Открытый урок в 6 классе на тему: Лексика. Фразеология

Урок русского языка в 6-м классе:
"Повторение по теме "Лексика. Фразеология"

Эпиграф к уроку:
Тысячелетиями накапливаются
и вечно живут в слове несметные
сокровища человеческой мысли и опыта.
(М.А.Шолохов)
Цели урока:

Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка;
Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

Задачи:

Образовательные:
- повторить изученное по теме «Лексика. Фразеология»;
- способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;
- формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.
Воспитательные:
- воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, доброжелательное отношение друг к другу;
- умение исправлять чужие ошибки так, чтобы не обижать одноклассников.
Развивающие:
- совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся; развивать интерес к изучению русского языка, развивать познавательные процессы (мышление, память, воображение, внимание, речь).

Тип урока: Повторение и закрепление пройденного материала.

Методы работы: Вербальный, наглядный, практический;
репродуктивный, проблемно-поисковый,
повторение, закрепление.
Оборудование:

Высказывание о русском языке (эпиграф);
карточки с фразеологическими оборотами;
изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);
картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты.
слайды.

Литература:

Учебник для 6 класса (авторы: Сабитова З. К., Павленко В. К.);
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003;
Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – Л.: Просвещение, 1990;
Журнал «Русский язык в казахстанской школе» № 3 (27) май/июнь 2010 г. - Алматы;
Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. -М.: Просвещение,1988;
Косолапкова А. А. Дидактические игры при изучении темы “Лексика”//РЯШ,1990. - №6;
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989;
Лозинская Т. П. Русский язык-это интересно! Книга для учителя. - М.: “Московский Лицей”, Брянск: “Курсив”,1997;
Альденова С. А. Занимательные грамматические рассказы. Кызылорда, 2011 – 64 с
интернет-ресурсы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Звучит Гимн Республики Казахстан (Слайд).

II. Вступительное слово учителя. Объявление целей урока.

- Садитесь, ребята. А теперь, записываем сегодняшнее число и тему урока – второе декабря. Тема: «Повторение по теме «Лексика. Фразеология» (Слайд)
- Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах, хорошо вам знакомых. Особенный тем, что мы отправимся в большую страну русского языка – Лексика и Фразеология.
- Цель нашего урока сегодня - закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.
- Ребята, в русском языке очень много самых разных словарей, которые помогают нам в нашей повседневной жизни. Давайте обратим внимание на то, какие словари являются нашими помощниками в речи. Внимание на доску (Слайд).

III. Работа по теме урока.

- А сейчас мы отправимся в путешествие в страну «Лексика и Фразеология».
- Что же такое лексикология? Это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов.
- А что такое фразеология? Это раздел науки о языке, изучающий значение и употребление фразеологизмов.
- Наше путешествие должно быть интересным и занимательным и в конце этого путешествия нас ждет большой подарок, до которого мы обязательно должны с вами добраться.
- Путешествие мы совершим на скором поезде, который будет останавливаться на станциях и нам будет интересно познакомиться с жильцами, которые живут на этих станциях.

- Начинаем наше путешествие! Поехали! И я уже вижу 1 станцию, к которой мы приближаемся
- 1 станция, до которой мы доехали – «Распределительная» (Слайд).
Задание: Распределить слова на 2 группы: слова-пенсионеры и слова-младенцы (Слайд).
- А как вы понимаете значение этих слов?
- Слова-пенсионеры – устаревшие слова, которые вышли из активного повседневного употребления.
- Мы знаем, что устаревшие слова делятся на 2 группы. Назовите их. Историзмы и архаизмы.
- Ребята, чтобы справиться с этим заданием нам нужно знать, что такое историзмы? Названия, которые исчезли вместе с предметом, понятием – лапти, кафтан, ботфорты.
- А что мы называем архаизмами? Это устаревшие названия существующих предметов: ланиты – щеки, длань – ладонь.
- Хорошо. А теперь, давайте выясним, что такое слова-младенцы?
- Слова-младенцы – это неологизмы – новые слова, возникающие в языке.
- Вот вы и готовы к выполнению первого задания. К доске пойдут ____________
и _____________. 1 ученик выписывает устаревшие слова, а 2 ученик – неологизмы. Посмотрим, как они справятся с этим заданием.

Слова: Зеница – зрачок глаза (архаизм); ботфорты – высокие сапоги (историзм); принтер – (неологизм); флеш-карта – (неологизм); чело – лоб (архаизм); очи – глаза (архаизм); чипсы – (неологизм); гамбургер – (неологизм); уста – губы (архаизм); дворянин – (историзм); алтын – денежная единица (историзм); лакей – комнатный слуга (историзм); потчевать – угощать (архаизм); раб – (историзм); ди-джей – (неологизм), ноутбук – (неологизм).

- Так. Ребята выполнили это задание, а теперь мы его проверим. Внимание на доску – правильные ответы. Задать дополнительные вопросы.

