Программа обучения выразительному чтению

135



Обучение правильному, осмысленному, выразительному и быстрому чтению


Учитель: Шеенкова Вера Ивановна













Одна из главных задач начальной школы - научить детей учиться, а это невозможно без умения читать и работать с книгой.
В.Сухомлинский советовал учителям начальных классов:
«Научите всех детей читать так, чтобы они умели, читая думать и думая читать".
Такому чтению научить непросто. Необходимо создать ребенку благоприятные условия, обеспечить квалифицированное руководство обучением, основой которому есть знание особенностей процесса чтения, владение эффективными методами и приемами. Чтение, прежде всего, требует понимания прочитанного и практического совершенствования разговорной техники: владение речевым аппаратом, умение правильно пользоваться в педагогических, обучающих и воспитательных целях языком и речью. Разговорная техника содержит такие элементы:

дыхание - физиологическая основа речи;
голос - главный инструмент чтеца;
дикция - четкое произношение звуков, слогов и слов;
орфоэпия - правильное литературное произношение.

На современном уроке чтения учитель должен формировать у учеников правильное, осмысленное, выразительное чтение с соответствующей каждому возрасту скоростью. В ходе работы над текстом надлежащий уровень формирования этих умений у детей обеспечить сложно. Нужны специальные упражнения на материалах читаемых произведений.
Предложенные ниже упражнения проводятся индивидуально или группами. Время их проведения - 5-6 минут. Тексты упражнений записываются на карточках, читаются с доски, проговариваются.
За счет целенаправленной работы достигается такой уровень формирования навыков, что ошибки при чтении встречаются редко, дети понимают содержание, читают достаточно быстро, передают настроение произведения, состояние героев, соблюдают интонационные средства (паузы, логические ударения, тон, темп чтения по содержанию произведения).

Правильность
Для воспитания правильного чтения нужны упражнения на развитие четкости произношения: проговаривание групп гласных, согласных звуков, слогов, чтение слов с этими звуками, предложений, скороговорок, пословиц. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.
Известно, что при артикуляции звуков дети часто недостаточно открывают рот, не умеют управлять дыханием. Для предотвращения монотонности, неточности произношения, неправильного дыхания при чтении, предлагаю детям своеобразную разминку перед чтением - дыхательную гимнастику.

Упражнения для дыхательной гимнастики
Правильная поза (плечи не поднимать, рука на диафрагме).
Быстро вдохнуть воздух через нос (нюхаем цветок), на звук [а] - выдохнуть.
Погасить свечку: одну, две, три...
Сдуть снежинку с ладони.
Вдохнуть воздух и посчитать до трех, до пяти, до десяти...
Музыкальные упражнения, распевки (слоговая таблица Зайцева).

Упражнения на умение управлять работой дыхательного аппарата

Упражнение 1
Лягте на спину, ладонь положите на живот.
1. Сделайте спокойный, плавный, "процеженный" сквозь активные пружинистые губы выдох на "пф-ф-ф". Выдох должен быть только в норме природных потребностей и не внезапный, чтобы не дать расслабиться мышцам.
2. Не спешите выдыхать. Выдержите паузу.
3. Плавно, спокойно, через нос вдохните. Не спешите выдыхать. Задержите на момент воздух.
4. Сделайте спокойный, плавный, "процеженный" сквозь активные пружинистые губы выдох на "пф-ф-ф", но значительно дольше, чем в начале упражнения.

Упражнение 2
1. Выдох на "пф-ф-ф".
2. Вдох на счет 1-3 с помощью активного движения мышц диафрагмы, межреберных мышц, косых мышц живота (потом до 5-6).
3. Задержка на секунду.
4. Выдох на "пф".

Артикуляционные упражнения

Упражнения с зеркалом


вытянуть губы трубочкой;
улыбнуться;
котик облизывает сметанку.


Упражнения на дикцию

звукоподражение;
чистоговорки;
скороговорки.

На материалах чистоговорок и скороговорок можно тренировать не только дикцию, но и скорость, модуляцию силы голоса, логические ударения, паузы, мимику, настроение.
Правильному чтению также способствуют упражнения на выработку внимания к слову, к его частям: чтение слов с одним корнем, разными корнями, но одинаковыми приставками, суффиксами или окончаниями.
Предупреждают ошибки предварительное многоразовое прочтение сложных слов, словосочетаний, громоздких предложений, встречающихся в тексте.
Эффективна форма самоподготовки учеников к правильному чтению частей текста с последующей взаимопроверкой: школьник читает текст соседу по парте, тот следит за правильностью. Потом они меняются ролями. Чтобы облегчить ученикам работу, можно использовать памятку "Читай правильно" (см. приложение).
В результате систематического исправления третьеклассники воспринимают безошибочно до 30-35 знаков.

