Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мой мир» для 1-4-х классов


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кулебакинская начальная общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ
Кулебакинская НОШ»
_____________С.В. Богданова
Приказ № ____
от «___»_________ 201__г.
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Мой мир»
для 1-4-х классов
Составитель программы:
Учитель начальных классов
Захарова Любовь Семёновна
РАССМОТРЕНО:
на педагогическом совете
Протокол № __
от «___» _________201__г.
2016 г.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой мир» составлена в соответствии с планом внеурочной деятельности школы и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана на разновозрастную группу детей. Объем занятий- 68 часов в год, 2- часа в неделю.
Цель программы: приобщить младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия, способствующие развитию их исследовательских умений.
Задачи:
1. Помочь детям освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований через организацию
2. Развивать у детей умение работать с различными источниками информации.
3. Развивать творческие способности детей.
4. Помогать детям самоутверждаться, благодаря достижению поставленной цели и понимания важности самостоятельно полученных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Мой мир» является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Мой мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Предметными результатами изучения курса «Мой мир» является:
В ходе проведения занятий первого блока, дети узнают, кто такие исследователи и понимают, что исследователем является каждый живущий на земле человек. Исследовать можно всё, что нас окружает, опираясь на свой собственный опыт, наблюдения, с помощью взрослых, чтения разнообразных книг, энциклопедий на СD-дисках, Интернет-ресурсов, при просмотре кино- и телефильмов, в ходе проведения наблюдений и экспериментов и т. д.
При проведении тренировочных занятий дети знакомятся с «техникой» проведения исследования. Они понимают, что сначала необходимо определиться с темой предстоящего исследования, затем собрать всю необходимую информацию из различных источников и, наконец, выступить по результатам проведенного исследования.
На занятиях 3 и 4 блоков дети тренируются в сборе информации из различных источников: от взрослых, из компьютера, из книг, в ходе просмотра фильмов, при проведении опытов и т. д.  При этом важно развивать у детей умение работать с текстом, задавать вопросы по изучаемой теме, делать соответствующие выводы.
При проведении занятий 5 блока дети знакомятся с технологией исследования, анализируют работу, проведённую в течении года.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению состоит из несколько разделов:
Мы- исследователи
Кто такие исследователи?
Что можно исследовать? Экскурсия.
Исследовать мир можно по-разному. Игра.
«Исследуем многообразный животный мир»
Насекомые. Игра в исследователей.
Рыбы. Работа в библиотеке.
Домашние животные. Мои наблюдения.
Животные нашего края. Экскурсия в краеведческий музей.
Необычные животные. Работа с литературой, просмотр видеофильмов.
«Растения вокруг нас»
Наблюдение за жизнью растений.
Опыты - как способ изучения растений.
Цветы вокруг нас. Игра в исследователей.
Мир растений. Мини-конференция.
«Мы - исследователи»
Как выбрать тему исследования.
Цель и задачи исследования.
Гипотеза исследования.
План исследования.
Исследование по выбранной теме.
Подготовка к выступлению.
Выступления детей по итогам первых самостоятельных исследований.
Анализ результатов.
Основные виды деятельности учащихся:
Беседа,
Игра,
Экскурсии,
Практическая работа,
На занятиях «Мой мир» (в дополнение к урокам окружающего мира) дети узнают о разнообразии окружающего нас мира. Они в процессе игры, в ходе экскурсий, общения со взрослыми приходят к пониманию того, что изучать окружающий нас мир можно по-разному. Главными помощниками юным исследователям могут стать взрослые, книги, компьютер. Дети убедятся в том, что познать окружающий мир можно с помощью наблюдений и при проведении опытов.

Тематическое планирование

п/п Тема занятия Дата
1 Кто такие исследователи? 2 Кто такие исследователи? 3 Что можно исследовать? 4 Что можно исследовать? 5 Исследовать мир можно по-разному 6 Мы – исследователи. 7 Как работать в команде. 8 Наблюдения в исследовании. 9 Опыты и исследования. 10 Знакомство с окружающим миром. 11 Знакомство с окружающим миром. 12 Насекомые. 13 Насекомые. 14 Насекомые. 15 Рыбы. 16 Рыбы. 17 Рыбы. Работа в библиотеке. 18 Домашние животные. 19 Домашние животные. 20 Домашние животные. Мои наблюдения. 21 Дикие животные. 22 Дикие животные. 23 Животные нашего края. 24 Животные нашего края. 25 Необычные животные. 26 Необычные животные. 27 Мой домашний аквариум. 28 Животные Красной книги. 29 Животные Красной книги. 30 Животные рядом с нами. 31 Животные рядом с нами. Мини-конференция. 32 Наблюдение за жизнью растений. 33 Наблюдение за жизнью растений. 34 Опыты - как способ изучения растений. 35 Опыты - как способ изучения растений. 36 Цветы вокруг нас. 37 Цветы вокруг нас. 38 Цветы вокруг нас. Игра в исследователей. 39 Мир растений. 40 Мир растений. 41 Мир растений. Мини-конференция. 42 Растения Красной книги. 43 Растения Красной книги. 44 Растения рядом с нами. 45 Растения рядом с нами. Мини-конференция. 46 Путешествие на книжную полку. 47 Путешествие на книжную полку. Экскурсия в библиотеку. 48 Когда компьютер становится другом. 49 Когда компьютер становится другом. 50 Когда компьютер становится другом. 51 Когда компьютер становится другом. Презентация. 52 Компьютерные игры. 53 Компьютерные игры. 54 Как выбрать тему исследования. 55 Цель и задачи исследования. 56 Гипотеза исследования. 57 План исследования. 58 Исследование по выбранной теме. 59 Исследование по выбранной теме. 60 Исследование по выбранной теме. 61 Обрабатываем собранное. 62 Оформление. 63 Оформление. 64 Оформление. 65 Представление своей работы.  66 Представление своей работы.  67 Анализ работы.  68 Анализ работы. Задание на лето.
Литература:
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: Сентябрь, 2003.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.
Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе. - М., 2000.
Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов. - М.: Издательство АПКиПРО, 2000.
Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Практика административной работы в школе. - 2003, №6, 7. 2004, №1.
Савенков А.И. Методика организации игр - исследований с младшими школьниками. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике // Практика административной работы в школе. - 2004, №1.
Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике // Практика административной работы в школе. - 2004, № 5