- Хорошо. Наш поезд может двигаться дальше и на очереди у нас 2 станция, к которой мы подъезжаем – «Сообразительная» (Слайд).
Задание: Замените заимствованные слова исконно русскими (Слайд).
- Ребята, а какие слова мы называем исконно русскими? Под исконно русской лексикой понимаются те слова, которые образовались непосредственно в русском языке в разные периоды его развития.
- А какие – заимствованными? Это слова, которые вошли в нашу речь из других языков.
- Для выполнения этого задания к доске пойдет ______________. А затем мы все вместе проверим, справилась ли она с этим зданием.

Презентация – представление
шоу – зрелище
имидж – облик
прогресс – развитие
космос – Вселенная
менталитет – обычаи-привычки
диалог – беседа

- Хорошо. Давайте проверим, правильно ли мы справились с этим зданием. Внимание на доску – правильные ответы. Задать дополнительные вопросы.

- 2 станцию мы посетили весьма успешно и едем дальше
- 3 станция, до которой мы доехали – «Определительная» (Слайд).
Задание: Определи, к какой сфере деятельности относятся следующие слова: литература, математика, спортивная сфера деятельности (Слайд).
Слова: Олицетворение, периметр, волейбол, сравнение, пенальти, стихотворение, сумма, нокаут, треугольник, ямб, баскетбол, защитник, уравнение, поэма, трагедия, гол, атлет, комедия, множитель (Слайд).
- Для выполнения этого задания к доске выйдут 3 ученика: ____________, ______
_______ и ___________. Начинаем выполнять это задание, а затем проверим.

- Так, ребята уже готовы. 1 ученик зачитывает слова, которые он причислил к литературе, 2 ученик – к математике, 3 ученик – к спортивной деятельности. Посмотрим на доску – правильные ответы.
- Хорошо. Это было несложное задание, садитесь, ребята. Молодцы!
- Ну, что? Наше путешествие продолжается, а значит мы едем дальше
- 4 станция, к которой мы приближаемся – «Диалектная» (Слайд).
Задание: Подобрать к диалектному слову из 1 столбика диалектное слово из 2 столбика (Слайд).
- Ребята, а что мы называем диалектными словами? Это слова, употребляемые преимущественно жителями одной местности.
- А что такое диалект, говор? Это речь людей определенной местности.
- К выполнению этого задания приступит _______________. Ответы на слайде.

1. Бредень
1. Обувь

2. Баять
2. Хорошая погода

3. Вёдро
3. Петух

4. Кочет
4. Говорить

5. Катанки
5. Валенки

6. Коты
6. Невод


- Молодец. Ты отлично справился с этим заданием.
- А пока наш поезд приближается к следующей станции «Фразеологическая», мы проведем небольшую разминку.
- Давайте еще раз вспомним, что такое фразеология? Это раздел науки о языке, изучающий значение и употребление фразеологизмов.
- Хорошо. А теперь напрашивается вопрос: что такое фразеологизмы? Это образные, устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Разминка. К доске выходят 3 ученика и при помощи пантомимы изображают написанный на карточке фразеологизм, а вы, ребята, должны угадать, показанный фразеологизм.
1 ученик - Стоять на задних лапках (Ален)
2 ученик - Прикусить язык (Акнур)
3 ученик - Ломать голову (Фархад)

- Ребята, а как вы понимаете значение этих фразеологизмов? Отвечают.

- И, наконец, мы приехали до конечной станции – станции № 5 – «Фразеологическая» (Слайд).
Задание: Назовите фразеологизм, который изображен на картинке (Слайд).
- Ребята, сейчас на доске будут появляться картинки, и по ним вы должны отгадать, какой фразеологизм подходит под эту картинку, а также объяснить значение этого фразеологизма.

1 картинка – Как кошка с собакой – в постоянной ссоре;
2 картинка – спустя рукава – небрежно, кое-как;
3 картинка – как курица лапой – небрежный почерк;
4 картинка – море по колено – ничего не страшно;
5 картинка – как с гуся вода – все нипочем, безразлично;
6 картинка – волчий аппетит – очень сильный аппетит;
7 картинка – носом к носу – близко столкнуться;
8 картинка – сесть в калошу – попасть впросак, опозориться;
9 картинка – вставлять палки в колеса – мешать;
10 картинка – водить за нос – обманывать.

IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

- Ну вот, ребята, мы и проехали конечную станцию и в конце путешествия, как я и обещала нас ждет большой подарок.
- Давайте заглянем в него. Что же там находится? (Слайд – 2 коробки).
- Это домашнее задание: составить кроссворды, ребусы по теме «Лексика и Фразеология».
- Ну как вам такой подарок?

- Давайте подведем итог нашего урока.
- О каких разделах русского языка сегодня шла речь? О лексике и о фразеологии.
- О каких понятиях из лексикологии мы сегодня с вами говорили? Об устаревших словах, о диалектных словах, о профессиональных словах, о новых словах, об исконно русских словах.
- Ребята, после нашего урока-путешествия, как вы думаете – для чего нам нужно изучать лексику русского языка? Для того, чтобы обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи, для того, чтобы красиво и правильно говорить.
- А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова: (Слайд)
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.

- Спасибо, ребята, что вы принимали активное участие на этом уроке. До свидания! Можете отдыхать.












13PAGE 15


13PAGE 14515