Осмысленность
Совершенствуя навыки сознательного чтения, следует систематически уделять внимание лексическому значению слов, а со временем – словосочетаний, смысловых фраз, предложений. В начале каждого урока чтения стоит записать на доске словарь-минимум. Начиная со 2-го класса, дети самостоятельно работают над словами, пользуясь толковым словарем.
Исходя из заданий словарной работы, можно предложить ученикам такие упражнения.
Прочитайте колонки слов, найдите пары слов, близких по значению.
Прочитайте слово. Как можно сказать иначе?
Прочитайте словосочетание. Образуйте(составьте) с его слов новое слово.
Прочитайте слова. Есть ли среди них слова с разным количеством звуков?
Замените выражения словами из текста.
Среди словосочетаний найдите те, которые употребляются в переносном смысле.
Прочитайте слова, которые звучат нежно, грустно, тревожно т.д.
Чтение деформированных слов, словосочетаний, предложений, текстов и их обновления.

При работе над текстом нужно учить детей делить его на логически законченные части. Ученики работают над каждой частью отдельно, находят главное, ставят вопросы по содержанию, составляют диалоги, планы и т.п.
С целью совершенствования сознательного чтения на уроках уместно использовать тесты, в которых необходимо выбрать правильный ответ либо ответить коротко ("да" или "нет"), а также цветные тесты (работа с красками, цветными карандашами). Дети самостоятельно оценивают или взаимно оценивают такие работы, пользуясь таблицей оценивания тестов.
На этапе самостоятельной работы с текстом, можно широко использовать алгоритмы (см. приложение).
Упражнения на предвидение, сообразительность, воображение предполагают высказывание учениками предположений относительно развития событий, процессов, следствий, чувств в воображаемых ситуациях. Уместно предложить ученикам изменить часть текста, придумать свою концовку.

Скорость
Нужно иметь в виду, что скорочтение – это еще и умение достаточно быстро, энергично соображать, выполнять разнообразнейшие задания и физические упражнения.
Скорость чтения повышается упражнениями на развитие оперативной памяти, периферического зрения, совершенствования способности предвидеть слова на основе букв, входящих в их состав, предвидеть содержание произведения по заголовку, началу и концу, заголовку и опорным словам, заголовку и иллюстрациям произведению.
На уроках чтения уместно предлагать упражнения на умение быстро ориентироваться в тексте.
Найти ответы на сложные вопросы.
Подобрать слова на определенную орфограмму.
Определить, сколько раз на странице повторяется то или иное слово.
Эффективно использование игр "Молния", "Буксир", "День и ночь", "Исправь ошибку", кроссвордов.
Увеличить темп чтения можно динамичным чтением: на протяжении нескольких секунд детям демонстрировать слова или предложения, записанные на листе бумаги, их нужно успеть прочитать и запомнить.
Как свидетельствует практика, скорость чтения зависит от угла зрения ребенка. Для расширения угла зрения с первого дня школьного обучения следует использовать рисованные, буквенные и числовые пирамиды.
Например:
Т . и 1 . 8 ли . па
в . и 9 . 4 про . бег
д . е 8 . 7 до . чек
. . х 5 . 1 ок . но

Уместно использовать квадраты Шульте, заполненные буквами или числами.
Например:
б й 11 в 16 е и
е 8 13 л а 9 н
. з м 4 13 н
6 10 1 к д 2 14
ж 5 15 7 и 17 г

Детям предлагается назвать числа и буквы (1, а; 2,б)
Карточки с "разрезанным" текстом используются для усовершенствования способности предвидеть слова, предложения.
Например.
Прочти текст.

С утра повевал легкий ве-
терок. Ввехру тре петали осинки,
Внизу важ но покачивал-
ся папоротник
(По М.Пришвину)

Выразительность

Чтобы читать выразительно, ученики должны научиться анализировать произведения, определять эмоциональное настроение произведения, героев, автора; представлять описанные картины, понимать их содержание, иметь о них свое мнение и т. п.; пользоваться интонационными средствами выразительности.
На основе интонационных схем предложений можно научить детей придерживаться пауз.
, - «один».
; - : - «один, два».
. ! ? - «один, два, три».

