Разработка урока М. Андреев «Кедровник начисто срубили…». Создание экологического плаката

Тема: М. Андреев «Кедровник начисто срубили»
Создание экологического плаката.

Цели:
выявить знания учащимися глобальных экологических проблем и экологических проблем Ямала, познакомить со стихотворением М. Андреева «Кедровник начисто срубили», познакомить с новым видом работ по изобразительному искусству: научить создавать коллаж на экологическую тему;
развивать связную речь, мышление, умение делать выводы;
воспитывать бережное отношение к природе родного края, эстетический вкус;

ХОД УРОКА

Организация класса
«Свет солнца в ладони возьму. И к сердцу положу. И станет все вокруг Добрее и светлее».

Сообщение темы и цели урока:
- Чему нас учит стихотворение, которое вы только что услышали? (Быть добрыми)
- Добрым можно быть только к людям?
-Сегодня на уроке мы поговорим о добром отношении к природе. Узнаем, к чему приводит неразумное обращение с природой. Научимся создавать коллажи, чтобы с их помощью призывать всех людей к бережному отношению к природе.

Проверка домашнего задания:
-Дома вы должны были ответить на один очень важный вопрос:
Надо ль, чтобы разум человечий
Был всегда с Природою в бою?
-Догадались ли вы, о каком бое идёт речь в этих строках? (человек
сражается с природой, пытается подчинить её себе).
-Давайте послушаем, как же вы ответили на этот вопрос (2,3 ученика зачитывают мини-сочинения, на перемене желательно просмотреть и выбрать наиболее удачные).
-Вы все правы, конечно же, человек должен жить в мире с природой, он должен научиться взаимодействовать с ней, а не воевать.
Подготовка к восприятию:
-Среди деревьев представленных на зрительных метках выберите, только те деревья, которые растут на Ямале (обязательно должен быть кедр)
-Как называется это дерево? (кедр)
-Что вы можете о нём рассказать? (Кедр-хвойное дерево. Живет кедр в среднем 350-400 лет (отдельные долгожители - почти в два раза дольше). Кроме того, кедр - единственное орехоплодное дерево сибирской тайги. Его вкусные и питательные семена-орешки - основной корм для всей лесной фауны, а для человека - с каменного века и до наших дней - объект промысла и ценный продукт питания.)
-Сейчас мы прочитаем стихотворение М. Андреева и узнаем, для каких ещё целей человек использует древесину кедра.

Первичное восприятие:
Читает учитель.
-Как вы поняли, что такое кедровник? (лес, где растут кедры)
-Давайте проверим правильное ли вы составили определение (на зрительных метках слова, на обороте слов определения)
-Почему ушли из леса животные? (его срубили)
-Для чего срубили кедры?

ФИЗМИНУТКА

Повторное чтение:
-Нам с вами предстоит оценить поступок людей, который описан в стихотворении, для этого мы прочитаем стихотворение ещё раз.
(Читают про себя, затем Маша читает вслух).
-Оцените поступок, который совершили люди.
-Давайте попробуем описать последствия этого поступка.
–какие ещё действия людей ведут к гибели природы?
-Как одним словом назвать проблемы взаимоотношений человека и природы? (экология)
-Как вы понимаете слово экология? (проверить на обороте)
-Ребята, а экологические проблемы существуют где-то далеко или они затрагивают и наш Ямал?
(учащиеся делятся своими знаниями экологических проблем Ямала)
Обобщить ответы, уточнить. Загрязнение водоёмов, разработка новых месторождений, прокладывание дорог, выбросы нефтегазового комплекса
-Прочитайте последнее предложение стихотворения, предложите, что можно нарисовать карандашами, которые сделали из срубленного кедра?
(если никто не скажет природу, учитель подсказывает)


-Но ребята, если для того чтобы сделать карандаши, мы будем вырубать леса, наши потомки не смогут любоваться красотами природы и рисовать её, чтобы этого не произошло, мы с вами создадим экологические плакаты, которые помогут людям понять, как надо относится к природе.

Групповая работа над созданием коллажа:
Класс разделен на пять групп по пять человек, у каждой группы на столе лист формата А3, картинки с изображением природы, высказывания, лозунги.
-Работать мы будем группами по пять человек. Давайте повторим правила работы в группе.
Работать дружно
Не перебивать друг друга

-Мы с вами создадим коллажи на экологическую тему.
-Кто-нибудь раньше слышал это слово коллаж? (прочитать на обороте).
-У каждой группы на столе лежат картинки с изображением природы и лозунги. Из этих картинок вы должны создать плакат, глядя на который все люди поняли, как надо обращаться с природой.
Правила создания коллажа:
Сначала расположи картинки и слова на листе, не приклеивая, чтобы увидеть, получилась ли у тебя работа
Раскладывать начинай с крупных деталей
Затем добавляй остальные детали
Если вы удовлетворены общим видом работы, начинаете приклеивать
Приклеиваете сначала крупные детали, затем мелкие. Все детали лежат на листе сдвигать их не надо
-Прочитайте правила работы, обсудите между собой, если что-то не понятно поднимите руку и озвучьте вопрос.

Подведение итогов:

-На магнитной доске выставка плакатов.
-Что вы хотели сказать, создавая этот плакат? (защита плаката)
Оценивание работ по группам.
Мне бы хотелось завершить наш урок такими словами:
Где бы ни жил ты на этом свете, -
Но другой планеты не найти.
Защити леса и реки эти,
И себя и Землю защити!





15