитайте весь рассказ и подчеркните карандашом непонятные вам слова, запишите их себе в тетрадь.
IV.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V.РАБОТА С УЧИТЕЛЕМ
в) Работа над текстом после чтения
1) Словарная работа
ЗАРЕЧНАЯ ДЕРЕВНЯ деревня, находящаяся за рекой.
ДЕЛОВИТО толково, серьезно, озабоченно.
ВСЕ ВПУСТУЮ напрасно, зря.
БЛУДНЯ человек, ушедший из родного дома, а потом вернувшийся после долгих скитаний.
НЕДОУМЕНИЕ невозможность понять, в чем дело.
ШАРОМЫЖНИК это человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.
БАТЯВКА собака.
2) Анализ произведения. Выборочное чтение
- Назовите главных действующих лиц рассказа.
- Где происходили события, описанные в рассказе?
- Почему вы так решили?
- Кто такая Малька? Как она выглядела? Какого цвета шерсть?
-Можете ли вы представить, как звучал голос Лидии?
- Прочитайте, как ругала ее Лидия?
-Что б вы почувствовали, если бы погладили Мальку?
-Прочитайте описание пространства, представьте, какой там запах.
- Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала? Найдите и прочитайте это место.
- Как хозяйка поступила со щенками?
- Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков?
- Что однажды увидел автор? Чему он удивился?
- Куда и зачем каждый день бегала Малька?
- Как поступала с ней хозяйка?
- Какой путь приходилось ей преодолевать каждый день?
- В чем заключается основная мысль рассказа?
VI.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Работа в тетрадях на печатной основе.
Давайте немного отвлечемся от темы урока и выыполним упражнение «Я – фотоаппарат». 1. Преподаватель предлагает внимательно рассмотреть сидящего рядом соседа (как он одет, какие цвета преобладают в одежде, в какой позе он сидит). Потом, отвернувшись от него, с точностью описать.
Вся группа выступает в роли эксперта.
Вернемся к теме занятия.
- Что ты думаешь о главных героях рассказа? На чьей стороне твои симпатии? Запиши свои мысли.
- Как ты бы описал Мальку? Как б она выглядела? Почему она получила такую кличку? Напиши.
2) Взаимопроверка.
VI.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Вспомните, с каким произведением мы сегодня познакомились?
- Кто его автор?
-Сделайте вывод – чему же нас учит рассказ В. И. Белова?
VII. РЕФЛЕКСИЯ
-А теперь покажите ваше настроение, с которым вы пришли к концу урока. Нарисуйте на листах смайлы такого цвета, с каким у вас ассоциируется ваше состояние.
VIII.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Подготовить пересказ текста.


15