Перед абзацем – «один, два, три, четыре».
После заголовка – «один, два, три, четыре, пять».

С целью подготовки выразительного чтения уместно использовать такие упражнения:

Прочитай предложения с различной интонацией.
Прочитай предложения с различной силой голоса.
Прочитай предложения с разной скоростью.
Переставь слова в предложении.
Замени одно слово.
Прочитай, изменяя логические ударения.
Определи общее настроение произведения.
Найди характерные слова в произведении.
Сделай интонационный рисунок предложения, стихотворения т.п. (определи тон, темп чтения, паузы, логические ударения).

Для облегчения работы над выразительностью чтения ученикам можно предложить памятку "Читай выразительно" (см. приложение).

Существенное влияние на совершенствование читательских навыков имеют такие виды работ, как чтение в лицах, инсценировка произведений, подбор слов, которые рифмуются, отгадывание загадок в рифму, дополнение рифмы в стихах, дописывание стихов, сказок и т.д.
На этапе обобщения, систематизации знаний целесообразно проводить интегрированные уроки:
чтения и музыки;
чтения и художественной работы;
чтения и природоведения.
Такие формы и методы работы помогают успешно решать сложные комплексные задания уроков чтения.
Для проведения уроков внеклассного чтения тоже стоит использовать нестандартные, нетрадиционные формы работы.
Предлагаем вашему вниманию фрагмент урока внеклассного чтения во 2-м классе на тему: "Золотые зерна народного творчества". Форма проведения урока - деловая игра.
Дети делятся на творческие группы по желанию:
актеры;
критики;
художники;
писатели.
Во время подготовки к уроку ученики подбирают литературу, готовят костюмы, помогают сочинять приветствия.
Урок начинается с презентации каждой группы.
Следующий этап - инсценировка украинской народной сказки "Петушок и два мышонка".
На основе сказки проводятся разнообразные формы работы:
- обсуждение игры актеров;
- конкурс скороговорок, стихов, загадок;
- чтение собственных произведений;
- конкурс художников и т.п.

Работа с художественным текстом на уроке - это встреча с прекрасным, поиск и открытия, общение детей с учителем и автором. Лишь такой подход к методике урока чтения можно считать современным.
Задания учителя начальных классов – воспитать у учеников эстетическое восприятие художественных произведений, помочь им осознать моральную красоту персонажей, приобщить к образности языка писателя. Успешно решить их можно при условии хорошо спланированных уроков.
Совершенствование навыков правильного, осмысленного, выразительного, быстрого чтения, творческие задания способствуют не только поощрению работы с текстами, книгами, но и помогают познавать большой и сложный мир вокруг себя маленькому человечку, стремящемуся самоутвердиться в нем и проявить себе как личность.
Приложение



Алгоритмы на уроках чтения


Чтение стихотворения


1. Прочитай стихотворение.
2. Найди непонятные слова и объясни их значение, пользуясь толковым словарем.
3. Найди образные изречения.
4. Поставь логические ударения.
5. Определи темп и тон чтения.
6. Прочитай стихотворение выразительно.
7. Подготовь ответы на вопросы.
8. Какая главная мысль стихотворения.


Чтение рассказа

1. Прочитай рассказ и найди непонятные слова.
2. Пользуясь толковым словарем, объясни значение этих слов.
3. Подумай, о чем этот текст.
4. Что тебе понравилось?
5. Найди ответы на вопросы.
6. Раздели текст на части.
7. Составь план.
8. Перескажи рассказ по плану.
9. Выбери образные слова, описания.
10. Подготовься к выразительному чтению текста.


Чтение сказки


1. Прочитай сказку.
2. Найди непонятные слова.
3. Подбери ответы на вопросы.
4. Подели текст на части, составь план.
5. Перескажи содержание сказки.
6. Что в сказке правда, а что вымысел?
7. Измени концовку сказки.
8. Подготовься читать сказку в лицах.
Памятка
Читай выразительно
1. Перечитай текст внимательно. Определи смысл, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.
2. Определи свое отношение к событиям (героям, описанию картин природы).
3. Мысленно представь себе их.
4. Реши, о чем будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какое твое задание как чтеца).
5. Обдумай соответственно с этими заданиями и подбери интонационные средства - тон, темп чтения, отметь паузы, логические ударения.
6. Прочитай сначала текст для себя. Проверь еще раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
7. Прочитай текст выразительно.