Приёмы работы со словарными словами.


«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая , хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная, со всеми разделами курса русского языка».А.В.Текучев. Приёмы работы со словарными словами. Приём 1.Скандирование недельной группы словарных слов с «пением ударения».беленакамышковылькрапивалебедалопухосокапапоротникполынь Приём 2.«Мускульная память». Благодаря мускульной памяти появляется способность запоминать информацию через действия тела. Приём 3.Разъяснение лексического смысла слова. Белена – ядовитое сорное растение семейства пасленовых с лилово - желтыми цветками и одуряющим запахом, употребляется в медицине. Привлечение этимологического анализа слов с непроверяемым написанием требует понимания его точного смысла. Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому изучаемому материалу, и создает благоприятные условия для запоминания слов. Газон – сер. 19 века. Происхождение: франц.gazon – лужайка, травяной покров. Приём 4.Преобразование слов.Морфологические упражнения. Морфологические упражнения помогают осознать учащимся морфологический строй русского языка.Приём 5. Лексические упражнения (диктанты наоборот). Учитель читает лексическое значение слов, дети определяют и записывают слова. Для таких диктантов учителю необходимо иметь несколько вариантов значений от простых до более сложных, для того чтобы при затруднениях в ответах дети имели возможность самостоятельно определить значение слова. В первом классе можно применять карточки с изображением картинки словарного слова. Приём 6.Синтаксические упражнения. Синтаксические упражнения ставят перед собой задачи: закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в конструировании своих предложений, словосочетаний помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные. Приём 7.Написание связного текста по недельной группе слов. Завершается работа с недельной группой слов творческой работой, которая показывает не только овладение навыком правописания словарных слов, но и формирует познавательный интерес учащихся, умение показывать своё отношение к описываемым событиям, высказывать свою точку зрения. ПраздникЯ историю слыхал,Её сверчок мне рассказал,Как однажды жарким летомНа поляне, у пруда,Вся лесная мошкараВеселилась до утра.Там пиявка и козявка,Мотылёк и саранчаТанцевали «Ча-ча-ча!».За ними овод и сверчок Там песни распевалиИ гусеницы красотуОни в них восхваляли.День насекомого тогдаОтмечала мошкара. Дилемма Повстречал карась налима – И беседа потекла:Где живётся лучше рыбам, Разбирали до утра.То ли в море-океане,То ли в речке, то ль в пруду…Говорит карась налиму:«Я никак не разберу.Я живу в прудах, озёрах,Ты – в озёрах иль реке.И сестре моей, плотвичке,Точно так же, как тебе,Лучше дышится в реке.Вот осётр и лососьВ реках только нерестятся.Остальное время всёЛюбят по морю скитаться.Как дилемму нам решить:Где нам, рыбам, лучше жить?»Осьминог, кальмар, медуза,С ними тётка-камбалаВ милом сердцу океане,С той же самою проблемойЗасиделись до утра.Всё гадали и решали,Как дилемму им решить:Где им, рыбам, лучше жить?Говорит медуза всем:«Видно стоит постараться,Чтоб в проблеме разобраться…Надо письма написать и по миру разослать.Пусть друзья нам письма шлютИ ответ нам в них дадут».Мудрый кит им дал ответ:«Лучше жить, где ты родился,Где ты рос, где нерестился,Где живут твои друзья,Мама, папа, ты и я!»Зубарева Анастасия, Зубарева Екатерина Полёт колибри.Взмахнув своим «крылом» колибри полетела.И, пролетая страны, моря и океаны,Она глядела с высоты на всё былое с любопытством:Как аист, жабу выжидая,Стоит в болоте прямо, боясь спугнуть добычу.А вот фламинго царственно шагнул по берегу морскомуНавстречу солнцу; на восходеОн стал роскошнейшего цвета.И куропатка, убегая от недруга шального,Кричит истошным криком так, что сердце замирает.Как альбатрос парит по небу голубому.И как фазан расправил хвост пред самкой на опушке,Чтоб выбрала его и никого другого.А рыболов-баклан просушивает крылья.Ведь он нырял на глубину – отважнейшая птица.И иволга-певунья, и коростель-шалун взлетели в поднебесье.Вы скажете, друзья: «Как маленькая птичка увидела всё это,Когда размер её всего лишь в две монеты?»А я отвечу вам: «Увидела! И рассказала нам,Что мир прекрасен не только с птичьего полёта!» Ююкина Анастасия Опыт работы показывает, что применение названных приёмов даёт возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам. В ходе работы со словарными словами учащиеся усваивают материал из других разделов русского языка (освоение лексики, орфографии, развитие речи, анализ слова по составу, фонетический разбор…)